ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
лоотдачей — «горячие» (рис. 26, а ) , а для двига телей с повышенной степенью сжатия — свечи с большой теплоотдачей, условно называемые «хо лодными» (рис. 26, б). «Холодные» свечи имеют короткую нижнюю часть изолятора и узкую рас
точку корпуса, |
а «горя |
чие» — длинную |
нижнюю |
часть изолятора и широкую расточку корпуса.
Для каждого двигателя применяются свечи зажига ния определенной марки:
Рис. 25. Устройство све |
|
Рис. 26. |
Свечи зажига |
|
чи зажигания. |
|
|
ния: |
|
|
|
|
а — г о р я ч а я ; б — х о л о д н а я . |
|
ГАЗ-51 А, |
ГАЗ-63, |
ГАЗ-63А, М-20. |
М-12У* |
|
ГАЗ (УАЗ)-69А, |
УАЗ 450 . . |
|||
ЗИЛ-150, |
ЗИЛ-151, |
ЗИЛ-157, |
АШУ |
|
ЗИЛ-164, ЗИЛ-158, ЛАЗ-695 . . |
Г А З - 1 2 .................................................. А14К
*В маркировке свечей первая буква обозначает диа
метр резьбы ввертной |
части корпуса (М — 18 |
мм; А — |
||
14 мм), |
число— длину |
нижней части |
изолятора |
в милли |
метрах, |
последняя буква — материал |
изолятора |
(У — ура |
лит: К — кристаллокорунд)'.
112
М . 9 1 М . 9 1 Л M . 9 I M |
А14У |
«Москвич-423: |
А11У |
ЗИЛ-111 |
А13Б |
ГАЗ-13 |
А15Б |
ЗАЗ-965 |
А75У |
Включатель зажигания
Включатель зажигания служит для включе ния первичной цепи катушки зажигания и конт рольно-измерительных приборов. На легковых автомобилях он может использоваться также для включения стартера и радиоприемника. Состоит
з |
8 |
Рис. 27. Включатель зажигания.
он из корпуса 3 (рис. 27), отлитого из цинкового сплава, замка 2 и выключателя, имеющего па нель 8 с тремя контактными винтами, пластину 6 с тремя контактными выступами 7 и пружину 5, которая прижимает пластину к панели. Пласти на 6 связана с замком через поводок 4. Когда ключ 1 находится в положении «Включено», вы ступы пластины не совпадают с контактными винтами панели. При повороте ключа до поло жения «Выключено» выступы находят на кон тактные винты 9, выключая зажигание и конт рольно-измерительные приборы.
Замок зажигания автомобиля М-21 «Волга» имеет четыре положения: прорезь замка установ
8-801 |
113 |
лена вертикально — зажигание выключено; ключ вставлен и повернут по часовой стрелке в первое положение — включено зажигание и радиоприем ник; ключ повернут по часовой стрелке во второе положение — включено зажигание и стартер; ключ повернут влево от положения «Выключе но» — включен только радиоприемник.
Уменьшение помех радиоприему
При работе приборов зажигания и генера тора возникает искрение, следствием которого являются высокочастотные электромагнитные волны, вызывающие треск и шорохи в радиопри емнике. Для уменьшения этих помех приме
няют:
а) подавительные сопротивления СЭ-01, СЭ-02 и другие, изготовленные в виде стержня
из очищенного обуглероженного асбеста, пере мешанного с бакелитовым лаком, и устанавли ваемые в проводах высокого напряжения (рис. 28) в специальных карболитовых патронах сопротивлением 7—14 тыс. ом;
114
б) конденсаторы емкостью 0,1— 1 мкф, вклю чаемые параллельно датчикам указателей дав ления масла, температуры воды и между зажи мами Я и М генератора (М-21 «Волга» и др.); в) экранирующую оплетку, устанавливаемую на антенном кабеле (на специальных автомоби лях производится экранирование всех приборов
зажигания); г) мягкие плетеные провода, соединяющие
двигатель с кузовом, и шайбы-звездочки, уста навливаемые под головки болтов.
Подавительным сопротивлением (10 тыс. ом) может являться также угольный контакт рас
пределителя (М-21 |
«Волга», «Москвич-407» |
и др.). |
|
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ
Неисправности катушки зажигания
З а м ы к а н и е |
в и т к о в |
п е р в и ч н о й |
о б м о т к и происходит при |
порче изоляции, |
в результате чего увеличивается ток в первич ной обмотке катушки, вызывая ее перегрев и
усиливая |
искрение контактов прерывателя. |
П р о б о й и з о л я ц и и в т о р и ч н о й о б |
|
мот ки |
может произойти при перегреве ка |
тушки, установке искровых промежутков меж ду проводами и центральными электродами све чей, длительной работе катушки с закорочен ным добавочным сопротивлением и при старе нии изоляции. В результате пробоя изоляции возникают внутренние разряды, уменьшающие напряжение на электродах свечи, что вызывает перебои в работе или остановку двигателя.
8 * |
115 |
О б р ы в п р о в о д а д о п о л н и т е л ь н о г о с о п р о т и в л е н и я п е р в и ч н о й о б м о т к и , в результате чего двигатель работает только во
время его пуска |
стартером (пока сопротивление |
закорочено). |
|
Неисправности |
прерывателя-распределителя |
М а л ы й з а |
з о р между контактами пре |
рывателя в результате неправильной регулиров ки и при износе текстолитовой подушечки ры чажка подвижного контакта увеличивает искре ние между ними, вызывающее окисление и эро зию (перенос металла с неподвижного контакта на подвижный). При малом зазоре между кон тактами замедляется прерывание тока в первич ной цепи и исчезновение магнитного потока в катушке зажигания, что снижает напряжение вторичной обмотки, вызывая тем самым пере
бои в работе |
двигателя, |
особенно |
на малых |
оборотах коленчатого вала. |
контактами |
||
Б о л ь ш о й |
з а з о р |
между |
прерывателя вследствие неправильной регули ровки приводит к преждевременному размыка нию контактов, уменьшая время замкнутого со стояния их, особенно при больших оборотах ко ленчатого вала. В этом случае уменьшается ток в первичной обмотке катушки зажигания и сни жается напряжение во вторичной, что вызыва ет на больших оборотах перебои в работе двига теля.
О к и с л е н и е к о н т а к т о в и другие неис правности прерывателя-распределителя также вызывают перебои в работе зажигания.
Контакты прерывателя окисляются в резуль тате искрения между ними. Причинами усилен ного искрения, вызывающего значительное оки
116
сление ' (обгорание) контактов, могут быть: уменьшение зазора или замасливание контактов; замыкание витков катушки зажигания; повышен ное напряжение генератора; плохой контакт между проводом конденсатора и зажимом пре рывателя или его обрыв; пробой конденсатора без замыкания обкладок (при замыкании обкла док первичная обмотка катушки зажигания за мыкается «на массу», и при размыкании контак тов прерывателя ток низкого напряжения не бу дет в ней исчезать); малая емкость конденса тора.
Окисление контактов и перенос металла, про исходящий в этих случаях, повышает сопротивле ние первичной цепи, снижая тем самым напряже ние вторичной обмотки катушки, что вызывает перебои в работе зажигания, а следовательно, и двигателя.
Перебои в работе двигателя могут быть вы званы и другими причинами: ослаблением пру жины рычажка подвижного контакта прерывате ля, обрывом провода, замкнутого «на массу», соединяющего подвижный и неподвижный диски прерывателя, износом граней кулачковой муфты и втулок приводного валика, заеданием рычажка подвижного контакта.
П о т е р я у п р у г о с т и п р у ж и н ц е н т р о б е ж н о г о р е г у л я т о р а в результате усталости металла или обрыв одной из его пру жин резко увеличивают угол опережения зажига ния на малых и средних оборотах коленчатого вала. В результате появляются детонационные стуки в двигателе при движении груженого авто
мобиля на |
малой скорости. |
Н а р у ш е н и е г е р м е т и ч н о с т и в а к у |
|
у м н о г о |
р е г у л я т о р а из-за повреждения |
диафрагмы или прокладки под штуцером, тре щины в крышке или неплотного соединения тру бопровода понижает разрежение. В этом случае при изменении нагрузки угол опережения за жигания не изменяется, что ухудшает экономич ность двигателя.
З а м а с л и в а н и е или з а г р я з н е н и е к р ышк и р а с п р е д е л и т е л я , а также обра зование трещин в ней вызывает утечку тока вы сокого напряжения «на массу» или между элек тродами крышки, что приводит к перебоям в ра боте двигателя.
Неисправности свечей зажигания
К неисправностям свечей зажигания относят ся: загрязнение или попадание влаги на верхнюю часть изолятора; отложение сухого нагара (копо ти) при работе двигателя на богатой смеси; от ложение жирного нагара в результате попадания масла на изолятор. Нагар способствует утечке тока, снижает напряжение на электродах свечи и может привести к прекращению искрообразования. При малом зазоре между электродами они могут забиться нагаром; большой зазор между электродами затрудняет пуск двигателя и повы шает напряжение, уменьшая тем самым надеж ность работы приборов зажигания, так как воз можна порча изоляции. Трещины в изоляторе вызывают прекращение искрообразования между электродами свечи. Перегрев изолятора приводит к преждевременному воспламенению смеси. Нор мальный цвет изолятора работающей свечи — светло-коричневый. Зазор между электродами свечи должен быть 0,6—0,7 мм летом, а в зим нее время — 0,5—0,6 мм.
118
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ
Е ж е д н е в н о е и п е р в о е |
т е х н и ч е |
ское о б с л у ж и в а н и е (ЕО и |
ТО-1). Прове |
рить действие включателя, состояние и крепле ние приборов зажигания, наконечников проводов и зажимов, изоляцию проводов. Не оставлять на долгое время выключенное зажигание, так как это может привести к перегреву первичной об мотки катушки зажигания и перегоранию доба вочного сопротивления в ней. Поддерживать при боры зажигания в чистоте.
В т о р о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ние (ТО-2). Протереть чистой тряпкой, смочен ной бензином, крышку распределителя тока вы сокого напряжения, ротор и изоляторы свечи. Проверить крепление трубки вакуумного регуля тора. Проверить состояние контактов прерыва теля и при необходимости протереть их замшей, плотной тканью, смоченной бензином, или зачи стить надфилем, абразивной пластинкой, стек лянной или наждачной бумагой № 140—170.
Зачищенные контакты отполировать бывшей в употреблении стеклянной бумагой № 170. Пло щадь прилегания контактов должна быть распо ложена в центре и занимать не менее 50% их по верхности.
Зазор между контактами в разомкнутом со стоянии должен быть 0,35—0,45 мм.
Смазать ось рычажка (одна капля), фильц кулачка (две капли) и внутреннюю полость ва лика кулачка (две капли) маслом, применяемым для двигателя. Если фильца нет, то смазать ку лачковую муфту техническим вазелином или смазкой КВ, подшипники вала — смазкой 1—13
119