Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лоотдачей — «горячие» (рис. 26, а ) , а для двига­ телей с повышенной степенью сжатия — свечи с большой теплоотдачей, условно называемые «хо­ лодными» (рис. 26, б). «Холодные» свечи имеют короткую нижнюю часть изолятора и узкую рас­

точку корпуса,

а «горя­

чие» — длинную

нижнюю

часть изолятора и широкую расточку корпуса.

Для каждого двигателя применяются свечи зажига­ ния определенной марки:

Рис. 25. Устройство све­

 

Рис. 26.

Свечи зажига­

чи зажигания.

 

 

ния:

 

 

 

а — г о р я ч а я ; б — х о л о д н а я .

ГАЗ-51 А,

ГАЗ-63,

ГАЗ-63А, М-20.

М-12У*

ГАЗ (УАЗ)-69А,

УАЗ 450 . .

ЗИЛ-150,

ЗИЛ-151,

ЗИЛ-157,

АШУ

ЗИЛ-164, ЗИЛ-158, ЛАЗ-695 . .

Г А З - 1 2 .................................................. А14К

*В маркировке свечей первая буква обозначает диа­

метр резьбы ввертной

части корпуса (М — 18

мм; А —

14 мм),

число— длину

нижней части

изолятора

в милли­

метрах,

последняя буква — материал

изолятора

(У — ура­

лит: К — кристаллокорунд)'.

112

М . 9 1 М . 9 1 Л M . 9 I M

А14У

«Москвич-423:

А11У

ЗИЛ-111

А13Б

ГАЗ-13

А15Б

ЗАЗ-965

А75У

Включатель зажигания

Включатель зажигания служит для включе­ ния первичной цепи катушки зажигания и конт­ рольно-измерительных приборов. На легковых автомобилях он может использоваться также для включения стартера и радиоприемника. Состоит

з

8

Рис. 27. Включатель зажигания.

он из корпуса 3 (рис. 27), отлитого из цинкового сплава, замка 2 и выключателя, имеющего па­ нель 8 с тремя контактными винтами, пластину 6 с тремя контактными выступами 7 и пружину 5, которая прижимает пластину к панели. Пласти­ на 6 связана с замком через поводок 4. Когда ключ 1 находится в положении «Включено», вы­ ступы пластины не совпадают с контактными винтами панели. При повороте ключа до поло­ жения «Выключено» выступы находят на кон­ тактные винты 9, выключая зажигание и конт­ рольно-измерительные приборы.

Замок зажигания автомобиля М-21 «Волга» имеет четыре положения: прорезь замка установ­

8-801

113



лена вертикально — зажигание выключено; ключ вставлен и повернут по часовой стрелке в первое положение — включено зажигание и радиоприем­ ник; ключ повернут по часовой стрелке во второе положение — включено зажигание и стартер; ключ повернут влево от положения «Выключе­ но» — включен только радиоприемник.

Уменьшение помех радиоприему

При работе приборов зажигания и генера­ тора возникает искрение, следствием которого являются высокочастотные электромагнитные волны, вызывающие треск и шорохи в радиопри­ емнике. Для уменьшения этих помех приме­

няют:

а) подавительные сопротивления СЭ-01, СЭ-02 и другие, изготовленные в виде стержня

из очищенного обуглероженного асбеста, пере­ мешанного с бакелитовым лаком, и устанавли­ ваемые в проводах высокого напряжения (рис. 28) в специальных карболитовых патронах сопротивлением 7—14 тыс. ом;

114

б) конденсаторы емкостью 0,1— 1 мкф, вклю­ чаемые параллельно датчикам указателей дав­ ления масла, температуры воды и между зажи­ мами Я и М генератора (М-21 «Волга» и др.); в) экранирующую оплетку, устанавливаемую на антенном кабеле (на специальных автомоби­ лях производится экранирование всех приборов

зажигания); г) мягкие плетеные провода, соединяющие

двигатель с кузовом, и шайбы-звездочки, уста­ навливаемые под головки болтов.

Подавительным сопротивлением (10 тыс. ом) может являться также угольный контакт рас­

пределителя (М-21

«Волга», «Москвич-407»

и др.).

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

Неисправности катушки зажигания

З а м ы к а н и е

в и т к о в

п е р в и ч н о й

о б м о т к и происходит при

порче изоляции,

в результате чего увеличивается ток в первич­ ной обмотке катушки, вызывая ее перегрев и

усиливая

искрение контактов прерывателя.

П р о б о й и з о л я ц и и в т о р и ч н о й о б ­

мот ки

может произойти при перегреве ка­

тушки, установке искровых промежутков меж­ ду проводами и центральными электродами све­ чей, длительной работе катушки с закорочен­ ным добавочным сопротивлением и при старе­ нии изоляции. В результате пробоя изоляции возникают внутренние разряды, уменьшающие напряжение на электродах свечи, что вызывает перебои в работе или остановку двигателя.

8 *

115


О б р ы в п р о в о д а д о п о л н и т е л ь н о г о с о п р о т и в л е н и я п е р в и ч н о й о б м о т к и , в результате чего двигатель работает только во

время его пуска

стартером (пока сопротивление

закорочено).

 

Неисправности

прерывателя-распределителя

М а л ы й з а

з о р между контактами пре­

рывателя в результате неправильной регулиров­ ки и при износе текстолитовой подушечки ры­ чажка подвижного контакта увеличивает искре­ ние между ними, вызывающее окисление и эро­ зию (перенос металла с неподвижного контакта на подвижный). При малом зазоре между кон­ тактами замедляется прерывание тока в первич­ ной цепи и исчезновение магнитного потока в катушке зажигания, что снижает напряжение вторичной обмотки, вызывая тем самым пере­

бои в работе

двигателя,

особенно

на малых

оборотах коленчатого вала.

контактами

Б о л ь ш о й

з а з о р

между

прерывателя вследствие неправильной регули­ ровки приводит к преждевременному размыка­ нию контактов, уменьшая время замкнутого со­ стояния их, особенно при больших оборотах ко­ ленчатого вала. В этом случае уменьшается ток в первичной обмотке катушки зажигания и сни­ жается напряжение во вторичной, что вызыва­ ет на больших оборотах перебои в работе двига­ теля.

О к и с л е н и е к о н т а к т о в и другие неис­ правности прерывателя-распределителя также вызывают перебои в работе зажигания.

Контакты прерывателя окисляются в резуль­ тате искрения между ними. Причинами усилен­ ного искрения, вызывающего значительное оки­

116

сление ' (обгорание) контактов, могут быть: уменьшение зазора или замасливание контактов; замыкание витков катушки зажигания; повышен­ ное напряжение генератора; плохой контакт между проводом конденсатора и зажимом пре­ рывателя или его обрыв; пробой конденсатора без замыкания обкладок (при замыкании обкла­ док первичная обмотка катушки зажигания за­ мыкается «на массу», и при размыкании контак­ тов прерывателя ток низкого напряжения не бу­ дет в ней исчезать); малая емкость конденса­ тора.

Окисление контактов и перенос металла, про­ исходящий в этих случаях, повышает сопротивле­ ние первичной цепи, снижая тем самым напряже­ ние вторичной обмотки катушки, что вызывает перебои в работе зажигания, а следовательно, и двигателя.

Перебои в работе двигателя могут быть вы­ званы и другими причинами: ослаблением пру­ жины рычажка подвижного контакта прерывате­ ля, обрывом провода, замкнутого «на массу», соединяющего подвижный и неподвижный диски прерывателя, износом граней кулачковой муфты и втулок приводного валика, заеданием рычажка подвижного контакта.

П о т е р я у п р у г о с т и п р у ж и н ц е н ­ т р о б е ж н о г о р е г у л я т о р а в результате усталости металла или обрыв одной из его пру­ жин резко увеличивают угол опережения зажига­ ния на малых и средних оборотах коленчатого вала. В результате появляются детонационные стуки в двигателе при движении груженого авто­

мобиля на

малой скорости.

Н а р у ш е н и е г е р м е т и ч н о с т и в а к у ­

у м н о г о

р е г у л я т о р а из-за повреждения


диафрагмы или прокладки под штуцером, тре­ щины в крышке или неплотного соединения тру­ бопровода понижает разрежение. В этом случае при изменении нагрузки угол опережения за­ жигания не изменяется, что ухудшает экономич­ ность двигателя.

З а м а с л и в а н и е или з а г р я з н е н и е к р ышк и р а с п р е д е л и т е л я , а также обра­ зование трещин в ней вызывает утечку тока вы­ сокого напряжения «на массу» или между элек­ тродами крышки, что приводит к перебоям в ра­ боте двигателя.

Неисправности свечей зажигания

К неисправностям свечей зажигания относят­ ся: загрязнение или попадание влаги на верхнюю часть изолятора; отложение сухого нагара (копо­ ти) при работе двигателя на богатой смеси; от­ ложение жирного нагара в результате попадания масла на изолятор. Нагар способствует утечке тока, снижает напряжение на электродах свечи и может привести к прекращению искрообразования. При малом зазоре между электродами они могут забиться нагаром; большой зазор между электродами затрудняет пуск двигателя и повы­ шает напряжение, уменьшая тем самым надеж­ ность работы приборов зажигания, так как воз­ можна порча изоляции. Трещины в изоляторе вызывают прекращение искрообразования между электродами свечи. Перегрев изолятора приводит к преждевременному воспламенению смеси. Нор­ мальный цвет изолятора работающей свечи — светло-коричневый. Зазор между электродами свечи должен быть 0,6—0,7 мм летом, а в зим­ нее время — 0,5—0,6 мм.

118

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

Е ж е д н е в н о е и п е р в о е

т е х н и ч е ­

ское о б с л у ж и в а н и е (ЕО и

ТО-1). Прове­

рить действие включателя, состояние и крепле­ ние приборов зажигания, наконечников проводов и зажимов, изоляцию проводов. Не оставлять на долгое время выключенное зажигание, так как это может привести к перегреву первичной об­ мотки катушки зажигания и перегоранию доба­ вочного сопротивления в ней. Поддерживать при­ боры зажигания в чистоте.

В т о р о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ­ ние (ТО-2). Протереть чистой тряпкой, смочен­ ной бензином, крышку распределителя тока вы­ сокого напряжения, ротор и изоляторы свечи. Проверить крепление трубки вакуумного регуля­ тора. Проверить состояние контактов прерыва­ теля и при необходимости протереть их замшей, плотной тканью, смоченной бензином, или зачи­ стить надфилем, абразивной пластинкой, стек­ лянной или наждачной бумагой № 140—170.

Зачищенные контакты отполировать бывшей в употреблении стеклянной бумагой № 170. Пло­ щадь прилегания контактов должна быть распо­ ложена в центре и занимать не менее 50% их по­ верхности.

Зазор между контактами в разомкнутом со­ стоянии должен быть 0,35—0,45 мм.

Смазать ось рычажка (одна капля), фильц кулачка (две капли) и внутреннюю полость ва­ лика кулачка (две капли) маслом, применяемым для двигателя. Если фильца нет, то смазать ку­ лачковую муфту техническим вазелином или смазкой КВ, подшипники вала — смазкой 1—13

119