Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или солидолом, повернув на 1—2 оборота колпа­ чок масленки.

Очистить свечи от нагара, проверить их и ус­ тановить зазор между электродами подгибанием бокового электрода, проверив его круглым щу­ пом. Величину подавительных сопротивлений проверить омметром. При уменьшении сопротив­ ления больше чем на 50% заменить свечи.

Через 16—19 тыс. км пробега снимают пре­ рыватель-распределитель, разбирают и промыва­ ют его детали в бензине. Проверяют герметич­ ность вакуумного регулятора и действие центро­ бежного регулятора, при необходимости регули­ руя натяжение пружины.

УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ

От правильности установки зажигания зави­ сит экономичность, мощность и устойчивость ра­ боты двигателя. Для правильной установки за­ жигания нужно проделать такие операции:

1. Установить поршень первого цилиндра в конце хода сжатия. Для этого следует вывер­ нуть свечу первого цилиндра и закрыть пальцем отверстие свечи (при горячем двигателе — вста­ вить пробку). Затем поворачивать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала вы­ хода воздуха из-под пальца (выскакивания проб­ ки). Убедившись, что сжатие началось, нужно продолжать осторожно поворачивать вал двига­

теля до совпадения:

 

а)

метки на картере маховика с четвертым де

лением шкалы маховика

(перед стальным шари­

ком,

запрессованным в

обод) (ГАЗ-51А, М-20,

М-21 Г); в этом случае

поршень не доходит до

в.м.т.

на 4°;

 

120

б) метки на картере маховика с меткой махо­ вика в.м.т. (ЗИЛ-120) или стальным шариком

(ЗИЛ-164);

в) установочной шпильки с отверстием (лун­ кой), имеющимся на распределительной ше-

Л 1 /

 

 

6

Рис. 29. Проверка момента размыкания контактов.

стерне

(ЗИЛ-120,

ЗИЛ-164 выпуска после

1955 г.);

отверстия, имеющегося на шкиве коленча­

г)

того вала с установочным штифтом на крышке

распределительных

шестерен.

2.Поставить в нулевое положение указатель октан-корректора.

3.Установить прерыватель-распределитель на двигатель, если он снят с него, снять крышку распределителя, ротор и отсоединить трубку ва­ куумного регулятора. Проверить величину зазора между контактами и при необходимости зачи­

стить и отрегулировать зазор (0,35—0,45 мм) из­ менением положения неподвижного контакта при отпущенном винте крепления 24 (рис. 21) с по­ мощью эксцентрика 19 Включить зажигание и определить момент начала размыкания контак­ тов с помощью контрольной лампочки, включен­ ной параллельно контактам прерывателя (рис. 29, а) или на «искру» (рис. 29, б), повора­

121


чивая корпус прерывателя-распределителя про­ тив вращения призодного валика до тех пор, по­ ка лампочка загорится. Закрепить корпус в та­ ком положении.

4.Установить ротор и крышку на места. Сое­ динить провод первой свечи с боковым электро­ дом крышки, на который направлена разносная пластинка ротора. Затем, учитывая направление вращения ротора и порядок работы двигателя, соединить провода остальных свечей с боковыми электродами крышки.

5.Присоединить трубку вакуумного регуля­

тора.

6.Проверить правильность установки зажига­

ния при движении и уточнить при необходимости угол опережения зажигания с помощью октанкорректора, для чего:

а) прогреть двигатель и на прямой передаче (на ровном участке пути) довести скорость гру­ женого на 75% грузоподъемности автомобиля до

20—25 км/ч (легкового — до 30—40 км/ч)-,

б) резко нажать до отказа на педаль управ­ ления дроссельной заслонкой и прислушаться к работе двигателя. При правильной установке зажигания во время разгона до 50 км/ч (легко­ вых автомобилей до 80 км/ч) должны быть слышны слабые детонационные стуки;

в) при отсутствии стуков увеличить угол опе­ режения зажигания поворотом корпуса прерыва­ теля-распределителя против вращения приводно­ го валика с помощью регулировочных гаек 17 (см. рис. 21) на одно деление шкалы октан-кор­ ректора. При сильных и частых стуках — умень­ шить угол опережения поворотом корпуса в сто­ рону вращения приводного валика.

Проверку установки и уточнение угла опере­

122

жения производят при смене сорта топлива, после регулировки карбюратора, зазора между контактами прерывателя, центробежного и ваку­ умного регулятора опережения зажигания.

ПРОВЕРКА ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

Проверку приборов и цепи зажигания можно производить переносным прибором ППЗ непо­ средственно на автомобиле.

В приборе ППЗ имеются: эталонный преры­ ватель 1 (рис. 30), который приводится в дей­ ствие от электродвигателя 2; вольтметр 3 со спе­ циальной шкалой для проверки состояния кон­ тактов прерывателя; эталонная катушка зажи­ гания 4, которая используется при испытаниях прерывателей и конденсаторов на автомобиле; искровой разрядник 6 с неоновой лампой для проверки работы катушки зажигания, конденса­ торов и свечей зажигания; переключатель 5 включения вторичной обмотки эталонной ка­ тушки зажигания; переключатель 8 катушки за­ жигания, имеющий положения «Эталонная» и «Испытуемая»; переключатель 10 эталонного конденсатора 9, имеющий положения «Эталон­ ный конденсатор» и «Испытуемый конденсатор»; переключатель 11 для включения специального вольтметра; переключатель 15 вольтметра, имею­ щий положения «Установка стрелки» и «Угол контакта»; переключатель 17 полярности «плюс» и «минус», который переключается в зависимости от того, какой полюс батареи включен «на мас­ су»; переключатель 16 электродвигателя, имею­ щий три положения (левое для 12-вольтного оборудования, правое для 6-вольтного оборудо­ вания и среднее—«выключено»); реостат /Зсру-

123



кояткой 14; селеновый выпрямитель 12, включен­ ный для того, чтобы переменный ток вторичной

Рис. 30. Схема прибора для проверки системы зажигания.

обмотки

не

искажал

показаний прибора;

штырь 24.

 

 

 

 

к о н т а к т о в

П р о в е р к а с о с т о я н и я

п р е р ыв а т е л я .

Для проверки вольтметр при­

бора

соединяют

параллельно установленным

в замкнутое

положение

контактам

прерывателя

(для

чего

провод

23 замыкающий

«на массу»,

124

соединяют с массой автомобиля, а провод 21 с черным наконечником — с зажимом на корпусе прерывателя-распределителя или с зажимом Р катушки зажигания), переключатель 16 ставят в положение «Сопротивление контакта», а пере­ ключатель 15 — в положение «Угол контакта».

Если при включенном зажигании стрелка вольтметра 17 не выйдет за пределы затемнен­ ной зоны (рис. 30, б), то контакты находятся в хорошем состоянии, а если выйдет, то контак­

ты необходимо зачистить.

з а м к н у т о г о с о ­

П р о в е р к а

у г л а

с т о я н и я к о н т а к т о в .

Для

обеспечения бес­

прерывной работы

зажигания

угол замкнутого

состояния контактов прерывателя в четырехци­ линдровых двигателях должен быть равен 42—44°, шестицилиндровых — 35—39° и восьми­ цилиндровых — 27—33°.

Проверку угла замкнутого состояния кон­ тактов производят при соединенных проводах низкого напряжения с приборами зажигания ав­ томобиля. Для этого провод 23 соединяют с мас­ сой автомобиля, провод 22 с красным наконечни­ ком— с клеммой «минус» аккумуляторной бата­ реи, провод 21 с черным наконечником — с зажи­ мом на корпусе прерывателя-распределителя или зажимом Р катушки зажигания; переключатель 17 полярности устанавливают в положение «плюс», выключатель 11 вольтметра — в поло­ жение «Выключено», переключатель 15 — в по­ ложение «Установка стрелки».

Затем пускают двигатель и при 600— 700 об/мин коленчатого вала рукояткой 14 уста­ навливают стрелку вольтметра на линию уста­ новки стрелки, переводят переключатель 15 в по­ ложение «Угол контакта» и по шкале вольтмет­

125


ра определяют угол замкнутого состояния кон­ тактов. После этого увеличивают число оборотов коленчатого вала двигателя примерно до 2500 об/мин; при этом угол контакта не должен

изменяться больше чем на 2°. Если в процессе проверки окажется, что угол контакта меньше нормального, то следует увеличить зазор, а если больше, то уменьшить его.

При ослаблении пружины подвижного контак­ та прерывателя время замкнутого состояния контактов уменьшается, кроме того, рычажок по­ движного контакта может вибрировать, произ­ водя дополнительные размыкания и нарушая тем самым работу зажигания. Величину натяжения пружины проверяют динамометром (рис. 31).

126

П р о в е р к а к а т у ш к и з а ж и г а н и я заключается в сравнении ее работы с работой эталонной катушки прибора ППЗ. Для этого не­ обходимо штырь 24 (рис. 30) вставить в зажим катушки зажигания и к его резьбовой части при­ соединить провод 19 с красным наконечником,

провод 21

с

черным наконечником соединить

с зажимом

Р

катушки, провод 22 — с зажимом

ВК-Б, провода 18 и 23 с черными наконечника­ ми — с массой.

Установить переключатель 8 в положение «Эталонная», вследствие чего переключатель 5, находящийся на одной оси с переключателем 8, включит вторичную обмотку катушки с искро­ вым разрядником 6, а переключатель 16 — в по­ ложение «12-вольтная система»; рукояткой 7 на искровом разряднике 6 установить наибольший искровой промежуток без пропусков искры, пе­ ревести переключатель 8 в положение «Испытуе­ мая» и снова рукояткой 7 установить искровой промежуток. Если в результате испытания длина искры проверяемой катушки будет меньше дли­ ны искры эталонной катушки на 2 мм, то это значит, что проверяемая катушка неисправна и требует замены.

Если нет стендов и контрольных приборов, исправность действия катушки зажигания прове­ ряют на автомобиле. Для проверки надо снять крышку прерывателя-распределителя и, повора­ чивая коленчатый вал, установить контакты пре­ рывателя в замкнутое состояние. При вклю­ ченном зажигании концы провода высокого на­ пряжения катушки надо держать от массы на расстоянии 7—8 мм. Контакты прерывателя замыкают и размыкают рукой. При заряженной аккумуляторной батарее, исправных конденсаторе

127