ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
с. |
й |
м е |
варпУл е н и е |
в |
акраМ щ е т о к |
имоНн а л ь н а я нщомо с т ь , л . |
краМа б а т а р е |
лпецСя ю щ и й зминах |
олсиЧ п о л ю с о |
||
Т и п |
|
|
|
|
|
с т а р т е р а |
|
|
|
|
|
СТ-26 |
и |
4 X ЗСТ-84 |
Прину |
Дистан |
4 |
м г с |
|
|
|
дитель |
ционное |
|
|
|
|
|
ного |
|
|
|
|
|
|
включе |
|
|
|
|
|
|
ния |
|
|
|
СТ-21 |
1,55 |
6СТ-54 |
Прину |
То же |
4 |
м г с |
|
|
|
дитель |
|
|
|
|
|
|
ного |
|
|
|
|
|
|
включе |
|
|
|
|
|
|
ния с |
|
|
|
|
|
|
муфтой |
|
|
|
|
|
|
свобод |
|
|
|
|
|
|
ного |
|
|
|
|
|
|
хода |
|
|
|
СТ-114 |
0,5 |
6СТ-42 |
Механи |
» |
4 |
|
ческого
ручного включе ния с муфтой свобод ного хода
ность его устанавливается в зависимости от лит ража двигателя (0,25—0,5 л. с. на 1 л для кар бюраторных и 1,5—1,7 л. с. на I л для дизель ных двигателей).
Продолжение
еинелваДп р у ж и тещаннык у , г |
солохкоТт о г о , a,адох |
ьалмисакМн ая ьтсороксв р а щ е ярокяяин, янм/бо |
пирпкоТо л н о м инежомрот и я к о a,яр |
шьлобиаНи й к р у момхищят ен т , мкГ• |
нежярпаНи е з а ряинакыме л е яинечюлкв, в |
М а р к и а в т о м о б и |
|
|
|
|
|
|
л е й , н а к о т о р ы х |
|
|
|
|
|
|
у с т а н а в л и в а е т с я |
|
|
|
|
|
|
с т а р т е р |
1400—1600 |
80 |
9000 |
1100 |
20 |
МАЗ-200, |
|
|
|
|
|
МАЗ-205, |
|
|
|
|
|
ЯАЗ-210 |
|
|
|
|
|
КрАЗ(ЯАЗ)-214 |
|
|
|
|
|
КрАЗ(ЯАЗ)-222 |
1200-1500 |
90 |
9000 |
530 |
1,6 |
5 ,5 - 7 ,0 М-21 „Волга* |
_ |
45 8000 230 |
___ |
— |
ЗАЗ-965 „Запо- |
рожец*
В связи с малым сопротивлением обмоток стартер потребляет большой ток (550—1100 а). Чем больше потребляемый ток, тем больше и кру тящий момент стартера. Наибольшей величины
136 |
137 |
крутящий момент достигает в момент включения, пока маховик коленчатого вала еще не начал вращаться.
При увеличении оборотов вала якоря в его обмотках индуктируется все увеличивающаяся э.д.с., которая направлена против основного то ка, питающего стартер, и уменьшает его вели чину, доходящую при холостом ходе до 75—90 а. Снижение тока значительно снижает крутящий момент стартера.
Мощность и максимальный крутящий момент стартера могут снизиться при ослаблении креп ления проводов в местах соединения со старте ром, включателем аккумуляторной батареи и массой автомобиля; при замасливании, окисле нии или износе коллектора; зависании и износе щеток, уменьшении натяжения пружин щетко держателей; окислении контактов выключателя; уменьшении емкости аккумуляторной батареи.
Стартеры имеют, в основном, одинаковое устройство и отличаются между собой мощно стью, размерами, способом включения и управле нием (непосредственное и дистанционное). Тех нические данные стартеров приведены в табл. 20.
При непосредственном управлении (ГАЗ-51А) контакты стартера замыкаются рычагом ножной педали стартера, а при дистанционном (М-21 «Волга» и др.) — с помощью специального реле, которое включается кнопкой или включателем зажигания.
Стартер СТ-21
Стартер СТ-21 (рис. 36), устанавливаемый на автомобиле М-21 «Волга», имеет привод с при нудительным включением шестерен и дистанци онное управление. Состоит он из стального кор
<38
пуса 30, имеющего четыре электромагнита 29, обмотка возбуждения которых выполнена из мед ного провода прямоугольного сечения. Крышка корпуса со стороны коллектора изготовлена из цинкового сплава. Она имеет четыре щеткодер-
/ — к о л л е к т о р ; 2 — к о л о д к а т о р м о з к а ; 3 — п р у ж и н а ; 4 — з а д н я я к р ы ш к а ; 5 — щ е т к а ; 6 — к о н т а к т ы т я г о в о г о р е л е ; 7 —
у п р у г и й |
к о н т а к т ; 8 — к о н т а к т н о е к о л ь ц о ; 9 — ш т о к ; |
10 — |
|||
у д е р ж и в а ю щ а я о б м о т к а ; 11 — в т я г и в а ю щ а я о б м о т к а ; 12 — |
|||||
я к о р е к ; |
/«? — в о з в р а т н а я |
п р у ж и н а ; |
14 — р е г у л и р о в о ч н ы й |
в и н т |
|
я к о р я ; 15 — к р ы ш к а ; 16 — р ы ч а г в к л ю ч е н и я ; 17 — м у ф т а с в о |
|||||
б о д н о г о х о д а ; 18 — н а р у ж н а я о б о й м а ; 19 — р о л и к ; 20 — в н у т |
|||||
р е н н я я о б о й м а ; 21 — п р у ж и н а ; 22 — т о л к а т е л ь ; |
23 — у п о р н о е |
||||
к о л ь ц о ; |
24 — ш е с т е р н я |
п р и в о д а ; |
25 — б у ф е р н а я |
п р у ж и н а ; |
|
26 — м у ф т а в ы к л ю ч е н и я ; 27 — в и н т о о б р а з н а я н а р е з к а ; |
28 — |
||||
я к о р ь с о б м о т к о й ; 29 — п о л ю с н ы й с е р д е ч н и к ; 3 0 — к о р п у с |
|||||
|
|
с т а р т е р а . |
|
|
|
жателя коробчатого типа, из которых два изоли рованы гетинаксовыми прокладками и шайбами. Положительные щетки установлены в неизолиро ванных щеткодержателях и соединены провода ми с корпусом, отрицательные — в изолирован ных щеткодержателях и соединены с обмоткой возбуждения.
139
Все щетки изготовлены из меднографитосвин цового сплава. В крышке имеется скользящий графитобронзовый подшипник, пропитанный ма слом, и тормозок, состоящий из двух карболитовых колодок 2, распираемых двумя пружинами 3. В прорези колодок входит шип вала якоря, бла годаря чему колодки вращаются вместе с ними. Тормозок снижает обороты холостого хода, уменьшая тем самым возможность «разноса» якоря. Крышка корпуса со стороны привода из готовлена из алюминиевого сплава. В ней имеет ся скользящий графитобронзовый подшипник и может быть установлен регулировочный винт
с контргайкой для установки шестерни стартера
висходное положение. Крышки корпуса крепятся двумя болтами.
Якорь 23 стартера сидит на стальном валу, опирающемся в скользящих подшипниках крышек корпуса, имеет сердечник с обмоткой прямо угольного сечения и коллектор 30.
На удлиненном конце вала якоря нарезана правая четырехходовая винтовая резьба 27, по которой может перемещаться втулка привода как поступательно, так и вращаясь, что облег чает зацепление приводной шестерни 24 с вен цом маховика, а также ускоряет ее выход из за цепления после пуска двигателя. Для уменьше ния длины втулки привода пружина 25 выполне на конической формы. Муфта включения и муф та свободного хода имеют внутреннюю обойму 20 с втулкой, ролики 19, толкатели 22 и пружины 21, с помощью которых толкатели отжимают ро лики в узкую часть пазов, заклинивая их между обоймами.
В связи с тем что на автомобиле «Волга» при менено дистанционное управление стартером, на
140
его корпусе устанавливается специальное тяговое реле РС-14, служащее для введения шестерни 24 привода в зацепление с венцом маховика и за мыкания контактов стартера. Кроме того, для включения тока в обмотки тягового реле в момент пуска двигателя и для автоматическо го выключения стартера после его пуска установлено дополнительное реле включения РС-24.
Работа привода стартера заключается в сле дующем. При повороте ключа в замке выключа теля зажигания (рис. 37) в крайнее правое по ложение ток проходит в реле включения таким путем: «+» аккумуляторной батареи — масса — якорь генератора — обмотка реле включения — выключатель зажигания — амперметр — зажим тягового реле — «—» аккумуляторной батареи.
Ток, проходящий по обмотке реле включения, намагничивает сердечник, который притягивает якорек, замыкая контакты. При замкнутых кон тактах ток от аккумуляторной батареи поступает во втягивающую и удерживающую обмотки тяго вого реле, а затем проходит двумя параллельны ми путями:
1)удерживающая обмотка тягового реле — зажим А реле включения;
2)«-|-» щетки стартера — обмотка якоря —
«—» щетки стартера — обмотка возбуждения — зажим тягового реле — втягивающая обмотка — зажим А реле включения. Из обоих разветвлений ток проходит через замкнутые контакты реле включения, якорек и ярмо реле включения, за жим Б, зажим тягового реле, «—» аккумулятор ной батареи. Ток, идущий через стартер во втя гивающую обмотку реле, не вызывает вращения якоря, так как он мал.
141
Реле Вклю чения |
Тяговоереле |
Рис. 37. Электрическая схема запуска стартера СТ-21:
1 — в к л ю ч а т е л ь з а ж и г а н и я ; 2 — к о н т а к т ы |
р е л е ; 3 — с е р д е ч н и к р е л е ; 4 —- о б м о т к а р е л е в к л ю ч е н и я ; |
||||
5 — д о б а в о ч н о е с о п р о т и в л е н и е к а т у ш к и |
з а ж и г а н и я ( в а р и а т о р ) ; ь — к о н т а к т ы |
т я г о в о г о |
р е л е ; |
||
7 — у п р у г и й к о н т а к т ; |
8 — к о н т а к т н о е |
к о л ь ц о ; 9 — ш т о к ; 10 — у д е р ж и в а ю щ а я о б м о т к а ; 11 — в т я |
|||
г и в а ю щ а я о б м о т к а ; 12 — я к о р е к ; 13— в о з в р а т н а я п р у ж и н а ; 14 — р е г у л и р о в о ч н ы й |
в и н т я к о р ь к а ; |
||||
15 — р ы ч а г в к л ю ч е н и я ; 16 — м у ф т а с в о б о д н о г о |
х о д а ; 17 — ш е с т е р н я п р и в о д а ; 18 — б у ф е р н а я п р у |
ж и н а ; 19 — м у ф т а в к л ю ч е н и я 20 — в и н т о о б р а з н а я н а р е з к а ; 21 — в т у л к а п р и в о д а ; 22 — п о л ю с н ы й с е р - д е ч н и к б 23 — я к о р ь с о б м о т к о й ; 24 — о б м о т к а в о з б у ж д е н и я ; 25 — к о р п у с с т а р т е р а ; 26 ~ щ е т к а , А и
В - зажимы реле включения.
При прохождении тока по втягивающей и удерживающей обмоткам якорек 12 (рис. 36) под действием магнитного потока втягивается внутрь своей втулки и связанным с ним рычагом включения 16 через муфту включения 26 и бу ферную пружину 25 вводит шестерню в зацепле ние с венцом маховика. Поступательное движе ние шестерни 24 ограничивается упорным коль цом 23. Когда шестерня 24 войдет в зацепление с венцом маховика, контактное кольцо 8, свя занное с якорьком через шток 9, замыкает большие контакты 6 тягового реле, и в стартер поступает рабочий ток, вследствие чего начинает вращаться якорь. Одновременно контактное кольцо 8 прижимается к упругому контакту 7, благодаря чему ток из батареи поступает в пер вичную обмотку катушки зажигания через за жим ВК, минуя добавочное сопротивление (ва риатор). При замкнутых контактах тягового реле втягивающая обмотка закорачивается и якорек удерживается только одной удерживающей об моткой.
При вращении якоря, благодаря тому что обоймы 20 и 18 (рис. 36) муфты свободного хода 17 заклинены роликами 19, шестерня привода 24 приводит в движение венец маховика. Как только двигатель заведется, скорость вращения наружной обоймы 18 становится меньше скоро сти вращения внутренней обоймы 20. При этом сила трения, преодолев сопротивление пружин 22, отведет ролик в широкую часть пазов, разоб щив обоймы и предохранив тем самым от «раз носа» якорь стартера.
Пустив двигатель, стартер следует сразу вы ключить (во избежание порчи муфты свободного хода). После выключения стартера детали при
143
вода возвращаются в исходное положение под действием пружины 13.
Стартер СТ-26
Стартер СТ-26 (рис. 38) устанавливается на двигателях ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. Он имеет при нудительное включение и дистанционное управ
ление. Его |
мощность 11 |
л. |
с., в то время как |
у СТ-21— |
только 1,55 л. |
с. |
Большая мощность |
стартера достигнута за счет увеличения размеров деталей, повышения напряжения до 24 в и уве личения тока, питающего обмотки. На корпусе стартера установлено тяговое реле РС-26. При включении стартера ток поступает в обмотки тягового реле и стартера после переключения двух 12-вольтных аккумуляторных батарей с па раллельного на последовательное соединение с помощью включения ВК-ЗОБ (установленного вместо реле включения).
Если стартер не включен, обе аккумулятор ные батареи соединены между собой параллель но. При нажатии на кнопку. 17* (рис. 39) по об мотке 19 пройдет ток, после чего якорек 18, пре одолевая сопротивление пружины 25, втягивает ся внутрь катушки. В этом случае шток 21, свя занный с якорьком с помощью имеющейся на его конце текстолитовой шайбы 28, разомкнет че тыре пары серебряных спаренных контактов 26, 27, 29 и 30, через которые обе аккумуляторные батареи соединены между собой параллельно. В следующий момент контактный диск 23 штока замыкает контакты 24 и 31, включая тем самым
* Автомобиль ЗИЛ-127 имеет вторую кнопку включе ния стартера в мотоотсеке.
144
801-10
Рис. 38. Стартер СТ-26:
/ _ к о н т а к т ы ; 2 — к о л ь ц о ; 3 — с е р д е ч н и к ; 4 — в т я г и в а ю щ а я о б м о т к а ; 5 — у д е р ж и в а ю щ а я о б м о т к а ; б — я к о р е к ; 7 — р ы ч а г в к л ю ч е н и я ; 8 — с т а к а н ; 9 — п р у ж и н а ; 10 — в е д у щ а я г а й к а ; 11 — п р у ж и н а ; 12 — ш е с т е р н я ; 13 — у п о р н о е к о л ь ц о ; 14 — в а л ; 15 — в и н т о в о й п а з .