ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
втягивающую 4 и удерживающую 5 обмотки тя гового реле, и одновременно контактный диск 20 замыкает массивные контакты 22 и 32, соеди няя аккумуляторные батареи последовательно на напряжение 24 в.
При прохождении тока по обмоткам тягового реле происходит намагничивание сердечника 3, который притягивает к себе якорек 6. В этом слу чае рычаг включения 7, связанный с якорьком, перемещает по валу 14 стакан 8 сцепляющего механизма. Стакан 8 через ведущую гайку 10 и пружину И вводит шестерню 12 в зацепление с венцом маховика. В конце хода шестерни 12, когда она коснется упорного кольца 13, кон тактное кольцо 2 замкнет контакты 1 я 16 тяго вого реле, приводя тем самым во вращение якорь стартера.
При вращении якоря стартера вместе с ним благодаря трению о вал начинает вращаться стакан 8. Но так как конец рычага включения входит в винтовой паз 15, стакан 8 возвращается в исходное положение. После пуска двигателя число оборотов шестерни становится больше чи сла оборотов вала 14 стартера, вследствие чего она начинает перемещаться по нарезке вала, вы ходя при этом из зацепления с венцом маховика. Пружина 9 смягчает удар при возвращении ше стерни в исходное положение.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРОВ
П о в т о р я ю щ и е с я у д а р ы ш е с т е р н и с т а р т е р а о з у б ь я в е н ц а м а х о в и к а при включении стартера, имеющего тяговое реле, могут происходить при разряженной батарее или вследствие обрыва удерживающей обмотки реле.
10* |
147 |
Я к о р ь в р а щ а е т с я , но ш е с т е р н я с т а р т е р а не в х о д и т в з а ц е п л е н и е с ш е с т е р н е й ма х о в ик а . Причинами этого могут быть: неправильная регулировка момента замыкания контактов контактным кольцом вклю чателя или тягового реле, загустевание смазки на шлицах вала якоря, забивание торцов зубьев шестерни или поломка рычага включения.
З а е д а н и е ш е с т е р н и стартера в венце маховика происходит в результате загрязнения шлицев вала якоря, поломки возвратной пружи ны рычага включения, погнутости или перекоса вала при неплотном креплении стартера. Заеда ние шестерни может вызвать «разнос» обмоток якоря и коллектора стартера.
П р о б у к с о в к а м у ф т ы с в о б о д н о г о х о д а бывает при большом износе роликов или заедании толкателей роликов. При этом маховик не поворачивается.
О к и с л е н и е к о л л е к т о р а увеличивает ся в результате большого искрения между щет ками и коллектором, при износе или зависании щеток, уменьшении натяжения пружин.
О к и с л е н и е к о н т а к т о в в к л ю ч а т е ля с т а р т е р а , закорачивающих добавочное сопротивление катушки зажигания, приводит к тому, что стартер быстро вращает коленчатый вал, но двигатель заводится с трудом или начи нает работать только в момент включения стар тера.
У м е н ь ш е н и е м о щ н о с т и и ч и с л а о б о р о т о в с т а р т е р а происходит в резуль тате снижения емкости аккумуляторной батареи, при окислении контактов и контактных колец, ослаблении крепления приборов, уменьшении на тяжения пружин щеткодержателей, при замасли
148
вании, окислении и износе коллектора, замыка нии «на массу» изолированной щетки, при заеда нии вала в подшипниках.
С т а р т е р с о в с е м не р а б о т а е т при включении по следующим причинам: аккумуля торная батарея разряжена или ее штыри сильно окислены, плохой контакт в местах крепления проводов в цепи стартера, сильно окислены контакты реле включения (СТ-21) или наруше на цепь обмотки воз буждения (СТ-26), оборвана втягиваю щая обмотка тягово го реле, зависают щетки, замаслены или загрязнены кол лектор и др.
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
СТАРТЕРОВ
Е ж е д н е в н о е и п е р в о е т е х
н и ч е с к о е |
о б |
Рис. 40. Проверка натяже |
с л у ж и в а н и е |
(ЕО |
ния пружин щеток стартера |
динамометром. |
и ТО-1). Очистить от пыли и грязи, проверить крепление стартера и
наконечников проводов, проверить действие стар тера и устранить неисправности.
В т о р о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ние (ТО-2). Выполнить работы, предусмотрен
149
ные ежедневным и первым техническим обслуживаниями залить в масленки стартера 4—5 капель жидкого масла. Через одно ТО-2 разобрать стар тер, очистить детали от загрязнения, проверить их состояние, смазать жидким маслом подшип ники, шлицы вала и втулки привода. Зачистить коллектор, контактные кольца включателей и контакты реле. Проверить натяжение пружин щеткодержателей с помощью динамометра (рис. 40) и состояние щеток; при износе более чем на 40% по высоте — заменить их. Проверить муфту свободного хода на пробуксовывание и правиль ность регулировки стартера.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМА ВКЛЮЧЕНИЯ
Встартерах с непосредственным управлением
ипринудительным включением шестерни, напри мер СТ-8 (ГАЗ-51), проверку и регулировку ме ханизма включения производят при снятом стар тере с двигателя.
Между включенной шестерней привода и ее упором должен быть зазор 0,5—1,5 мм (рис. 41). Регулируется он винтом упора рычага. Контакты стартера должны замыкаться, когда шестерня находится от упора на расстоянии не более 4 мм.
Регулировку момента включения производят изменением положения винта на рычаге механиз ма включения.
Одновременно с контактами включения стар тера или несколько раньше должны замыкаться контакты выключателя дополнительного сопро тивления (вариатора) катушки зажигания.
Для определения момента включения надо присоединить к аккумуляторной батарее один
150
зажим включателя стартера и один зажим вы ключателя дополнительного сопротивления. К двум другим зажимам надо присоединить провод от двух контрольных лампочек, подключенных вторым проводом к аккумуляторной батарее. В момент замыкания контактов лампочки долж-
Рис. 41. Проверка момента замыкания контактов вклю чателя стартера.
ны загореться одновременно; при этом зазор между шестерней привода и ее углом должен
быть нормальным.
В с т а р т е р а х с д и с т а н ц и о н н ы м
у п р а в л е н и е м и принудительным |
включени |
ем, например СТ-21 (М-21 «Волга»), |
регулиров |
ка механизма включения состоит в следующем: 1. Винтом, завернутым в крышку стартера и упирающимся в рычаг включения, регулируют зазор (32,5—35,5 мм) между шестерней, уста новленной в исходное положение, и плоскостью
фланца крепления.
2. При снятой крышке 15 (рис. 36), нажав на
151
рычаг 16, перемещают якорек 12 до момента за мыкания контактным кольцом 8 контактов 6 тя гового реле. В этом случае зазор между шестер ней 24 и упорным кольцом 23 должен быть 4—5 мм. Регулируется он винтом 17 при отсоеди ненном звене рычага 16. Для определения мо мента замыкания в цепь последовательно вклю чают контрольную лампочку.
3. Регулируют зазор между якорьком и сер дечником (0,7—1 мм) реле включения подгиба нием ограничителя подъема якорька и между контактами (0,4—0,6 мм) — подгибанием стойки неподвижного контакта. Устанавливают момент замыкания контактов, подгибая кронштейн пру жины якорька и, тем самым, меняя ее натяже ние. Замыкание контактов должно происходить при напряжении 4—7 в.
В с т а р т е р е СТ-26 механизм |
включения |
регулируют в момент замыкания |
контактным |
кольцом 2 (рис. 38) контактов 1 винтом, вверну тым в якорек реле. Контактное кольцо 2 должно замыкать контакты 1 при зазоре между шестер ней 12 и упорным кольцом 13 в 11,7 мм.
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ
Автомобиль оборудован приборами наружно го и внутреннего освещения. К приборам наруж ного освещения относятся фары, подфарники, задние фонари и фонари освещения номерных знаков, а к приборам внутреннего освещения — плафоны, лампы освещения контрольных прибо ров, подкапотный фонарь, лампы багажников и переносные лампы. Для включения осветитель ных приборов и защиты их имеются включате ли, переключатели и предохранители.
Ф а р а (рис. 42) автомобиля М-21 «Волга» представляет собой стальной корпус 9, внутри которого помещен герметизированный полуразборный оптический элемент, состоящий из отра жателя 5, лампочки 4 с большим фланцем для крепления, колодки 15 и крышки 16, стекла (рас сеивателя) 3, резиновой прокладки, установлен ной для предохранения оптического элемента от пыли и влаги, ободка 2 оптического элемента, установочного кольца 10 оптического элемента, винта вертикальной регулировки 8 и такого же винта горизонтальной регулировки светового лу ча фары, пружин оптического элемента, провода
153
11, замыкающего «на массу», провода дальнего 12 и ближнего 13 света.
Облицовочный ободок 7 крепится винтом 1. У него есть козырек, препятствующий распро странению света вверх, что уменьшает возмож
ность ослепления водителей встречных автомо билей.
Лампочка фары имеет две нити накалива ния — нижнюю на 50 св, расположенную в фоку се фары («Дальний свет»), и верхнюю на 21 св, расположенною выше фокуса, дающую «ближ ний» рассеянный свет, направленный вниз. При отсутствии лампочки с большим фланцем можно установить лампочку с малым фланцем, на ко торою надо одеть переходной фланец 14.
На автомобиле |
«Чайка» установлены |
фары |
с экранированной |
нитью ближнего света. |
Перед |
нитью ближнего света установлен экран, благо даря чему освещается преимущественно правая сторона дороги, а свет, падающий влево, направ ляется выше горизонта, чем уменьшается ослеп ление встречных водителей.
В фарах автомобилей ЗИЛ-164, МАЗ-200 и некоторых других оптический элемент жестко крепится к корпусу фары, которая устанавли вается на кронштейне крыла автомобиля и кре пится болтом со сферической головкой. Такое крепление позволяет изменять положение фары при регулировке светового луча. Оптический эле мент автомобиля ГАЗ-51А регулируется так же, как и элемент фары автомобиля М-21 «Волга».
Остальные приборы наружного освещения ав томобиля (подфарники, задние фонари и фонари освещения номерных знаков) не имеют оптиче ских элементов. В них установлены лампочки с меньшей силой света — 3—6 св. На автомобиле М-21 «Волга» имеются фонари заднего хода с лампами в 21 св, отражателем белого цвета и бесцветными рефлекторными рассеивателями. Включение этих ламп осуществляется при пере воде рычага коробки передач в положение «Зад ний ход».
Л а м п ы - ф а р ы устанавливают на некото рых легковых автомобилях. Это полностью гер метизированный оптический элемент, состоящий из стеклянного рефлектора 2 (рис. 43), покрыто го алюминием, стеклянного рассеивателя / и двух вольфрамовых спиралей 4 (дальнего света на 50 св и ближнего света на 40 св), закреплен ных в центре рефлектора при его изготовлении.
Обе спирали лампы-фары с наружной сторо
155