Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4. Обработка цветной, негативной пленки. На черном фоне показаны процессы, которые должны происходить

в темноте, на белом

фоне —

процессы,

которые

можно

проводить на свету:

1 — проявление

(7 — 8

мин.);

2 — промывка

(15 мин.);

3 —

отбеливание

(б мин.);

4 — про­

мывка (б мин.); 5 — фиксирова­ ние (б мин.); 6 — окончатель­

ная промывка (20 мин.).

крупинки предыдущего полностью разойдутся в воде.

Приготовленный раствор цветного проявителя дол­ жен отстаиваться в закрытой бутыли в течение суток. После этого непосредственно перед использованием вновь проверьте его температуру: она должна рав­ няться 18° С (допустимо отклонение температуры в ту или другую сторону всего на полградуса!).

Особенности обработки негативной пленки. Про­ явление всех кадров на пленочной ленте должно про­ исходить равномерно. Для этого необходимо почаще вращать спираль п р о я в о ч н о г о бачка.

В отличие от практики черно-белой фотографии, где пленка проходит все стадии обработки в одном и том же бачке, для цветного проявления необходимо приобрести отдельный бачок и никогда не заливать в него других растворов, кроме цветного проявителя.

На рис. IV (вклейка) и на рис. 4 наглядно представлена вся обработка негативной пленки с на­ чала до конца. Здесь указаны продолжительность каждого процесса и наибольшая допустимая темпера­ тура каждого раствора и промывочной воды. Если эти температуры будут превышены (такая опасность осо­ бенно легко возникает в летнее время!), то с пленки может сползти эмульсионный слой.

Отечественную пленку следует проявлять в све­ жем проявителе около 8 минут. За это время на такой пленке, сравнительно мягкой, удается получить доста­ точно контрастные негативы. Немецкая же пленка — «Агфаколор», «Орвоколор» — сама по себе довольно контрастна, и ее лучше проявлять в течение 6—7 ми­ нут. Удлинять это время до 8 минут приходится только

94


в том случае, если проявитель уже был однажды ис­ пользован.

Попав на руки, «цветной» проявитель может вы­ звать раздражение кожи. Поэтому его приготовление, да и обработку пленки рекомендуется производить в тонких резиновых перчатках. 1 Если капли прояви­ теля все-таки попали на кожу, необходимо протереть пострадавшее место столовым уксусом или слабым (однопроцентным) раствором уксусной кислоты, а за­ тем тщательно вымыть руки теплой водой.

Фиксирование пленки производится в растворе, имеющем такой состав:

Гипосульфит кристаллический ..........................

200 г

Сульф ит натрия безводны й ...................................

5 г

М етабисульфит натрия ...........................................

2 г

В о д а ...........................................................................................

до 1 л .

Можно применять также раствор одного гипосуль­ фита (200 граммов на литр воды).

Особое внимание следует уделять промывке. Не­ обходимо строго соблюдать температуру промывоч­ ной воды. Недостаточно теплая вода может привести к тому, что из эмульсионных слоев пленки не будут до конца вымыты остатки проявляющего раствора. При соприкосновении с отбеливающим раствором они дадут на негативах вуаль розового цвета. С другой стороны, слишком теплая промывочная вода может вызвать чрезмерное набухание эмульсии и сполза­ ние ее слоев.

Лучше всего промывать пленку в проточной воде. Для этого следует натянуть резиновую трубку одним

1 Впрочем, при достаточно аккуратном обращении с хими­ калиями можно обойтись без перчаток, которые мешают работе.

95

концом на водопроводный кран, а другой ее конец опустить в отверстие крышки фотобачка. Поворачи­ вая время от времени катушку бачка, этот конец при­ дется слегка приподнимать. Однако водопроводная вода далеко не всегда имеет нужную температуру. Поэтому нередко приходится промывать пленку во­ дой из ведра, заранее доведенной до требуемой тем­ пературы. В этом случае воду, заливаемую в бачок, следует почаще менять и немного увеличивать про­ должительность каждой промывки по сравнению с промывкой в проточной воде (под краном).

Сохраняемость цветного проявителя. Выдержав го­ товый проявляющий раствор в течение суток, следует поскорее пустить его в дело. «Цветной» проявитель не так стоек, как «черно-белый». Это объясняется тем, что в нем содержится сравнительно небольшое количество сохраняющего вещества — сульфита. Оста­ вить проявляющий раствор на несколько дней в от­ крытом сосуде— значит обречь его на заведомую порчу. В крайнем случае, когда почему-либо нет воз­ можности использовать проявляющий раствор через сутки после приготовления, можно сохранить его

вбутылке с узким горлом из темного стекла, на­ полненной до самой пробки. В таких условиях к про­ явителю фактически не имеет доступа воздух, окис­ ляющий раствор и приводящий его к порче. Раствор,

вкотором проявили хотя бы одну пленку, лучше во­ обще не оставлять для дальнейшего хранения: уже спустя несколько дней нельзя поручиться, что он со­ хранил свои первоначальные свойства и будет при­ годен для обработки второй пленки.

Сушка пленки. Красители, образующие цветной

96


негатив, под действием яркого света могут выцвести на влажной пленке буквально за несколько часов. Поэтому нельзя подвешивать обработанную пленку для сушки, например, в солнечной комнате, даже если солнце не будет непосредственно освещать пленоч­ ную ленту.

Для тех, кто занимается черно-белой фотографией, только одно это предостережение является чем-то новым. В остальном сохраняют свое значение те же указания, которые приходилось соблюдать при сушке черно-белой пленки.

Пленочные ленты, подвешенные для сушки, не должны касаться никаких посторонних предметов. Нельзя сушить пленку вблизи печки или батареи цент­ рального отопления, иначе эмульсионные слои начнут плавиться и изображения будут непоправимо испор­ чены. В то же время пленка должна высохнуть воз­ можно быстрее, иначе на ней могут слегка выцвесть красители. Поэтому температура в комнате, где сох­ нет пленка, должна быть достаточно высокой.

Пленка подвешивается в вертикальном положении к шнурку или толстой нитке, протянутой через ком­ нату. Для такой подвески можно воспользоваться специальным зажимом или, в крайнем случае, булав­ кой («в крайнем случае» потому, что булавка, сопри­ касаясь с влажной пленочной лентой, может дать на пленке небольшой потек ржавчины).

Толщина цветной пленки больше, чем у черно-бе­ лой. Поэтому цветная пленка гораздо более упруга и стремится к скручиванию. Следовательно, к нижнему концу пленочной ленты надо подвесить грузик по­ тяжелее, чем принято в черно-белой фотографии.

7 И. А. К о с и н с к и й

97

Совершенно просохшую пленку разрежьте на части (кинопленку — на участки по 3—4 негатива, ка­ тушечную — на отдельные кадры) и храните в конвер­ тиках, сделанных из кальки. 1

Недостатки негативов. В табл. 2 приведены лишь те недостатки, которые могут встретиться только на цветной пленке.

Обработка пленки с обращением. Из всех изобра­ жений в естественных цветах, какие только можно по­ лучить с помощью современной фотографии, самыми совершенными являются диапозитивы, получаемые на обратимой пленке.

Чтобы на отснятой пленке образовались в конеч­ ном счете не негативы, а позитивные изображения, необходимо как-то удалить с нее все серебро (вместе с красителями), засвеченное при съемке. Те участки кадра, которые в момент съемки оказались освещен­ ными слабее других, на пленке получатся более темными. Зато те участки, где были засвечены все ча­ стицы серебра, должны сделаться совершенно про­ зрачными. 21

1 Если кальки под рукой нет, можно хранить негативы, за­ ложив их в книгу в твердом переплете. Чтобы они не могли выпасть, перетяните книгу крест-накрест тугой резинкой. Между

пленочными «закладками»

каждый

раз оставляйте 6— 10 книж­

ных страниц.

полная

засветка эмульсии — явление

2 В действительности

сравнительно редкое. Она наблюдается только в тех случаях, когда в кадр попадают яркие источники света: солнце, горящие лампы, фары автомашин. А на изображениях тех предметов, ко­

торые

были освещены пусть

даже и

очень ярко, но сами не

светились, все-таки остается

какой-то

процент незасвеченных

зерен

серебра.

 

 

9 8


 

 

Основные недостатки

цветного

негатива

Таблица 2

 

 

 

 

 

Н е д о ста то к

 

Причина

 

 

Меры предупреждения

негати ва.

 

 

 

 

или исправления

Розовая

вуаль

1.

Попадание

сле­

 

Увеличить

время

 

 

 

дов

 

проявителя

с

промывки

пленки пос­

 

 

 

пленки

в

отбеливаю ­

ле проявления 4

'

 

 

 

 

щий раствор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Н едостаточно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с в е н тя

пленка

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленые

пятна

На

пленке

почему-

 

П ротереть пленку с

на обороте

 

либо

сохранились ос­

оборотной

стороны

 

 

 

татки

противоореоль-

ваткой,

 

смоченной

 

 

 

ного слоя

 

 

 

 

раствором соды ,

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

явителем

 

или

наша­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тырным спиртом

 

 

Блеклые

цвета

1.

Слишком

 

корот­

 

 

 

 

 

 

на негативе

кое проявление

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

2. Проявление в ис­

 

 

 

 

 

 

 

 

тощенном

или

долго

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стоявш ем

растворе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Слишком

холод­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный проявитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Слишком

кон­

Чрезмерно

 

з а т я ­

 

 

 

 

 

 

тр астны е

н ега ­

нутое

проявление

 

 

 

 

 

 

 

тивы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявленная

Ц ветная

пленка

по

 

Для печати с

таких

пленка

вы глядит,

ошибке

обработана

негативов

на

черно­

как черно-белая,

проявителем

для чер­

белой фотобумаге

не­

только

с

совер­

но-белой пленки

 

 

обходимо

 

устранить

шенно

желтыми

 

 

 

 

 

 

 

ж елтую

 

окраску

прозрачными уча­

 

 

 

 

 

 

 

эмульсии.

 

С

этой

стками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

целью

в

выдержите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пленку

растворе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(гипосульфит — 26

г,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

красная

 

кровяная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соль — 10 г, вода — до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 л) до посветлення,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

затем

 

тщ ательно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промойте

 

 

 

 

7*

99