Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неестественна. Человеческий глаз, безусловно, видит окружающий мир иначе.

Однако даже самым убежденным сторонникам мягкорисующей оптики ясно, что она может приме­ няться только в художественной фотографии. Сним­ ки, которые делаются с научной целью, должны быть безупречно резкими. Если человеческий глаз усту­ пает в этом отношении фотокамере, тем хуже для него, — так рассуждают ученые.

Понятно, что фотоаппарат должен быть универ­ сальным. Ведь он может оказаться в руках и худож­ ника, и геолога, и полярника, и юного натуралиста, и газетного репортера. Значит, на него нельзя ста­ вить объектив, во всех случаях дающий искусственно «смягченное» изображение. Снимки, когда это тре­ буется, должны получаться предельно четкими.

А для достижения определенного художествен­ ного эффекта создано добавочное приспособление — так называемая мягкорисующая насадка. 1 Это круг­ лое стекло в оправе, насаживаемое на объектив. На стекле вытравлено несколько концентрических бороз­ док. Именно они и «размывают» четкое изображение, отбрасываемое объективом на пленку.

Получаемый при этом снимок вовс^ не производит впечатления, будто он сделан без достаточно тща­ тельной наводки на резкость. Неправильную наводку легко отличить по тому, что на снимке выходит не­ резким главный объект съемки, зато, к сожалению,

резки

второстепенные

детали, находившиеся

дальше

1 У

нее есть и другое

название — диф ф узор , то

есть «рас­

сеиватель».

 

 

40

него или ближе. А на снимке, сделанном с примене­ нием диффузора, основной объект съемки хотя и менее четок, чем он получился бы без диффузора, но все же резче всего остального содержания кадра.

В цветной фотографии диффузор применяется пока реже, чем в черно-белой. Но при умелом ис­ пользовании и здесь он может создать очень любопытные эффекты (особенно при съемке против света). Приобрести диффузор нелегко, поэтому по­ пробуйте изготовить его своими силами. Самодель­ ный диффузор будет иметь несколько иную конструк­ цию, чем заводской: несколько узких перекрещиваю­ щихся полосок тонкого стекла, укрепленных в- круг­ лой оправе. Чем больше полосок, тем сильнее будет размытость изображения.

Нужны ли светофильтры при съемке! Желтым све­ тофильтром цветная пленка снабжается уже при из­ готовлении. Это — желтый фильтровый слой, лежащий между верхним и средним светочувствительными слоями. Значит, нет никакой необходимости дополни­ тельно надевать желтый светофильтр на объектив, как это очень часто делается при съемке на черно-белую пленку.

А нужны ли для съемки в естественных цветах какие-либо другие фильтры?

Промышленность выпускает оранжевый фильтр для съемок при дневном освещении на пленке ЛН и, наоборот, голубой — для съемок на пленке ДС при свете ламп накаливания. Снимая на ту же пленку в пасмурные дни, применяют розовый светофильтр для создания впечатления, что пейзаж был освещен рассеянными лучами солнца. -

41


Известно, что в черно-белой фотографии без свето"фильтра во многих случаях просто нельзя обойтись. Фотолюбитель же, снимающий на цветную пленку, может вообще не приобретать съемочных фильтров, при одном условии: фотографируя при дневном свете, он должен будет пользоваться пленкой ДС, при элек­ трическом— пленкой ЛН. Только для съемок в высо­ когорных местностях, где солнечный свет практически лишен желтых и красных лучей, необходимо обза­ вестись так называемым ультрафиолетовым фильтром. Он будет поглощать существующий на больших высо­ тах избыток голубых и фиолетовых лучей, на который не рассчитана даже пленка для дневного света.

Отпечаток на бумаге или диапозитив! Современ­ ная фотография привлекательна тем, что она дает возможность получать с одного негатива любое ко­ личество отпечатков, совершенно одинаковых по ка­ честву.

Однако в фотомагазинах пользуется большим спросом не только негативная, но и так называемая обратимая цветная пленка. На первый взгляд непо­ нятно, почему многие фотолюбители предпочитают брать именно ее и, в отличие от своих «черно-белых» собратьев, вовсе не заниматься изготовлением отпе­ чатков на бумаге. Правда, обработав такую пленку, мы сразу получаем окончательный результат съем­ ки— ленту цветных диапозитивов, но всего в одном экземпляре! Только в том случае, если бы существо­ вала обратимая фотобумага, с диапозитива можно было бы получить позитивный отпечаток. А такой бумаги у нас пока нет.

Причина увлечения обратимой цветной пленкой

42

проста. Цветной диапозитив всегда выглядит ярче и сочнее, чем соответствующий отпечаток, который по сравнению с ним кажется немного тускловатым, слов­ но запыленным. Это обстоятельство, может быть, не так уж существенно для портретных снимков, где це­ нятся именно мягкие, «приглушенные» тона. Здесь они выглядят и приятнее, и естественнее броских. Но, например, пейзажным снимкам, сделанным в солнеч­ ный день, на цветных отпечатках иногда недостает контрастности и яркости. Они кажутся потускневши­ ми, менее жизнерадостными, чем пейзажи, которые мы видим в натуре.

Фотобумага просто не в состоянии передать те необычайно сильные контрасты освещения, которые сплошь и рядом встречаются в природе. Например, при съемке в лесу освещенные солнцем участки листвы ярче участков, лежащих в глубокой тени, при­ близительно в тысячу раз. Если листва молодая, неж­ ная, а к тому же съемка производится при контровом освещении,1 то эти пронизанные солнцем участки ка­ жутся на матовом стекле фотоаппарата буквально светящимися. Светятся они и на диапозитиве (не толь­ ко цветном, но и черно-белом), а на фотобумаге, к сожалению, нет. На отпечатке, сделанном пусть даже на контрастной бумаге, самые светлые — бе­ лые— участки оказываются ярче самых темных— чер­ ных— всего в 20—30 раз.

Сами краски на цветном диапозитиве тоже

1 Контровым освещением, или контражуром, называется та­ кое освещение, когда световой источник расположен позади объекта съемки (иначе говоря, съемка ведется «против света»).

43


получаются более естественными, чем на отпечатке, сделанном с негативной пленки. Правда, абсолютно безупречная цветопередача и здесь недостижима: изза несовершенства красителей, неправильной выдерж­ ки, неполного соблюдения правил обработки обрати­ мая пленка тоже дает некоторое искажение цветов снимаемого объекта. Но это искажение все-таки не столь заметно, как при съемке на цветную негатив­ ную пленку с последующей печатью, когда несовер­ шенство красителей пленки оказывается как бы по­ множенным на несовершенство красителей, содержа­ щихся в эмульсионных слоях цветной фотобумаги. Конечно, мы и там постараемся несколько поправить дело, применяя в процессе печати специальные свето­ фильтры. Но, выправляя одни цвета, мы тем самым невольно будем вносить искажения в другие.

Вот чем объясняется «раскол» фотолюбителей на два лагеря — на сторонников цветных диапозитивов и сторонников отпечатков в цвете. Чтобы нагляднее по­ казать сильные и слабые стороны того и другого спо­ соба, сопоставим их в табл. 1.-

Чем больше этапов на пути получения цветного изображения, тем хуже его качество: каждый про­ цесс вносит новые искажения в цветопередачу.

Так, например, цветной диапозитив можно изго­ товить сразу, сделав снимок на обратимой пленке и обработав его в черно-белом, а затем в цветном про­ явителе (с промежуточной засветкой). Но можно по­ ступить иначе: изготовить цветной негатив, а уже с него отпечатать диапозитив на позитивной пленке. Цвета на этом диапозитиве будут искажены сильнее, чем на первом.

44.

 

Таблица 1

Особенности двух способов цветной фотографии

Цветная негативная пленка

Ц ветная пленка с обращением

О с о б е н н о с т и с ъ е м к и

Ш ирота пленки невелика, так

Ш ирота пленки еще меньше,

что выдержку приходится опре­

поэтому недопустимы даж е не­

делять с большей точностью ,

большие ошибки в выдержке

чем в черно-белой фотографии

 

О с о б е н н о с т и о б р а б о т к и

Не намного сложнее обра­ ботки черно-белой пленки:

6 о п е р а ц и й

Гораздо сложнее обработки негативной пленки (цветной и тем более черно-белой):

9 о п е р а ц и й !

 

П о с л е о б р а б о т к и п л е н к и п о л у ч а е м

 

„П олуф абрикат": негатив, с

Окончательное

произведе­

которого можно б удет отпеча­

ние: позитив, который можно

та ть

с к о л ь к о

у г о д н о

по­

рассм атривать

на

просвет или

зитивных

копий

л ю б о г о

проецировать

на экран,

но ко­

р а з м е р а

на

цветной

или

торый

практически

всегд а ос­

черно-белой фотобумаге, а

та к ­

та е тс я

в

е д и н с т в е н н о м

ж е на пленке (для последую ­ экзем пляре.

 

 

 

 

щего

показа снимков на экр а­

Он будет

передавать

цвета

не).

 

 

 

 

 

на получаемых цвет­

сфотографированного объекта

Краски

более верно, чем позитивный

ных о тп еч атках будут несколь­

отпечаток с цветной негатив­

ко искажены по сравнению с

ной пленки

 

 

 

 

красками о б ъ екта съемки

 

 

 

 

 

 

 

45


Желая, наоборот, получить цветной негатив, не следует снимать на обратимую пленку. Конечно, ее тоже можно обработать как негативную (то есть без черно-белого проявления и засветки), но получен­ ные негативы будут отличаться плохой цветопере­ дачей.

Само собой разумеется, что действует и обратное правило: желая получить сразу цветной диапозитив, не стоит снимать на негативную пленку (хотя ее и можно было бы обработать как обратимую).

Сорта советской цветной пленки. Пленка, предна­ значенная для съемки при дневном свете, резко раз­ личается по чувствительности: чувствительность плен­ ки ДС-2 приравнивается к 22—32 единицам по ГОСТу, 1

аДС-3 гораздо более чувствительна (приблизительно

вдва с половиной раза, то есть не менее 65 единиц).

Чувствительность пленки ЛН-2 для искусственного света (точнее, рассчитанной на съемку при лампах накаливания) приравнивается к 16 единицам по ГОСТу, а пленки ЛН-3 — к 32 единицам.

Цветная обратимая пленка для дневного света (так называемая ЦО-1) имеет фактическую чувстви­ тельность 16 единиц.

На упаковке пленки

не всегда ставят ее марку.

1 ГОСТ — Государственный

общесоюзный стандарт. Для

сравнения напомним, что в продаже довольно часто появляется черно-белая пленка, имеющая чувствительность 250 единиц по ГОСТу. Современная цветная эмульсия, вообще говоря, по чув­ ствительности не уступает черно-белой. Но дело в том, что «цветной» проявитель несравненно менее активен, чем «черно­ белые» проявляющие вещества. Поэтому и приходится при съемке на цветной фотоматериал сильно увеличивать выдержку, как будто аппарат заряжен низкочувствительной пленкой.

46

Вместо обозначения ЦО-1 на коробочке с пленкой подробно указываются все ее особенности: «ЦВЕТ­ НАЯ ОБРАТИМАЯ для дневного света. Экспониро­ вать как пленку 16 ед. ГОСТ. Проявить до... (указан месяц и год). Вскрывать и обрабатывать в темноте». Кроме того, на упаковке помечено, для каких аппара­ тов (малоформатных, т. е. снимающих на кинопленку, или же широкоформатных) предназначена данная пленка.

Срок хранения цветной обратимой пленки— 12 ме­ сяцев. По мере хранения пленки постепенно умень­ шается ее чувствительность и возрастает плотность вуали. Согласно стандарту, за 12 месяцев чувствитель­ ность обратимой пленки должна снижаться не более чем на 30%'.

Негативная пленка ДС или ЛН сохраняется хуже. Для нее установлен максимальный срок хранения 9 месяцев. За это время ее светочувствительность не должна понизиться более чем на 40%', а плотность вуали не должна увеличиться более чем наполо­ вину. Примерно такие же сроки хранения действи­ тельны и для цветных пленок иностранного произ­ водства.

Импортная цветная пленка. К нам поступает глав­ ным образом пленка, изготовленная в Германской Демократической Республике. Она носит фирменное название «Агфаколор», 1 причем негативная пленка для дневного света обозначается буквой Т, а для съемки при лампах накаливания — буквой К. Чувстви­ тельность той и другой 17° по немецкому стандарту

1 С 1964 года — «Орвсгколор».

47


ДИН, что соответствует примерно 32 единицам по ГОСТу.

Обратимая пленка для дневного света имеет мень­ шую чувствительность— 16° по ДИН, то есть немно­ гим выше 22 единиц по ГОСТу.

Многослойные пленки фирмы «Кодак». Получение снимков в естественных цветах с помощью пленок американской фирмы «Кодак» основано на ином прин­ ципе, чем способ цветной фотографии «Агфаколор», применяемый в Советском Союзе, ГДР и ряде дру­ гих стран. Длительное время (вплоть до 1943 года) фотолюбитель, засняв пленку этой фирмы, непремен­ но должен был отправить ее обратно на предприятие. Там ее обрабатывали, и она возвращалась к фотолю­ бителю уже в виде ленты цветных негативов (или диапозитивов).

Такой порядок был вызван следующим. У цветных пленок, изготовленных по немецкому методу «Агфа­ колор», цветосбразующие вещества вводятся при из­ готовлении в эмульсионные слои пленки. У кодаковской пленки, наоборот, они входят в состав «цветных» проявителей. Проявлять каждую пленку приходится трижды, в трех разных растворах, так как в резуль­ тате каждого проявления окрашивается только какойто один из эмульсионных слоев. Обработка пленки с обращением, дающая сразу ленту диапозитивов, еще более сложна.

Поэтому фирме приходится применять машинное проявление своих пленок, неосуществимое в условиях любительской фотолаборатории.

Однако с 1943 года фирма «Кодак», учитывая за­ просы фотолюбителей, тоже приступила к производ­

48

ству пленки, у которой цветообразующие вещества, содержатся в эмульсионных слоях. 1

Сейчас «Кодак» выпускает и тот, и другой вид пленки. Та пленка, которая после съемки обязательно должна возвращаться фирме для обработки, носит 1азвания, начинающиеся с приставки «КОДА...» Плен- :и, которые фотолюбитель в состоянии обработать *ома, обозначаются названием с приставкой «ЭКТА...» Кроме того, название позволяет отличить негативные пленки от обратимых: названия первых оканчиваются на «...КОЛОР», вторых — на «„.ХРОМ». Таким обра­ зом, если на пакетике с пленкой стоит надпись «ЭКТАХРОМ», — значит, перед нами пленка с обращением, которую мы можем проявить сами.

1 Эта пленка все же имеет иное строение, чем пленка типа «Агфаколор».

4 И. А. Косинский