Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в глаза теневых участков, которым в первую очередь угрожает «посинение» и «позеленение».

В знойные, безветренные летние дни краски на цветных снимках будут получаться несколько «при­ глушенными», тусклыми, как будто съемка произво­ дилась через сильно запыленное стекло. Причина это­ го проста: в такие, дни не только в черте города, но и в сельских местностях воздух насыщен пылью.

■Зато случаются дни, когда городской или загород­ ный пейзаж так ярок, краски так чисты и сочны, что сами как бы просятся на цветную пленку. 1

Отложим черно-белую съемку до той поры, когда атмосфера снова наполнится пылью и краски окру­ жающего мира потускнеют, а пока зарядим аппарат цветной пленкой.-

На выставках художественной фотографии можно увидеть снимки, сделанные в такие редкие часы ис­ ключительной прозрачности воздуха. По яркости и чи­ стоте красок они напоминают пейзажи американского художника Рокуэлла Кента, написанные в Арктике, в высокогорных районах Канады, то есть в тех районах земного шара, где воздух всегда особенно чист: в ат­ мосфере нет ни пыли, ни морских испарений.

Из всех пейзажных снимков, выполненных в есте­ ственных цветах, самое сильное впечатление произво­ дят, конечно, осенние пейзажи. Недаром на фотовы­

1 К сожалению, такое «просветление» атмосферы всегда оказывается очень кратковременным. Постоянно чист воздух только в горах, недаром в горной местности наблюдается такая хорошая видимость. Однако если бы наша атмосфера не была так насыщена пылью, мы видели бы небо не голубым, а иссиняфиолетовым.

68

ставках встречается так много цветных фотографий, которые сделаны в течение сравнительно короткого (он длится в наших широтах всего недели две) перио­ да «золотой осени». В этот период золотистая листва великолепно сочетается на снимках с голубым цветом неба, чего нельзя сказать, к сожалению, о темно-зе­ леной летней листве.

С зимними пейзажами дело обстоит иначе. Пожа­ луй, достаточно полное представление о красоте зим­ ней природы дают уже черно-белые снимки, особен­ но те из них, которые сделаны с умелым использова­ нием желтого фильтра и эффектного контрового све­ та. Цветная фотография прибавляет к этим световым эффектам очень немного.

Совершенно особый вид цветной пейзажной съем­ ки—это городские пейзажи, снятые в сумерки и позд­ ним вечером. Современный большой город освещен в эту пору не только желтым или зеленоватым светом фонарей, но и многоцветными огнями реклам. В празд­ ничные и предпраздничные дни к ним добавляются огни иллюминации и фейерверк. Для съемки этих сю­ жетов берется пленка ДС.

На снимках все это лучше получается в сырую, дождливую погоду, когда каждое пятнышко света от­ ражается в мокрой мостовой, придавая снимкам осо­ бую выразительность и к тому же увеличивая общую освещенность городской улицы. К огорчению фото­ любителей, даже в таком влажном климате, как ле­ нинградский, дождливые вечера случаются не так уж часто. В ясный вечер для увеличения освещенности улиц, вдоль которых уже зажглись огни, можно вос­ пользоваться, например, светом закатного неба. Для

69



этого придется выйти на съемку пораньше, пока небо на западе еще слегка светится и силуэты зданий, ко­ торые попадут в кадр, еще отчетливо вырисовывают­ ся на нем.

В последнее время в журналах довольно часто по­ являются цветные снимки ночного города, для кото­ рых приходится применять сравнительно большую вы­ держку— несколько десятков секунд (аппарат при этом, разумеется, стоит на штативе). А так как на ули­ цах и набережных современных крупных городов даже поздним вечером не затихает сплошной поток машин, то их фары и задние фонари прочерчивают на снимках белые и красные полосы, словно это трасси­ рующие пули. Снимки с такими полосами вошли в моду, хотя, по правде сказать, они довольно безоб­ разны, совершенно не передают зрительного впечат­ ления от ночных улиц, а только свидетельствуют, что цветная пленка пока еще недостаточно чувствитель­ на для съемки такого рода. Думается, что лучше брать в качестве переднего плана временно непо­ движный и притом ярко освещенный предмет, напри­ мер, троллейбус, только* что подошедший к останов­ ке. А уж на заднем плане пусть пролетают автомаши­ ны: полосы, прочерченные их огнями, не так будут бросаться в глаза на снимке.

Съемка праздничного салюта производится таким образом. Аппарат устанавливают на штатив или какойнибудь другой устойчивый массивный предмет (это может быть крыло автомобиля, ступенька высокого подъезда, балконные перила, парапет набережной) и направляют объектив в ту сторону, откуда ожидается взлет пучка ракет. Спуск затвора следует нажать в

7 0

момент вспышки фейерверка, а отпустить только тогда, когда ракеты, падая вниз, уже начинают гас­ нуть. 1 Таким образом, выдержка длится несколько секунд. Это нужно для того, чтобы получить на сним­ ке не только момент вспышки, но и разноцветные дугообразные линии, прочерченные в воздухе ра­ кетами.

Объектив при этом можно не диафрагмировать (как, впрочем, и во всех случаях ночной съемки)

Небо на снимке. На черно-белых снимках голубое небо, как правило, выходит бледноватым, и его при­ ходится «притемнять» с помощью желтого свето­ фильтра. На цветных снимках, напротив, голубой цвет неба получается достаточно густым, если, конечно, небо не «передержано». А передержанным оно ока­ зывается лишь в сравнительно редких случаях: при съемке против света и при пейзажной съемке с тем­ ным передним планом.

Съемка цветов. Цветы — это такой сюжет, который как бы специально создан для цветной фотографии. Черно-белый снимок может дать полное представле­ ние о произведениях архитектуры, скульптуры, о свое­ образии улиц того или иного города, о красоте чело­ веческого лица. Но .черно-белые снимки цветов выхо­ дят очень обедненными. Достаточно сказать, что пыш­ ная роза выглядит на таком снимке похожей на рых­ лый кочан капусты.

На черно-белую пленку, пожалуй, имеет смысл фотографировать только белые цветы, например лан­

1 Это один

из

редких случаев, когда,

снимая на цветную

лленку, можно

не

заботиться о показаниях

экспонометра.

71


дыши. А на цветной прекрасно получаются даже са­ мые скромные и непритязательные полевые коло­ кольчики, клевёр, «смолка», серые с малиновым го­ ловки репейника.

Нужно только, чтобы они не терялись на пестром фоне, образуемом другими такими же растениями. Глубина резкости цветного снимка в таких случаях должна быхь очень небольшой. Прекрасные резуль­ таты обычно дает съемка освещенного солнцем цвет­ ка или растения на темном фоне. Найти в природе та­ кое расположение предметов, при котором ярко ос­ вещенный цветок четко выделяется на темном фоне, притом нейтральном по цвету (сером, коричневато­ сером, черном), легче всего в лесу. Если такой случай не представляется, то в качестве фона можно исполь­ зовать лист темной бумаги или картона. Только по­ верните его так, чтобы солнце не освещало его по­ верхность, обращенную к аппарату.

При съемке в крупном масштабе, т. е. с расстоя­ ния в несколько десятков сантиметров, придется вос­ пользоваться насадочной линзой или переходными кольцами. При этом для получения достаточной глу­ бины резкости (хотя бы 5-;—6 сантиметров) надо будет сильно уменьшить отверстие диафрагмы. Между тем чувствительность цветной пленки, как известно, еще отстает от чувствительности черно-белых фотомате-. риалов. Уже одно это заставляет применять довольно длительные выдержки. А тут еще необходимость

сильно диафрагмировать объектив

фотоаппарата!

В общем получается,

что при съемке цветов и расте­

ний выдержка даже

в солнечные летние дни сплошь

и рядом будет доходить до Vio> Чъ

или ‘/г секунды.

72

Значит, для крупномасштабной съемки понадобится штатив.

Но это только одна сторона дела. Разумеется, ап­ парат, укрепленный на штативе, не шелохнется при любой длительной выдержке, но за эту долю секунды может переместиться наш объект. Неожиданный по­ рыв ветра пригибает стебель с цветком, на который мы навели объектив, и снимок оказывается испорчен­ ным. В безветренный день на цветок клевера опу­ стился шмель, и как ни хочется сделать снимок, пока насекомое еще не улетело, все же приходится выжи­ дать момент, когда прекратятсяколебания цветка...

Пчелы хлопочут в белой кроне яблони, снуют то вверх, то вниз, пронизывая во всех направлениях цве­ тущие «этажи». Здесь уж приходится пожертвовать глубиной резкости и поставить затвор на Ую о се­ кунды, а то и на более короткую выдержку и отодви­ нуть объектив подальше, на несколько десятков сан­ тиметров. Иначе отчетливые силуэты пчел пропадут, и на снимке вместо них мы увидим короткие серые мазки.

Свести глубину резкости к минимуму, т. е. обой­ тись диафрагмой 5, 6 или 8, вместо того чтобы «затя­ гивать» диафрагму до 11, 16 или 22, очень часто удается благодаря удачному повороту отдельного фотографируемого нами соцветия или целой ветки. Например, фотографируя ветку яблони, вишни или боярышника, осыпанную белыми цветами, нетрудно найти такую точку съемки, чтобы эта ветка не оказы­ валась протянутой к аппарату, а шла параллельно плоскости пленки.

Очень интересные результаты дает съемка с крат-

73


чайшего расстояния— 10— 15 сантиметров, когда мы «заглядываем» объективом в венчик лилии или тюль­ пана, и на снимке во всех подробностях, со всеми нежнейшими цветовыми оттенками выходят бархати­ стые от пыльцы тычинки и пестик, освещенные жел­ тым, розовым или оранжевым светом, прошедшим сквозь лепестки цветка. Однако диафрагму при этом необходимо «затягивать» до отказа, и выдержка мо­ жет достичь нескольких секунд. Для такой съемки лучше всего пользоваться боковым светом, а если ле­ пестки цветка особенно светлые и тонкие, то можно использовать и контровой свет.

При фотографировании живой природы не следует забывать, что красота цветов и растений вообще очень недолговечна. Сегодня парковая лужайка сплошь покрыта золотыми узорами цветущих одуван­ чиков, но, как назло, стоит облачная погода. Назавтра опять пасмурный день. Когда небо, наконец, прояс­ няется, у нас не оказывается возможности выкроить час-другой на съемку. А через неделю, придя на то же место, мы видим вместо золотых головок белые пушистые шары...

Помню, как-то майским вечером я принес домой свежую ярко-красную сережку тополя и положил ее на стол под электрическую лампу, рассчитывая на другой день, когда будет солнце, сфотографировать ее в натуральную величину и в естественных красках.

Но

наутро она

уже совершенно «выцвела» и из

нее

сыпалась желтая пыльца: за ночь в теплой ком­

нате

раскрылись

крохотные красные коробочки

с пыльцой, придававшие сережке ее привлекательную окраску.

74

Снимать ее уже не было смысла.

Натюрморт. На выставках художественной фото­ графии встречается немало фотографических натюр­ мортов в красках. Они поразительно верно передают действительность. Отчетливо ощущаешь объем каж­ дой виноградинки, каждого стебля, каждого прута в стенке корзины с фруктами. А просвечивающие влажные ломтики лимона даже вызывают во рту со­ ответствующий терпкий вкус...

В общем имитация формы, красок и фактуры изо­ браженных здесь листьев, цветов и плодов полу­ чается безупречной. Но вот беда: фотографические натюрморты, случается, неприкрыто подражают рабо­ там известных художников. Чаще всего бросается в глаза более или менее явное сходство — ив компо­ зиции, и в красках — с натюрмортами, получившими широкое распространение в виде репродукций.

Четверть века назад, когда многослойные цветные фотоматериалы были еще очень малочувствительны­ ми, натюрморты и пейзажи, т. е. неподвижные объек­ ты, являлись неизбежным уделом фотографа-«цвет- ника».1

Сейчас почти нет таких объектов, которые были бы недоступны цветной фотографии. В этих условиях натюрморт, естественно, отодвигается на задний план.

1 Многослойные материалы были в ту пору не только низ­ кочувствительными, но и очень капризными. Сейчас мы при­ выкли к тому, что цветные репортажные кадры и целые фото­ очерки то и дело встречаются в журналах, очень распростра­ ненной стала цветная кинохроника, а раньше фоторепортер, отправляясь на ответственную съемку, даже в яркий летний день не рискнул бы зарядить аппарат цветной пленкой.

75