Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
Правда, на всех фотографических выставках-продол жают обязательно появляться натюрморты, притом довольно однообразные и слащавые, сплошь и рядом до предела «зализанные», то есть носящие отпечаток многократной прикидки, примерки, раскладки изобра женных на них богатств, прямо-таки выстраданные их авторами. Это объясняется прежде всего тем, что ор ганизаторам каждой выставки хочется показать на ней хоть несколько первоклассных по технике цветных ра бот. А то обстоятельство, что такие натюрморты от крыто подражают живописным образцам, кажется, никого не смущает.
Это, конечно, очень печально.
Именно потому, что так расширился круг объек тов, доступных цветному фотографированию, теперь четко определилась роль натюрморта: на нем можно учиться строить цветной кадр, создавать лаконичную, четкую, выразительную и предельно верную по цвету фотографическую композицию.
На натюрморте вовсе не обязательно должны фи гурировать фрукты и другие дары природы. Почему бы не попытаться составить такую композицию, ис пользуя, например, ножницы, катушки разноцветных ниток, блестящую иглу, воткнутую в кусок клетчатой ткани? Лишь бы это был не случайный набор предме тов, а такое их сочетание, в каком они могут встре титься нам в повседневной жизни.
Ну, а если все-таки сфотографировать фрукты? В этом случае особенно важно чувство меры. Пусть наши натюрморты как можно меньше напоминают рога изобилия. Не надо разыскивать и старинные вазы, чтобы поставить в них цветы. Вообще посуда,
76
включаемая в композицию кадра, должна быть проще и современней.
На современном натюрморте с фруктами может фигурировать минимальное количество различных предметов. Например: угол деревянного некрашеного стола, на нем стакан, наполненный прозрачной водой. И за край стакана зацеплены две сросшиеся светлые вишенки— одна в воде, другая снаружи. А в дальнем углу кадра виднеется часть сероватого фаянсового блюда, тоже наполненного вишнями. Вот и все.
В чем же проявились художественные способности фотографа при таком скромном сюжете? Очень во многом. Прежде всего в скупом отборе предметов, которые представлены на снимке. Во-вторых, в их продуманном размещении. Стакан занимает здесь са мое выигрышнее положение. Сместить его при съем ке или при печати чуть-чуть в сторону— значило бы получить уже не то впечатление. В поперечном свете четко выделяются волокна сосновых досок, стола. Из нутри на стенке стакана, обращенной к нам, мерцают пузырьки. Все это, может быть, выглядит очень буд ничным, повседневным, но ведь в любом виде искус ства о мастерстве художника судят не только по тому, что изображается, но и по тому, как это изо бражено.
А вот другой пример. На этот раз — полированный стол, и на его поверхности в резком горизонтальном луче солнца— несколько апельсинов. По-вмдимому, при съемке на объектив был надет диффузор. Это он дал здесь такой своеобразный эффект-—мь; не ви дим четкого контура фруктов, который бы резко от делял их от темного фона: под ярким лучом они как.
77
бы «дымятся», и когда смотришь на снимок, явствен но чувствуется морозная атмосфера улицы, откуда они, должно быть, только что принесены. Конечно же, снимок сделан в середине зимы— недаром здесь и солнце такое низкое, ударившее откуда-то сбоку!
О вкусе и чувстве меры автора этой работы гово рит еще одна, совсем незначительная деталь. Как из вестно, современная фотографическая оптика может
сабсолютной точностью воспроизвести каждую пору
икаждый мельчайший бугорок на кожице лимона или апельсина. Многие фотолюбители почему-то стре мятся во всех случаях «выжать все» из техники, ока завшейся в их руках. И вот в выставочных залах на зрителя то из одного, то из другого угла смотрят чу довищно пористые физиономии, ощетиниваются не бритые, специально «высвеченные» подбородки, где каждый волосок превращен в сверкающий кусочек проволоки, светятся капельки пота на лбах сталева ров, легко, дают себя пересчитать ресницы киноакт рис. Объектив видит намного «жестче», чем челове ческий глаз, но это уже довольно старая истина и во все незачем доказывать ее вновь и вновь, а тем бо лее злоупотреблять ею.
Автор данного натюрморта был совершенно прав, не желая, чтобы структура апельсинной корки полу чилась у него рыхлой, как пробка. Применив мягкорисующую насадку, он убил сразу двух зайцев. Во-
первых, фрукты на его снимке окружены как бы лег ким сиянием, о чем уже говорилось. Во-вторых, не режет глаз пористость их кожицы, несмотря на боко вой свет.
Кто-нибудь скажет: стоит ли уделять внимание та-
78
ким мелочам? Думается, что стоит. Подчеркнуть одни детали, одни особенности объекта съемки, смягчить или убрать другие — в этом по существу и заключает ся работа над любым произведением художественной фотографии, работа, начинающаяся с подготовки объ екта, опробования разных вариантов освещения и за канчивающаяся уже в фотолаборатории при печатании снимков. Иные, но, пожалуй, столь же «мелочные», педантичные требования предъявляются к снимкам подобных предметов, сделанным с научной целью. О них будет речь дальше. А сейчас поговорим о са мой сложной области цветной фотографии— о порт ретной съемке.
Портретная съемка. Каждого новичка в цветной фотографии необходимо предостеречь: не надо на чинать с портретов! К сожалению, такие предупреж дения далеко не всегда принимаются во внимание: для фотолюбителя очень уж велик соблазн преподне сти цветные снимки'своим друзьям и родным, тем более, что многие из них, вероятно, впервые в жизни снимаются на цветную пленку.
Поэтому лучше всего сразу конкретно перечис лить те неожиданные трудности, с которыми прихо дится сталкиваться при первых попытках получить портретные снимки в естественных цветах и которые делают портретную съемку наиболее «неподатли вым» жанром цветной фотографии (как, впрочем, и черно-белой).
Начать с того, что цветная негативная пленка ДС рассчитана на съемку при солнечном свете. Значит, портреты, сфотографированные в пасмурную погоду или хотя бы в солнечный день, но в тени, будут иметь
79
синеватый оттенок, который, возможно, удастся вы править при печати. А если съемка производится, на пример, в тени дерева, то зеленая листва обязательно даст на лице человека зеленоватые рефлексы. Полу чить на цветном снимке лицо в синевато-зеленых пят нах с лиловыми губами — это, конечно, мало прият ная перспектива.
Портретные снимки, сделанные на солнце, тоже часто преподносят нам неприятные сюрпризы. Рядомсо снимающимся оказалась ярко освещенная кирпич ная стена, и вот половина лица на снимке получилась темно-кирпичного цвета: так силен был красный рефлекс, отбрасываемый стеной. Отсвет от ярко-си него платья покрыл подбородок девушки неестест венной голубизной. Как только мы не заметили и не учли этого при съемке]
Много огорчений может доставить и малая широта цветной пленки. Фотографируя молодую девушку, мы попросили ее стать на солнечной стороне улицы и тщательно определили необходимую выдержку, поль зуясь экспонометром. Но эта выдержка, какой бы точ ной она ни была, всегда представляет собой, конечно, лишь некоторую среднюю величину. Солнце заливает ярким светом лоб, нос и щеки девушки, а глаза и часть шеи остаются в тени и, как говорится, «уходят в область недодержки». На готовом снимке контраст между освещенными и затененными частями лица по лучился очень значительным. Этот контраст кажется еще более сильным и неприятным оттого, что осве щенные участки получились желтовато-розовыми, то есть на них более или менее правильно воспроизве ден цвет кожи, а теневые участки — серовато-лиловы
80
ми. Нам только кажется, что тени в природе являются черными или нейтрально-серыми. На самом деле они всегда цветные!
Наученные горьким опытом, мы хотим избежать на цветном снимке глубоких теней и ставим свою жертву где-нибудь в более или менее «нейтральной» тени — хотя бы в тени, отбрасываемой белой стеной здания. Но на пробном отпечатке по всему полю про ступает неприятная голубизна. Вы, вероятно, уже до гадываетесь, в чем причина этого явления: разумеет ся, в голубой окраске безоблачного неба! При печа тании снимков немало времени уйдет на то, чтобы путем подбора соответствующих фильтров убрать эту,
всущности, очень слабую голубизну.
Впроцессе печати цветных портретов, даже если они сняты с соблюдением всех правил, очень трудно точно' «подогнать» цвет кожи сфотографированного человека. Как часто приходится видеть на таких сним ках то неправдоподобно загорелые «медные» и «бронзовые» лица, то розовые, как у целлулоидных кукол, то лимонно-желтые... Недаром говорят, что цветной фотографии до сих пор труднее всего даются два цвета: телесный и белый. А человеческий глаз, как нарочно, очень снисходителен к искажению цвета неба, листвы, песка и т. д., но сразу отмечает малей шее искажение телесного цвета и малейшее «загряз нение» белого.
Особенно сложна цветная портретная съемка в по мещении, где зачастую приходится применять под светку теневой части лица. Если подсвечивать лампой, значит, половина лица, обращенная к ней, выйдет желтой, а обращенная к окну— голубой. Если вы
6 II. А. К о с и н ск и й |
81 |
брать другой способ — подсветку с помощью белого экрана, то подсвечиваемая часть лица окажется всетаки темноватой по сравнению с той, которая обра щена к основному источнику света — окну.
Словом, в цветной фотографии еще в большей степени, чем в черно-белой, портретная съемка долж на быть обставлена таким большим числом предосто рожностей, что лучше переходить к ней после того, как будут освоены другие жанры съемки.
При работе над фотопортретом нельзя ограничи ваться заботой лишь о технической стороне делд. Целью фотографа должно быть создание не статич ного (то есть застывшего, как бы скованного), а так называемого репортажного портрета, сохраняющего, разумеется, полное сходство с оригиналом. Давно прошли те времена, когда от объекта цветной съем ки требовалась полная неподвижность. Теперь, наобо рот, мы избегаем снимать специально позирующего человека, замершего в ожидании щелчка затвора. Пусть лучше человек перед объективом непринуж денно беседует, спорит, смеется, размахивает руками. При кратчайших выдержках— меньше */юо секунды — мы получим не только естественный и живой портрет ный снимок, но к тому же и абсолютно резкий. А если существует опасение, что даже такой снимок покажется придирчивым зрителям «застывшим», — всегда можно удлинить выдержку. Пусть она состав ляет '/so, или 725, или, наконец, '/ю секунды. В этом случае велика вероятность, что некоторые детали снимка окажутся «смазанными». Фотографируемый человек неожиданно рассмеялся — и вот на снимке нечетки очертания губ, а вместо точек света в каж
82
дом зрачке получилось нечто вроде крохотного све тящегося зигзага, что называется, в глазах «пляшут чертики». Нерезок контур руки, поднесенной ко рту. Еще лет тридцать назад все это считалось бы недо статками снимка. Но ведь именно эти слегка «смазан ные» детали придают портретному снимку динамич ность, сообщают ему наибольшее сходство с ориги налом.
Макро- и микрофотография. Макрофотография — это съемка отдельных мелких предметов в особо крупном масштабе, вплоть до натуральной величины и даже крупнее (т. е. с небольшим увеличением). Мы уже посвятили несколько страниц одному из видов такой съемки. Там речь шла о фотографировании цве тов. Теперь остановимся на таком виде макросъемки, где на первый план выдвигается не художественная, а научная ценность снимка. Для примера возьмем не сколько движущихся объектов, пусть это будут хотя бы насекомые.
Почему именно насекомые?
Для съемки в естественных условиях различных животных и птиц, даже таких распространенных, как белка, лиса, еж, дятел, синица, требуется затратить много часов, а иногда и дней. При такой «охоте с фо тоаппаратом» обычно не удается обойтись без длин нофокусных объективов, которые позволяют вести съемку с большого расстояния, без специального снаряжения вроде болотных сапог, непромокаемого плаща с капюшоном на случай дождливой погоды...
От «охотника», вооруженного фотоаппаратом, тре буются незаурядное терпение и выдержка, а в ре шающий момент быстрая, молниеносная реакция.
6 * |
83 |