Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правда, на всех фотографических выставках-продол­ жают обязательно появляться натюрморты, притом довольно однообразные и слащавые, сплошь и рядом до предела «зализанные», то есть носящие отпечаток многократной прикидки, примерки, раскладки изобра­ женных на них богатств, прямо-таки выстраданные их авторами. Это объясняется прежде всего тем, что ор­ ганизаторам каждой выставки хочется показать на ней хоть несколько первоклассных по технике цветных ра­ бот. А то обстоятельство, что такие натюрморты от­ крыто подражают живописным образцам, кажется, никого не смущает.

Это, конечно, очень печально.

Именно потому, что так расширился круг объек­ тов, доступных цветному фотографированию, теперь четко определилась роль натюрморта: на нем можно учиться строить цветной кадр, создавать лаконичную, четкую, выразительную и предельно верную по цвету фотографическую композицию.

На натюрморте вовсе не обязательно должны фи­ гурировать фрукты и другие дары природы. Почему бы не попытаться составить такую композицию, ис­ пользуя, например, ножницы, катушки разноцветных ниток, блестящую иглу, воткнутую в кусок клетчатой ткани? Лишь бы это был не случайный набор предме­ тов, а такое их сочетание, в каком они могут встре­ титься нам в повседневной жизни.

Ну, а если все-таки сфотографировать фрукты? В этом случае особенно важно чувство меры. Пусть наши натюрморты как можно меньше напоминают рога изобилия. Не надо разыскивать и старинные вазы, чтобы поставить в них цветы. Вообще посуда,

76

включаемая в композицию кадра, должна быть проще и современней.

На современном натюрморте с фруктами может фигурировать минимальное количество различных предметов. Например: угол деревянного некрашеного стола, на нем стакан, наполненный прозрачной водой. И за край стакана зацеплены две сросшиеся светлые вишенки— одна в воде, другая снаружи. А в дальнем углу кадра виднеется часть сероватого фаянсового блюда, тоже наполненного вишнями. Вот и все.

В чем же проявились художественные способности фотографа при таком скромном сюжете? Очень во многом. Прежде всего в скупом отборе предметов, которые представлены на снимке. Во-вторых, в их продуманном размещении. Стакан занимает здесь са­ мое выигрышнее положение. Сместить его при съем­ ке или при печати чуть-чуть в сторону— значило бы получить уже не то впечатление. В поперечном свете четко выделяются волокна сосновых досок, стола. Из­ нутри на стенке стакана, обращенной к нам, мерцают пузырьки. Все это, может быть, выглядит очень буд­ ничным, повседневным, но ведь в любом виде искус­ ства о мастерстве художника судят не только по тому, что изображается, но и по тому, как это изо­ бражено.

А вот другой пример. На этот раз — полированный стол, и на его поверхности в резком горизонтальном луче солнца— несколько апельсинов. По-вмдимому, при съемке на объектив был надет диффузор. Это он дал здесь такой своеобразный эффект-—мь; не ви­ дим четкого контура фруктов, который бы резко от­ делял их от темного фона: под ярким лучом они как.

77


бы «дымятся», и когда смотришь на снимок, явствен­ но чувствуется морозная атмосфера улицы, откуда они, должно быть, только что принесены. Конечно же, снимок сделан в середине зимы— недаром здесь и солнце такое низкое, ударившее откуда-то сбоку!

О вкусе и чувстве меры автора этой работы гово­ рит еще одна, совсем незначительная деталь. Как из­ вестно, современная фотографическая оптика может

сабсолютной точностью воспроизвести каждую пору

икаждый мельчайший бугорок на кожице лимона или апельсина. Многие фотолюбители почему-то стре­ мятся во всех случаях «выжать все» из техники, ока­ завшейся в их руках. И вот в выставочных залах на зрителя то из одного, то из другого угла смотрят чу­ довищно пористые физиономии, ощетиниваются не­ бритые, специально «высвеченные» подбородки, где каждый волосок превращен в сверкающий кусочек проволоки, светятся капельки пота на лбах сталева­ ров, легко, дают себя пересчитать ресницы киноакт­ рис. Объектив видит намного «жестче», чем челове­ ческий глаз, но это уже довольно старая истина и во­ все незачем доказывать ее вновь и вновь, а тем бо­ лее злоупотреблять ею.

Автор данного натюрморта был совершенно прав, не желая, чтобы структура апельсинной корки полу­ чилась у него рыхлой, как пробка. Применив мягкорисующую насадку, он убил сразу двух зайцев. Во-

первых, фрукты на его снимке окружены как бы лег­ ким сиянием, о чем уже говорилось. Во-вторых, не режет глаз пористость их кожицы, несмотря на боко­ вой свет.

Кто-нибудь скажет: стоит ли уделять внимание та-

78

ким мелочам? Думается, что стоит. Подчеркнуть одни детали, одни особенности объекта съемки, смягчить или убрать другие — в этом по существу и заключает­ ся работа над любым произведением художественной фотографии, работа, начинающаяся с подготовки объ­ екта, опробования разных вариантов освещения и за­ канчивающаяся уже в фотолаборатории при печатании снимков. Иные, но, пожалуй, столь же «мелочные», педантичные требования предъявляются к снимкам подобных предметов, сделанным с научной целью. О них будет речь дальше. А сейчас поговорим о са­ мой сложной области цветной фотографии— о порт­ ретной съемке.

Портретная съемка. Каждого новичка в цветной фотографии необходимо предостеречь: не надо на­ чинать с портретов! К сожалению, такие предупреж­ дения далеко не всегда принимаются во внимание: для фотолюбителя очень уж велик соблазн преподне­ сти цветные снимки'своим друзьям и родным, тем более, что многие из них, вероятно, впервые в жизни снимаются на цветную пленку.

Поэтому лучше всего сразу конкретно перечис­ лить те неожиданные трудности, с которыми прихо­ дится сталкиваться при первых попытках получить портретные снимки в естественных цветах и которые делают портретную съемку наиболее «неподатли­ вым» жанром цветной фотографии (как, впрочем, и черно-белой).

Начать с того, что цветная негативная пленка ДС рассчитана на съемку при солнечном свете. Значит, портреты, сфотографированные в пасмурную погоду или хотя бы в солнечный день, но в тени, будут иметь

79



синеватый оттенок, который, возможно, удастся вы­ править при печати. А если съемка производится, на­ пример, в тени дерева, то зеленая листва обязательно даст на лице человека зеленоватые рефлексы. Полу­ чить на цветном снимке лицо в синевато-зеленых пят­ нах с лиловыми губами — это, конечно, мало прият­ ная перспектива.

Портретные снимки, сделанные на солнце, тоже часто преподносят нам неприятные сюрпризы. Рядомсо снимающимся оказалась ярко освещенная кирпич­ ная стена, и вот половина лица на снимке получилась темно-кирпичного цвета: так силен был красный рефлекс, отбрасываемый стеной. Отсвет от ярко-си­ него платья покрыл подбородок девушки неестест­ венной голубизной. Как только мы не заметили и не учли этого при съемке]

Много огорчений может доставить и малая широта цветной пленки. Фотографируя молодую девушку, мы попросили ее стать на солнечной стороне улицы и тщательно определили необходимую выдержку, поль­ зуясь экспонометром. Но эта выдержка, какой бы точ­ ной она ни была, всегда представляет собой, конечно, лишь некоторую среднюю величину. Солнце заливает ярким светом лоб, нос и щеки девушки, а глаза и часть шеи остаются в тени и, как говорится, «уходят в область недодержки». На готовом снимке контраст между освещенными и затененными частями лица по­ лучился очень значительным. Этот контраст кажется еще более сильным и неприятным оттого, что осве­ щенные участки получились желтовато-розовыми, то есть на них более или менее правильно воспроизве­ ден цвет кожи, а теневые участки — серовато-лиловы­

80

ми. Нам только кажется, что тени в природе являются черными или нейтрально-серыми. На самом деле они всегда цветные!

Наученные горьким опытом, мы хотим избежать на цветном снимке глубоких теней и ставим свою жертву где-нибудь в более или менее «нейтральной» тени — хотя бы в тени, отбрасываемой белой стеной здания. Но на пробном отпечатке по всему полю про­ ступает неприятная голубизна. Вы, вероятно, уже до­ гадываетесь, в чем причина этого явления: разумеет­ ся, в голубой окраске безоблачного неба! При печа­ тании снимков немало времени уйдет на то, чтобы путем подбора соответствующих фильтров убрать эту,

всущности, очень слабую голубизну.

Впроцессе печати цветных портретов, даже если они сняты с соблюдением всех правил, очень трудно точно' «подогнать» цвет кожи сфотографированного человека. Как часто приходится видеть на таких сним­ ках то неправдоподобно загорелые «медные» и «бронзовые» лица, то розовые, как у целлулоидных кукол, то лимонно-желтые... Недаром говорят, что цветной фотографии до сих пор труднее всего даются два цвета: телесный и белый. А человеческий глаз, как нарочно, очень снисходителен к искажению цвета неба, листвы, песка и т. д., но сразу отмечает малей­ шее искажение телесного цвета и малейшее «загряз­ нение» белого.

Особенно сложна цветная портретная съемка в по­ мещении, где зачастую приходится применять под­ светку теневой части лица. Если подсвечивать лампой, значит, половина лица, обращенная к ней, выйдет желтой, а обращенная к окну— голубой. Если вы­

6 II. А. К о с и н ск и й

81


брать другой способ — подсветку с помощью белого экрана, то подсвечиваемая часть лица окажется всетаки темноватой по сравнению с той, которая обра­ щена к основному источнику света — окну.

Словом, в цветной фотографии еще в большей степени, чем в черно-белой, портретная съемка долж­ на быть обставлена таким большим числом предосто­ рожностей, что лучше переходить к ней после того, как будут освоены другие жанры съемки.

При работе над фотопортретом нельзя ограничи­ ваться заботой лишь о технической стороне делд. Целью фотографа должно быть создание не статич­ ного (то есть застывшего, как бы скованного), а так называемого репортажного портрета, сохраняющего, разумеется, полное сходство с оригиналом. Давно прошли те времена, когда от объекта цветной съем­ ки требовалась полная неподвижность. Теперь, наобо­ рот, мы избегаем снимать специально позирующего человека, замершего в ожидании щелчка затвора. Пусть лучше человек перед объективом непринуж­ денно беседует, спорит, смеется, размахивает руками. При кратчайших выдержках— меньше */юо секунды — мы получим не только естественный и живой портрет­ ный снимок, но к тому же и абсолютно резкий. А если существует опасение, что даже такой снимок покажется придирчивым зрителям «застывшим», — всегда можно удлинить выдержку. Пусть она состав­ ляет '/so, или 725, или, наконец, '/ю секунды. В этом случае велика вероятность, что некоторые детали снимка окажутся «смазанными». Фотографируемый человек неожиданно рассмеялся — и вот на снимке нечетки очертания губ, а вместо точек света в каж­

82

дом зрачке получилось нечто вроде крохотного све­ тящегося зигзага, что называется, в глазах «пляшут чертики». Нерезок контур руки, поднесенной ко рту. Еще лет тридцать назад все это считалось бы недо­ статками снимка. Но ведь именно эти слегка «смазан­ ные» детали придают портретному снимку динамич­ ность, сообщают ему наибольшее сходство с ориги­ налом.

Макро- и микрофотография. Макрофотография — это съемка отдельных мелких предметов в особо крупном масштабе, вплоть до натуральной величины и даже крупнее (т. е. с небольшим увеличением). Мы уже посвятили несколько страниц одному из видов такой съемки. Там речь шла о фотографировании цве­ тов. Теперь остановимся на таком виде макросъемки, где на первый план выдвигается не художественная, а научная ценность снимка. Для примера возьмем не­ сколько движущихся объектов, пусть это будут хотя бы насекомые.

Почему именно насекомые?

Для съемки в естественных условиях различных животных и птиц, даже таких распространенных, как белка, лиса, еж, дятел, синица, требуется затратить много часов, а иногда и дней. При такой «охоте с фо­ тоаппаратом» обычно не удается обойтись без длин­ нофокусных объективов, которые позволяют вести съемку с большого расстояния, без специального снаряжения вроде болотных сапог, непромокаемого плаща с капюшоном на случай дождливой погоды...

От «охотника», вооруженного фотоаппаратом, тре­ буются незаурядное терпение и выдержка, а в ре­ шающий момент быстрая, молниеносная реакция.

6 *

83