Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словом, ему необходимо иметь качества настоящего

охотника, которые приобретаются

не

сразу.

К

тому

же многочасовое сидение в засаде

нередко

возна­

граждается одним-единственным

снятым

кадром,

а порой случаются и промахи.

не

требует

таких

Фотографирование насекомых

жертв. Прежде всего потому, что сами объекты съем­ ки встречаются несравненно чаще. В листве и траве каждого парка, каждой рощи в погожий летний день снуют тысячи самых разнообразных насекомых. В за­ рослях кустарников, на нежных молодых побегах па­ сутся тучные гусеницы. В луговых травах многоголо­ сый стрекот кузнечиков то и дело заглушает делови­ тое жужжание пчел. Черно-оранжевые шмели уверен­ но, методично обследуют цветок за цветком. Изредка с низким гудением в воздухе проносятся жуки-брон­ зовки (цетонии), выискивая место для посадки. Опу­ стившись на облюбованный цветок, они часами остаются на кем в полной неподвижности, словно за­ сыпают.

В средней полосе европейской части России и на Украине в середине мая светлые дубовые рощицы настолько «перенаселены» майскими жуками, что до­ статочно хорошенько потрясти молодой дубок — и на разостланный под ним плащ посыплются десятки на­ секомых. Это облегчает выбор наиболее крупных эк­ земпляров для съемки.

Макросъемка этих малоподвижных насекомых сравнительно несложна. Однообъективная зеркальная камера с высокими скоростями затвора, набор пере­ ходных колец, высокочувствительная пленка, доста­ точно яркое (солнечное) освещение и некоторый опыт

84

съемки такого рода — вот и все, что требуется

для

получения полноценных макрофотографий.

 

К тому же многие насекомые — осы, пчелы, жуки,

не говоря уже о гусеницах бабочек, — не только

на

лугу или в лесу, но и в комнате чувствуют себя «как дома». В их поведении не заметно никакой скованно­ сти. Поэтому, чтобы не упустить пойманное насеко­ мое, слишком проворное для съемки в естественных условиях, лучше фотографировать его в помещении при закрытом окне. 1

Фотографируя мелкие объекты в комнате, целе­ сообразно использовать свет солнца. Это позволяет снимать с достаточно короткими выдержками. Одна­ ко солнце в окне перемещается поразительно быстро: стоит замешкаться, на минуту чем-нибудь отвлечься— и объект съемки, который только что был залит яр­ ким светом, уже оказывается наполовину в тени. При­ ходится вновь вводить его в освещенное поле, а зна­ чит, переставлять штатив с фотокамерой, заново про­ изводить наводку на резкость и выбирать кадр.

Для подсветки объекта с теневой стороны приме­ няется белый экран — лист плотной белой, бумаги из альбома для рисования. Во время съемки он тоже должен быть освещен солнцем. Подсветка электриче­ ской лампой недопустима, так как ее свет имеет со­

вершенно иную цветовую температуру, не

подходя­

щую для съемки на пленке ДС.

тем бо-

Съемка наиболее подвижных насекомых,

1 В отличие от цветов и прочих ботанических

объектов,

съемку которых в комнате при солнечном освещении лучше вести с открытым окном, чтобы использовать ультрафиолетовую часть солнечных лучей.

85


лее с кратчайшего ра^сстояния, «в упор», требует не­ которой подготовки. Вот, например, как описывает съемку осы-филанта («пчелиного волка») научный со­ трудник Зоологического института в Ленинграде В. Танасийчук:1

«Дня два насекомое сидело без пищи в затемнен­ ной пробирке, а затем было выпущено на кисть ви­ нограда. Оса стала ползать по перезрелым ягодам, слизывая сок», и не обращала никакого внимания на съемку. К тому же и движения голодного насекомого были замедленными, что, разумеется, очень облегча­ ло наводку.

Наиболее сложна съемка бабочек и стрекоз. Нэ вспугнуть сидящую стрекозу, приближаясь к ней, поч­ ти невозможно. Поэтому не приходится особенно до­ верять подлинности снимков, где крупным планом даны стрекозы, присевшие на какое-нибудь водяное растение и эффектно поблескивающие крыльями в лучах солнца. Вероятнее всего, их поймали заранее, изрядно помяли и в таком состоянии, почти лишив способности двигаться, посадили на выступающий из воды побег, чтобы без особых хлопот сделать снимок.

Чрезмерно сильное «шевеление» живых объектов (взлет жука, порхание бабочки, неожиданный скачок кузнечика) нежелательно не только потому, что они могут выпасть из поля зрения аппарата или нам мо­ жет «не хватить» скорости затвора, но и потому, что глубина резкости при макросъемке ничтожно мала и объект легко может «уйти в нерезкость». Даже задиафрагмировав объектив «Зенита» до «16», при съемке

1 «Природа», 1962, № 6.

86

в масштабе 1 : 4 (с уменьшением в четыре раза про­ тив естественной величины) мы получим глубину рез­ кости, равную всего 2 сантиметрам. А если мы хо­ тим, чтобы изображение на пленке получилось в на­ туральную величину, иначе говоря, в масштабе 1 : 1, то глубина резкости сократится в восемь раз, и она составит только 2,5 миллиметра! Это меньше, чем диаметр полусферического глаза стрекозы.

Так как при макросъемке с переходными кольца­ ми объектив фотоаппарата оказывается сильно вы­ двинутым вперед, то есть сильно удален от пленки, то изображение на пленке, даваемое им, получается сравнительно тусклым. Ввиду этого необходимо удли­ нять выдержку, показываемую экспонометром. При съемке в масштабе 1 : 5 или 1 : 4 выдержка должна быть увеличена в полтора раза, при съемке в мас­ штабе 1 : 3 и 1 : 2 — в два раза, а при съемке в нату­ ральную величину — в четыре раза.

Вместо удлинения выдержки, естественно, можно увеличивать отверстие диафрагмы, хотя это и нежела­ тельно из-за сокращения глубины резкости.

Приведем теперь несколько указаний по съемке через микроскоп.

Существует два основных способа микросъемки. В обоих случаях из однообъективной зеркальной ка­ меры вывинчивается объектив, а сама камера закреп­ ляется в специальном держателе (кронштейне), или на так называемом универсальном штативе. При этом она должна быть направлена книзу, чтобы оптическая ось камеры составляла продолжение оптической оси микроскопа. Чем больше расстояние между тубусом микроскопа и камерой, тем крупнее будет масштаб

87


изображения на матовом стекле, а значит и на пленке. 1

В корпус аппарата на место объектива ввинчивает­ ся переходное кольцо. Из плотной черной материи (например, бархата) следует сшить небольшой «ру­ кав», не пропускающий света. Одним концом он натя­ гивается на переходное кольцо, другим — на тубус микроскопа. Чтобы эти концы не сползали, их стяги­ вают кольцевыми резинками.

Второй способ съемки отличается тем, что мы не только удаляем объектив фотоаппарата, но и вывин­ чиваем окуляр из тубуса микроскопа.21 Однако в ре­ зультате этого изображение, попадающее на пленку, получается сравнительно тусклым и приходится силь­ но удлинять выдержку. • Яркость изображения тем меньше, чем больше увеличение. Поэтому второй способ применяется только для съемки с небольшими увеличениями— в 10— 20 раз.

Для расчета масштаба увеличения служат фор­ мулы:

 

а

Ь

с

 

 

7Г х

/Г или 'v =

 

где х — увеличение;

 

 

 

1 Но чтобы это изображение

оставалось резким, нам при­

дется, отодвигая камеру дальше

от окуляра, в

то же время

ближе

придвигать объектив

микроскопа к объекту съемки.

2

Есть и третий способ:

съемку производят,

используя всю

оптическую систему микроскопа и фотокамеры, то есть не уда­ ляя ни окуляра микроскопа, ни фотообъектива. Но в такой сложной системе очень велЬки потери света. К тому же изо­ бражение, даваемое объективом камеры в сочетании с оптиче­ ской системой микроскопа, получается ухудшенного качества (как при использовании насадочной линзы). Поэтому такой ме­ тод съемки не получил широкого распространения.

88


а — расстояние от объектива микроскопа до верх­ ней линзы окуляра;

Ъ — расстояние от окуляра до плоскости пленки; с — расстояние от объектива микроскопа до пло­

скости пленки;

d — расстояние от объектива до объекта съемки (принимается равным фокусному расстоянию объектива микроскопа);

f 1— фокусное расстояние объектива микроскопа; /2— фокусное расстояние окуляра микроскопа. Освещение и выдержка при микросъемке. Непро­

зрачные объекты (песчинки, мельчайшие ракушки, мелкие детали тел насекомых) фотографируются при верхнем или верхне-боковом свете лучше всего на темном фоне (яркость фона — от ослепительно-свет­ лого до черного — регулируется поворотом зеркала микроскопа). Прозрачные и полупрозрачные объекты (мелкие кристаллы, некоторые детали растений, на­ пример клетки в тонком срезе) следует фотографиро­ вать в проходящем свете: лучи светового источника, отражаемые зеркалом микроскопа, освещают объект съемки снизу.

В обоих случаях источником света может служить солнце или электрическая лампа.

Выдержка при микрофотографировании опреде­ ляется путем пробных съемок. Для пробы необходи­ мо заснять несколько кадров, не меняя масштаба съемки и освещения, но каждый раз увеличивая вы­ держку в два раза. Начнем с выдержки в одну секунду. Чтобы довести ее до минуты, нам понадо­ бится всего семь кадров: 1-й кадр— 1 секунда, -2-й кадр— 2 секунды, 3-й кадр — 4 секунды, 4-й кадр —

89


8 секунд, 5-й кадр— 16 секунд, 6-й кадр — 32 секун­ ды, 7-й кадр — 64 секунды. На этом можно закончить пробу. Проявив заснятый кусок пленки, определим наиболее удачный по плотности негатив и впредь для объектов того же рода будем применять найденную таким путем выдержку. А для всех других объектов (более темных, т. е. менее прозрачных, или более светлых, т. е. более прозрачных) придется давать вы­ держки с соответствующей поправкой, определяемой на глаз, иногда для верности дублируя снимки.

Г л а в а ш е с т а я

ОБРАБОТКА ЦВЕТНОЙ ПЛЕНКИ

Приготовление «цветного» проявителя. Лишь не­ многие фотолюбители составляют «цветной» прояви­ тель сами. В отдельной продаже редко бывают одно­ временно все необходимые для него химикалии, зато можно купить уже расфасованный набор этих ве­ ществ, достаточный для приготовления по 500 куб. сантиметров проявляющего, отбеливающего и фик­ сирующего растворов. В таком количестве можно об­ работать до трех лент 35-миллиметровой и л и широ­ кой (катушечной) пленки.

В тех городах, где фотолаборатории принимают в обработку не только черно-белую, но и цветную пленку, можно не возиться с проявлением у себя дома, а сдавать заснятые пленки в лабораторию. Так некоторые и поступают, тем более, что там же можно заказать и цветные отпечатки.

Сеть таких фотолабораторий непрерывно увеличи­ вается, но пока все же большинство фотолюбителей, занимающихся цветной съемкой, проявляет и печа­ тает свои снимки в домашних условиях, пользуясь готовыми наборами химических веществ. На них и будут рассчитаны наши указания.

91

Для приготовления «цветного» проявителя берется вода с температурой не выше 25° С. Растворение хи­ мических веществ будет происходить быстрее, если взять более теплую воду, но это отрицательно ска­ жется на качестве получаемых негативов (цвета вый­ дут несколько «загрязненными»: усилится так назы­ ваемая цветная вуаль).

Ожесткой и мягкой воде. К воде предъявляются

идругие требования. Она не должна быть слишком «жесткой» (то есть не должна содержать избытка солей кальция).1 Но и слишком «мягкая» вода не годится. Например, если использовать воду, получен­ ную путем растапливания снега, то на цветных негати­ вах образуется очень заметная вуаль. Наша невская вода вполне подходит для растворения «цветных» фотохимикалиев: она не является ни слишком «мяг­

кой», ни чрезмерно «жесткой». Разумеется, как и в случае приготовления «черно-белого» проявителя, она должна быть прокипячена и затем охлаждена до соответствующей температуры.

Но во многих пригородах Ленинграда, где водо­ проводная и колодезная вода является сравнительно жесткой, лучше всего пользоваться дистиллированной водой, которая продается в аптеках.

Отдельные вещества, входящие в состав цветного проявителя, надо растворять последовательно, в том порядке, в каком они перечислены в инструкции, при­ лагаемой к набору химикатов. Каждое следующее ве­

щество начинайте

растворять только

после того,

как

1 Ж есткую воду

легко распознать:

при

кипячении она

дает

белый или светло-серый слой накипи

на стенках чайника.

 

92