ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Комплектность верхнего и нижнего вкла дышей проверяют по условным номерам, на несенным на вкладышах (табл. 2). Нарушать комплектность вкладышей нельзя.
Т а б л и ц а 2
Обозначения комплектности вкладышей
№ вкладыша |
Наименование |
Д01-С05Б Верхний вкладыш первого и третье го коренных подшипников
Д01-С06Б Нижний вкладыш первого и третье го коренных подшипников
Д01-С09Б Верхний вкладыш второго и четвер того коренных подшипников
Д01-С10Б Нижний вкладыш второго и четвер того коренных подшипников
Д01-С20А Верхний вкладыш пятого коренного подшипника
Д01-С21А Нижний вкладыш пятого коренного подшипника
Д03-С05А Верхний вкладыш шатунного под шипника
Д03-С06А Нижний вкладыш шатунного под шипника
Категориче ски запрещается шабрить вкладыши и подпиливать крышки подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей'
имежду вкладышами и их постелью.
Удизелей Д-40К, Д-40Л, Д-40М, Д-48Л и Д-48М диаметр шатунных болтов увеличен с
14 до 16 мм.
Маховик. Картер маховика дизелей
Д-40М и Д-48М приспособлен для установки
71
стартера. На маховик напрессован зубчатый венец, отличающийся числом и размером зубьев от венца дизеля Д-40Л. Маховик не имеет внутренних зубьев, его торцовая по верхность служит опорой для ведомого диска муфты сцепления.
Проверка и регулировка механизма газораспределения
Клапанный механизм. На двигателях Д-40Л, Д-40М, Д-48Л и Д-48М установлены клапаны с увеличенным диаметром тарелки: впускных клапанов 45 мм и выпускных
41 мм.
Тепловой зазор между стержнем клапана и коромыслом, одинаковый для впускных и выпускных клапанов, составляет 0,25 мм. За зоры в клапанах регулируют на прогретом дизеле при температуре охлаждающей жид кости не ниже 75°.
Клапаны регулируют в такой последова тельности:
а) снимают крышку головки блока; б) устанавливают валик декомпрессион
ного механизма в положение включенной компрессии (винты механизма занимают го ризонтальное положение);
в) медленно вращая коленчатый вал, сле дят, когда оба клапана первого цилиндра- (сперва выпускной, а затем впускной) закро ются;
г) отвертывают контргайку регулировоч ного винта на коромысле клапана и, завер тывая или вывертывая винт, устанавливают
72
между коромыслом и клапаном при |
помо |
щи щупа требуемый зазор; надежно |
завер |
тывают контргайку и снова проверяют зазор щупом, повертывая штангу толкателя вокруг ее оси.
Регулировать рекомендуется в порядке работы цилиндров (1—3—4—2). Для регу лировки клапанов каждого следующего ци линдра повертывают коленчатый вал на Ѵз оборота.
Открытие клапанов декомпрессионным ме ханизмом регулируют одновременно с уста новкой зазоров в клапанах в следующем по рядке: . < .еі а) после регулировки клапанов данного цилиндра устанавливают валик декомпресси онного механизма в положение выключенной компрессии (винты механизма занимают вер
тикальное положение); б) отвертывают контргайку регулировоч
ного винта декомпрессионного механизма и вывертывают винт до упора головки в валик, а затем завертывают винт до тех пор, пока коромысло не коснется торца клапана; после
этого винт завертывают еще на |
1 —І'Д оборо |
|||
та; это |
соответствует |
открытию |
клапана на |
|
1 —1,25 |
мм, В этом положении винты |
фикси |
||
руют контргайками. |
Ввиду малого |
зазора |
между поршнем и тарелкой клапана вывер тывать винты дальше не разрешается.
Притирают клапаны через 2500 часов ра боты специальной пастой ГОИ. Если дизель работает с перегрузкой и неисправны топли воподающая аппаратура и воздухоочисти тель, притирают клапаны раньше. После
73
притирки промывают клапан и гнездо кероси ном и контролируют притирку, залив керосин в соответствующий впускной или выпускной канал.
При сборке головки цилиндров клапаны устанавливают в те гнезда, к которым они притерты. Так же поступают с сухариками и
Рис. 5. Последовательность завинчивания гаек шпилек крепления головки цилиндров.
седлами пружин. Гайки крепления головки завинчивают равномерно в последовательно сти, указанной на рисунке 5. Гайки завинчи вают еще раз на прогретом дизеле.
Проверка и регулировка системы смазки
Масляные фильтры. В системе смазки дви гателей Д-40К, Д-40Л и Д-40М по сравнению с двигателем Д-36 внесены следующие изме нения:
а) редукционный клапан насоса отрегу лирован на 5,8—6,2 кг/см2 (4,2 кг/см2 у дви гателя Д-36); б) вместо сменного фильтра
74
АСФО-1 установлена реактивная масляная центрифуга; в) введена центробежная очист ка масла в полостях шатунных шеек.
Фильтр грубой очистки ленточно-щелевой, длина щели 3,2 мм, высота 0,06—0,09 мм, со стоит из двух элементов, вставленных один в другой. Места соединения элементов уплот нены войлочными кольцами. Фильтрующий элемент прижимается к корпусу фильтра пру жиной. Обе секции работают параллельно.
Вдвигателе Д-36 масло, прошедшее фильтр грубой очистки, разделяется на два, потока: в главную магистраль на смазку тру щихся деталей и в фильтрующий элемент тонкой очистки АСФО.
Вдвигателях Д-40К, Д-40Л, Д-40М масло от насоса поступает в наружную полость фильтра грубой очистки, откуда движется по
двум |
потокам на |
очистку |
к |
фильтрам |
|
грубой |
и |
тонкой |
очистки |
(центрифуге) |
|
(рис. 6). |
|
|
|
|
|
Масло, поступившее в центрифугу, прой |
|||||
дя очистку, |
сливается в картер |
двигателя. |
Механические примеси, продукты износа дви гателя и старения масла осаждаются плот ным смолистым слоем на внутренних стенках ротора. В корпусе центрифуги установлен от ражательный стакан, который направляет масло, выходящее из отверстий оси, в ниж нюю часть корпуса центрифуги, этим предот вращается смывание отложений со стенок ротора.
В корпусе фильтра установлено три кла пана: а) клапан-термостат — для перепуска ' масла в холодном двигателе, минуя масля-
75
услабw e обозначения' |
іОтнашного йподщипли- о слио наш д |
||
- — |
наело нефимтробате |
\насоса |
f * бвигте^«артер дбигатеи» |
•» — |
масло фцлотробате филотром грубой очистки |
Рис. 6. Схема фильтрации |
масла |
фильтрами |
грубой |
|
и |
тонкой |
очистки: |
|
|
I _ редукционный |
клапан; |
2 — |
перепускной |
клапан: |
І вы втулка ротора; 4 — сливной клапан; 5 — отражательный стакан; 6 — маслозаборная трубка.
ный радиатор; б) перепускной клапан — для перепуска масла в масляную магистраль при засорении фильтрующего элемента грубой очи стки, а также нефильтрованного густого мас-
76
ла в начале работы непрогретого двигателя; в) сливной клапан — для удаления избыточ ного масла в картер. Сливной клапан откры вается при давлении 2,1—2,6 кг!см2.
В процессе эксплуатации этот клапан не регулируют. Перепускной клапан открывается при разности давлений нефильтрованного масла в фильтре и масла в магистрали 0,5—
0,7 кг/см2.
Промывка фильтров. Через 50 часов ра боты дизеля и каждой смене масла в карте ре промывают фильтр грубой очистки. Для этого после остановки дизеля отвинчивают две спускные пробки и сливают масло из кор пуса фильтра. Отвинчивают болт и снимают фильтрующие секции с колпаком и болтом. Вынимают внутреннюю секцию из наружной и тщательно промывают их в керосине или дизельном топливе щетинной кистью или зуб ной щеткой, полощут обе секции в чистом ке росине или дизельном топливе и дают ему стечь. Проверяют, не повреждены ли намот ки секций и не образовались ли широкие ще ли из-за сползания витков. Неисправности латунной намотки устраняют подпайкой трет ником. Промывают чистым керосином корпус фильтра и колпак, контролируют состояние резиновой прокладки. После стекания керо сина завинчивают спускную пробку. Собира ют секции фильтрующего элемента, уделяя особое внимание состоянию и установке вой лочных колец. Если кольца сильно затверде ли, смяты или скручены, их заменяют. Уста навливают секции и колпак фильтра и за крепляют стяжным болтом.
77
Очищают и промывают реактивную цент рифугу при выполнении первого техническо го ухода. Для этого поступают так:
а) отвинчивают гайку крепления колпака ротора и снимают ее с уплотнительной шай
бой |
и колпаком; |
гайку и |
снимают |
упор |
б) |
отвинчивают |
|||
ную |
втулку ротора |
и ротор |
с оси; |
|
в) отвинтив гайки, снимают стакан с кор |
||||
пуса |
ротора; |
|
|
стакан |
г) |
очищают деревянным скребком |
и дно корпуса ротора от грязи, прочищают медной проволокой выходные отверстия фор сунок и тщательно промывают детали ротора в чистом дизельном топливе.
Собирают ротор особо тщательно, равно мерно завинчивая гайки, крепящие к нему стакан. Неравномерное завинчивание гаек приводит к заклиниванию ротора на оси, рез кому снижению скорости вращения и ухуд шению очистки масла. Правильно собранный
и установленный ротор |
под |
действием |
струи масла, вытекающей |
под |
давлением |
5—5,5 кгісм2 и температуре 80—85°, развивает около 6000 об/мин.
Для контроля качества сборки и работы ро тора колпак фильтра устанавливают после пу ска дизеля, убедившись, что ротор вращается с достаточной скоростью. В конце каждой смены проверяют вращение ротора по шуму. После остановки дизеля в течение минуты под колпаком ротора слышен шум, указывающий на нормальную работу ротора. Отсутствие шума свидетельствует о неисправности рото ра. и необходимости срочного ее устранения.
78
Через каждые 50 часов и при смене масла в картере заменяют фильтрующий элемент АСФО-1 фильтра тонкой очистки и промыва ют корпус фильтра. При замене контролиру ют состояние резиновой прокладки, прочища ют калиброванное отверстие в стержне филь тра медной проволокой и продувают канал в стержне. Если нет новых фильтрующих эле ментов, элемент восстанавливают, тщательно очистив, промыв и собрав его. Восстановлен ный фильтр не должен работать больше
30—40 часов.
Заменяют масло с одновременной промыв кой картера при техническом уходе № 1.
Для замены масла его полностью слива ют из картера дизеля и корпуса масляных фильтров сразу после его остановки; промы вают фильтрующий элемент грубой очистки и ротор центробежного фильтра; заливают в картер 12 л чистого дизельного топлива; за пускают дизель и дают ему проработать 2_3 минуты при минимальном числе оборо тов коленчатого вала. Останавливают дизель и полностью сливают дизельное топливо из картера и корпуса масляных фильтров; за винчивают спускные пробки и заправляют картер дизеля чистым маслом.
После промывки фильтра и смены масла контролируют на работающем двигателе все наружные соединения системы смазки и дав ление масла в ней по контрольным приборам. У прогретого дизеля, работающего с номи нальным числом оборотов, давление должно быть в пределах 2—3 кг/см2- у непрогретого двигателя давление масла может достигнуть
79