Файл: Кононов А.М. Справочник по тракторам Беларусь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплектность верхнего и нижнего вкла­ дышей проверяют по условным номерам, на­ несенным на вкладышах (табл. 2). Нарушать комплектность вкладышей нельзя.

Т а б л и ц а 2

Обозначения комплектности вкладышей

№ вкладыша

Наименование

Д01-С05Б Верхний вкладыш первого и третье­ го коренных подшипников

Д01-С06Б Нижний вкладыш первого и третье­ го коренных подшипников

Д01-С09Б Верхний вкладыш второго и четвер­ того коренных подшипников

Д01-С10Б Нижний вкладыш второго и четвер­ того коренных подшипников

Д01-С20А Верхний вкладыш пятого коренного подшипника

Д01-С21А Нижний вкладыш пятого коренного подшипника

Д03-С05А Верхний вкладыш шатунного под­ шипника

Д03-С06А Нижний вкладыш шатунного под­ шипника

Категориче ски запрещается шабрить вкладыши и подпиливать крышки подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей'

имежду вкладышами и их постелью.

Удизелей Д-40К, Д-40Л, Д-40М, Д-48Л и Д-48М диаметр шатунных болтов увеличен с

14 до 16 мм.

Маховик. Картер маховика дизелей

Д-40М и Д-48М приспособлен для установки

71

стартера. На маховик напрессован зубчатый венец, отличающийся числом и размером зубьев от венца дизеля Д-40Л. Маховик не имеет внутренних зубьев, его торцовая по­ верхность служит опорой для ведомого диска муфты сцепления.

Проверка и регулировка механизма газораспределения

Клапанный механизм. На двигателях Д-40Л, Д-40М, Д-48Л и Д-48М установлены клапаны с увеличенным диаметром тарелки: впускных клапанов 45 мм и выпускных

41 мм.

Тепловой зазор между стержнем клапана и коромыслом, одинаковый для впускных и выпускных клапанов, составляет 0,25 мм. За­ зоры в клапанах регулируют на прогретом дизеле при температуре охлаждающей жид­ кости не ниже 75°.

Клапаны регулируют в такой последова­ тельности:

а) снимают крышку головки блока; б) устанавливают валик декомпрессион­

ного механизма в положение включенной компрессии (винты механизма занимают го­ ризонтальное положение);

в) медленно вращая коленчатый вал, сле­ дят, когда оба клапана первого цилиндра- (сперва выпускной, а затем впускной) закро­ ются;

г) отвертывают контргайку регулировоч­ ного винта на коромысле клапана и, завер­ тывая или вывертывая винт, устанавливают

72


между коромыслом и клапаном при

помо­

щи щупа требуемый зазор; надежно

завер­

тывают контргайку и снова проверяют зазор щупом, повертывая штангу толкателя вокруг ее оси.

Регулировать рекомендуется в порядке работы цилиндров (1—3—4—2). Для регу­ лировки клапанов каждого следующего ци­ линдра повертывают коленчатый вал на Ѵз оборота.

Открытие клапанов декомпрессионным ме­ ханизмом регулируют одновременно с уста­ новкой зазоров в клапанах в следующем по­ рядке: . < .еі а) после регулировки клапанов данного цилиндра устанавливают валик декомпресси­ онного механизма в положение выключенной компрессии (винты механизма занимают вер­

тикальное положение); б) отвертывают контргайку регулировоч­

ного винта декомпрессионного механизма и вывертывают винт до упора головки в валик, а затем завертывают винт до тех пор, пока коромысло не коснется торца клапана; после

этого винт завертывают еще на

1 —І'Д оборо­

та; это

соответствует

открытию

клапана на

1 —1,25

мм, В этом положении винты

фикси­

руют контргайками.

Ввиду малого

зазора

между поршнем и тарелкой клапана вывер­ тывать винты дальше не разрешается.

Притирают клапаны через 2500 часов ра­ боты специальной пастой ГОИ. Если дизель работает с перегрузкой и неисправны топли­ воподающая аппаратура и воздухоочисти­ тель, притирают клапаны раньше. После

73


притирки промывают клапан и гнездо кероси­ ном и контролируют притирку, залив керосин в соответствующий впускной или выпускной канал.

При сборке головки цилиндров клапаны устанавливают в те гнезда, к которым они притерты. Так же поступают с сухариками и

Рис. 5. Последовательность завинчивания гаек шпилек крепления головки цилиндров.

седлами пружин. Гайки крепления головки завинчивают равномерно в последовательно­ сти, указанной на рисунке 5. Гайки завинчи­ вают еще раз на прогретом дизеле.

Проверка и регулировка системы смазки

Масляные фильтры. В системе смазки дви­ гателей Д-40К, Д-40Л и Д-40М по сравнению с двигателем Д-36 внесены следующие изме­ нения:

а) редукционный клапан насоса отрегу­ лирован на 5,8—6,2 кг/см2 (4,2 кг/см2 у дви­ гателя Д-36); б) вместо сменного фильтра

74

АСФО-1 установлена реактивная масляная центрифуга; в) введена центробежная очист­ ка масла в полостях шатунных шеек.

Фильтр грубой очистки ленточно-щелевой, длина щели 3,2 мм, высота 0,06—0,09 мм, со­ стоит из двух элементов, вставленных один в другой. Места соединения элементов уплот­ нены войлочными кольцами. Фильтрующий элемент прижимается к корпусу фильтра пру­ жиной. Обе секции работают параллельно.

Вдвигателе Д-36 масло, прошедшее фильтр грубой очистки, разделяется на два, потока: в главную магистраль на смазку тру­ щихся деталей и в фильтрующий элемент тонкой очистки АСФО.

Вдвигателях Д-40К, Д-40Л, Д-40М масло от насоса поступает в наружную полость фильтра грубой очистки, откуда движется по

двум

потокам на

очистку

к

фильтрам

грубой

и

тонкой

очистки

(центрифуге)

(рис. 6).

 

 

 

 

Масло, поступившее в центрифугу, прой­

дя очистку,

сливается в картер

двигателя.

Механические примеси, продукты износа дви­ гателя и старения масла осаждаются плот­ ным смолистым слоем на внутренних стенках ротора. В корпусе центрифуги установлен от­ ражательный стакан, который направляет масло, выходящее из отверстий оси, в ниж­ нюю часть корпуса центрифуги, этим предот­ вращается смывание отложений со стенок ротора.

В корпусе фильтра установлено три кла­ пана: а) клапан-термостат — для перепуска ' масла в холодном двигателе, минуя масля-

75


услабw e обозначения'

іОтнашного йподщипли- о слио наш д

- —

наело нефимтробате

\насоса

f * бвигте^«артер дбигатеи»

•» —

масло фцлотробате филотром грубой очистки

Рис. 6. Схема фильтрации

масла

фильтрами

грубой

и

тонкой

очистки:

 

 

I _ редукционный

клапан;

2

перепускной

клапан:

І вы втулка ротора; 4 — сливной клапан; 5 — отражательный стакан; 6 — маслозаборная трубка.

ный радиатор; б) перепускной клапан — для перепуска масла в масляную магистраль при засорении фильтрующего элемента грубой очи­ стки, а также нефильтрованного густого мас-

76

ла в начале работы непрогретого двигателя; в) сливной клапан — для удаления избыточ­ ного масла в картер. Сливной клапан откры­ вается при давлении 2,1—2,6 кг!см2.

В процессе эксплуатации этот клапан не регулируют. Перепускной клапан открывается при разности давлений нефильтрованного масла в фильтре и масла в магистрали 0,5—

0,7 кг/см2.

Промывка фильтров. Через 50 часов ра­ боты дизеля и каждой смене масла в карте­ ре промывают фильтр грубой очистки. Для этого после остановки дизеля отвинчивают две спускные пробки и сливают масло из кор­ пуса фильтра. Отвинчивают болт и снимают фильтрующие секции с колпаком и болтом. Вынимают внутреннюю секцию из наружной и тщательно промывают их в керосине или дизельном топливе щетинной кистью или зуб­ ной щеткой, полощут обе секции в чистом ке­ росине или дизельном топливе и дают ему стечь. Проверяют, не повреждены ли намот­ ки секций и не образовались ли широкие ще­ ли из-за сползания витков. Неисправности латунной намотки устраняют подпайкой трет­ ником. Промывают чистым керосином корпус фильтра и колпак, контролируют состояние резиновой прокладки. После стекания керо­ сина завинчивают спускную пробку. Собира­ ют секции фильтрующего элемента, уделяя особое внимание состоянию и установке вой­ лочных колец. Если кольца сильно затверде­ ли, смяты или скручены, их заменяют. Уста­ навливают секции и колпак фильтра и за­ крепляют стяжным болтом.

77


Очищают и промывают реактивную цент­ рифугу при выполнении первого техническо­ го ухода. Для этого поступают так:

а) отвинчивают гайку крепления колпака ротора и снимают ее с уплотнительной шай­

бой

и колпаком;

гайку и

снимают

упор­

б)

отвинчивают

ную

втулку ротора

и ротор

с оси;

 

в) отвинтив гайки, снимают стакан с кор­

пуса

ротора;

 

 

стакан

г)

очищают деревянным скребком

и дно корпуса ротора от грязи, прочищают медной проволокой выходные отверстия фор­ сунок и тщательно промывают детали ротора в чистом дизельном топливе.

Собирают ротор особо тщательно, равно­ мерно завинчивая гайки, крепящие к нему стакан. Неравномерное завинчивание гаек приводит к заклиниванию ротора на оси, рез­ кому снижению скорости вращения и ухуд­ шению очистки масла. Правильно собранный

и установленный ротор

под

действием

струи масла, вытекающей

под

давлением

5—5,5 кгісм2 и температуре 80—85°, развивает около 6000 об/мин.

Для контроля качества сборки и работы ро­ тора колпак фильтра устанавливают после пу­ ска дизеля, убедившись, что ротор вращается с достаточной скоростью. В конце каждой смены проверяют вращение ротора по шуму. После остановки дизеля в течение минуты под колпаком ротора слышен шум, указывающий на нормальную работу ротора. Отсутствие шума свидетельствует о неисправности рото­ ра. и необходимости срочного ее устранения.

78

Через каждые 50 часов и при смене масла в картере заменяют фильтрующий элемент АСФО-1 фильтра тонкой очистки и промыва­ ют корпус фильтра. При замене контролиру­ ют состояние резиновой прокладки, прочища­ ют калиброванное отверстие в стержне филь­ тра медной проволокой и продувают канал в стержне. Если нет новых фильтрующих эле­ ментов, элемент восстанавливают, тщательно очистив, промыв и собрав его. Восстановлен­ ный фильтр не должен работать больше

30—40 часов.

Заменяют масло с одновременной промыв­ кой картера при техническом уходе № 1.

Для замены масла его полностью слива­ ют из картера дизеля и корпуса масляных фильтров сразу после его остановки; промы­ вают фильтрующий элемент грубой очистки и ротор центробежного фильтра; заливают в картер 12 л чистого дизельного топлива; за­ пускают дизель и дают ему проработать 2_3 минуты при минимальном числе оборо­ тов коленчатого вала. Останавливают дизель и полностью сливают дизельное топливо из картера и корпуса масляных фильтров; за­ винчивают спускные пробки и заправляют картер дизеля чистым маслом.

После промывки фильтра и смены масла контролируют на работающем двигателе все наружные соединения системы смазки и дав­ ление масла в ней по контрольным приборам. У прогретого дизеля, работающего с номи­ нальным числом оборотов, давление должно быть в пределах 2—3 кг/см2- у непрогретого двигателя давление масла может достигнуть

79