Файл: Кононов А.М. Справочник по тракторам Беларусь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе работы следят за уплотнения­ ми, устраняют течь масла через них и кон­ тролируют уровень смазки. '

Коробка передач тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-7Л и МТЗ-7М десятиступен­ чатая, пять основных передач получают, включая шестерни в коробке передач, пять дополнительных передач, — включая шестер­ ни редуктора. На рисунке 20 показан редук­ тор включенным. Вращение к подвижным шестерням вторичного вала передается через шестерни редуктора. При включении редук­

тора

шестерня

8,

свободно сидящая на ва­

лу 10, блокируется

зубчатой муфтой 9.

В

коробке

передач тракторов МТЗ-5ЛС,

МТЗ-5МС, МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС изменены: передаточные числа на соответствующих пе­ редачах, зацепление ведущей шестерни ре­ дуктора (с шестерней IV передачи вместо за­ цепления с шестерней V передачи на тракто­ рах МТЗ-5Л, МТЗ-5М), конструкции вала 10 редуктора и зубчатой муфты 9. Диапазон рабочих скоростей в пределах 5—10 км/час увеличен до пяти.

Главная передача и дифференциал. Глав­ ная передача тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М со­ стоит из зерольной конической пары шестерен вместо прямозубых конических шестерен трак­ торов МТЗ-2, МТЗ-5. У зерольных шестерен зуб изогнут по спирали, с наибольшей вы­ пуклостью по его средине. Ведущая шестерня выпуклой стороной зуба входит в зацеп­ ление с вогнутой стороной зуба ведомой шес­ терни.

Рис. 20,- Редуктор коробки передач:

1

— ведущая шестерня

II передачи: 2 — промежуточный вал; 3 — ведомая шестерня; 4 — ведомая

шестерня постоянного

зацепления; 5 — торцовый болт; 6 — шариковый подшипник; 7 — втулка-

'4

ведомая шестерня

редуктора; 9 — зубчатая

муфта; 10 — вал редуктора; 11 — ведущая шестер­

 

 

ня редуктора; 12

шестерня V передачи.


Боковой зазор в зацеплении зубьев ше­ стерен регулируют, переставляя прокладки из-под фланца одного стакана под фланец другого.

Для регулировки зазора:

а) вывинчивают болты крепления стака­ нов;

б) ввинчивая два болта в резьбовые от­ верстия стаканов, вытягивают правый ста­ кан из корпуса настолько, чтобы можно бы­

ло свободно снять регулировочные про­ кладки;

в) вытягивают левый стакан из корпуса на величину, допускаемую боковым зазором между зубьями шестерен;

г) переставляя прокладки из-под правого стакана под левый, регулируют боковой за­ зор в пределах 0,2—0,5 мм.

Наружные торцы зубьев ведущей и ведо­ мой шестерен должны совпадать между со­ бой.

При несовпадении торцов зубьев более чем на 0,5 мм регулируют положение веду­ щей шестерни относительно ведомой. Для этого удаляют регулировочные прокладки, установленные между фланцем стакана первичного вала и корпусом силовой пере­ дачи.

Удаляют прокладки следующим образом: а) вывинчивают болты крепления ста­

кана; б) при помощи двух болтов вытяги­

вают стакан из корпуса настолько, чтобы можно было снять регулировочные про­ кладки;

140

в) снимают необходимое количество про­ кладок и завинчивают болты крепления ста­ кана;

г) вторично проверяют боковой зазор между зубьями и, если надо, регулируют его.

Зацепление шестерен по длине зубьев контролируют «на краску». Краску наносят тонким слоем на зубья ведущей шестерни. Провернув шестерню, получают отпечаток краски на зубьях ведомой шестерни. Отпеча­ ток при установке новых шестерен должен быть не менее чем на 60в/о длины зуба и рас­ полагаться не далее чем на 7 мм от торцов зубьев меньшего основания.

Если устанавливают новую пару кониче­ ских шестерен, расстояние от оси вала глав­ ной передачи до наружного торца ведущей шестерни должно быть 130±0,15 мм.

Дифференциал. В дифференциале трак­ торов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М (по сравнению с дифферен­ циалом тракторов МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-5К) изменено крепление оси сателлитов, стопорный болт удлинен и пропущен через весь паз са­ теллитов. Ручной привод механизма блокиров­ ки заменен ножной педалью (рис. 21). При нажатии педали дифференциал блокируется. Когда отпускают педаль, пружина автомати­

чески

выключает блокировку и

удержи­

вает соединительную муфту выключенной.

При

эксплуатации механизма

блокиров­

ки необходимо выполнять следующие требо­ вания: а) включать механизм только для

преодоления препятствий,

когда

буксует

одно из ведущих колес; б)

не

включать

141


Рис. 21. Механизм блокировки дифференциала:

педаль; 2 тяга; 3 — пружина; 4 — рычаг тяги; 5 — сапун; 6 — рычаг вилки; 7 — соединительная муфта.

механизм при движении трактора; в) не по­ ворачивать трактор при включенном меха­ низме.

Раздаточная коробка. Для привода перед­ них ведущих колес тракторов МТЗ-7Л и МТЗ-7М в силовую передачу введены: раз­

даточная коробка с фрикционной

муфтой,

карданная передача,

передний

ведущий

мост.

смонтирована в от­

Раздаточная коробка

дельном корпусе 14 (рис. 22), приводится во вращение от вторичного вала коробки пере­ дач подвижной шестерней II передачи.

Раздаточную коробку включают и вы­ ключают при помощи рычага 7 при выклю­ ченной муфте сцепления.

Вращение от вторичного вала коробки пе­ редач передается через подвижную шестер­ ню II передачи, промежуточную шестерню 6

кшестерне 5 раздаточной коробки. Шестерня 5 свободно вращается на оси 4

иможет перемещаться вместе с осью рыча­ гом 7. От шестерни 5 движение передается шестерне 3, которая закреплена на втулке 1 и вместе с ней свободно вращается на оси 11. Шестерня 3 через фрикционную муфту и

шестерни 10 и

13 передает

вращение

валу

12,

который

соединен

с карданной

пере­

дачей.

 

 

 

 

Фрикционная муфта передает определен­

ный

крутящий

момент,

она

одновременно

предохраняет детали переднего моста от пе­ регрузки.

143


Рис. 22. Раздаточная коробка тоактора МТЗ-7:

а

м

продольный

разрез;

б

поперечный

р азр ^ ;

/ —втулка; 2-—пружина; 3 и 6’ — промежуточные шестер­ ни; 4 — подвижная ось; 5—ведущая шестерня раздаточной коробки; 7 — рычаг

включения-; 3

и 9 — диски

муфты;

10 и

13

— шестер­

ни постоянного

зацепления;

11 — ось

втулки;

12 — ведо­

мый вал; 14 — корпус ко­ робки.

IV ^

Ю Заказ № 2405.


Основные неисправности силовой передачи и их устранение

Признаки и причины

 

Способ устранения

неисправности

 

Главная муфта

сцепления пробуксовывает

Нет зазора

между отжим­

Отрегулировать

зазор

ными рычагами и упор­

2—3 мм

 

ной втулкой отводки

 

 

 

Нет свободного хода у пе­

Отрегулировать

сво­

дали -

 

 

бодный

ход

педали

 

 

 

30—50 мм

 

Замаслены диски

 

Промыть

муфту

 

Износились

накладки

ведо­

Разобрать

муфту

и за­

мого диска

 

менить

накладки

Главная муфта сцепления выключается неполностью

Чрезмерный свободный ход педали

Недостаточный ход педали до упора в защелку

Недостаточный зазор между упорными болтами и пе­ редним нажимным диском

Отрегулировать свобод­ ный ход

Отрегулировать тягу, соединяющую педаль с блокировочным ва­ ликом, до получения хода педали в преде­ лах 140—160 мм

Завернуть упорные бол­ ты до упора, а затем отвернуть каждый из них на семь щелчков

Муфта привода к валу отбора мощности выключается неполностью

Увеличен зазор между Отрегулировать ноложе» упорными болтами и пе­ ние упорных болтог редним нажимным диском

14Ь