Файл: Кононов А.М. Справочник по тракторам Беларусь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жется выше 0,5 мм, регулируют подшипники корончатой гайкой в такой последовательно­ сти:

а) отвинчивают болты крепления колпака

иснимают его;

б) ' расшплинтовывают корончатую гайку;

в) вращая колесо, завинчивают коронча­ тую гайку до тех пор, пока не появится повы­ шенное сопротивление вращению колеса;

г) отвинчивают гайку на V15Ч7 оборота

до совмещения прорези гайки

с отверстием

под

шплинт

в

полуоси;

 

и зазор

д)

проверяют

легкость вращения

в подшипниках, после чего

гайку

шплин­

туют, устанавливают колпак,

завертывают

крепежные

болты.

 

 

От вытекания смазки и попадания пыли подшипники защищены с внутренней стороны

самоподжимным сальником и щитком,

а с

наружной стороны — колпаком.

 

Проверяют и регулируют подшипники на­

правляющих колес при техническом

уходе

№ 1. Проверяет и регулирует ходовую

часть

трактора тракторист под руководством брига­ дира тракторной бригады.

Проверка и регулировка схождения направляющих колес

Для облегчения управления трактором и устойчивого его движения направляющие ко­ леса установлены с наклоном к вертикали (развалом) и со схождением впереди.

Наклон осей поворотных кулаков обеспе­ чивает развал колес, который в процессе

156


эксплуатации не регулируют. Направляющие

колеса установлены

с наклоном к вертикали

в 4° (рис. 26).

 

Схождение колес определяют как разность

расстояний между

противоположными по

диаметру точками ободов колес сзади и спе­ реди. Расстояние в передней части меньше расстояния в задней на 8— 12 мм.

Рис. 26. Схема установки направляющих колес и поворотных кулаков.

Легкость управления направляющими ко­ лесами и устойчивое движение трактора обес­ печиваются установкой поворотных кулаков

снаклоном от вертикали на 7 и назад на 5°.

Впроцессе эксплуатации трактора через

240 часов работы контролируют и, если не­ обходимо, регулируют схождение передних колес, изменяя длину поперечной тяги руле­ вого привода.

157

Проверка и регулировка рулевого управления

Рулевое управление тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М и МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС отличается от рулевого управления трактора МТЗ-2 и МТЗ-5 следующим: в ступице рулевого коле- 93 вмонтирована кнопка звукового сигнала; рулевой вал выполнен из трубы; в нижнюю крышку корпуса рулевого механизма впаяна трубка для электропроводки; снята опора с рукоятками управления подачей топлива и управления гидравлическим механизмом; в рулевой сошке усилен шаровой палец.

В рулевом механизме регулируют осевое перемещение подшипников червяка и зацеп­ ление червяка с роликом. Подшипники регу­ лируют после устранения зазоров в шарнир­ ных соединениях рулевого привода.

Износ

конических

подшипников червяка

и ролика

увеличивает свободный ход рулево­

го колеса.

Если свободный ход выше 15°,

регулируют

рулевое

управление.

Осевое перемещение подшипников червяка регулируют, изменяя количество прокладок, установленных под фланцем нижней крышки. Червяк должен перемещаться минимально, а рулевой вал вращаться свободно и без зае­ даний.

Зацепление червяка с роликом регулиру­ ют после регулировки подшипников. Для это­ го ролик устанавливают относительно червяка в среднее положение и, покачивая сошку, про­ веряют зазор между роликом и червяком. За­

158


зора не должно быть или он не превышает

0,15 мм.

Для регулировки зацепления:

а) снимают механизм рулевого управле­ ния с трактора, отвинчивают гайку регули­

ровочного винта

и удаляют

стопорную

шайбу;

регулировочный

винт, ре­

б) завинчивая

гулируют зацепление червяка с роликом так, чтобы в среднем положении ролика зазора в зацеплении не было, а усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, находилось в пределах 1,5—2,0 кг;

в) устанавливают стопорную шайбу регу­ лировочного винта и завертывают гайку_ вин­ та до отказа;

г) устанавливают механизм рулевого уп­ равления на трактор и соединяют продольную рулевую тягу с сошкой.

Верхнюю опору вала рулевого колеса сма­ зывают солидолом, детали рулевого механиз­ ма •— трансмиссионным маслом, заливаемым через отверстие в корпусе.

Проверка и регулировка тормозов

На тракторах установлены тормоза коло­ дочного типа. На тракторах МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС, МТЗ-7МС изменены раз­ меры ступицы барабана; увеличены размеры болтов, крепящих диск тормоза к корпусу силовой передачи (трансмиссии), увеличен диаметр вала тормоза и соответственно за­ менены подшипники.

139

Величина хода педалей должна быть оди­ наковой •— 200 мм. Если ход педалей увели­ чен и разный, его регулируют, изменяя дли­ ну тяги, соединяющей педаль с рычагом.

Увеличение хода

педали указывает на

рост зазора между

колодками и барабаном

и износ накладок.

 

Тормозные колодки регулируют, завинчи­ вая регулировочный конус до отказа, а затем незначительно отвинчивая до входа опорных пальцев в выемки на головке конуса. Вход пальцев в выемки конуса сопровождается характерным щелчком.

Масло, попавшее в барабан, замасливает накладки и ухудшает работу тормоза.

Разбирают тормоз и промывают накладки в такой последовательности:

а) расшплинтовывают и отвинчивают гай­ ку крепления барабана;

б) снимают с вала тормоза сначала упор­ ную шайбу и резиновое кольцо, а затем ба­

рабан

и колодки с диском;

в) очищают все детали от грязи, промы­

вают

накладки бензином и высушивают;

г)

контролируют состояние самоподжим­

ного сальника, а если необходимо, заменяют; д) собирают тормоз в последовательности,

обратной разборке.

Когда пользуются тормозами, соблюдают следующие правила:

1.Тормозят плавно, нажимая педаль до отказа, не задерживая ее в промежуточном положении.

2.Тормозят при выключенной главной муфте сцепления.

160


Установка колес на разную колею

Ширину колеи трактора изменяют в пре­ делах 1200—1800 мм, в зависимости от ши­ рины междурядий и размера защитной зо­ ны обрабатываемой культуры. Ширина за-

Рис. 27. Схема размещения защитных зон:

Ьа — наружная защитная зона; bQ — внутренняя

защитная зона.

щитной зоны при первых проходах должна быть 8— 12 см от центра рядка, при после­ дующих рыхлениях ее увеличивают в зави­ симости от степени развития корневой систе­ мы; при окучивании картофеля защитная зо­ на составляет 15—17 см.

Величину защитных зон (рис. 27) при разной расстановке колес можно определять по формуле (если зоны одинаковы);

,т а

где т — ширина

междурядий (мм);

а

— ширина

колеса (мм).

Ц Заказ

№ 2405.

ібі

Колея

трактора

 

 

 

А

= т •

п ,

где п — число

рядков

под трактором.

Пример 1. Найти колею, на которую надо

установить

колеса

трактора МТЗ-5Л для

междурядной обработки кукурузы с между­ рядьями 700 мм, и определить величину за­ щитных зон. Ширина задних колес трактора

равна 300

мм.

Р е ш е н

и е . Чтобы рядки кукурузы нахо­

дились в местах наибольшего дорожного про­ света задних колес, трактор должен прохо­ дить над двумя рядками; необходимая колея будет:

А — т • п — 700 • 2 = 1400 мм.

Защитные зоны в этом случае составят:

Ь = т а

700 — зсо

200 мм.

2

2

Пример 2. Определить число рядков, над которыми должен проходить трактор, и раз­ мер защитных зон при обработке трактором МТЗ-2 посевов сахарной свеклы с междуря­ дьями 445 мм.

Р е ш е н и е . При расстановке колес трак­ тора на 1800 мм количество рядков, над ко­

торыми

должен

проходить

трактор,

будет:

п,

---- =-■

_ - 4,044,

т. е. 4

рядка.

m 445