ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Чтобы получить узкий молекулярпый пучок в по мещенной между полюсами магнита трубке, надо было откачивать оттуда воздух древним дедовским насосом. Откачивать ночами, сутками. За насосом надо было не отрывно следить: ток то и дело выключали. Необходи мую для работы насоса воду приходилось таскать вед рами за полверсты... По вечерам долго засиживались в тесной лаборатории возле печки с трубой, выведенной в единственное окно. Сооружение страшно дымило, но с дымом мирились ради тепла и за немудреным ужином обсуждали, как быть. Это проклятое пятно молеку лярного пучка — оно должно быть четким, как точка, как след от укола! Вместо этого оно получается расплывчатым и широким. Надо перебрать насос, он никуда не годится, надо достать для него лучший сорт масла...
Впрочем, трудно сказать, что было проще тогда — наладить опыт или поместить в журнале статью. Типо графские возможности юной республики не превышали ее лабораторных возможностей. Пока Семенов со своим лаборантом Юлием Харитоном бился над опытной уста новкой, а помеченная декабрем 1У20 года статья Ка пицы и Семенова путешествовала в Берлин, где печа тался тогда «Журнал Русского физико-химического об ществу», пришло сообщение: немецкие физики Штерн и Герлах поставили подобный же опыт. В этом не было ничего удивительного. Лишь тому могли удивляться петроградские физики, что, пользуясь учебными прибо рами, на которых практиковалось не одно поколение сту дентов, в помещении, которое отпаивалось печкой-бур жуйкой и снабжалось водою из бака (в каковой с утра требовалось натаскать эту воду в ведрах),— что в этих условиях они находились на верном пути к результатам.
Результаты эти вошли в учебники. Спустя два де сятка лет обогнавший «рентгеновцев» Отто Штерн удб-
14
стоился Нобелевской премии по физике за своп, став шие классическими, работы. Начались же они с того самого опыта, над которым ломали голову в своей бед ной, холодной, незабываемой лаборатории запечатлен ные кистью Кустодиева «будущие знаменитости»...
В ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ
Николай Семенов стал нобелевским лауреатом поз днее, чем Отто Штерн, и притом по другому разделу науки — по химии.
Ему запомнилось на всю жизнь, как в пятом классе учитель попросил его: «Семенов, расскажите про хлор».
Перед этим он болел тифом, пришлось |
наверстывать, |
и тут-то впервые «натолкнулся» на |
химию. Взялся |
за учебник и не смог отложить, пока не прочел целиком, хотя вполне бы мог остановиться на том месте, докуда дошли одноклассники. Он обстоятельно рассказал тогда на уроке о желто-зеленом газе, который относится к га логенам, химически очень активен и образует многие соединения, в том числе всем известную поваренную соль. И удовлетворенный учитель сказал, обращаясь к классу: «Смотрите-ка, сам зеленый, как хлор, а как все понял!»
Учитель перехвалил его. Он понял далеко не все. Взять хотя бы ту же поваренную соль. Соединение нат рия с хлором. Почему зеленый ядовитый газ, соединив шись с мягким блестящим металлом, превращается в вещество, совершенно не схожее ни с тем, ни с другим? Что при этом происходит? В рождественские каникулы, накупив в аптеке колб и химикатов, пятиклассник ре шил получить ответ на свой вопрос — то был первый вопрос, заданный природе будущим ученым.
Итак, он сжег натрий в хлоре, смыл осадок со сте нок, отфильтровал его. выпарил, посыпал на хлеб и
15
съел, убедившись тем самым, что состав поваренной соли именно таков, как описан в учебниках, но так и не уз нав, откуда берутся непонятные свойства соединения. На это в учебниках ответа не было. И он продолжил свои опыты, перейдя к горению и взрывам, что отнюдь не приводило в восторг домашних, особенно после того, как во время очередной демонстрации химических чудес поцарапало носы гостьям-гимназисткам.
Но все это было еще не вполне серьезно, пока в кон це шестого, предпоследнего класса не попались ему в руки две книжки и не поразили его. Пройдет почти чет верть века. Тридцативосьмилетний академик Семенов в предисловии к «Цепным реакциям» — главному труду своей жизни — скажет: «Я имел смелость посвятить эту книгу Сванте Аррениусу и Вант Гоффу. С ранней юно сти моей мечтой было посвятить свой первый большой труд двум моим великим заочным учителям, книги ко торых заставили меня заняться физикой со специальной задачей — научиться ее применять к химическим проб лемам».
Вот с какой целью ученик Самарского реального учи лища решил изучать физику в Петербургском универси тете. Но осуществить это намерение не так-то просто. Реалисту полагается идти в технический институт, путь в университет лежит из гимназии. От реалиста требует ся сдать добавочный экзамен, латынь...
Отец отговаривал: напрасно ты это задумал. Ну, добьешся своего, ну, кончишь университет — кем ты бу дешь? Учителем?.. «Нет,— отвечал уверенно сын.— Буду ученым». С гимназическим курсом латыни он раз делывается за полгода, и по случайному совпадению в тот день, когда его товарищи отправляются за город от мечать окончание училища, ему предстоит держать эк замен... Тройка с минусом открывает перед ним уни верситетские двери.
16
Время потрясений переживала в ту пору физика. За год до того, как маленький реалист в первый раз уселся за нарту, сотрудник патентного бюро в далеком от Са мары городе Берне сформулировал теорию относитель ности. В тот год, когда юный Семенов стал петербург ским студентом, копенгагенский физик Бор предложил свою модель атома, которая стала основой современных представлений о строении материи. Революцией в есте ствознании назвал эту яркую пору Ленин. Разве удиви тельно, что студент, приглашенный в семинар приватдоцента А. Ф. Иоффе, в атмосфере кипящих идей, не прерывного ожидания новых открытий почувствовал себя физиком и с увлечением отдается бурям этой науки? Но где-то подспудно, в глубине, жил и прежний интерес, и когда прорывался наружу, сотоварищам ка залось, что молодой ученый разбрасывается, не может найти себя, тем более что недостатка в идеях он никогда не испытывал, щедро раздаривал их, вечером нередко опровергая то, что защищал утром...
МОСТ
«Заниматься химией, когда есть физика?» — многие не понимали, зачем это нужно. Физика — Богиня и Мать наук, проникшая в сокровеннейшие тайники при роды, в самую глубь материи, осуществившая невозмож ное и шагнувшая в недостижимое! Почему же наряду с вещами, определенно относящимися к физике, надо заниматься еще и темами, близкими химии, и промежу точными, физико-химическими? В упреках сотовари щей была доля истины — его влекло к себе многое, он исследовал электронный удар и энергетику молекул, конденсацию и адсорбцию, электрические поля и пробой диэлектриков.
Вот у Семенова появился замысел: преобразователи
2 |
Лев Кокин |
17 |
|
|
г |
ГОС,ПУБЛИЧНАЯ |
1 |
|
|
|
У Ч:-Ю'ТЕ ХНИ ЧЕ« I' А Я
переменного тока в постоянный высокого напряжения. Ему кажется, что таким образом можно в крупных масштабах осуществить «разложение материи». В то же время его обуревает идея устройства высоковольтных генераторов большой мощности на электростатическом принципе. Вполне вероятно, что во многих случаях по добные генераторы могли бы вытеснить динамомашину. Идеей заинтересовались в Госплане и Главэлектро. Се менов списался со старым своим другом Капицей, и Фи зико-технический институт ходатайствует о командиро вании Семенова в Кембридж «для проектирования вме сте с Капицей под руководством Ротсерфорда мощных высоковольтных и магнитных установок». Но эти «элек трические» идеи не мешают ему одновременно обдумы вать электронные явления в химии и готовить большую статью на эту тему. А когда два года спустя он наве щает Капицу в Кембридже, «электрические» идеи уже пе очень волнуют его. Он взбудоражен новыми.
«Мы жили, как на вулкане»,— вспоминают его уче ники. Им казалось, что Семенов разбрасывается, а он, как локатор, поворачиваясь к разным научным пробле мам, ведет широкий поиск, нащупывает достойную цель.
...Электронные представления служили путеводною нитью физикам двадцатого века, однако можно было до пустить, что это не более чем удачная рабочая гипотеза, применимая только в том кругу явлений, для которых она создана. Как доказать, что это не так? Что электрон ные представления отражают действительность, что они универсальны? — думал он. Надо применить их к дру гой цбласти, думал он, и сравнить результаты с теми, которые получены в этой области другими методами. Такою областью виделась ему привлекавшая его с юных лет химия, ведь именно ради нее семнадцатилетний юнец когда-то отправился изучать физику. Оттесненный
18
на время интерес готов прорваться наружу. Считая себя теперь физиком, а не химиком, ибо его больше интере суют общие закономерности, чем индивидуальное, част ное поведение вещества, все упорнее Семенов возвра щается к мысли, что необходим мост от новой, электрон ной физики к классической химии...
Приступить к «постройке» моста заставляет его слу чай — так, по крайней мере, кажется ему самому.
ОБЪЯСНЕННЫЕ ЧУДЕСА
Случай явился к Семенову однажды вечером в об разе миловидной девушки, только что окончившей уни верситет и просившей принять ее в лабораторию. В трех лабораторных комнатах было тесно. Все были заняты своими работами, и не хотелось ставить еще одну новую тему. Словом, хотя он и согласился принять девушку, но сделал это без особого желания и тему для нее вы брал случайно. «Если бы я знал, что эта двойная слу чайность определит в дальнейшем работу всей моей жизни!» — писал он впоследствии.
Зиночка Вальта — так звали новую сотрудницу — под руководством Юлия Харитона (уже не робкого первокурсника, а опытного экспериментатора) стала изучать свечение при окислении фосфора. Вскоре мало кого занимавшие опыты с «холодным» огнем привлекли внимание всей лаборатории. Исследователи разводили руками и, как ни искали, не могли найти объяснения обнаруженным чудесам.
Статья Харитона и Вальта с описанием полученных и непонятых результатов была напечатана в научном журнале. Вальта вскоре перешла в другой институт, а Харитон уехал в длительную командировку. Этим бы все и кончилось, мало ли незаметных, «проходных» ра бот на том и кончается, что автор публикует статью...
19
И для Зиночки Вальта, действительно, этим все кончи лось.
Странная судьба была уготована милой жизнерадо стной девушке. Вот уже сорок с лишним лет в десятках научных работ упоминают ее фамилию, но никому не известно, что сталось с нею. «Харитон п Вальта, Хари тон и Вальта»... Сама истина опахнула ее своим крылом, но Зиночка этого не ощутила. Если бы она хоть немного могла заглянуть вперед, если бы хоть предчувствие чтото шепнуло ей, разве ушла бы она в другой институт, чтобы навсегда расстаться с тою областью науки, нача ло которой положила своими руками?..
Да и будущий академик Семенов еще не понял того, что зеленоватые вспышки фосфора осветили весь его будущий путь. И — вполне вероятно — путь был бы иным, когда бы на статью Харитона и Вальта не от кликнулся знаменитый немецкий химик Макс Боденштейн, который без обиняков объяснил полученные ре зультаты ошибками опыта.
Доводы Боденштейна были очень серьезны. В самой лаборатории явно засомневались в правильности опытов с фосфором, а но институту поползли разговоры, что Се- менов-де, конечно, неплохой организатор, этого от него не отнимешь, но в научной работе легкомыслен... Со трудниками Семенова были студенты или, подобно Харитону, только что окончившие институт молодые физики. Среди них — два будущих академика, три чле- иа-корроспондента, два члена Украинской Академии наук, но критики но могли этого знать заранее, так же как не могли знать и того, что сомнительные опыты с фосфором в конце концов приведут их коллегу на тор жественную церемонию в Большой зал Концертного дворца в Стокгольме, где под звуки величественной му зыки шведский король вручит ему диплом и медаль нобелевского лауреата.
20
Самому проверить спорную работу, учтя замечания Боденштейна,— что еще оставалось Семенову? Ради это го пришлось поступиться собственной темой. Он был занят тогда теорией так называемого теплового пробоя диэлектриков, ставил целую серию опытов, чтобы про верить ее. Нехотя откладывает Семенов свою работу. Еще и еще раз продумывает раскритикованные опыты Харитона и Вальта и все больше убеждается в том, что боденштейновское объяснение неверно.
Он решает провести работу по-новому, чтобы окон чательно прояснить дело.
...Когда новая, измененная установка была собрана, не только повторилось то же, что наблюдали Харитон н Вальта, но обнаружилось еще много удивительных фак тов. Самое главное — поразительно резкий переход от почти полной инертности вещества к бурному, взрыв ному течению процесса. И тут у Семенова сверкнула догадка.
Похоже, что гениальность заявляет о себе неожидан ностью сопоставлений, отдаленностью аналогий. Не сложно связать яблоко с грушей, куда сложнее — с си лою тяготения. Далекие понятия, как электроды, дают при сближении ослепительную искру. Эврика! Осени ло! — и гений хлопает себя по лбу ладонью.
Существует, впрочем, и другое объяснение того, как делается открытие. Принадлежит оно У. Р. Эшби, од ному из столпов кибернетики. «Когда несколько ученых пытаются решить задачу, мы думаем, что тот, кто ре шит первым, обладает выдающимися умственными ка чествами. В таком убеждении не больше смысла, чем в попытке объяснить феноменальные способности од ного из 1024 человек, которому удалось угадать, в ка ком порядке выпадет 10 раз подряд подбрасываемая монета...» Иными словами, «Эврика!» — это возглас сча стливца. Почти то же самое, что «Повезло!». Но даже
21