Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

утеплять механизмы, работающие с замер­ зающими жидкостями (насосы, глиномешал­ ки и т. д.), а при длительных остановках сли­ вать из них полностью жидкость;

запускать механизмы после длительной ос­ тановки только после прокручивания их вру­ чную.

Особое внимание в зимнее время следует уделять эксплуатации дизельных двигателей. При температуре наружного воздуха ниже —25° С при остановке двигателя зимнее масло из картера двигателя необходимо сливать в чистую посуду и хранить его в помещении. За­ ливать масло вновь перед пуском двигателя нужно предварительно подогрев его до темпе­ ратуры 70—75° С.

При отрицательных температурах необхо­ димо применять топливо марки ДЗ или в слу­ чае его отсутствия — марки 3. Температура застывания топлива Д З—45° С, а марки 3 — —35°С. Вязкость дизельного топлива 3 замет­ но увеличивается с понижением температуры. Поэтому при понижении температуры ниже —20° С в него добавляют тракторный керосин в следующих количествах:

при температуре воздуха от —20 до

—30° С — 10%; то же, от —30 до —35°С — 25%;

»от —35°С и ниже — 50—70%•

Перед заправкой необходимо тщательно смешивать дизельное топливо с керосином и строго следить, чтобы в него не попадала во­ да.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВО­ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА БУРОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Буровое оборудование во время его экс­ плуатации изнашивается, в результате чего снижается его производительность, увеличи­ вается количество простоев и аварии.

При эксплуатации механизмов различают­ ся два вида износа: естественный и аварий­ ный. Естественный износ происходит при нор­ мальной эксплуатации механизмов и характе­ ризуется тремя периодами: приработки, нор­ мальной работы и увеличенного износа меха­ низма. Аварийный износ является следствием неправильной эксплуатации оборудования (работа с повышенными нагрузками, наруше­ ние режима смазки, недостаточный техниче­ ский надзор, несвоевременное или некачест­ венное проведение профилактических ремон­ тов и т. д.).

Для сокращения естественного и преду­ преждения аварийного износов необходимо организовать технически грамотную эксплуа­ тацию механизмов, а также выполнение каче­ ственного и своевременного их ремонта.

В основе организации ремонта бурового оборудования лежит система планово-преду­ предительного ремонта, представляющая со­ бой комплекс организационно-технических ме­ роприятий. В состав этих мероприятий входят, ежесменный технический уход, периодическое техническое обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

149


Техническим уходом называется система­ тическая, в течение каждой смены проверка состояния рабочих органов установки, устра­ нение обнаруженных неисправностей, смазка и другие операции, обеспечивающие постоян­ ную работоспособность буровой установки. От умелого и внимательного ухода зависит бесперебойность работы буровой установки, ее производительность, экономичность.

Уход за установкой в основном заключает­ ся в правильной обкатке, своевременной и правильной смазке, регулировке, смене фильт­ рующих элементов, подтяжке подшипников и креплений, очистке и промывке отдельных уз­ лов и механизмов, в своевременной и правиль­ ной заправке двигателя топливом и водой, в замене быстроизнашивающихся деталей и т. д.

Ежесменный технический уход за буровой установкой выполняет бригада, состоящая из бурильщика 4—5-го разряда, бурового рабо­ чего 3-го разряда и машиниста дизеля.

При ежесменном техническом уходе бу­ рильщик обязан:

проверить надежность соединения отдель­ ных механизмов между собой и крепления их к раме;

отрегулировать натяжение ременных пере­ дач, включение и выключение муфт сцепления, затяжку и отвод тормозной ленты барабана лебедки;

проверить исправность всасывающего и нагнетательного шлангов и надежность их крепления к грязевому насосу, проверить так­ же приемный клапан насоса;

проверить герметичность уплотнительных колец и крышек подшипников, крышек смот­ ровых люков и сливных пробок, герметичность

150


сальниковых уплотнений, крышек масляных ванн и гидравлических цилиндров;

проверить надежность закрепления лебе­ дочного каната на барабане лебедки и состо­

яние каната; прослушать работу узлов установки; при

обнаружении ненормальных стуков и шумов установить причины их возникновения и уст­ ранить их;

проверить степень нагревания подшипни­ ков установки и в случае их перегрева (свыше 70°С), остановить установку и устранить при­ чину, вызвавшую нагревание.

При ежесменном техническом уходе ма­ шинист дизеля обязан:

очистить двигатель от грязи; проверить уровень масла в картерах дви­

гателя и пускового двигателя и в случае необ­ ходимости долить масло до верхней отметки масломерной линейки;

проверить уровень топлива в баке двига­ теля и бачке пускового двигателя и в случае необходимости долить его;

проверить уровень воды в радиаторе и в случае необходимости долить ее;

смазать хомут муфты сцепления пускового двигателя;

при работе двигателя в тяжелых условиях заменить масло в поддоне и очистить стеклян­ ный стакан воздухоочистителя двигателя;

проверить состояние спусковых пробок и в случае необходимости подтянуть их;

в случае течи топлива и масла в топливо­ проводе и маслопроводе устранить течь;

произвести мелкий ремонт двигателя (за­ менить мелкие детали);

проверить состояние узлов и деталей дви­ гателя;

151

при необходимости подтянуть крепежные

болты.

При ежесменном техническом уходе буро­

вой рабочий обязан:

очистить станок от грязи, очистить тале­ вую систему, инструменты и приспособления, применяемые при спуско-подъемных опера­ циях, и смазать их;

смазать узлы буровой установки в соответ­ ствии с указаниями по смазке; в случае не­ исправности масленок устранить неисправ­ ность или заменить неисправные масленки;

под руководством бурильщика принимать участие в устранении мелких неполадок в ме­ ханизмах буровых установок.

Техническое обслуживание оборудования производят по заранее составленному графи­ ку независимо от технического состояния обо­ рудования. Техническое обслуживание выпол­ няет буровая бригада с участием участкового механика или специалиста из состава ремонт­ ной службы.

Периодическое техническое обслуживание подразделяется на два вида: ТО-1 и ТО-2. В состав работ по техническому обслуживанию входят: чистка, мойка, осмотр и контроль тех­ нического состояния узлов, агрегатов, меха­ низмов, приборов и установки в целом; креп­ ление деталей и узлов; регулировка узлов аг­ регатов и т. д.

Текущий ремонт оборудования выполняют на месте работ, при этом устраняют неисправ­ ности, возникшие в процессе эксплуатации, с частичной разборкой отдельных узлов и заме­ ной изношенных деталей. Текущий ремонт выполняет бригада под руководством механи­ ка по заранее составленному графику в зави­

152


симости от технического состояния оборудова­

ния.

Средний ремонт производят по графику планово-предупредительного ремонта силами и средствами ремонтно-механических мастер­ ских специализированных управлений или участков. Ремонт сложных узлов (роторов, масляных насосов, коробок скоростей и т. д.) выполняют на ремонтных заводах трестов.

При среднем ремонте производят полную или частичную разборку оборудования. При этом некоторые детали, узлы и агрегаты мо­ гут быть заменены новыми или отремонтиро­ ванными.

Капитальный ремонт ставит своей целью восстановление первоначальных характери­ стик оборудования, утраченных в течение эксплуатации.

Капитальный ремонт производят по гра­ фику планово-предупредительного ремонта в зависимости от технического состояния обо­ рудования. При капитальном ремонте выпол­ няют полную разборку оборудования на от­ дельные детали с их разбраковкой, с одно­ временным ремонтом всех узлов и агрегатов, заменой негодных деталей узлов или агрега­ тов новыми или отремонтированными, сборку и испытание оборудования.

Для производства капитального ремонта оборудования составляют дефектную ведо­ мость, смету расходов, перечень всех подгото • вительных работ, необходимых материалов и запасных частей.

Капитальный ремонт выполняют на ре­ монтно-механических заводах трестов, а так­ же в ремонтно-механических мастерских спе­ циализированных управлений методом заме­

6 Зак. 343

153

ны старых узлов новыми или отремонтирован­ ными ранее на заводе (агрегатно-узловой ме­

тод ремонта).

Эффективность проведения планово-преду­ предительных ремонтов обеспечивается:

правильной и своевременной регистрацией всех выявленных при эксплуатации оборудо­ вания дефектов и неисправностей;

систематическим учетом технических обелуживаний и ремонтов;

созданием необходимого для ремонтов фонда запасных частей, деталей узлов и ма­ териалов;

наличием хорошо оборудованных стацио­ нарных и передвижных мастерских, укомплек­ тованных высококвалифицированными кадра­ ми рабочих и инженерно-техничеаких работ­ ников;

организацией систематического повыше­ ния квалификации и знаний персонала, обслу­ живающего оборудование и производящего его ремонт;

обеспечением ремонтных служб рабочими чертежами, техническими условиями и техни­ ческой документацией на производство ре­ монтов;

правильным планированием ремонтов. Планирование ремонта и технического об­

служивания является одним из важнейших мероприятий по успешному проведению ППР (планово-предупредительных ремонтов).

В специализированных управлениях и уча­ стках службой главного механика ведется строгий учет парка машин и оборудования, подлежащего включению в систему ППР, а также проводится паспортизация машин с оп­ ределением их технического состояния. По

154


данным наличия машин и механизмов и по их техническому состоянию на основании нормативов на выполнение технических обелуживаний и ремонтов в специализированных управ­ лениях (участках) составляют годовой план технического обслуживания и ремонта, месяч­ ный план-график и сводный годовой план ка­ питальных и средних ремонтов.

В годовой план технического обслужива­ ния и ремонтов машин входят следующие дан­ ные: наименование машин и механизмов, их заводской и инвентарный номера, работа в машино-часах с начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта, работа в машино-часах на планируемый год и потреб­ ность в ремонтах и техническом обслуживании машин и механизмов. Все данные заполняют по следующей форме.

Наименование организации (специализированного управления или участка)

 

 

№ машины

Работа в

 

 

и меха­

машино-ча­

 

 

заводской

низма

сах

 

Наименова­

инвентарный

эксплуатаначалас ­ последнегоотилиции ремонтакапитального

планируемыйнагод

 

ние маши­

 

 

 

 

 

ны и меха­

 

 

 

 

 

низма

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

I

2

з

4

5

1 6

1Буровой 1262 2405 3000 2000

станок

УРБ-ЗАМ

Потребность в ремонтах и техническом обслуживании

техничес­

кое об­ ремонт служива­

ние (колич.)

т

С

К

ТО-1 ТО-2

7

8

9

10

И

1

1

 

19

8

Данные о работе машин с начала их экс­ плуатации или от последнего капитального

о * Зак. 343

Щ