ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
щениям миру электродинамики со скоростями, сравни мыми со скоростью света.
Нельзя не признать, что и в теориях науки использу ются иногда действительно произвольные обобщения. Это бывает тогда, когда пытаются дать теоретическое объяснение некоторого явления на основе представлений, не имеющих к нему непосредственного отношения. Так когда-то объясняли электрические явления существова нием особой «электрической жидкости», тепловые явле ния объяснялись существованием «теплорода», а явления жизни — «жизненной силой» или «живым веществом». Очевидно механистический характер подобных представ лений кажется нам внешне правдоподобным, но по своей сути — это произвол. Для науки, которая есть процесс непрерывного движения в познании действительного ми ра, такие представления часто не несут в себе большой опасности, а иногда бывают даже необходимой начальной ступенью в поиске истины. Иное дело, когда в науке про цесс познания подменяется знанием. В этом случае про извольные обобщения немедленно превращаются в мифы.
Мы привыкли считать учеными тех, кто много знает. Такое представление легко свести к парадоксу. Действи тельно, один человек знает больше, другой — меньше. Мысленно можно представить себе человека, который знает все. Это будет как будто бы идеал ученого. Но че ловек, который знает все, ничего больше познать уже не сможет •— его собственные знания помешают этому. Вме сте с тем действительный мир бесконечен, и безграничен круг вопросов его познания. Поэтому неправильно счи тать настоящими учеными тех, кто просто много знает. Специалистом науки, настоящим ученым является тот, кто, с одной стороны, знает много вопросов, а с другой — знает, как нужно подходить к их решению. Такое пред ставление прямо следует из понятия науки не как закон
9 0
ченного знания, а как непрерывного процесса познания. Мы говорили выше, что знания «покидают» науку. Это не означает, что знания, добытые наукой, оказываются сразу в сфере производственной, например, практики лю дей. Перед этим они проходят сложный путь, на котором взаимодействуют между собою различные отрасли, на
правления и дисциплины науки.
Науки различаются между собою, во-первых, по пред мету, а во-вторых, по методу познания. В основе предмет ного различия наук лежат качественные особенности самого действительного мира. Геология, например, отли чается от биологии. Это отличие коренится в предмете по знания наук. В одном случае в качестве предмета позна ния выступает неорганический мир природы Земли, глав ным образом ее недра. В другом — органическая приро да, явления жизни. Вместе с тем геология и биология от личаются от прикладных технических наук, предметом познания которых является техника. Сравнение наук по предмету может быть продолжено и далее.
Но вот, например, такие науки, как физика или химия. Если говорить об их предмете познания, то он имеет от ношение как к неорганической и органической природе, так и к технике. Каждая из отмеченных сторон действи тельности служит источником данных для физического или химического изучения мира, и в каждой из них могут применяться соответствующие результаты познания.
Сравнивая между собою геологию или биологию с хи мией или физикой, можно заметить уже методические особенности различия наук. Их существенная черта за ключается в том, что одни науки охватывают собою всю совокупность проявлений некоторой области действитель ного мира, как, например, биология изучает все, что есть в живой природе. В то же время такие науки не имеют отношения к другим, качественно отличным областям
6* |
91 |
действительности. Так, строение земных недр или спосо бы создания техники не относятся, — во всяком случае непосредственно,— к проблемам биологической науки.
Напротив, проблемы физики или химии имеют отно шение к каждой из выделенных областей, но для них ха рактерен односторонний подход к их изучению. Физика изучает различные формы превращения энергии, где бы они ни происходили, а химия изучает превращения веще ства. Здесь как раз мы встречаемся с методом теорети ческой абстракции в масштабе всей науки, что отличает физику или химию от конкретных наук типа биологии.
Еще более абстрактной, чем физика или химия, яв ляется математика как особая отрасль науки. В матема тике разрабатываются методы мышления, применимые для изучения любых областей действительного мира.
Задачи «живого созерцания» объективной реальности во всем разнообразии ее проявлений решаются так на зываемыми эмпирическими, или опытными, науками конкретного уровня познания. Полученные таким обра зом результаты обобщаются и исследуются науками аб страктно-теоретического уровня с широким использова нием математических методов мышления. Это позволяет глубоко проникнуть в тайны природы. Однако для того, чтобы результаты теоретического обобщения могли слу жить практике, они должны быть вновь конкретизирова ны применительно к соответствующим областям действи тельного мира. Здесь на сцену вновь выступают науки конкретного уровня, непосредственно связанные с произ водственной практикой человечества. Таким образом, процесс познания осуществляется в виде непрерывного восхождения, как его определяли К. Маркс и В. И. Ленин, от конкретного через абстрактное вновь к конкретному1.
1 См.: В. С. Казаковцев. Кибернетика и некоторые вопросы взаи мосвязи наук. — «Вопросы философии», 1962, № 3.
9 2
Поэтому, когда мы говорим, что знания как результат познания покидают науку, необходимо учитывать, о ка кой науке идет речь, то есть к какому уровню познания относится данная наука и каков ее предмет. Напри мер, теоретические результаты физики или химии могут быть использованы в технике или сельском хозяй стве только после того, как они будут конкретизированы соответственно техническими науками или биологией. Это тем более относится к результатам математики.
Таким образом, в науке имеются как бы полуфабрика ты знаний, то есть такие знания, которые не могут непо средственно применяться на практике, но совершенно необходимы для самого процесса научного познания. Так же точно в промышленности не являются продуктами непосредственного потребления сталь или те станки, на которых обрабатывается металл. Но без соответствую щих этапов невозможно произвести никаких предметов потребления, невозможно получить знания.
Лауреат Нобелевской премии академик Н. Н. Семе нов в одной из своих статей подчеркнул особую важ ность фундаментальных, или основных, наук, ведущих глубокую теоретическую разведку тайн природы. Резуль таты таких наук не могут непосредственно применяться в производстве, да и вообще они призваны далеко опере жать развитие производства, рождая основы новых видов техники и форм человеческой практики. Фундаменталь ные науки — это «тяжелая индустрия» познания, на раз витие которой в наше время должно обращаться особен но пристальное внимание.
Наука прошла трудную историю развития. На протя жении длительного периода зарождения и оформления науки как способа познания действительности ее резуль таты служили в основном развитию самой науки. Челове ческая практика при этом основывалась главным обра
9 3
зом на знаниях опытного происхождения. Даже великие открытия эпохи зарождения капитализма и его расцвета имели гораздо большее значение для развития самой нау ки, чем непосредственно для практических потребностей производства.
Первым непосредственным вкладом науки в производ ство можно считать только результаты теоретических ис следований в области электромагнетизма, которые цели ком обусловили в самом конце XIX века появление таких значительных промышленных отраслей, как современные электротехника и радиоэлектроника.
И только с начала XX века наука становится посте пенно одним из основных факторов современного техни ческого прогресса. Силы, средства и даже жизни, отдан ные науке на всем долгом и трудном пути ее развития, когда ростки научного знания пробивались через рогат ки религии и реакционной косности, сторицей возвраща ются сегодня на службу человечеству.
Эпохи истории принято характеризовать главными отличительными чертами производства. Так выделяются по наиболее типичным производственным материалам каменный век, века бронзы и железа. Эпоху экономиче ской истории можно также характеризовать отличитель ными чертами ее энергетики, говоря о веке пара или электричества. '
Относительно нашего времени такого рода односто ронняя характеристика уже невозможна. Благодаря на учному, теоретическому познанию мира производство се годняшнего дня рационально использует буквально все материалы, которые в той или иной форме встречаются в природе, а также применяет массу таких материалов, создание которых в принципе недоступно естественной мастерской. Все природные ресурсы, начиная от силы во ды рек и до внутриядерных сил атома, находят свое эф
9 4
фективное использование в современной энергетике. Поэтому лучше всего было бы охарактеризовать на шу эпоху в производственном отношении коротко — век науки, то есть век, в котором производство во всех его деталях базируется на глубоком, научном по характеру
познании действительности.
Наука, превращаясь в одну из основных опор совре менного производства, коренным образом меняет свою структуру и особенности организации. На современном этапе в науке основную роль играют не кустарные дости жения одиночки-энтузиаста, как это было еще совсем не давно. Современная наука — это система мощных научноисследовательских центров, в которых коллективы про фессиональных ученых проводят исследования по спе циальным программам. Эти центры обеспечиваются любыми необходимыми средствами и таким эксперимен тальным оборудованием, которое только может дать современная высокоразвитая индустрия. Тесная взаимо связь науки с производственной практикой не только обеспечивает невиданные успехи производства, но яв ляется также мощным стимулом дальнейшего развития самой науки.
Превращение современного процесса производства, по определению К. Маркса, в «технологическое прило жение науки» требует, чтобы общественно-производст венная система являлась максимально подвижной, плас тичной, способной к быстрым перестройкам.
Такое требование удовлетворяется полностью только в общественно-экономической системе социализма и не совместимо с капиталистическими частнособственниче скими условиями.
При социализме наука и производство представляют собою единый общественно управляемый комплекс, осно ву которого составляет общественная собственность на
9 5
средства производства. Экономическая структура социа лизма находится в органическом соответствии с новым значением науки в производстве, и это залог тех гран диозных успехов, которыми сегодня социализм утверж дает свое подавляющее превосходство над капита лизмом.
Превращение науки в один из главных факторов раз вития современного производства и социалистические общественнр-экономические преобразования должны рас сматриваться как взаимосвязанные явления нашей эпохи.
Рассматривая связь социализма и науки, надо заме тить, что основные черты самого социализма были выяв лены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина научным путем, в результате анализа исторического про цесса общественного развития на философской теорети ческой основе. Прежде чем социализм был осуществлен на практике, его основные черты явились результатом теоретического познания. Проводя параллель между со циализмом и наукой, надо отметить тот знаменательный факт, что теоретические основы социализма были разра ботаны Марксом почти в одно время с первыми крупны ми шагами науки в области промышленного производст ва. Социализм крепнет и развивается параллельно с про цессом проникновения науки во все элементы современ ного производственного процесса.
Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли первоочередное внимание развитию науки. Это в полной мере нашло свое отражение в вели чественном плане построения коммунизма — принятой XXII съездом КПСС Программе нашей партии.
Первоочередная роль в создании материально-техни ческой базы коммунизма отводится научно-техническому прогрессу. На этапе построения коммунизма должно быть обеспечено органическое единство науки и произ
96
водства в их взаимосвязанном развитии. Наука должна стать непосредственной производительной силой об щества.
Познавая действительность, наука раскрывает мощ ные силы производства и новые возможности его разви тия. При этом результаты научного познания часто при обретают в жизни человека совершенно неожиданное значение. Это, впрочем, вполне естественно. Для того и существует познание, чтобы раскрывать то, что сегодня мы еще не знаем и не можем себе ясно представить.
Крупные научные открытия начинаются обычно с не значительных событий, имеющих к ним косвенное отно шение. Это во многом подобно тому, как спектральная линия оказывается свидетельством нового, еще неизвест ного людям элемента. В отношении крупных продвиже ний науки вперед в деле познания объективной реально сти особенно показателен пример с ядерной физикой.
В 1919 году в одном из английских научных журналов была опубликована статья с описанием эксперимента, результаты которого сыграли в дальнейшем исключитель ную роль в жизни всего человечества. Эрнесту Резерфор ду удалось тогда искусственно расщепить им же открытое незадолго перед этим ядро атома. Бомбардируя альфачастицами ядра атомов азота, Резерфорд превращал его в водород и кислород. Таким образом была достигнута цель, которую безуспешно стремились достичь поколе ния алхимиков средневековья, изобретая «философский камень». Одновременно было зафиксировано выделение большого количества энергии, сопутствующее превраще нию элементов.
Эти результаты были известны в то время только очень узкому кругу специалистов-физиков. Об их дейст
вительном научном |
значении догадывались немногие. |
Об общественных |
последствиях — практически никто, |
97