Файл: Антомонов Г.А. Кибернетика - антирелигия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щениям миру электродинамики со скоростями, сравни­ мыми со скоростью света.

Нельзя не признать, что и в теориях науки использу­ ются иногда действительно произвольные обобщения. Это бывает тогда, когда пытаются дать теоретическое объяснение некоторого явления на основе представлений, не имеющих к нему непосредственного отношения. Так когда-то объясняли электрические явления существова­ нием особой «электрической жидкости», тепловые явле­ ния объяснялись существованием «теплорода», а явления жизни — «жизненной силой» или «живым веществом». Очевидно механистический характер подобных представ­ лений кажется нам внешне правдоподобным, но по своей сути — это произвол. Для науки, которая есть процесс непрерывного движения в познании действительного ми­ ра, такие представления часто не несут в себе большой опасности, а иногда бывают даже необходимой начальной ступенью в поиске истины. Иное дело, когда в науке про­ цесс познания подменяется знанием. В этом случае про­ извольные обобщения немедленно превращаются в мифы.

Мы привыкли считать учеными тех, кто много знает. Такое представление легко свести к парадоксу. Действи­ тельно, один человек знает больше, другой — меньше. Мысленно можно представить себе человека, который знает все. Это будет как будто бы идеал ученого. Но че­ ловек, который знает все, ничего больше познать уже не сможет •— его собственные знания помешают этому. Вме­ сте с тем действительный мир бесконечен, и безграничен круг вопросов его познания. Поэтому неправильно счи­ тать настоящими учеными тех, кто просто много знает. Специалистом науки, настоящим ученым является тот, кто, с одной стороны, знает много вопросов, а с другой — знает, как нужно подходить к их решению. Такое пред­ ставление прямо следует из понятия науки не как закон­

9 0

ченного знания, а как непрерывного процесса познания. Мы говорили выше, что знания «покидают» науку. Это не означает, что знания, добытые наукой, оказываются сразу в сфере производственной, например, практики лю­ дей. Перед этим они проходят сложный путь, на котором взаимодействуют между собою различные отрасли, на­

правления и дисциплины науки.

Науки различаются между собою, во-первых, по пред­ мету, а во-вторых, по методу познания. В основе предмет­ ного различия наук лежат качественные особенности самого действительного мира. Геология, например, отли­ чается от биологии. Это отличие коренится в предмете по­ знания наук. В одном случае в качестве предмета позна­ ния выступает неорганический мир природы Земли, глав­ ным образом ее недра. В другом — органическая приро­ да, явления жизни. Вместе с тем геология и биология от­ личаются от прикладных технических наук, предметом познания которых является техника. Сравнение наук по предмету может быть продолжено и далее.

Но вот, например, такие науки, как физика или химия. Если говорить об их предмете познания, то он имеет от­ ношение как к неорганической и органической природе, так и к технике. Каждая из отмеченных сторон действи­ тельности служит источником данных для физического или химического изучения мира, и в каждой из них могут применяться соответствующие результаты познания.

Сравнивая между собою геологию или биологию с хи­ мией или физикой, можно заметить уже методические особенности различия наук. Их существенная черта за­ ключается в том, что одни науки охватывают собою всю совокупность проявлений некоторой области действитель­ ного мира, как, например, биология изучает все, что есть в живой природе. В то же время такие науки не имеют отношения к другим, качественно отличным областям

6*

91


действительности. Так, строение земных недр или спосо­ бы создания техники не относятся, — во всяком случае непосредственно,— к проблемам биологической науки.

Напротив, проблемы физики или химии имеют отно­ шение к каждой из выделенных областей, но для них ха­ рактерен односторонний подход к их изучению. Физика изучает различные формы превращения энергии, где бы они ни происходили, а химия изучает превращения веще­ ства. Здесь как раз мы встречаемся с методом теорети­ ческой абстракции в масштабе всей науки, что отличает физику или химию от конкретных наук типа биологии.

Еще более абстрактной, чем физика или химия, яв­ ляется математика как особая отрасль науки. В матема­ тике разрабатываются методы мышления, применимые для изучения любых областей действительного мира.

Задачи «живого созерцания» объективной реальности во всем разнообразии ее проявлений решаются так на­ зываемыми эмпирическими, или опытными, науками конкретного уровня познания. Полученные таким обра­ зом результаты обобщаются и исследуются науками аб­ страктно-теоретического уровня с широким использова­ нием математических методов мышления. Это позволяет глубоко проникнуть в тайны природы. Однако для того, чтобы результаты теоретического обобщения могли слу­ жить практике, они должны быть вновь конкретизирова­ ны применительно к соответствующим областям действи­ тельного мира. Здесь на сцену вновь выступают науки конкретного уровня, непосредственно связанные с произ­ водственной практикой человечества. Таким образом, процесс познания осуществляется в виде непрерывного восхождения, как его определяли К. Маркс и В. И. Ленин, от конкретного через абстрактное вновь к конкретному1.

1 См.: В. С. Казаковцев. Кибернетика и некоторые вопросы взаи­ мосвязи наук. — «Вопросы философии», 1962, № 3.

9 2

Поэтому, когда мы говорим, что знания как результат познания покидают науку, необходимо учитывать, о ка­ кой науке идет речь, то есть к какому уровню познания относится данная наука и каков ее предмет. Напри­ мер, теоретические результаты физики или химии могут быть использованы в технике или сельском хозяй­ стве только после того, как они будут конкретизированы соответственно техническими науками или биологией. Это тем более относится к результатам математики.

Таким образом, в науке имеются как бы полуфабрика­ ты знаний, то есть такие знания, которые не могут непо­ средственно применяться на практике, но совершенно необходимы для самого процесса научного познания. Так же точно в промышленности не являются продуктами непосредственного потребления сталь или те станки, на которых обрабатывается металл. Но без соответствую­ щих этапов невозможно произвести никаких предметов потребления, невозможно получить знания.

Лауреат Нобелевской премии академик Н. Н. Семе­ нов в одной из своих статей подчеркнул особую важ­ ность фундаментальных, или основных, наук, ведущих глубокую теоретическую разведку тайн природы. Резуль­ таты таких наук не могут непосредственно применяться в производстве, да и вообще они призваны далеко опере­ жать развитие производства, рождая основы новых видов техники и форм человеческой практики. Фундаменталь­ ные науки — это «тяжелая индустрия» познания, на раз­ витие которой в наше время должно обращаться особен­ но пристальное внимание.

Наука прошла трудную историю развития. На протя­ жении длительного периода зарождения и оформления науки как способа познания действительности ее резуль­ таты служили в основном развитию самой науки. Челове­ ческая практика при этом основывалась главным обра­

9 3


зом на знаниях опытного происхождения. Даже великие открытия эпохи зарождения капитализма и его расцвета имели гораздо большее значение для развития самой нау­ ки, чем непосредственно для практических потребностей производства.

Первым непосредственным вкладом науки в производ­ ство можно считать только результаты теоретических ис­ следований в области электромагнетизма, которые цели­ ком обусловили в самом конце XIX века появление таких значительных промышленных отраслей, как современные электротехника и радиоэлектроника.

И только с начала XX века наука становится посте­ пенно одним из основных факторов современного техни­ ческого прогресса. Силы, средства и даже жизни, отдан­ ные науке на всем долгом и трудном пути ее развития, когда ростки научного знания пробивались через рогат­ ки религии и реакционной косности, сторицей возвраща­ ются сегодня на службу человечеству.

Эпохи истории принято характеризовать главными отличительными чертами производства. Так выделяются по наиболее типичным производственным материалам каменный век, века бронзы и железа. Эпоху экономиче­ ской истории можно также характеризовать отличитель­ ными чертами ее энергетики, говоря о веке пара или электричества. '

Относительно нашего времени такого рода односто­ ронняя характеристика уже невозможна. Благодаря на­ учному, теоретическому познанию мира производство се­ годняшнего дня рационально использует буквально все материалы, которые в той или иной форме встречаются в природе, а также применяет массу таких материалов, создание которых в принципе недоступно естественной мастерской. Все природные ресурсы, начиная от силы во­ ды рек и до внутриядерных сил атома, находят свое эф­

9 4

фективное использование в современной энергетике. Поэтому лучше всего было бы охарактеризовать на­ шу эпоху в производственном отношении коротко — век науки, то есть век, в котором производство во всех его деталях базируется на глубоком, научном по характеру

познании действительности.

Наука, превращаясь в одну из основных опор совре­ менного производства, коренным образом меняет свою структуру и особенности организации. На современном этапе в науке основную роль играют не кустарные дости­ жения одиночки-энтузиаста, как это было еще совсем не­ давно. Современная наука — это система мощных научноисследовательских центров, в которых коллективы про­ фессиональных ученых проводят исследования по спе­ циальным программам. Эти центры обеспечиваются любыми необходимыми средствами и таким эксперимен­ тальным оборудованием, которое только может дать современная высокоразвитая индустрия. Тесная взаимо­ связь науки с производственной практикой не только обеспечивает невиданные успехи производства, но яв­ ляется также мощным стимулом дальнейшего развития самой науки.

Превращение современного процесса производства, по определению К. Маркса, в «технологическое прило­ жение науки» требует, чтобы общественно-производст­ венная система являлась максимально подвижной, плас­ тичной, способной к быстрым перестройкам.

Такое требование удовлетворяется полностью только в общественно-экономической системе социализма и не­ совместимо с капиталистическими частнособственниче­ скими условиями.

При социализме наука и производство представляют собою единый общественно управляемый комплекс, осно­ ву которого составляет общественная собственность на

9 5


средства производства. Экономическая структура социа­ лизма находится в органическом соответствии с новым значением науки в производстве, и это залог тех гран­ диозных успехов, которыми сегодня социализм утверж­ дает свое подавляющее превосходство над капита­ лизмом.

Превращение науки в один из главных факторов раз­ вития современного производства и социалистические общественнр-экономические преобразования должны рас­ сматриваться как взаимосвязанные явления нашей эпохи.

Рассматривая связь социализма и науки, надо заме­ тить, что основные черты самого социализма были выяв­ лены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина научным путем, в результате анализа исторического про­ цесса общественного развития на философской теорети­ ческой основе. Прежде чем социализм был осуществлен на практике, его основные черты явились результатом теоретического познания. Проводя параллель между со­ циализмом и наукой, надо отметить тот знаменательный факт, что теоретические основы социализма были разра­ ботаны Марксом почти в одно время с первыми крупны­ ми шагами науки в области промышленного производст­ ва. Социализм крепнет и развивается параллельно с про­ цессом проникновения науки во все элементы современ­ ного производственного процесса.

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли первоочередное внимание развитию науки. Это в полной мере нашло свое отражение в вели­ чественном плане построения коммунизма — принятой XXII съездом КПСС Программе нашей партии.

Первоочередная роль в создании материально-техни­ ческой базы коммунизма отводится научно-техническому прогрессу. На этапе построения коммунизма должно быть обеспечено органическое единство науки и произ­

96

водства в их взаимосвязанном развитии. Наука должна стать непосредственной производительной силой об­ щества.

Познавая действительность, наука раскрывает мощ­ ные силы производства и новые возможности его разви­ тия. При этом результаты научного познания часто при­ обретают в жизни человека совершенно неожиданное значение. Это, впрочем, вполне естественно. Для того и существует познание, чтобы раскрывать то, что сегодня мы еще не знаем и не можем себе ясно представить.

Крупные научные открытия начинаются обычно с не­ значительных событий, имеющих к ним косвенное отно­ шение. Это во многом подобно тому, как спектральная линия оказывается свидетельством нового, еще неизвест­ ного людям элемента. В отношении крупных продвиже­ ний науки вперед в деле познания объективной реально­ сти особенно показателен пример с ядерной физикой.

В 1919 году в одном из английских научных журналов была опубликована статья с описанием эксперимента, результаты которого сыграли в дальнейшем исключитель­ ную роль в жизни всего человечества. Эрнесту Резерфор­ ду удалось тогда искусственно расщепить им же открытое незадолго перед этим ядро атома. Бомбардируя альфачастицами ядра атомов азота, Резерфорд превращал его в водород и кислород. Таким образом была достигнута цель, которую безуспешно стремились достичь поколе­ ния алхимиков средневековья, изобретая «философский камень». Одновременно было зафиксировано выделение большого количества энергии, сопутствующее превраще­ нию элементов.

Эти результаты были известны в то время только очень узкому кругу специалистов-физиков. Об их дейст­

вительном научном

значении догадывались немногие.

Об общественных

последствиях — практически никто,

97