ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
*ческом уровне кибернетики. Соответствующие результа ты должны быть конкретизированы, главным образом, в технических и экономических науках, а полученные зна ния — отданы практике. В такой операции заключается научный путь к тому, чтобы обеспечить для нашего про мышленного и сельскохозяйственного производства та кой же уровень эффективности в отношении ритмичности работы, ее экономичности и качества продукции, каким отличаются соответствующие процессы, протекающие в живой природе. Это есть также путь к созданию автома тизированной техники с еще невиданной точностью, быст родействием и, что особенно важно, с высокой надеж ностью.
Подобные предположения могут показаться фантас тичными сегодня.
Действительно, в плане возможных результатов — это именно фантазия. Но такая фантазия уже сегодня выли вается в совершенно реальные проблемы как в отноше нии их постановки, так и в части методов решения. А именно проблемы и методы в первую очередь харак теризуют науку — этот общественный инструмент позна ния материального мира в любых его проявлениях.
Энергия, вещество и информация, как методические понятия физики, химии и кибернетики, охватывают собою, казалось бы, все основные особенности материи. Остано вится ли на этих понятиях развитие науки? В мире еще много таинственных явлений. Многие из них и по сей день находятся в арсенале средств религии. Но уже се годня наука присматривается к таким явлениям, как бы примеривая к ним свои методы. Окажутся ли они доста точными, или необходимо будет развивать какой-либо но вый методический подход познания... Это покажет неда лекое, как мы уверены, будущее.
Глава / 1 .
Нельзя рассуждать о душе, не объяс нив в частности психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение факсов, харак
теризующих те или другие психические процессы.
В. И. Ленин
ГАЕ НЕ ВСЕ 1СНС
1. Д ействительность недействительного
...Психическая деятельность есть результат фи зиологической деятельности определенной массы головного мозга...
И. П. Павлов
Займемся теперь процессом образования мысли, про цессом мышления. Нас будет интересовать здесь не философская сторона определения мышления, а те стороны мышления, которые тесно связаны с физио логией, стороны, позволяющие рассмотреть связь психи ческого содержания с содержанием физическим. Попро буем понять, как может мышление влиять на те или иные физиологические процессы самого человека. Если можно рационально объяснить связь мышления с физическим миром человека, то тем самым можно по ложить предел спекуляции религии на таинственных яв лениях человеческой психики и, в частности, на воздейст-
147
вии психики на тело. Ведь по сути дела из всех религиоз ных мифов наиболее эффективными являются именно мифы, связанные с психическим содержанием человека. Психические переживания, столь многогранные и разно образные, вновь и вновь используются для доказательст ва существования «сверхъестественного».
Итак, что такое мысль? Что такое мышление. Опре деления, общепринятые теперь в физиологии и психоло гии, связывают мышление с процессами возбуждения и торможения участков коры головного мозга. Возбужде ние и торможение участков коры немыслимо без энер гетической основы. И понятно, что сейчас возбуждение участков коры головного мозга связывается с распро странением по участку коры, охваченному возбуждением, нервных импульсов. Физиологи выделили нервную клет ку— неврон или нейрон — как отдельную единицу, рас смотрели связи между отдельными нервными клетками. С помощью тончайшей микроэлектродной техники они могут теперь измерять электрический потенциал отдель ной нервной клетки, могут подавать на поверхность от дельной нервной клетки электрический потенциал извне, искусственно вызывая возникновение и распространение возбуждения по нервным клеткам и связям между ними. Таким образом, физиологи внимательно изучили вещест венную основу мышления — нервную клетку и энергети ческую сторону мышления — распространение энергети ческого возбуждения по нервным клеткам и связям меж ду ними, как говорят, по нейронным сетям.
Можем ли мы, однако, полагать, что на основе чисто физиологических данных удастся дать характеристику процесса мышления? Нет, так полагать нельзя. И вот почему. Процесс образования мысли, процесс мышления является процессом жизни. А мы знаем, что в жизни имеется, наряду с вещественной и энергетической, еще
14 8
од!?а важная сторона. Речь идет об информационном ас пекте жизни. Если мы сумеем отразить в характеристике мышления информационную сторону, мы будем считать, что нам удалось еще более конкретизировать свое зна ние об этой области.
Здесь следует затронуть весьма важное направление в математике, направление чисто кибернетическое. Ма тематики, отвлекаясь от вещественной и энергетической сторон мышления, исследуют мысль с чисто информа ционной стороны. В самом деле, с помощью математи ческой логики удается сколь угодно сложную мысль, сколь угодно сложное суждение, сколь угодно сложное умственное построение записать с помощью конкретной логической формулы. Конечно, если взять за основу ло гического анализа одну систему элементарных логических операций, мы получим одну формулу. Если в качестве исходной будет взята другая система, то получится дру гая формула для записи той же самой мысли. Однако другая мысль, которая будет иметь другое информа ционное содержание, будет выражаться формулами, от личными от первых. Итак, фундаментальный результат математиков состоит в том, что одной мысли можно со поставить одну формулу, другой мысли — другую. Но всегда конкретной мысли должна предпосылаться кон кретная формула. В этом состоит информационный ана лиз конкретных умственных построений.
Теперь нам нетрудно дать такую характеристику про цесса образования мысли, которая могла бы отразить как результаты, достигнутые в физиологии, так и результаты,
полученные математиками. |
|
С |
точки |
Попробуем дать такую характеристику. |
|||
зрения работы мозга мысль — это |
определенное |
||
возбуждение определенной нервной сети в |
данный мо |
||
мент времени, В словах «нервная сеть» |
находит |
отра |
149
жение вещественная основа мысли — нервные клетки и соединения между ними. В слове «возбуждение» находит отражение энергетический процесс, сопровождающий возникновение мысли. И, наконец, в словах «определен ное» отражена информационная сторона мысли. Таким образом, можно сказать, что если мы думаем: «Я хочу спать», то в коре головного мозга возбуждена совершен но конкретная нейронная сеть. Если мы думаем: «Этот стол плохой», то возбуждена другая, но тоже совершенно конкретная нейронная сеть.
От характеристики процесса образования мысли пе рейдем к характеристике процесса мышления. С нейро физиологической точки зрения мышление — это процесс
возникновения и разрушения активных нейронных сетей.
Как только в коре головного мозга возникает кон кретная активная нейронная сеть, так это означает, что мозг продумывает конкретную мысль. Разрушение (тор можение) данной конкретной нейронной сети означает, что мозг перестал продумывать данную мысль.
Мышлению присуща динамика, то есть изменение во времени и пространстве. Поэтому при мышлении в коре головного мозга происходит непрерывная смена возбуж денных нейронных сетей. При смене одной мысли другой может происходить как изменение цепи, по которой про ходит возбуждение, так и степени самого возбуждения.
Подчеркнем еще раз, что в этих определениях мысли и мышления находят отражение три стороны, свойст венные жизни вообще, — вещественная, энергетическая и информационная,— и их взаимная связь. Конкретизи рованные определения явлений, происходящих в коре головного мозга, должны помочь нам более рационально объяснить механизм таких^ сложных психофизиологи ческих явлений, как гипноз, самовнушение и экстаз.
Следует отметить, что действительность физиологи
150
ческой основы мысли состоит в определенности возбуж дения определенной нейронной сети. Это свойство опре деленности, свойство чисто информационное, не пропа дает даром, а находит выражение в подключении выхода определенной нейронной сети коры, например, к входу тоже определенной нейронной сети подкорковых центров головного мозга. При этом, естественно, энергетическая сторона мышления служит для соответствующего воз буждения нижележащих нейронных сетей.
Рассмотрев некоторые особенности мышления, перей дем к изучению психических явлений, которыми рели гиозная практика поражает воображение верующих.
2. Энергия воли
Что такое воля, как не мысль, |
преходящая в |
А. А. Бестужев |
дело? |
(Марлинский) |
Вот интересный случай взаимодействия мозга и тела. «Бьющаяся в истерическом припадке женщина внесе
на в церковь. Заслышав ее крик, |
Иоанн (Кронштадт |
ский) подался вперед, насторожился... |
|
— Как звать? — сурово спросил |
он. |
Женщина завыла по-собачьи. |
|
— Открой глаза! — строго приказал проповедник. |
|
— Пустите! — застонала больная, пытаясь вырваться |
из рук провожатых.
И тут произошло нечто поразительное.
Отец Иоанн с размаху ударил женщину в лоб при частной ложкой и крикнул на всю церковь:
— Открой глаза!
Женщина ахнула и устремила на него зрачки, расши ренные ужасом. Пристально глядя ей в глаза, Иоанн раздельно и твердо произнес:
151
—Именем господа нашего Иисуса Христа... выйди из нее бес!
Он трижды произнес заклинание и после каждого раза дул крестообразно в лицо кликуши.
Женщина обмякла и, выскользнув из рук провожа тых, упала на пол. В заключение ряда других эффект ных обрядов священник произнес:
—Идите с миром... Она здорова».
(Серебров. «Время и люди».)
Этот реальный случай показывает пример использо вания служителями культа таких теперь уже чисто меди цинских приемов, как сильное внушение, граничащее с шоком. Иоанн Кронштадтский часто пользовался мето дом внушения для лечения истерических и припадочных больных. Это создало ему в свое время громкую славу.
Вот еще один пример внушения наяву. Во Франции имеется знаменитый Лурдский источник, находящийся в руках церковников. Омовение в нем якобы излечивает от различного рода параличей. Случаев исцеления много. Подготовка к исцелению производит довольно внуши тельное впечатление. К желающему вылечиться в Лур де направляется специальная монахиня — медсестра. Она рассказывает ему многочисленные истории об исце лении. Больного снабжают соответствующей литерату рой. Монахиня сопровождает больного в Лурд. Обста новка, сопутствующая вхождению больного в источник, торжественная: многочисленный хор поет псалмы, горят специальные огни. Понятно, что такое длительное воз действие на психику больного и торжественно-приподня тая обстановка омовения дают себя знать. Человек, во шедший в источник с посторонней помощью, выходит из него самостоятельно.
Таковы примеры внушения наяву. Привлечем к рас смотрению данные науки. Вот что может дать внушение,
сделанное больному в гипнозе. Примерная формула вну шения в гипнотическом сне больному язвой желудка зву чит так:
«С каждым днем у вас будет повышаться и нарастать хороший, здоровый аппетит... пища будет казаться вам особенно вкусной. Вы будете хорошо есть, переваривать и усваивать пищу. Желудок будет работать хорошо и ре гулярно. Исчезнет вялость кишечника... С каждым по следующим сеансом будут исчезать болевые ощущения...
проходит тошнота... совершенно исчезает рвота... Исчез ли беспокоившие вас отрыжки и изжоги. Вы поправляе тесь. Вы выздоравливаете... С каждым днем, с каждым последующим сеансом устраняются болезненные урча
ния, вздутия, живот |
становится мягким, безболезнен |
||
ным... улучшается ваш ночной сон!»1 |
|
|
|
Казалось бы, ничего особенного. Простые и, в общем, |
|||
даже грубоватые |
слова. Однако |
несколько |
сеан |
сов гипноза, иногда 5, иногда 20 |
или 40 с |
такими |
словами, и человек излечивается от язвы желудка! А ведь это органическое поражение тканей стенки желудка. И таким образом гипнотерапевты лечат множество бо лезней, например бронхиальную астму, гипертонию, язвы желудка и кишечника, стенокардию, воспаление желч ного пузыря, не говоря уже о лечении чисто психи ческих заболеваний.
Каков же механизм воздействия слов проповедника или врача на физический мир человека? Здесь нам при годится объяснение природы мышления, сделанное выше. Предварительно рассмотрим связь мышления с речью, словами. Как связано отдельное слово или группа слов со структурной и энергетической сторонами мышления?
1 |
П . |
И . Б у л ь . Г и п н о з и в н у ш е н и е в к ли н и к е в н у т р ен н и х б о л е з |
ней, |
Л ., |
М е д г и з , 1958, стр. 45. |
10 Заказ № 355 |
153 |