Файл: Антомонов Г.А. Кибернетика - антирелигия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*ческом уровне кибернетики. Соответствующие результа­ ты должны быть конкретизированы, главным образом, в технических и экономических науках, а полученные зна­ ния — отданы практике. В такой операции заключается научный путь к тому, чтобы обеспечить для нашего про­ мышленного и сельскохозяйственного производства та­ кой же уровень эффективности в отношении ритмичности работы, ее экономичности и качества продукции, каким отличаются соответствующие процессы, протекающие в живой природе. Это есть также путь к созданию автома­ тизированной техники с еще невиданной точностью, быст­ родействием и, что особенно важно, с высокой надеж­ ностью.

Подобные предположения могут показаться фантас­ тичными сегодня.

Действительно, в плане возможных результатов — это именно фантазия. Но такая фантазия уже сегодня выли­ вается в совершенно реальные проблемы как в отноше­ нии их постановки, так и в части методов решения. А именно проблемы и методы в первую очередь харак­ теризуют науку — этот общественный инструмент позна­ ния материального мира в любых его проявлениях.

Энергия, вещество и информация, как методические понятия физики, химии и кибернетики, охватывают собою, казалось бы, все основные особенности материи. Остано­ вится ли на этих понятиях развитие науки? В мире еще много таинственных явлений. Многие из них и по сей день находятся в арсенале средств религии. Но уже се­ годня наука присматривается к таким явлениям, как бы примеривая к ним свои методы. Окажутся ли они доста­ точными, или необходимо будет развивать какой-либо но­ вый методический подход познания... Это покажет неда­ лекое, как мы уверены, будущее.

Глава / 1 .

Нельзя рассуждать о душе, не объяс­ нив в частности психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение факсов, харак­

теризующих те или другие психические процессы.

В. И. Ленин

ГАЕ НЕ ВСЕ 1СНС

1. Д ействительность недействительного

...Психическая деятельность есть результат фи­ зиологической деятельности определенной массы головного мозга...

И. П. Павлов

Займемся теперь процессом образования мысли, про­ цессом мышления. Нас будет интересовать здесь не философская сторона определения мышления, а те стороны мышления, которые тесно связаны с физио­ логией, стороны, позволяющие рассмотреть связь психи­ ческого содержания с содержанием физическим. Попро­ буем понять, как может мышление влиять на те или иные физиологические процессы самого человека. Если можно рационально объяснить связь мышления с физическим миром человека, то тем самым можно по­ ложить предел спекуляции религии на таинственных яв­ лениях человеческой психики и, в частности, на воздейст-

147


вии психики на тело. Ведь по сути дела из всех религиоз­ ных мифов наиболее эффективными являются именно мифы, связанные с психическим содержанием человека. Психические переживания, столь многогранные и разно­ образные, вновь и вновь используются для доказательст­ ва существования «сверхъестественного».

Итак, что такое мысль? Что такое мышление. Опре­ деления, общепринятые теперь в физиологии и психоло­ гии, связывают мышление с процессами возбуждения и торможения участков коры головного мозга. Возбужде­ ние и торможение участков коры немыслимо без энер­ гетической основы. И понятно, что сейчас возбуждение участков коры головного мозга связывается с распро­ странением по участку коры, охваченному возбуждением, нервных импульсов. Физиологи выделили нервную клет­ ку— неврон или нейрон — как отдельную единицу, рас­ смотрели связи между отдельными нервными клетками. С помощью тончайшей микроэлектродной техники они могут теперь измерять электрический потенциал отдель­ ной нервной клетки, могут подавать на поверхность от­ дельной нервной клетки электрический потенциал извне, искусственно вызывая возникновение и распространение возбуждения по нервным клеткам и связям между ними. Таким образом, физиологи внимательно изучили вещест­ венную основу мышления — нервную клетку и энергети­ ческую сторону мышления — распространение энергети­ ческого возбуждения по нервным клеткам и связям меж­ ду ними, как говорят, по нейронным сетям.

Можем ли мы, однако, полагать, что на основе чисто физиологических данных удастся дать характеристику процесса мышления? Нет, так полагать нельзя. И вот почему. Процесс образования мысли, процесс мышления является процессом жизни. А мы знаем, что в жизни имеется, наряду с вещественной и энергетической, еще

14 8

од!?а важная сторона. Речь идет об информационном ас­ пекте жизни. Если мы сумеем отразить в характеристике мышления информационную сторону, мы будем считать, что нам удалось еще более конкретизировать свое зна­ ние об этой области.

Здесь следует затронуть весьма важное направление в математике, направление чисто кибернетическое. Ма­ тематики, отвлекаясь от вещественной и энергетической сторон мышления, исследуют мысль с чисто информа­ ционной стороны. В самом деле, с помощью математи­ ческой логики удается сколь угодно сложную мысль, сколь угодно сложное суждение, сколь угодно сложное умственное построение записать с помощью конкретной логической формулы. Конечно, если взять за основу ло­ гического анализа одну систему элементарных логических операций, мы получим одну формулу. Если в качестве исходной будет взята другая система, то получится дру­ гая формула для записи той же самой мысли. Однако другая мысль, которая будет иметь другое информа­ ционное содержание, будет выражаться формулами, от­ личными от первых. Итак, фундаментальный результат математиков состоит в том, что одной мысли можно со­ поставить одну формулу, другой мысли — другую. Но всегда конкретной мысли должна предпосылаться кон­ кретная формула. В этом состоит информационный ана­ лиз конкретных умственных построений.

Теперь нам нетрудно дать такую характеристику про­ цесса образования мысли, которая могла бы отразить как результаты, достигнутые в физиологии, так и результаты,

полученные математиками.

 

С

точки

Попробуем дать такую характеристику.

зрения работы мозга мысль — это

определенное

возбуждение определенной нервной сети в

данный мо­

мент времени, В словах «нервная сеть»

находит

отра­

149



жение вещественная основа мысли — нервные клетки и соединения между ними. В слове «возбуждение» находит отражение энергетический процесс, сопровождающий возникновение мысли. И, наконец, в словах «определен­ ное» отражена информационная сторона мысли. Таким образом, можно сказать, что если мы думаем: «Я хочу спать», то в коре головного мозга возбуждена совершен­ но конкретная нейронная сеть. Если мы думаем: «Этот стол плохой», то возбуждена другая, но тоже совершенно конкретная нейронная сеть.

От характеристики процесса образования мысли пе­ рейдем к характеристике процесса мышления. С нейро­ физиологической точки зрения мышление — это процесс

возникновения и разрушения активных нейронных сетей.

Как только в коре головного мозга возникает кон­ кретная активная нейронная сеть, так это означает, что мозг продумывает конкретную мысль. Разрушение (тор­ можение) данной конкретной нейронной сети означает, что мозг перестал продумывать данную мысль.

Мышлению присуща динамика, то есть изменение во времени и пространстве. Поэтому при мышлении в коре головного мозга происходит непрерывная смена возбуж­ денных нейронных сетей. При смене одной мысли другой может происходить как изменение цепи, по которой про­ ходит возбуждение, так и степени самого возбуждения.

Подчеркнем еще раз, что в этих определениях мысли и мышления находят отражение три стороны, свойст­ венные жизни вообще, — вещественная, энергетическая и информационная,— и их взаимная связь. Конкретизи­ рованные определения явлений, происходящих в коре головного мозга, должны помочь нам более рационально объяснить механизм таких^ сложных психофизиологи­ ческих явлений, как гипноз, самовнушение и экстаз.

Следует отметить, что действительность физиологи­

150

ческой основы мысли состоит в определенности возбуж­ дения определенной нейронной сети. Это свойство опре­ деленности, свойство чисто информационное, не пропа­ дает даром, а находит выражение в подключении выхода определенной нейронной сети коры, например, к входу тоже определенной нейронной сети подкорковых центров головного мозга. При этом, естественно, энергетическая сторона мышления служит для соответствующего воз­ буждения нижележащих нейронных сетей.

Рассмотрев некоторые особенности мышления, перей­ дем к изучению психических явлений, которыми рели­ гиозная практика поражает воображение верующих.

2. Энергия воли

Что такое воля, как не мысль,

преходящая в

А. А. Бестужев

дело?

(Марлинский)

Вот интересный случай взаимодействия мозга и тела. «Бьющаяся в истерическом припадке женщина внесе­

на в церковь. Заслышав ее крик,

Иоанн (Кронштадт­

ский) подался вперед, насторожился...

— Как звать? — сурово спросил

он.

Женщина завыла по-собачьи.

 

— Открой глаза! — строго приказал проповедник.

— Пустите! — застонала больная, пытаясь вырваться

из рук провожатых.

И тут произошло нечто поразительное.

Отец Иоанн с размаху ударил женщину в лоб при­ частной ложкой и крикнул на всю церковь:

— Открой глаза!

Женщина ахнула и устремила на него зрачки, расши­ ренные ужасом. Пристально глядя ей в глаза, Иоанн раздельно и твердо произнес:

151


Именем господа нашего Иисуса Христа... выйди из нее бес!

Он трижды произнес заклинание и после каждого раза дул крестообразно в лицо кликуши.

Женщина обмякла и, выскользнув из рук провожа­ тых, упала на пол. В заключение ряда других эффект­ ных обрядов священник произнес:

Идите с миром... Она здорова».

(Серебров. «Время и люди».)

Этот реальный случай показывает пример использо­ вания служителями культа таких теперь уже чисто меди­ цинских приемов, как сильное внушение, граничащее с шоком. Иоанн Кронштадтский часто пользовался мето­ дом внушения для лечения истерических и припадочных больных. Это создало ему в свое время громкую славу.

Вот еще один пример внушения наяву. Во Франции имеется знаменитый Лурдский источник, находящийся в руках церковников. Омовение в нем якобы излечивает от различного рода параличей. Случаев исцеления много. Подготовка к исцелению производит довольно внуши­ тельное впечатление. К желающему вылечиться в Лур­ де направляется специальная монахиня — медсестра. Она рассказывает ему многочисленные истории об исце­ лении. Больного снабжают соответствующей литерату­ рой. Монахиня сопровождает больного в Лурд. Обста­ новка, сопутствующая вхождению больного в источник, торжественная: многочисленный хор поет псалмы, горят специальные огни. Понятно, что такое длительное воз­ действие на психику больного и торжественно-приподня­ тая обстановка омовения дают себя знать. Человек, во­ шедший в источник с посторонней помощью, выходит из него самостоятельно.

Таковы примеры внушения наяву. Привлечем к рас­ смотрению данные науки. Вот что может дать внушение,

сделанное больному в гипнозе. Примерная формула вну­ шения в гипнотическом сне больному язвой желудка зву­ чит так:

«С каждым днем у вас будет повышаться и нарастать хороший, здоровый аппетит... пища будет казаться вам особенно вкусной. Вы будете хорошо есть, переваривать и усваивать пищу. Желудок будет работать хорошо и ре­ гулярно. Исчезнет вялость кишечника... С каждым по­ следующим сеансом будут исчезать болевые ощущения...

проходит тошнота... совершенно исчезает рвота... Исчез­ ли беспокоившие вас отрыжки и изжоги. Вы поправляе­ тесь. Вы выздоравливаете... С каждым днем, с каждым последующим сеансом устраняются болезненные урча­

ния, вздутия, живот

становится мягким, безболезнен­

ным... улучшается ваш ночной сон!»1

 

 

Казалось бы, ничего особенного. Простые и, в общем,

даже грубоватые

слова. Однако

несколько

сеан­

сов гипноза, иногда 5, иногда 20

или 40 с

такими

словами, и человек излечивается от язвы желудка! А ведь это органическое поражение тканей стенки желудка. И таким образом гипнотерапевты лечат множество бо­ лезней, например бронхиальную астму, гипертонию, язвы желудка и кишечника, стенокардию, воспаление желч­ ного пузыря, не говоря уже о лечении чисто психи­ ческих заболеваний.

Каков же механизм воздействия слов проповедника или врача на физический мир человека? Здесь нам при­ годится объяснение природы мышления, сделанное выше. Предварительно рассмотрим связь мышления с речью, словами. Как связано отдельное слово или группа слов со структурной и энергетической сторонами мышления?

1

П .

И . Б у л ь . Г и п н о з и в н у ш е н и е в к ли н и к е в н у т р ен н и х б о л е з ­

ней,

Л .,

М е д г и з , 1958, стр. 45.

10 Заказ № 355

153