Файл: Шмыголь С.С. Определение и прогнозирование движения центра масс летательного аппарата по результатам траекторных измерений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91

дения расчетных значений измеряемых параметров ту и частных производных от измеряемых параметров по определяемым элементам

траектории.

'

 

 

 

Чаще всего в качестве элементов траектории выбирают пара­

метры движения

в некоторый момент времени t 0 , который прини­

мается за начальный:

 

 

 

 

д?0= х

(t 0)

,

 

Ус= У <■ *„),

 

* „ =

г

( « „),

 

 

 

 

(217)

 

v ^

V

O

,

 

V„ = V , (

t j .

Координаты и составляющие скорости должны быть пересчитаны в ту систему координат, в которой интегрируется,система диффе­ ренциальных уравнений движения ЛА (176). В этом случае соотно­ шения (217), как известно, называются начальными условиями.

Так как пассивное движение ЛА (например, головной части баллистической ракеты) происходит по траектории, близкой к эл­ липтической, то в качестве элементов траектории могут быть ис­ пользованы оскулирующие элементы орбиты, вычисленные на неко­

торый момент времени

t Q

: большая полуось а ,

наклонение ор­

биты L , эксцентриситет

е , аргумент перигея

со

, долго­

та восходящего узла

й

и время прохождения перигея

Т 0 .

.Известно, что указанные здесь элементы орбиты легко могут быть

вычислены по параметрам движения

(217), если они относятся к

одному и тому же моменту времени

t 0 .

В том случае, когда известно

расчетное движение ЛА и по­

лет осуществляется с небольшими отклонениями от него, предварительные значения элементов траектории ц ь можно определить по параметрам расчетного движения. Если же действительная тра­ ектория ЛА существенно отличается от расчетной, о чем можно судить по недопустимо большим отклонениям измеряемых парамет­

ров Д г у ,

от их

расчетных значений, то предварительные значе­

ния

^ (0) необходимо определять по опытным значениям измеряемых

параметров

ту

. Для

этого можно использовать расчетный аппа­

рат,

полученный

в § 1

-5.


92

С этой же целью можно применить известный метод определе­ ния элементов орбиты по двум известным положениям ЛА. Однако алгоритм при использовании этих методов получается довольно сложным.

Значительно проще можно определить параметры движения по двум положениям ЛА в заданной системе координат, если восполь­ зоваться системой дифференциальных уравнений движения (176) и методом последовательных приближений.

Рис.36. Определен*.- предварительных значений начальных условий

Пусть известны два положения летательного

аппарата 0) и Ог

в моменты времени t и t 2 (рис.36):

 

= х ( t j ) ,

 

х 2 —х ( £ г ) )

y l = : . y ( t J) ,

 

У г - У ^ г ) ?

 

2 ,= г ( t , ) ,

 

2 г= г ( t 2) .

Если принять в качестве начального момента времени

'=

»

 

то значения начальных координат будут известны:

X q — X ;

J

 

У о =

У

7 ’ f

(218).

2 0— 2 ; .

 

93

Приближенные

значения составляющих скорости при t 0 = t f

можно определить

по формулам

 

 

 

 

 

 

 

9

 

д о ;

Уг

У1

(219)

 

уг ~

t z -

t ,

 

'

 

V t0,_

ъ* ~

ъ

•->

 

 

t z - t i

Найденные таким образом составляющие скорости нуждаются в

уточнении. С этой целью используют систему уравнений движения (176). Принимая значения координат при t Q = £, (218) и состав лягощих скорости (219) за начальные условия первого приближения интегрируют систему (176) от i 1 до t z . Но так как значения начальных составляющих скорости содержали неточность, то полу­

ченные при интегрировании системы уравнений движения от

t ,

до 1 2 координаты в точке 0 z ( x z \ y z

\

^

) будут отличаться

соответственно от

значений координат

х

г ,

у г , 2 г .

 

Используя это

обстоятельство, определяют поправки следую­

щего приближения для уточнения составляющих скорости при

t 0= t j

 

 

Х г- Х ^

 

 

* г ~ ' £г

Ч

II

У г - У г

> < Ч

 

 

 

и

 

t z ~

 

 

 

 

 

 

ъ

-

й2

’£

и

й2

 

t z ~ i , ■

 

 

 

и уточненные значения составляющих скорости ДУ о;

V

д /^ + Л V ^

~

vy,

( 220)

( 221)

v£’=v^o;+a v .

Принимая уточненные значения составляющих скорости (221) и координаты (218) за новые начальные условия, снова интегри­ руют систему дифференциальных уравнений движения от t 1 до t z .

Так повторяют до тех пор, пока не достигнут заданной точ­ ности определения предварительных значений составляющих скоро­ сти:


94

 

 

 

 

 

S x >

 

 

A V y S)

^

& y ,

(222)

 

 

A

v f ^

e ^ .

 

При этом,

как

правило,

не следует

стремиться к выбору очень

малых значений

е х

» ,

e ^ i

так как

исходные координаты при

i = i x и t =

t 2 ,

вычисленные

по результатам достаточных из­

мерений, содержат немалые ошибки.

Вычисленные любым из указанных выше методов предваритель­ ные значения элементов траектории q£o} являются тем нулевым приближением, которое позволяет решать краевую задачу с исполь­ зованием уравнений движения ЛА.

§ 14. ВЫЧИСЛЕНИЕ ЧАСТНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ

i

 

 

 

Частные производные от расчетных значений измеряемых пара­

метров (РЗИП) по определяемым элементам траектории

‘f '■

ис-

пользуются при формировании матриц [5 ] и

. А так

как

ко­

личество измеряемых параметров, подлежащих обработке, достаточ­ но велико и от каждого измеряемого параметра необходимо в каж­ дом приближении вычислять п производных, то машинное время, затрачиваемое на определение производных, составит 50-80% от всего времени решения краевой задачи.

Как известно, существуют три основных метода определения частных производных:

-метод конечных разностей,

'- метод вариаций,

-метод непосредственного дифференцирования.

Метод вариаций, как известно, требует интегрирования (чаще всего численного) системы дифференциальных уравнений движения ЛА.

Метод непосредственного дифференцирования обязательно пред­ полагает наличие формульных (аналитических) зависимостей изме­

ряемых параметров rf

от определяемых элементов

.

Метод конечных разнрстей может

применяться как в случае

наличия формульных зависимостей

r f

( q t ) , так и в

тех случаях,

когда эти зависимости

включают

систему дифференциальных уравне­

ний движения ЛА.

 

 

 

I


95

Метод непосредственного дифференцирования не требует осо­ бых пояснений. Остальные методы ниже рассмотрим подробнее.

Метод конечных разностей

Этот метод применяют обычно в том случае, когда зависимо­ сти rf = r f ( < h ) весьма сложны. Часто эти зависимости включа­ ют систему дифференциальных уравнений движения ЛА.

Метод заключается в том, что по значениям элементов траек­

тории,

полученным в т -м приближении

ц [ т)

» определяют

рас­

четные значения

измеряемых параметров. При этом один

из

эле­

ментов

траектории

возмущают

один раз

на

> 0 , а

другой

раз на

Д ^ « = 0 .

В

результате

численного интегрирования системы

уравнений движения (176) получают расчетные значения измеряемых

параметров (на момент выполнения опытных измерений t f )

rf и вы­

числяют искомые

производные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d r f

г , ( ^ ш;+ Д?£) т г Д ^ Л9г)

 

 

 

 

 

 

- 6 ^

=

 

щ

,:------------------ (223)

где

 

Д ^ - принятое для'расчета частное малое

отклонение од­

ного

из элементов траектории.

 

 

 

 

п

 

 

В

этом случае для получения

производных по всем

элемен­

там

 

,

где I

=

1 , 2 , . . . , п

,

необходимо

2 п

раз

вычислить

значения

всех

N

измеряемых

параметров.

 

 

 

 

 

Если зависимость rf

(q,l f i )

 

содержит систему дифференциаль­

ных уравнений движения, то для определения производных необхо­

димо 2 п раз численно

проинтегрировать

систему (176). А если

имеются формульные

зависимости r f

( cfc , t )

, то их также необхо­

димо решать относительно

{ 2 п *

N ) раз.

Система уравнений пассивного движения ЛА в гринвичской

системе координат (рис.37) может быть представлена в виде:

V = - ? r F - 2fl:V

SPVVx

,

\

= - S V 7 + 2S2v* - s P v v ‘/ ’

v ^ - ^ l - ^ - s p v v * ,

>

х

-

Vx ,

 

 

(22A)

 

 

 

У

=

Vi/ j

 

 

 

2 = V , ,


96

где

 

v = v 4 2 + v ;-b V 22 ‘.

 

В уравнениях (224)

( /- 5

| £ ) - г 9 г - состав­

ляющая ускорения силы тяжести нормального поля вдоль направле­

ния радиуса-вектора

г

, проведедного из

центра Земли на ле­

тательный аппарат

А

;

=

 

+

~ составляю]Эая ус­

корения силы тяжести вдоль оси

ъ ;

Q

=7.292115-10 с е к -

угловая скорость вращения Земли;

5и0 = 3,986018 • I0iZf м3/сек2 ,

Sl = ~ 0,1772442 • 102^ м^/сек2-

постоянные

гравитационного поля

^

за

эллипсоид

вращения;

С

S

" ад

Земли, принимаемой

s = —х

 

баллистический коэффициент для расчета силы аэродинамического сопротивления атмосферы, плотность которой обозначим через р .

Начальными условиями для этой системы являются значения координат и составляющих скорости в начальный момент времени

(217).

Если же определяемыми элементами являются оскулирующие эле­ менты орбиты, то для их расчета по условиям (217) необходимо использовать известные формулы, выражающие зависимость элемен­ тов орбиты от параметров движения.

97

Количество вычислений может быть почти в два раза умень­ шено, если для определения производных использовать формулу

 

 

дт>

rf (<z‘f + A9 t ) - ГМ

(Г })

f

(225)

 

 

--- =

----------------- --------------------

 

rf

d 4 l

А Яь

 

 

 

где

значения

измеряемых параметров

на момент време­

ни

t

, вычисленное

при всех невозмущенных

элементах

траек­

тории.

 

 

 

 

 

 

 

Величину возмущений

необходимо подбирать

практическим

путем так, чтобы при изменении ее в 2 раза значение производной оставалось неизменным с требуемой точностью.

 

Метол вариаций

 

Для расчета частных

производных

можно использовать

уравнения движения ЛА в

вариациях. Они, ш &

известно из [Y],

представляют собой систему линейных дифференциальных уравнений в отклонениях параметров движения ЛА от их расчетных значений.

Для пассивного движения ЛА без учета силы аэродинамическо­ го сопротивления в гринвичской системе координат система урав­ нений в вариациях может быть получена из системы (224) при

evs = - f «Jr- 2Я6УХ ,

 

б \ = - Т 6 $ г - 9 г Н В г ~Аг) ~ 6

$я ’

(226)

 

 

=

 

 

 

6 x

S V X ,

 

 

 

Sy.

=

6Vy ,

 

 

 

6 i

=

8 ч г .

 

 

Здесь S x ,

6 y , 8 ’Z } 64C,6V^8V^- вариации текущих параметров

движения,

обусловленные вариациями начальных

условий

 

6*0, 6у0 , 8 ъ 0 , 8vX o , av^, 5V?o.

(227)