Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ственного плана, находящиеся в прямой зависимости от ху­ дожественной культуры эпохи.

В теснейшей связи с пятью группами ф акторов, относя­ щихся к сам ом у изделию или его производству и эксплуата­ ции, находится шестая группа ф акторов, характеризую щ ая тенденции форм ообразования изделий данного типа. Они определяются в результате критического анализа ранее существовавших аналогов и прототипов. Такой анализ обя­

зательно учитывает как соответствие

сущ ествую щ их

изделий

всем ф орм ообразую щ им ф акторам ,

влияющим на

него, так

и перспективные возможности развития науки, техники и искусства.

Группа ф орм ообразую щ их ф акторов, связанных с ф унк­ циональной и социальной сущ ностью изделия, всегда м ож ет быть четко сформулирована в техническом задании на про­ ектирование. Эта группа, влияя на изделие непосредственно,

влияет и

на все остальные группы ф акторов,

внося в них

свои коррективы.

 

 

Факторы , определяю щ ие социальную и функциональную

сущность

нового изделия, его роль в

общ ем

социальном

прогрессе

общ ества, облегчении труда

и воспитании чело­

века нового общ ества, настолько важны, что обязательно окажут влияние как на условия производства, так и на экс­

плуатационные данные, как на

конструкцию изделия,

так и

на его архитектурное решение.

 

 

Казалось бы, исключением

в этом отношении будут

ф ак ­

торы, обусловленные средой, в которой будет эксплуатиро­ ваться изделие (если говорить о среде, понимая ее как чисто физическое условие сущ ествования изделия), находящиеся в тесной связи с первой группой и накладывающие некото­ рый отпечаток на функциональные особенности изделия.

Однако понимая среду значительно шире, чем только

75


ф изическое окружение изделия, как весь комплекс условий,

окруж аю щ их

его,

мы можем убедиться, что

в ряде случаев

функциональное

и

социальное значение

изделия

может

сущ ественно

влиять

на окруж аю щ ую среду,

в корне

меняя

как установившиеся технические процессы, связанные с дан­ ным видом производства, так и отношение к ним человека, меняя его роль в этом процессе. Примером такого положе­ ния могут явиться сотни новых машин и приборов, появляю ­ щихся на наших заводах, внедрение которых позволяет меха­ низировать и автоматизировать трудоем кие производствен­ ные процессы, значительно облегчая условия работы и меняя не только процесс, но и облик предприятий.

Ф орм ообразую щ ие

факторы

среды по-разном у

могут

влиять на ф орм у изделия.

Одни

из них будут влиять

непо­

средственно на ф орм у

его

и цвет,

а уже через ф орм у и цвет

на материалы, применяемые для его изготовления, и на тех­ нологию изготовления. К этим ф акторам среды можно отнести: характер работы, запыленность воздуха, цветность

обрабаты ваем ого материала, освещенность и т. д.

 

Другие

ф акторы

среды будут влиять

непосредственно и

на ф орм у

и на

материал

изделия

или на

материал,

а через

него на

ф орм у

или

цвет.

К

таким

ф акторам среды

можно

отнести

тем пературу

воздуха

и самого изделия, влажность

воздуха,

наличие агрессивных материалов,

воздействующих

на изделие

в процессе его

работы, место

работы

изделия

(закрытое помещение, вне помещения, под навесом, в воде), климатические условия: средняя полоса, тропики, условия Крайнего Севера '.

1 Эти условия могут иметь и более мелкие градации, обусловливаю­ щие преимущественную эксплуатацию изделия в лесу, в поле, в горной местности, в открытых карьерах или шахтах.

7 6


Если худож ник-конструктор проектирует изделие, которое

будет эксплуатироваться

в условиях откры того

воздуха, то

он

будет искать его

ф орм у,

учитывая возможность

защиты

от

осадков и ветра,

а

для

изготовления его

будет

выби­

рать материалы, обеспечивающие надежную работу в данной

среде. Это

положение создаст определенные

ограничения

и обусловит

ф ор м у изделия в зависимости от

свойств мате­

риала и цвет его в зависимости от той палитры,

которая сущ е­

ствует среди покрытий, обеспечивающ их долговечность изде­ лия в определенных условиях.

Если изделие будет подвергаться еще и воздействию хи­ мически активных веществ в процессе работы, возможности выбора художника-конструктора настолько сузятся, что бу­ дут, очевидно, играть реш аю щ ую роль в выборе компози­ ционного решения.

Большое количество этих условий, как правило, известно еще до начала проектирования и может быть оговорено тех­ ническим заданием. Однако весь комплекс их м ож ет быть известен только в редких случаях.

При конструировании серийной продукции, которая может эксплуатироваться в различных, отличающихся друг от друга условиях, ряд ф акторов, конечно, не может быть оговорен заранее. Например, проектируя станок, мы не знаем, какова будет освещенность того цеха, где он будет стоять, какие станки будут расположены рядом с ним, в какой цвет вы­ крашены стены в этом цехе и т. д. Несм отря на это, упом я­ нутые факторы должны также учитываться художником -кон- структором, и он должен определить их из сущ ествую щ его опыта эксплуатации такого оборудования, как наиболее вероятные для данного вида изделия или используя сущ ест­ вующие нормативы на тот вид производства, в котором ве­ роятнее всего оно будет эксплуатироваться.

7 7


В очень тесной связи с группой ф орм ообразую щ их фак­ торов среды находится группа производственно-технических факторов.

В соответствии с рядом условий, связанных с требова­ ниями среды, будут избираться конструктивная схема изде­ лия, основные материалы для изготовления и отделки, влия­ ющие непосредственно на ф орм у и цвет.

Возможные варианты конструкций и материалов опреде­ ляю т ту или иную технологию изготовления. Эта технология в свою очередь будет корректироваться техническими воз­ можностями предприятия, вы пускаю щ его данные изделия, или предприятий, поставляющих ему отдельные узлы и де­ тали по кооперации.

Предположим, что по избранному конструктивному ре­ шению основная масса проектируемой машины должна быть одета в кожух из листовой стали. Э тот кожух можно выпол­ нить в различных технологических приемах. Он может быть изготовлен как каркасная конструкция, обшитая металлом на заклепках или на сварке, он мож ет быть выполнен штампованным из листа, а может быть изготовлен без штам­ пов методом гибки. Окончательный выбор зависит от воз­ можностей той реальной производственной базы, на которой изготовляется данное изделие. Ф орм а кожуха будет резко меняться в зависимости от того, какой метод избран для его изготовления. Каждый технологический прием обладает своими характерными признаками и чертами.

Даж е такой композиционный элемент, как цвет и фактура покрытия, во многих случаях зависит от производственных возможностей предприятия. Наличие на предприятии уста­ новки для горячей сушки эмали или ее отсутствие часто определяет выбор антикоррозийного покрытия в пределах технических требований. Таким образом , возможности про­

7 8

изводства, предопределяя выбор

марки эмали, определяю т

и возможные оттенки цветов, в

зависимости от того, какие

из них выпускаются промышленностью в пределах этой марки. В условиях крупносерийного производства даже, казалось бы, частные решения перерастаю т в большие проблемы. На­ пример, отказ от отделки молотковой эмалью и переход на гладкую потребует сразу дополнительных производствен­ ных площадей для производства подготовительных операций,

а переход с гладкой эмали горячей

сушки

на

эмали типа

«Муар» позволит резко сократить эти

площади,

но заставит

в 12 раз увеличить емкость сушильных

камер,

так как в 12 раз

увеличится срок сушки деталей.

 

 

 

Немаловажное значение в группе ф орм ообразую щ их ф ак­ торов имеет экономический ф актор, который всегда помо­ гает в выборе того или иного конструктивного приема, опре­ деляя его экономическую целесообразность.

Таким образом , технологические приемы и производ­ ственные возможности влияют на материал и конструкцию , заставляя менять их. В ряде случаев при экономической целе­ сообразности конструкция и необходимый для ее воплощ е­ ния материал будут изменять и принятую на данном произ­ водстве технологию и условия производства.

Производственные факторы не должны вступать в проти­ воречие с требованиями функциональной и социальной сущ ­ ности изделия и с требованиями, предъявляемыми средой его эксплуатации. Иначе изделие не см ож ет выполнить те задачи, для которых оно предназначено, или будет выполнять их плохо, а это значит, что качество его окажется неудовле­ творительным.

При составлении технического задания на проектирование необходимо оговаривать все ф акторы , относящиеся к про­ изводственным и техническим требованиям, являющ имся

79