Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Снижена высота центров, благодаря чему повышается точность обработки деталей; изменена станина — упрощены ее конструкция и ф орм а, в связи с чем упростилась техно­ логия изготовления, понизилась стоимость модельных и ли­ тейных работ.

В результате перекомпоновки и усовершенствования от­ дельных узлов уменьшены габариты станка и снижен вес конструкции приблизительно на 500 кг. Связанное с этим сни­ жение себестоимости станка дает условную годовую эконо­ мию предприятию в сумме 5000 рублей.

Станок окрашивается в мягкий табачный цвет. Пульты управления — черные. Все эти изменения в конструкции полу­ автомата ЛЗ-154 позволили найти выразительное в пластиче­ ском и цветовом отношении решение, которое будет в опре­ деленной степени способствовать повышению культуры про­ изводства.

Кроме этого станка художниками-конструкторами С Х К Б была разработана целая серия оптико-шлифовальных стан­ ков, в том числе станки Ш С-500 и 2ПД-200.

Художественное конструирование станка Ш С-500 (рис. 13) было начато в период доработки экспериментального образ­ ца, это исключило принципиальные изменения компоновки. Однако оказалось возможным осущ ествить некоторые улуч­

шения функционального порядка.

 

Пульт управления перемещен в зону удобного пользова­

ния (с отметки 500 мм на отм етку 810

мм от уровня пола),

что позволяет концентрировать внимание рабочего.

Маховикам придана новая форм а — с одной поперечиной,

облегчающая управление. Значительно

усовершенствовано

конструктивное решение станины, позволившее уменьшить ее габариты и снизить расход металла. Более органично решены формы рабочего механизма; общ ем у характеру изделия

12 С. А. Солоімонов, В. Э. Бнитман

89


а)

Рис. 13. Оптико-шлифовальный станок ШС-500:

 

а — экспериментальный образец; б — после худо'

 

жественно-конструкторской разработки.

 

Художник-конструктор Т. Е. Алексеева.

* 4

а)

Рис. 14. Оптико-шлифовальные станки:

а — шлифовально-полировальный станок 6ШП-200Б; б — полировально­ доводочный станок 2ПД-200.

Художники-конструкторы : Т. Е. Алексеева, Г. Б. Румянцев.

б)

отвечаю т ф орм а таза, пропорции

монтажных окон, членение

жалюзи.

 

 

 

О краска станка

предусмотрена

эмалями марки МЛ-12

цвета морской волны (станина)

и

светло-дымчатой (рабо ­

чая зона).

 

 

 

Худож ественное

конструирование

станка 2ПД-200 (рис. 14),

предназначенного для полировки и доводки оптических дета­ лей диаметром до 200 мм, начато также поздно, уже на ста­ дии рабочего проекта. Несмотря на это, удалось для удоб­ ства работы и улучшения пластического и цветового реш е­ ния внести в его конструкцию ряд изменений, в результате чего органы управления, разбросанные по всей станине, были сгруппированы на двух пультах в зоне наиболее удобного пользования (на отметке 800 мм от уровня пола).

Сущ ественно изменилась ф орм а станины.

Введены скосы

ее передней части, облегчаю щ ие подход

и

управление, а

такж е уменьшившие габариты станка и его

металлоемкость.

Все выступающ ие детали — стойки шпиндельных бабок, дета­ ли механизма в нижней части станка — скрыты в станине. Это повышает безопасность работы и упрощ ает ф орм у станка.

Окраска станка предусматривается эмалью марки П Ф кре­

мового цвета, а верхняя плоскость станины выполняется из листового алюминия и не окрашивается.

Цветовое решение оптико-шлифовальных станков обуслов­ ливалось спецификой оптического производства, требующ ей большой чистоты, необходимостью четкого выделения ор га­

нов управления и гармоничностью сочетания цвета станка с интерьером цеха. Поэтом у рабочие зоны окрашены в свет­ лые тона, одновременно обеспечивающие снижение утом ­ ляемости зрения рабочего, а следовательно, повышающие производительность труда (коэф фициент отражения окраски рабочей зоны принят в 50— 60% ).

92


В предлагаемых решениях оптико-ш лифовальных станков учтены все основные ф орм ообразую щ ие ф акторы , поэтому по сравнению' с прототипами новые модели обладаю т боль­ шей пластической выразительностью .

Рассмотрев несколько примеров из практики худож ест­ венного конструирования, мы убеж даем ся в том, что невоз­ можно произвести оценку художественного качества изде­ лия, его красоты , рассматривая его пропорции, пластику, цвет в отрыве от всех факторов, влияющих на его ф ор м ооб р азо ­ вание.

Красота изделия является выражением его соответствия всем требованиям, предъявляемым к нему на данном этапе развития техники и искусства, тем функциональным и соци­ альным задачам, которые это изделие призвано выполнять.

Мы не можем провозгласить примат конструкции или экономичности, так же как и архитектоничности, а должны рассматривать все эти вещи во взаимосвязи и взаимозависи­ мости, понимая красоту как полноту художественной вырази­ тельности этой связи.

Таким образом , при оценке художественного качества изделий мы мож ем принимать как высококачественные ди­ зайнерские изделия только те, в которых учтены все ф о р м о ­ образую щ ие ф акторы в их гармоничном сочетании и взаимо­ связи, ф орм а которых выражает эту взаимосвязь с предель­ ной целесообразностью и простотой.

ГЛАВА IV

ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСКУССТВА

опрос о применении цвета как активного ф актора, благотворно влияю щ его на человека, все чаще и чаще обсу­ ж дается на страницах журналов, возникает на заводах при обсуждении задач, связанных с повышением культуры про­ изводства, улучш ением условий труда, и заставляет многих художников и конструкторов кропотливо трудиться в поисках лучш его цветового решения проектируем ого изделия.

Правильное решение этого вопроса интересует рабо­ чего и ученого, медика, инженера и художника-конструктора. Такое отношение к цвету неудивительно, так как действи­

тельно

цвет оказывает огромное влияние на человека — он

м ож ет

снижать утомление, предохранять от опасности, соз­

давать

бодрое настроение и этим сущ ественно помогать

в работе.

Оценивая влияние цвета на человека, французский ученый М акс Лю ш ар в своей статье «Цветовое оформление промыш ­

9 4


ленности» писал, что поскольку цвет является средством , воз­

действую щ им на человека бессознательно для него,

он обла­

дает

свойством внушения, котором у противостоять

практи­

чески

невозможно.

 

Наша повседневная практика подтверждает это полож е­ ние. Недаром цвет стал одним из ф акторов, помогаю щ их сохранить силу работаю щ ем у, уменьшить опасность работы, повысить ее качество и создать такие условия, при которых труд становится менее утомительным , более радостным и приятным.

О днако говоря о влиянии цвета на человека, нельзя гово­ рить о нем абстрактно, рассматривая его действие в отрыве от ф орм ы изделия, точно так же как, очевидно, нельзя, оце­ нивая литературное произведение, рассматривать отдельные слова в отрыве от всего текста, пытаясь определить их зву­ чание вне ф разы , выражающ ей определенную мысль.

Эмоциональное воздействие, которое оказывает лю бое изделие на человека, невозможно расчленить на отдельные элементы, определяя их удельный вес в этом процессе. Цвет, являясь одним из таких элементов, воздействует на наев ком­ плексе с форм ой изделия и неразрывно с ней связан. Цвет пом огает раскрыть внутреннюю сущ ность изделия, подчер­ кивает его тектонику и связывает изделие со средой, в кото­

рой

оно сущ ествует,

выделяя

его

на ее ф оне

звучной цвето­

вой

доминантой

или

помогая

ему

слиться со

всем

окруж е ­

нием, превращ ая

его

в одну

из нот, составляю щ их

стройный

аккорд гармонично реш енного пространства.

Говоря о цветовом решении изделий промышленности, которые с полным правом можно рассматривать как произ­ ведения промышленного искусства, невозможно предусм от­

реть рецепты

на все случаи жизни, годные для применения

и абсолю тно

верные вне времени и пространства.

95


Однако необходимо говорить об общих принципах, даю ­ щих возм ож ность в каждом конкретном случае учитывать все особенности разрабатываемого изделия, связанные с ус­ ловиями трудового процесса, с его форм ой и средой, в кото­ рой оно будет эксплуатироваться.

Попытаемся сф орм улировать эти основные принципы и наметить общ ую методику работы с цветом, позволяю щ ую в каждом конкретном случае правильно подходить к вопросу цветового решения изделия.

Преж де чем переходить непосредственно к изложению этих принципов, необходимо определить, что такое цвет и чем он характеризуется.

Известно, что свет представляет собой один из видов эле­ ктромагнитных колебаний. Глаз человека чувствителен к весь­

ма малой области этих колебаний с

длиной волны в преде­

лах примерно от 380 до 750 нм

(1

нонометр = 1 миллимик­

рон = 10~9 м). Световы е волны

в этих пределах, действуя на

глаз, вызываю т ощ ущ ение света и цвета.

Все предметы, окруж аю щ ие

нас,

можно разделить на две

группы : светящ иеся и несветящиеся. К первой группе отно­

сятся источники света,

ко

второй — все остальные

прозрач­

ные и непрозрачные предметы.

 

 

 

Цвет

источника света зависит

от

распределения энергии

в спектре.

 

 

 

 

 

Цвет несветящ ихся тел зависит не только от их собст­

венной

способности

отражать

или

пропускать

падающий

на них световой поток,

но

и от

характера этого

светового

потока.

 

 

 

 

 

 

Белый дневной свет представляет собой колебания волн

различной

длины и при разложении дает

непрерывный

спектр, цвета

в котором

незаметно переходят

один в другой

и границы

их

установить

трудно.

 

96