Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Снижена высота центров, благодаря чему повышается точность обработки деталей; изменена станина — упрощены ее конструкция и ф орм а, в связи с чем упростилась техно логия изготовления, понизилась стоимость модельных и ли тейных работ.
В результате перекомпоновки и усовершенствования от дельных узлов уменьшены габариты станка и снижен вес конструкции приблизительно на 500 кг. Связанное с этим сни жение себестоимости станка дает условную годовую эконо мию предприятию в сумме 5000 рублей.
Станок окрашивается в мягкий табачный цвет. Пульты управления — черные. Все эти изменения в конструкции полу автомата ЛЗ-154 позволили найти выразительное в пластиче ском и цветовом отношении решение, которое будет в опре деленной степени способствовать повышению культуры про изводства.
Кроме этого станка художниками-конструкторами С Х К Б была разработана целая серия оптико-шлифовальных стан ков, в том числе станки Ш С-500 и 2ПД-200.
Художественное конструирование станка Ш С-500 (рис. 13) было начато в период доработки экспериментального образ ца, это исключило принципиальные изменения компоновки. Однако оказалось возможным осущ ествить некоторые улуч
шения функционального порядка. |
|
Пульт управления перемещен в зону удобного пользова |
|
ния (с отметки 500 мм на отм етку 810 |
мм от уровня пола), |
что позволяет концентрировать внимание рабочего. |
|
Маховикам придана новая форм а — с одной поперечиной, |
|
облегчающая управление. Значительно |
усовершенствовано |
конструктивное решение станины, позволившее уменьшить ее габариты и снизить расход металла. Более органично решены формы рабочего механизма; общ ем у характеру изделия
12 С. А. Солоімонов, В. Э. Бнитман |
89 |
а) |
Рис. 13. Оптико-шлифовальный станок ШС-500: |
|
а — экспериментальный образец; б — после худо' |
|
жественно-конструкторской разработки. |
|
Художник-конструктор Т. Е. Алексеева. |
* 4
а)
Рис. 14. Оптико-шлифовальные станки:
а — шлифовально-полировальный станок 6ШП-200Б; б — полировально доводочный станок 2ПД-200.
Художники-конструкторы : Т. Е. Алексеева, Г. Б. Румянцев.
б)
отвечаю т ф орм а таза, пропорции |
монтажных окон, членение |
||
жалюзи. |
|
|
|
О краска станка |
предусмотрена |
эмалями марки МЛ-12 |
|
цвета морской волны (станина) |
и |
светло-дымчатой (рабо |
|
чая зона). |
|
|
|
Худож ественное |
конструирование |
станка 2ПД-200 (рис. 14), |
предназначенного для полировки и доводки оптических дета лей диаметром до 200 мм, начато также поздно, уже на ста дии рабочего проекта. Несмотря на это, удалось для удоб ства работы и улучшения пластического и цветового реш е ния внести в его конструкцию ряд изменений, в результате чего органы управления, разбросанные по всей станине, были сгруппированы на двух пультах в зоне наиболее удобного пользования (на отметке 800 мм от уровня пола).
Сущ ественно изменилась ф орм а станины. |
Введены скосы |
|
ее передней части, облегчаю щ ие подход |
и |
управление, а |
такж е уменьшившие габариты станка и его |
металлоемкость. |
Все выступающ ие детали — стойки шпиндельных бабок, дета ли механизма в нижней части станка — скрыты в станине. Это повышает безопасность работы и упрощ ает ф орм у станка.
Окраска станка предусматривается эмалью марки П Ф кре
мового цвета, а верхняя плоскость станины выполняется из листового алюминия и не окрашивается.
Цветовое решение оптико-шлифовальных станков обуслов ливалось спецификой оптического производства, требующ ей большой чистоты, необходимостью четкого выделения ор га
нов управления и гармоничностью сочетания цвета станка с интерьером цеха. Поэтом у рабочие зоны окрашены в свет лые тона, одновременно обеспечивающие снижение утом ляемости зрения рабочего, а следовательно, повышающие производительность труда (коэф фициент отражения окраски рабочей зоны принят в 50— 60% ).
92
В предлагаемых решениях оптико-ш лифовальных станков учтены все основные ф орм ообразую щ ие ф акторы , поэтому по сравнению' с прототипами новые модели обладаю т боль шей пластической выразительностью .
Рассмотрев несколько примеров из практики худож ест венного конструирования, мы убеж даем ся в том, что невоз можно произвести оценку художественного качества изде лия, его красоты , рассматривая его пропорции, пластику, цвет в отрыве от всех факторов, влияющих на его ф ор м ооб р азо вание.
Красота изделия является выражением его соответствия всем требованиям, предъявляемым к нему на данном этапе развития техники и искусства, тем функциональным и соци альным задачам, которые это изделие призвано выполнять.
Мы не можем провозгласить примат конструкции или экономичности, так же как и архитектоничности, а должны рассматривать все эти вещи во взаимосвязи и взаимозависи мости, понимая красоту как полноту художественной вырази тельности этой связи.
Таким образом , при оценке художественного качества изделий мы мож ем принимать как высококачественные ди зайнерские изделия только те, в которых учтены все ф о р м о образую щ ие ф акторы в их гармоничном сочетании и взаимо связи, ф орм а которых выражает эту взаимосвязь с предель ной целесообразностью и простотой.
ГЛАВА IV
ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСКУССТВА
опрос о применении цвета как активного ф актора, благотворно влияю щ его на человека, все чаще и чаще обсу ж дается на страницах журналов, возникает на заводах при обсуждении задач, связанных с повышением культуры про изводства, улучш ением условий труда, и заставляет многих художников и конструкторов кропотливо трудиться в поисках лучш его цветового решения проектируем ого изделия.
Правильное решение этого вопроса интересует рабо чего и ученого, медика, инженера и художника-конструктора. Такое отношение к цвету неудивительно, так как действи
тельно |
цвет оказывает огромное влияние на человека — он |
м ож ет |
снижать утомление, предохранять от опасности, соз |
давать |
бодрое настроение и этим сущ ественно помогать |
в работе.
Оценивая влияние цвета на человека, французский ученый М акс Лю ш ар в своей статье «Цветовое оформление промыш
9 4
ленности» писал, что поскольку цвет является средством , воз
действую щ им на человека бессознательно для него, |
он обла |
|
дает |
свойством внушения, котором у противостоять |
практи |
чески |
невозможно. |
|
Наша повседневная практика подтверждает это полож е ние. Недаром цвет стал одним из ф акторов, помогаю щ их сохранить силу работаю щ ем у, уменьшить опасность работы, повысить ее качество и создать такие условия, при которых труд становится менее утомительным , более радостным и приятным.
О днако говоря о влиянии цвета на человека, нельзя гово рить о нем абстрактно, рассматривая его действие в отрыве от ф орм ы изделия, точно так же как, очевидно, нельзя, оце нивая литературное произведение, рассматривать отдельные слова в отрыве от всего текста, пытаясь определить их зву чание вне ф разы , выражающ ей определенную мысль.
Эмоциональное воздействие, которое оказывает лю бое изделие на человека, невозможно расчленить на отдельные элементы, определяя их удельный вес в этом процессе. Цвет, являясь одним из таких элементов, воздействует на наев ком плексе с форм ой изделия и неразрывно с ней связан. Цвет пом огает раскрыть внутреннюю сущ ность изделия, подчер кивает его тектонику и связывает изделие со средой, в кото
рой |
оно сущ ествует, |
выделяя |
его |
на ее ф оне |
звучной цвето |
||
вой |
доминантой |
или |
помогая |
ему |
слиться со |
всем |
окруж е |
нием, превращ ая |
его |
в одну |
из нот, составляю щ их |
стройный |
аккорд гармонично реш енного пространства.
Говоря о цветовом решении изделий промышленности, которые с полным правом можно рассматривать как произ ведения промышленного искусства, невозможно предусм от
реть рецепты |
на все случаи жизни, годные для применения |
и абсолю тно |
верные вне времени и пространства. |
95
Однако необходимо говорить об общих принципах, даю щих возм ож ность в каждом конкретном случае учитывать все особенности разрабатываемого изделия, связанные с ус ловиями трудового процесса, с его форм ой и средой, в кото рой оно будет эксплуатироваться.
Попытаемся сф орм улировать эти основные принципы и наметить общ ую методику работы с цветом, позволяю щ ую в каждом конкретном случае правильно подходить к вопросу цветового решения изделия.
Преж де чем переходить непосредственно к изложению этих принципов, необходимо определить, что такое цвет и чем он характеризуется.
Известно, что свет представляет собой один из видов эле ктромагнитных колебаний. Глаз человека чувствителен к весь
ма малой области этих колебаний с |
длиной волны в преде |
|
лах примерно от 380 до 750 нм |
(1 |
нонометр = 1 миллимик |
рон = 10~9 м). Световы е волны |
в этих пределах, действуя на |
|
глаз, вызываю т ощ ущ ение света и цвета. |
||
Все предметы, окруж аю щ ие |
нас, |
можно разделить на две |
группы : светящ иеся и несветящиеся. К первой группе отно
сятся источники света, |
ко |
второй — все остальные |
прозрач |
|||
ные и непрозрачные предметы. |
|
|
|
|||
Цвет |
источника света зависит |
от |
распределения энергии |
|||
в спектре. |
|
|
|
|
|
|
Цвет несветящ ихся тел зависит не только от их собст |
||||||
венной |
способности |
отражать |
или |
пропускать |
падающий |
|
на них световой поток, |
но |
и от |
характера этого |
светового |
||
потока. |
|
|
|
|
|
|
Белый дневной свет представляет собой колебания волн
различной |
длины и при разложении дает |
непрерывный |
||
спектр, цвета |
в котором |
незаметно переходят |
один в другой |
|
и границы |
их |
установить |
трудно. |
|
96