Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 5. В е сы т е р м о м а с с о -


.‘происходит некоторое изменение состава творческого кол­ лектива. В связи с тем что объем работы по конструирова­ нию резко возрастает, увеличивается и количество ее испол­ нителей.

Таким образом , художник-конструктор должен

работать

параллельно с большой конструкторской группой,

разраба­

тывающей отдельные узлы и элементы конструкции. Ему

приходится учитывать все изменения, которые

могут

произойти в

процессе конструирования,

и

одновременно

■ обеспечивать

всех необходимыми данными

о

принимаемых

им решениях, влияющих на ф ормообразование. В противном случае, конструкторы , работаю щ ие вместе с ним, не смогут учесть их в своей работе или будут вынуждены переделывать уже выполненные чертежи.

Как уже было сказано, на стадии технического проекта ведется отработка ранее принятого принципиального реш е­

ния,

поэтому

худож ник-конструктор

имеет

возможность

•более тщ ательно отрабатывать не

только

общ ую

ф орм у

изделия, но и отдельные детали. О собы м вниманием

худож ­

ника

пользую тся

те элементы и детали конструкции,

форма

и расположение которых непосредственно влияют на удоб­ ство эксплуатации. При этом худож ник-конструктор прибе­ гает к моделированию и макетированию всего изделия или его частей, выполняя модели в лю бом материале: глине, гипсе, пластилине или дереве.

Процесс работы художника-конструктора над моделью неразрывно связан со всем коллективом авторов и, переда­ вая свои решения конструкторам , работаю щ им параллельно с ним, художник-конструктор все время корректирует эти решения по чертежам , разрабатываемым конструкторами.

Свыполнением модели изделия появляется возможность

ееисследования с точки зрения соответствия ф орм ы требо-

‘6 0


ваниям, разработанным при составлении технического зада­ ния на проектирование. Поэтом у к работе на этом этапе опять привлекаются все специалисты смежных профессий,

окоторых говорилось при описании этапа исследования. Наличие модели позволяет легко выявить и своевременно

устранить недочеты, допущенные в процессе работы, и избе­ жать дорогостоящ их переделок, если бы недостатки были обнаружены уж е на опытном образце.

Модель дает возможность свободно судить о ф орм е изделия и о ф орм е отдельных его деталей, однако, как пра­ вило, она не может быть исходным материалом для непо­ средственной работы конструкторов, так же как и рисунки, выполняемые художником -конструктором . Для того чтобы воплотить замысел художника-конструктора с наименьшими искажениями, необходимо, чтобы он по модели и рисункам выполнял габаритные чертежи изделия и его отдельных де­ талей, передавая их для детальной разработки конструк­ торам.

На этом же этапе художник^конструктор должен оконча­ тельно решить вопрос о цвете и ф актуре изделия. Поэтом у одновременно с отработкой ф орм ы он занимается подбором пригодных для данного изделия отделочных или конструк­ ционных материалов, не требую щ их отделки, если их воз­ можно применить для изготовления видимых частей.

Вопрос подбора материала не может быть решен худож ­ ником -конструктором самостоятельно, на помощь ему при­ ходят технологи, химики-лакокрасочники или специалисты по синтетическим материалам. Применяя тот или иной материал, художник-конструктор вынужден пользоваться только серий­ но выпускаемыми материалами. В противном случае он не

может

гарантировать точное воспроизведение заданного

цвета

и ф актуры в условиях крупносерийного производства.

61

Такое положение связывает художника, однако дает ему право быть уверенным не только в качестве одного образца, выполняемого под его непосредственным наблюдением, но и в качестве всей серии, вне зависимости от того, где она будет выпускаться.

Кром е определения чисто декоративного

эф ф екта

отто го

или иного материала худож ник-конструктор

должен

учесть

и то влияние, которое будет оказывать цвет выбранного им материала на человека. Подробнее о принципах цветового решения будет рассказано несколько ниже.

Разбирая вопрос о составе авторского коллектива, необ­ ходимо сказать, что на помощь худож нику-конструктору при­ ходит специалист по колориметрии, так как без его данных художник-конструктор не может правильно оценить соответ­ ствие данного цвета требованиям, предъявляемым ф изио­ логами.

На этом этапе становится возможным в некоторых слу­ чаях создать даже эталон внешнего вида изделия, позволяю ­ щий судить о правильности принятого решения и определить художественную ценность его. Для изготовления такого эта­ лона, так же как и для изготовления макета, усилий одного художника-конструктора совершенно недостаточно, и в этом случае к работе над ним привлекаются опытные художникимакетчики, работаю щ ие по чертежам и эскизам, выполнен­ ным худож ником -конструктором и под его непосредствен­ ным руководством . В процессе изготовления макета часто возникает необходимость корректировки, ее производит ху­ дожник-конструктор, согласовывая со всеми остальными участниками работы.

Таким образом, этап художественно-конструкторского проекта является этапом, объединяющим усилия большого творческого коллектива специалистов самого разнообразно-

« 2


го профиля, совместная работа которых заканчивает основ­ ной поиск форм ы и цвета будущ его изделия.

Четвертый этап — этап разработки рабочих чертежей опыт­ ного образца — характерен резким увеличением объема конструкторской работы, связанной с необходимостью раз­ работки детальных чертежей, что, соответственно, требует численного увеличения конструкторской группы. О дновре­ менно с этим объем работ художника-конструктора резко уменьшается, так как основные задачи, связанные с ф о р м о ­ образованием изделия, решены им на предыдущих этапах.

При разработке рабочих чертежей худож ник-конструктор принимает участие в изготовлении и корректировке черте­ жей, которые невозможно выполнить, не прибегая к его по­ мощи, и выполняет оригиналы-шаблоны марок-шильдов, надписей и бирок. В ряде случаев худож нику-конструктору приходится принимать участие в разработке плазовых чер­ тежей. Нередко требуется помощь художника в решении частных вопросов, возникающих при деталировке. В этом случае участие его сводится к роли консультанта и требует относительно небольших затрат времени. Эта роль остается у художника-конструктора и при дальнейшей работе над созданием опытного образца, изготовлением оснастки и се­ рийным выпуском изделия и ведется им в порядке автор­ ского надзора. Такая ф орм а участия художника-конструктора совершенно необходима, так как в процессе работы всегда возникает огромное количество вопросов, связанных с кон­ кретными условиями производства и требую щ их квалифици­ рованного решения специалиста, м огущ его разрешить их, не нарушая художественного замысла, заложенного при проек­ тировании.

После изготовления опытного образца и до начала освое­ ния изделия в серийном выпуске лежит еще этап работы,

63

Рис. 7. Внутришлифовальный полу­ автомат ЛЗ-101.

Рис. 8. Проект внутришлифовального полуавтомата ЛЗ-154.

Художники-конструкторы : А. Е. Бело­ копытов, В. Э. Винтман.

Рис. 9. Макет внутришлифовального полуав­ томата ЛЗ-154.

Художники - конструкто­ ры: А. Е. Белокопытов, В. Э. Винтман.

Рис. 10. Опытный обра­ зец внутришлифовального полуавтомата ЛЗ-154.

Художники - конструкто­ ры: А. Е. Белокопытов, В. Э. Винтман.

9 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман

65

 


и участие художника-конструктора в нем совершенно необ­ ходимо. Это этап исследования опытного образца. Состав участников почти не отличается от той группы, которая вела предварительное исследование перед началом работы, одна­ ко задачи исследования изменяются. Перед всеми специали­ стами, входящими в эту группу, стоит задача исследовать опытный образец с точки зрения соответствия его техниче­ ских и эксплуатационных характеристик, а также эстетиче­ ских данных требованиям технического задания. При иссле­ довании проверяется правильность решений, принятых в про­ цессе разработки данного изделия. В результате группа спе­ циалистов, исследовавших опытный образец, должна вынести

свое

заключение, являю щ ееся основой

для корректировки

чертежей серийного образца.

 

Объем и ход данного исследования

будут зависеть от

того,

насколько удачны результаты конструирования изде­

лия, поэтому в каждом конкретном случае и меняется сте­ пень занятости в нем каждого участника исследования и на­ ходится наиболее целесообразная ф орм а работы.

Рис. 7, 8, 9, 10 иллю стрирую т основные этапы работы над созданием внутришлифовального станка от прототипа до го­ ловного образца.

Приведенное выше поэтапное построение работы над созданием промышленного изделия характерно для слож­ ных изделий — таких, как станки, тракторы , приборы ,— пред­ назначенных для производственной деятельности человека. Эта организация работы действительна и для сложных изде­ лий, предназначенных для использования в быту. К ним можно отнести телевизор, фотоаппарат, радиоприемник, те­

лефон, пылесос и

многие другие. Без них мы не мыслим

себе современное

жилье.

Однако среди

изделий, окруж аю щ их нас в повседневной

« 6

жизни, есть такие, создание которых не требует больш ого количества участников. При проектировании этих изделий роль художника-конструктора заметно возрастает, и он вы­ полняет функции целого ряда специалистов, участвовавш их в разработке более слож ного изделия. Это положение со­ вершенно закономерно, так как художник-конструктор, обла­ дая как инженерной подготовкой, так и достаточными зна­ ниями в области смежных наук, м ож ет самостоятельно ре­ шать многие вопросы.

Работа по созданию изделий культурно-бы тового назна­ чения или хозяйственного обихода имеет свою специфику. Кроме всех тех вопросов, о которых говорилось выше, ху ­ дожник-конструктор сталкивается в своей деятельности с за­ дачами изучения спроса на данный вид изделия. Поэтом у в ряде случаев к созданию таких изделий требуется привлече­ ние специалиста-товароведа.

Все эти обстоятельства не

меняют общ его организацион­

ного принципа, основанного

на работе коллектива. М еж ду

участниками всегда будет происходить взаимообмен инф ор­ мацией. Так же как при разработке сложных промышленных изделий, решение каждого из членов творческого коллекти­ ва будет корректироваться в зависимости от выводов осталь­ ных и согласовываться с ними до тех пор, пока не будет найдено единое, удовлетворяю щ ее всех участников.

Таким образом, можно сф орм улировать ряд положе­ ний, касающихся места художника-конструктора в творче­ ском коллективе и его роли в создании промышленного изделия.

1.Худож ник-конструктор является полноправным членом

большого

творческого

коллектива, создаю щ его новое изде­

лие. Он

занимается

решением всех

вопросов,

связанных

с формообразованием

этого изделия,

и, получая

информа­

6 7