Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
отправными и непременными условиями при разработке. Остальные же ф акторы , относящиеся к этой группе, изменя ются в процессе проектирования в зависимости от решений, принимаемых разработчиками, но должны охватывать весь комплекс связанных с ними условий.
Следую щ ая группа ф орм ообразую щ их |
ф акторов, связан |
ных с эксплуатационными требованиями, |
предъявляемыми |
к изделию, объединяет все факторы , относящ иеся к взаимо |
||
действию системы |
«человек — машина — человек». Эта |
груп |
па находится такж е |
в прямой зависимости от функции |
изде |
лия и |
среды |
и в свою очередь влияет |
на все |
остальные |
группы |
ф орм |
ообразую щ их ф акторов. Она |
влияет |
на ф орм о |
образование тех элементов изделия, которые обеспечивают удобство его эксплуатации в условиях данной среды.
Только учитывая все ф акторы , можно добиться формы, обеспечивающей удобство наблюдения за работой всех ча стей машины, и в первую очередь приборов управления и контроля. Для этого необходимо предотвратить все зри тельные помехи четкой формой и оптимальной контрастной окраской приборов. Приборы управления и контроля распо ложить в порядке, способствую щ ем их запоминанию в соот ветствии с функциональными особенностями управления. Решение этих вопросов приведет « созданию функционально оправданной форм ы органов управления и к правильному их расположению .
Немаловажную роль в повышении производительности труда и безопасности работы играют оптимальная освещен ность и рациональная окраска рабочей зоны, выделяющая травмоопасные места и устраняю щ ая зрительные контрасты, мешающие обеспечить нормальные скорости световой адап тации глаза.
Таким образом , приборы управления и контроля будут
80
предъявлять требования к конструкции изделия и его цвету, направленные на обеспечение безопасности работы, сниже ние утомляемости работаю щ его, обеспечение беспрепят ственного и своевременного получения информации и по вышению надежности изделия за счет снижения процента ошибок, вызываемых физическими и психологическими дан ными человека.
Если в техническом задании не будут оговорены все ха рактерные особенности эксплуатации изделия, то ряд ф акто ров, влияющих на его формообразование, мож ет быть упу щен и форм а 'Изделия будет неполноценной.
Архитектурно-худож ественные ф акторы , влияющие на формообразование, объединяют в себе требования законов композиции, цветовой гармонии, образности изделия, архи
тектоники |
и, определяя |
его пластическое решение, находятся |
в прямой |
зависимости |
от требований функции изделия, |
среды, эксплуатации и ряда производственных и конструктив ных фактов. Они в свою очередь влияют как на конструкцию изделия, так и на технологию его изготовления.
Можно ли говорить о пропорциях изделия и менять их, не меняя расположения и размеров основных узлов? М ожно ли говорить о ф орм е изделия и работать над ней, не учиты вая возможностей его реального изготовления? Безусловно нельзя. Точно так же невозможно решать ф орм у, не учиты вая назначения изделия и не учитывая той среды, в которой оно будет функционировать. Ни одно из этих решений нельзя принять, не проверив их с точки зрения экономической целе сообразности. Все эти положения, очевидно, не требую т осо бых доказательств, поэтому невозможно при рассмотрении всех ф акторов, влияющих на ф ор м у изделия, выделять и обособлять группу архитектурно-художественны х ф акторов.
Наличие этой группы факторов в системе условий, прини-
11 С. А. Соломонов, В. Э. Вннтман |
81 |
маемых как обязательные для работы над созданием нового изделия, является отличительным признаком художествен ного конструирования. Требования учета этих ф акторов при водят к изменению методики работы над новым изделием, к разработке его методом художественного конструирова ния и, естественно, приводят к привлечению в творческий коллектив художника, задачей которого является направить
всю |
работу коллектива на путь конструирования «по зако |
нам |
красоты». |
Учет группы архитектурно-художественны х ф акторов при создании изделия ведет к гуманизации техники, позволяет использовать технические изделия как одно из средств воспитания нового человека коммунистического общества и говорить о техническом изделии как о произведении искус ства.
Эта группа ф акторов не может быть целиком сформ ули рована в техническом задании на проектирование. В нем дол жны быть оговорены только основные положения, опреде ляю щ ие общие направления для поиска пластического реше ния изделия и его образности. Уточнение же остальных фак торов, влияющих на архитектурно-худож ественную сторону конструирования, в техническом задании очень затрудни тельно и практически не требуется. Однако это не помешает при оценке художественного качества изделия по результа там работы определить, учтены или не учтены они разработ
чиком. Данный |
вопрос необходимо рассматривать всегда |
в комплексе со |
всеми остальными ф орм ообразую щ им и ф ак |
торами. |
|
Тенденции ф орм ообразования, находясь в прямой зависи мости от всех вышеперечисленных групп ф акторов, обобщают их и, как уже было сказано, являю тся результатом критиче ского анализа соответствия этим требованиям ранее изготов
82
ленных аналогов и прототипов. Одновременно они учитывают направление развития науки, техники и искусства и являются теми требованиями, соблюдение которых обеспечивает со временность форм ы максимально длительный отрезок вре мени. Последнее обстоятельство является чрезвычайно важ ным при проектировании изделия промышленности, так как от момента окончания эскизного проекта изделия, когда закладываются ф орм ообразую щ ие решения, до момента выпуска изделия в серийное производство проходит много времени. Кром е того, после выпуска изделий в серию ещ е более длительный срок оно должно выпускаться и не терять своих качеств, характеризую щ их его современность, иначе оно будет вынуждено уступить место в производстве новым изделиям до истечения срока, позволяю щ его окупить те работы, которые были произведены в процессе освоения его
производства, а это |
значит, что оно |
будет нерентабельным |
|
и принесет |
убыток. |
|
|
Группа |
ф акторов, |
определяю щ их |
тенденции ф орм ообра |
зования, выявляется в процессе исследования, проводимого до разработки технического задания, и м ож ет быть оговорена в нем, а также учтена при разработке и оценке изделия.
Взаимосвязь ф орм ообразую щ их ф акторов и их влияние на формообразование условно изображены на схеме (рис. 11), которая ясно показывает, насколько тесно связаны все эти шесть групп, влияющих не только на изделия, но и друг на друга.
Такая сложная взаимосвязь и взаимозависимость всех факторов, влияющих на ф орм ообразование, обязывает нас при оценке художественного качества изделия очень тщ а тельно анализировать принятое художником -конструктором решение.
Пренебрежение к одному из этих ф акторов, допущенное
83
при проектировании и при оценке художественного достоин ства изделия мож ет привести к больш ом у количеству брака при его производстве и к чисто формальной оценке его качества.
Станок или прибор нельзя считать полноценным, если работа на нем связана с рядом неудобств, изготовление отдельных деталей его практически неосуществимо, или по
84
требует неоправданного усложнения производства. Точно так же невозможно признать высококачественным изделие, при конструировании которого не учтены основные требова ния архитектурно-художественного порядка, хотя бы и были учтены все остальные ф акторы , влияющие на ф орм у. В этом случае изделие, удовлетворяя нас своими техническими и эксплуатационными данными, не см ожет удовлетворить наши эстетические требования.
Недооценка или переоценка эстетических ф акторов при
конструировании |
изделий, отрыв их от всего комплекса ф ак |
торов, влияющих |
на форм ообразование изделия, естествен |
но, приведет к тому, что новое изделие не будет иметь вос питательного значения в деле формирования нового человека коммунистического общ ества и не будет отвечать одному из важных социальных требований.
Если функциональные ф акторы ф орм ообразования изде лия действуют на человека только во время работы, то эсте тические— в течение всего времени, когда человек видит данное изделие, но в менее значительной степени — в про цессе самой работы.
Поэтому основой ф орм ообразования изделия является соблюдение функциональных требований, взятых в комплек се со всеми остальными ф орм ообразую щ им и факторами. Эстетические требования к изделию не ограничиваются его формой. Это комплекс, который включает воздействие цвета,
.освещения, звука, движения.
В настоящее время у некоторой части художников-кон- структоров наблюдается стремление к чистой геометризации предметов, распространению прямоугольных форм , пришед ших на смену обтекаемости. В значительной степени это обусловлено модой, стремлением к поверхностно понимае мой современности.
85
Характер форм ы должен диктоваться конкретным назна чением изделия, условиями его работы, а не произвольным решением художника-конструктора придать станку тот или иной пластический облик.
Архитектоника изделия определяется оптимальной ком поновкой его узлов, которые подчеркивают логику построе ния машины или прибора, а не стремление художника-кон
структора закрыть кожухами |
все детали, «невыгодные» |
с |
точки зрения красоты. |
|
|
В пластическом решении наряду с объемами важную роль |
||
приобретает ф орм а органов |
управления — рукояток, махо |
|
виков и т. п. |
|
|
Цветовое решение — один |
из недостаточно оцененных, |
но |
важных ф акторов ф орм ообразования. В соответствии с физи ческими свойствами цвета и психофизиологическими особен ностями его воздействия на человека в условиях сложного современного производства установлены основные функцио нальные и декоративные ф акторы окраски промышленного оборудования. Важнейшими из них являются соответствие окраски характеру труда и соблюдение закономерностей цве товых гармоний. Правильное удовлетворение комплекса этих
условий обеспечит создание |
рационального |
цветового кли |
|
м а та — основы |
нормального |
психофизиологического состоя |
|
ния человека, |
здоровой, деловой атм осферы |
производства. |
К основным типам цветовых гармоний относятся нюанс ная и контрастная (хроматические и ахроматические), а так же смешанные.
Для правильного составления цветовых гармоний необхо димы точные определения цветового тона и сочетаний цве тов, чтобы не нарушилась закономерность цветовых отноше ний, а стало быть, и эстетическая оценка всей комбинации. Однако только эстетической оценки цветовой комбинации
86
сегодня нам уже недостаточно для правильного решения, обеспечивающего и нормальное психофизиологическое воз
действие |
цвета на человека. Поэтом у |
художник-конструктор |
в поисках |
цветового решения всегда |
должен сопоставлять |
его с данными ф отом етрических приборов, дающих ему точ ную оценку цветовых характеристик избранных цветов, чтобы иметь возможность сопоставления их с данными физиологов и гигиенистов, разрабатываю щ их вопросы влияния цвета на утомляемость человека и на его ф изическое состояние.
Вот почему, рассматривая художественное качество той или иной разработки, мы не можем рассматривать его в от рыве от всех факторов, играющ их роль в формообразовании изделия.
Это положение легко проиллюстрировать на любых при мерах. Для простоты анализа рассмотрим ряд изделий, близ ких по функциям.
С этой целью воспользуемся несколькими разработками шлифовальных станков, выполненными Ленинградским СХКБ .
Наиболее характерным образцом металлообрабатываю щего станка является внутришлифовальный станок-полуавто мат ЛЗ-154, предназначенный для обработки колец подшип ников. Прототипом изделия явилась серийная модель полу автомата ЛЗ-101. Худож ественное конструирование его проводилось в тесном контакте С Х К Б с отделом главного конструктора станкостроительного завода имени Ильича.
При разработке станка технические параметры его не изменились. Главные узлы такж е не были перекомпонованы, но компоновка технической арматуры, приборов, пластики отдельных элементов улучшила внешний вид станка. Улучш и лись и некоторые, технико-экономические показатели, экс плуатационные возможности и эстетические качества машины (рис. 12). Приборы управления и контроля подняты под левую
87
Рис. 12. Сравнительная схема внутришлифовальных автоматов ЛЗ-101 и ЛЗ-154.
руку, |
в зону, удобную для эксплуатации и монтажа. Это сни |
ж ает |
утомляемость рабочего и повышает производитель |
ность |
труда благодаря сокращ ению подготовительно-заклю |
чительного времени ориентировочно на 2— 3 % .
Изменена компоновка гидросистемы, что упрощ ает ее монтаж, улучш ает обслуживание и ремонт, уменьшает коли чество дорогостоящ их шлангов примерно на 8— 10% -
Электрош каф перенесен на заднюю стенку станины. Это облегчает монтаж и уменьшает количество электропровода, повышает безопасность работы.
88