Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
цию от остальных членов коллектива, обработав, передает
ееобратно.
Форм а и объем информации будут меняться в зависимо сти от стадии разработки изделия, так как на каждом этапе перед коллективом стоят свои совершенно определенные задачи.
2. Каждый член коллектива, выполняя конкретные задачи,
стоящ ие перед ним, может |
принимать окончательное |
реше |
|
ние |
только согласовав его с остальными участниками. |
|
|
3. |
Худож ник-конструктор |
должен вступать в работу |
твор |
ческого коллектива с самого начала, так как участие его на первых этапах работы дает наилучшие результаты , и должен также продолжать ее до конца, вплоть до постановки изде лий на серию . Подключение художника-конструктора на поздних этапах не может дать полноценных результатов, — чем позже он приступает к работе, тем меньше он имеет возможностей оказать сущ ественное влияние на ее ход.
4. Худож ник-конструктор обладает широким диапазоном знаний, однако сложность конкретных задач, стоящ их перед ним в практической работе, заставляет его, как правило, спе циализироваться в каком-либо профиле. В противном слу чае его деятельность не см ож ет быть достаточно плодотвор
ной из-за недостатка знаний, специфичных |
для данной |
области. |
|
5. Все остальные члены коллектива, являясь |
специалиста |
ми в своих областях, должны быть обязательно подготовле ны и в эстетическом отношении настолько, чтобы свободно работать совместно с художником -конструктором .
Решая вопросы, связанные с форм ообразованием изделия промышленности, художник-конструктор должен учитывать
самые |
разнообразные данные: опыт общ его развития искус |
ства и |
науки, требования эксплуатации и производства дан |
68
ного вида изделия, результаты социального и эстетического
анализа задач, стоящ их при его создании, общие |
современ |
||
ные тенденции |
развития |
конструкции аналогичных изделий |
|
и их влияние на |
ф орм у |
и, наконец, решения всех |
остальных |
членов коллектива, влияющих на формообразование. Основываясь на выводах из всего этого комплекса вопро
сов, художник-конструктор принимает свои решения и инф ор мирует о них всех остальных членов коллектива, как о необ ходимых данных для работы. В свою очередь в процессе работы он обязательно корректирует их в зависимости от тех выводов и предложений, которые будут давать осталь ные участники разработки, пока не найдется оптимальное решение, удовлетворяю щ ее всех.
ГЛАВА 111
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ, И КРИТЕРИИ ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КАЧЕСТВА
рактика художников-конструкторов в области создания промышленных изделий повседневно сталкивается с потребностью исследования ф акторов, влияющих на их формообразование, и подробной разработки критериев ху дожественного качества продукции. Эти вопросы невозможно рассматривать отдельно, так как они находятся в прямой зависимости друг от друга и взаимосвязаны.
В таких отраслях промышленности, как ф арф оровая, сте кольная, текстильная, кожевенно-обувная, швейная, работа художника стала традиционной, и вопросы ф орм ообразова ния и оценки художественного качества получили уж е частич ное, а в ряде случаев и полное разрешение. В области маши ностроения и приборостроения художник-конструктор начал трудиться недавно, теория его деятельности в них разработа на далеко не полностью , и эти вопросы стоят очень остро.
70
Сегодня уже сотни художников-конструкторов работают над новыми изделиями промышленности, и их разработки рассматриваются на художественно-технических советах. О д нако методика их оценки отсутствует, что затрудняет работу советов, приводит к ф актам диаметрально противоположных оценок одного и того же изделия на двух различных советах. Это говорит о том, что часто на заседании художественного
совета методический научный |
подход |
при |
оценке изделия, |
в основе которого лежит учет |
влияния |
всех |
ф орм ооб разую |
щих ф акторов на изделие, подменяется субъективным мне нием членов совета, и решение совета является не результа том объективного анализа соответствия изделия всем необ ходимым условиям , а суммой субъективных мнений отдель ных членов совета.
При оценке технических данных изделия мы имеем воз можность манипулировать целым рядом показателей, выра женных в определенных математических единицах и заме ренных на специальных приборах. Обычно, сравнивая эти показатели с данными технического задания на проектирова ние изделия, мы устанавливаем соответствие этой разработки условиям, которые были поставлены перед ее созданием, и тем самым определяем ее качество.
Современная промышленность обладает прекрасно осна щенной и развитой исследовательской базой для осущ ест вления такого контроля, но зачастую многие изделия, про шедшие испытания в великолепно оснащенной лаборатории, получают отрицательную оценку потребителя. Это происхо дит потому, что потребителя интересует не только прочность предмета, надежность, удобство эксплуатации, но и то эмо циональное воздействие, которое предмет оказывает на него. В этом эмоциональном воздействии предмета немаловажную роль играют и эстетические его достоинства.
71
При оценке художественного качества изделия мы не мо жем пользоваться той же методикой, что и при оценке его технических данных. Человек пока еще не нашел формулы
красоты, которую |
можно было бы запрограммировать и, |
|
введя в соответствую щ ую кибернетическую машину |
вместе |
|
с другими данными |
о новом изделии, получить ответ, |
красиво |
оно или нет. |
|
|
Если художественная ценность изделия не поддается вы ражению в конкретных математических единицах, то, очевид но, единственным путем ее определения будет путь логиче ского доказательства.
Очень часто технические задания на художественно-кон структорские разработки, императивно врученные художникуконструктору, нечетко ф орм улирую т условия, предъявляемые к изделию как к произведению искусства, или вообщ е обхо дят эти вопросы. Таким техническим заданием невозможно пользоваться при оценке художественного качества изделия ни в процессе работы над ним, ни при окончательном его утверждении на художественно-техническом совете.
Этот деф ект в методике и организации работы может быть, очевидно, ликвидирован только путем привлечения художника-іконструктора к составлению технического задания, ибо только его участие в составлении задания позволит ввести
в последнее |
ряд |
конкретных |
условий, предопределяющ их |
ф орм ообразую щ ие |
факторы . |
|
|
При таком положении будет возможно установить логи |
|||
ческую связь |
между задачами, |
стоящими при разработке |
каждого конкретного изделия, факторами, влияющими на его формообразование, и результатами разработки.
Критерием художественного качества изделия будет в этом случае соответствие его форм ы требованиям всех ф о р м о образую щ их факторов.
72
Художественное качество промышленного изделия невоз можно рассматривать в отрыве от социального значения это го изделия, от условий среды, в которой оно будет сущ ество вать, от технических возможностей производства, так же как и от художественной культуры эпохи, ибо эстетические каче ства -вещей находятся в прямой зависимости от нее.
Худож ник-конструктор, работая над новым изделием, должен глубоко понимать специфику всех художественных и технических задач, которые стоят перед ним при проекти
ровании. Он должен знать все ф акторы , |
влияющие на ф орм о |
|
образование, и с учетом их найти новую |
ф орм у изделия. Чем |
|
больше творческие возможности |
художника-конструктора, |
|
чем глубже он см ожет разобраться |
во |
всех ф ор м ооб р азую |
щих факторах, тем красивее будут созданные при его участии новые изделия, тем проще они будут в изготовлении, надеж нее и долговечнее в работе.
Таким образом, основным вопросом в разработке крите риев художественного качества будет вопрос определения факторов, влияющих на форм ообразование изделий. Только точное знание этих ф акторов позволит найти все необходи мые отправные пункты технического задания на проект в на чале проектирования, установить степень качества худож ест венно-конструкторской разработки при ее окончании, пра вильно направить работу над изделием, так как без их учетаневозможно будет обеспечить единство форм ы и содерж а-
.ния.
Может ли быть признан красивым станок, на котором неудобно работать? М ожет ли быть красивой ф орм а кораб ля, построенного без учета законов гидродинамики? М ожет ли быть признано изделие красивым, если его невозможно выполнить? Безусловно нет, так как во всех этих случаях форма изделия входит в противоречие с одним или несколь
10 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман |
75 |
|
кими факторам и, влияющими на формообразование, ибо его ф ор м а не соответствует содержанию .
Точно так же мы не мож ем признать качественным изде лие, которое, будучи конструктивным, экономичным, техно логичным и удобным в работе, не удовлетворяет наши эсте тические потребности, ибо это изделие не может нести функ цию воспитания нового человека коммунистического обще ства, а это значит, что при его проектировании не учтен один
из основных |
ф орм ообразую щ их ф акторов — ф актор соци |
||
альный. |
|
|
|
Рассматривая все многообразие ф акторов, влияющих на |
|||
ф ор м у и цвет |
изделия, можно условно |
разделить их на не |
|
сколько основных групп, тесно связанных между собой. |
|||
Первой |
группой ф орм ообразую щ их |
ф акторов необходимо |
|
признать |
ту группу, которая вытекает |
из функциональной |
|
сущ ности |
изделия и его социального значения. |
Вторая группа ф акторов определяется средой, в которой будет эксплуатироваться изделие.
Третья группа ф акторов связана с процессом эксплуата ции и выражает требования « изделию, обусловливаемые поведением человека во время пользования им. Она выра жает связи конструктивных особенностей изделия с анатоми ческими и физиологическими данными человека и влиянием данного изделия «а психические его свойства. Таким образом, эта труппа охватывает все ф акторы , обусловливающие взаи модействие человека и предмета.
Четвертая группа — это ф орм ообразую щ ие ф акторы , вы текающ ие из производственно-технических условий изготов ления данного изделия и включающ ие в себя как особенно сти конструкции и технологии, так и производственно-техни ческие данные производства.
Пятая группа ф акторов — ф акторы архитектурно-художе
7 4