Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цию от остальных членов коллектива, обработав, передает

ееобратно.

Форм а и объем информации будут меняться в зависимо­ сти от стадии разработки изделия, так как на каждом этапе перед коллективом стоят свои совершенно определенные задачи.

2. Каждый член коллектива, выполняя конкретные задачи,

стоящ ие перед ним, может

принимать окончательное

реше­

ние

только согласовав его с остальными участниками.

 

3.

Худож ник-конструктор

должен вступать в работу

твор­

ческого коллектива с самого начала, так как участие его на первых этапах работы дает наилучшие результаты , и должен также продолжать ее до конца, вплоть до постановки изде­ лий на серию . Подключение художника-конструктора на поздних этапах не может дать полноценных результатов, — чем позже он приступает к работе, тем меньше он имеет возможностей оказать сущ ественное влияние на ее ход.

4. Худож ник-конструктор обладает широким диапазоном знаний, однако сложность конкретных задач, стоящ их перед ним в практической работе, заставляет его, как правило, спе­ циализироваться в каком-либо профиле. В противном слу­ чае его деятельность не см ож ет быть достаточно плодотвор­

ной из-за недостатка знаний, специфичных

для данной

области.

 

5. Все остальные члены коллектива, являясь

специалиста­

ми в своих областях, должны быть обязательно подготовле­ ны и в эстетическом отношении настолько, чтобы свободно работать совместно с художником -конструктором .

Решая вопросы, связанные с форм ообразованием изделия промышленности, художник-конструктор должен учитывать

самые

разнообразные данные: опыт общ его развития искус­

ства и

науки, требования эксплуатации и производства дан­

68


ного вида изделия, результаты социального и эстетического

анализа задач, стоящ их при его создании, общие

современ­

ные тенденции

развития

конструкции аналогичных изделий

и их влияние на

ф орм у

и, наконец, решения всех

остальных

членов коллектива, влияющих на формообразование. Основываясь на выводах из всего этого комплекса вопро­

сов, художник-конструктор принимает свои решения и инф ор­ мирует о них всех остальных членов коллектива, как о необ­ ходимых данных для работы. В свою очередь в процессе работы он обязательно корректирует их в зависимости от тех выводов и предложений, которые будут давать осталь­ ные участники разработки, пока не найдется оптимальное решение, удовлетворяю щ ее всех.


ГЛАВА 111

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ, И КРИТЕРИИ ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КАЧЕСТВА

рактика художников-конструкторов в области создания промышленных изделий повседневно сталкивается с потребностью исследования ф акторов, влияющих на их формообразование, и подробной разработки критериев ху­ дожественного качества продукции. Эти вопросы невозможно рассматривать отдельно, так как они находятся в прямой зависимости друг от друга и взаимосвязаны.

В таких отраслях промышленности, как ф арф оровая, сте­ кольная, текстильная, кожевенно-обувная, швейная, работа художника стала традиционной, и вопросы ф орм ообразова­ ния и оценки художественного качества получили уж е частич­ ное, а в ряде случаев и полное разрешение. В области маши­ ностроения и приборостроения художник-конструктор начал трудиться недавно, теория его деятельности в них разработа­ на далеко не полностью , и эти вопросы стоят очень остро.

70

Сегодня уже сотни художников-конструкторов работают над новыми изделиями промышленности, и их разработки рассматриваются на художественно-технических советах. О д ­ нако методика их оценки отсутствует, что затрудняет работу советов, приводит к ф актам диаметрально противоположных оценок одного и того же изделия на двух различных советах. Это говорит о том, что часто на заседании художественного

совета методический научный

подход

при

оценке изделия,

в основе которого лежит учет

влияния

всех

ф орм ооб разую ­

щих ф акторов на изделие, подменяется субъективным мне­ нием членов совета, и решение совета является не результа­ том объективного анализа соответствия изделия всем необ­ ходимым условиям , а суммой субъективных мнений отдель­ ных членов совета.

При оценке технических данных изделия мы имеем воз­ можность манипулировать целым рядом показателей, выра­ женных в определенных математических единицах и заме­ ренных на специальных приборах. Обычно, сравнивая эти показатели с данными технического задания на проектирова­ ние изделия, мы устанавливаем соответствие этой разработки условиям, которые были поставлены перед ее созданием, и тем самым определяем ее качество.

Современная промышленность обладает прекрасно осна­ щенной и развитой исследовательской базой для осущ ест­ вления такого контроля, но зачастую многие изделия, про­ шедшие испытания в великолепно оснащенной лаборатории, получают отрицательную оценку потребителя. Это происхо­ дит потому, что потребителя интересует не только прочность предмета, надежность, удобство эксплуатации, но и то эмо­ циональное воздействие, которое предмет оказывает на него. В этом эмоциональном воздействии предмета немаловажную роль играют и эстетические его достоинства.

71


При оценке художественного качества изделия мы не мо­ жем пользоваться той же методикой, что и при оценке его технических данных. Человек пока еще не нашел формулы

красоты, которую

можно было бы запрограммировать и,

введя в соответствую щ ую кибернетическую машину

вместе

с другими данными

о новом изделии, получить ответ,

красиво

оно или нет.

 

 

Если художественная ценность изделия не поддается вы­ ражению в конкретных математических единицах, то, очевид­ но, единственным путем ее определения будет путь логиче­ ского доказательства.

Очень часто технические задания на художественно-кон­ структорские разработки, императивно врученные художникуконструктору, нечетко ф орм улирую т условия, предъявляемые к изделию как к произведению искусства, или вообщ е обхо­ дят эти вопросы. Таким техническим заданием невозможно пользоваться при оценке художественного качества изделия ни в процессе работы над ним, ни при окончательном его утверждении на художественно-техническом совете.

Этот деф ект в методике и организации работы может быть, очевидно, ликвидирован только путем привлечения художника-іконструктора к составлению технического задания, ибо только его участие в составлении задания позволит ввести

в последнее

ряд

конкретных

условий, предопределяющ их

ф орм ообразую щ ие

факторы .

 

При таком положении будет возможно установить логи­

ческую связь

между задачами,

стоящими при разработке

каждого конкретного изделия, факторами, влияющими на его формообразование, и результатами разработки.

Критерием художественного качества изделия будет в этом случае соответствие его форм ы требованиям всех ф о р м о ­ образую щ их факторов.

72


Художественное качество промышленного изделия невоз­ можно рассматривать в отрыве от социального значения это­ го изделия, от условий среды, в которой оно будет сущ ество­ вать, от технических возможностей производства, так же как и от художественной культуры эпохи, ибо эстетические каче­ ства -вещей находятся в прямой зависимости от нее.

Худож ник-конструктор, работая над новым изделием, должен глубоко понимать специфику всех художественных и технических задач, которые стоят перед ним при проекти­

ровании. Он должен знать все ф акторы ,

влияющие на ф орм о ­

образование, и с учетом их найти новую

ф орм у изделия. Чем

больше творческие возможности

художника-конструктора,

чем глубже он см ожет разобраться

во

всех ф ор м ооб р азую ­

щих факторах, тем красивее будут созданные при его участии новые изделия, тем проще они будут в изготовлении, надеж­ нее и долговечнее в работе.

Таким образом, основным вопросом в разработке крите­ риев художественного качества будет вопрос определения факторов, влияющих на форм ообразование изделий. Только точное знание этих ф акторов позволит найти все необходи­ мые отправные пункты технического задания на проект в на­ чале проектирования, установить степень качества худож ест­ венно-конструкторской разработки при ее окончании, пра­ вильно направить работу над изделием, так как без их учетаневозможно будет обеспечить единство форм ы и содерж а-

.ния.

Может ли быть признан красивым станок, на котором неудобно работать? М ожет ли быть красивой ф орм а кораб­ ля, построенного без учета законов гидродинамики? М ожет ли быть признано изделие красивым, если его невозможно выполнить? Безусловно нет, так как во всех этих случаях форма изделия входит в противоречие с одним или несколь­

10 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман

75

 

кими факторам и, влияющими на формообразование, ибо его ф ор м а не соответствует содержанию .

Точно так же мы не мож ем признать качественным изде­ лие, которое, будучи конструктивным, экономичным, техно­ логичным и удобным в работе, не удовлетворяет наши эсте­ тические потребности, ибо это изделие не может нести функ­ цию воспитания нового человека коммунистического обще­ ства, а это значит, что при его проектировании не учтен один

из основных

ф орм ообразую щ их ф акторов — ф актор соци­

альный.

 

 

 

Рассматривая все многообразие ф акторов, влияющих на

ф ор м у и цвет

изделия, можно условно

разделить их на не­

сколько основных групп, тесно связанных между собой.

Первой

группой ф орм ообразую щ их

ф акторов необходимо

признать

ту группу, которая вытекает

из функциональной

сущ ности

изделия и его социального значения.

Вторая группа ф акторов определяется средой, в которой будет эксплуатироваться изделие.

Третья группа ф акторов связана с процессом эксплуата­ ции и выражает требования « изделию, обусловливаемые поведением человека во время пользования им. Она выра­ жает связи конструктивных особенностей изделия с анатоми­ ческими и физиологическими данными человека и влиянием данного изделия «а психические его свойства. Таким образом, эта труппа охватывает все ф акторы , обусловливающие взаи­ модействие человека и предмета.

Четвертая группа — это ф орм ообразую щ ие ф акторы , вы­ текающ ие из производственно-технических условий изготов­ ления данного изделия и включающ ие в себя как особенно­ сти конструкции и технологии, так и производственно-техни­ ческие данные производства.

Пятая группа ф акторов — ф акторы архитектурно-художе­

7 4