Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
смотреть |
ф орм у его |
в целом. В качестве примера можно |
привести |
изменения, |
происходящие в ф орм е обыкновенного |
динамика. Акустические характеристики его во многом зави
сят от объема корпуса, меняя |
который, мы будем изменять |
и размеры и ф орм у динамика. |
Изменение расчетных данных |
объектива фотоаппарата, не изменяя его ф орм ы и габаритов, позволило увеличить разреш аю щ ую способность и отказаться от дальномера, что отразилось на внешнем виде фотоаппа рата и на его эксплуатационных данных.
В целом ряде изделий (особенно это заметно в ручном инструменте) переход от металлических деталей к пластмас совым привел к их облегчению и заставил пересм отреть не только ф орм у, подчинив ее технологии обработки нового материала, но и установил новые ее весовые соотношения, изменившие центр тяжести и диктую щ ие другое положение инструмента в руке.
Задачи инженеров, ведущих исследование, во многом |
|
сходны с задачами художника-конструктора на этапе исследо |
|
вания, однако объем работы инженера-исследователя значи |
|
тельно больше объема работы художника-конструктора. Эта |
|
разница обусловливается тем, что в задачу инженера входят |
|
непосредственные испытания исследуемых изделий, |
замеры |
их основных технических параметров специальными |
прибо |
рами и теоретические расчеты, которые должны будут |
лечь |
в основу новой конструкции. Худож ник-конструктор не |
дол |
жен проводить такие работы и может пользоваться готовой информацией о результатах этих исследований, поступаю щ ей от остальных членов группы.
На этапе исследования целесообразно привлечение см еж ных специалистов, таких, как врачи-гигиенисты, физиологи, психологи и эргономисты, дающие авое заключение об иссле дуемых изделиях с точки зрения соответствия их последним
5 t
данным этих наук, которое они представляют как группе инженеров, проводящ их исследования, так и художнику-кон структору для включения этих данных в окончательные выводы.
К сожалению , представители этих смежных специально стей привлекаются к работе далеко не всегда. Исследователь ские лаборатории машино- и приборостроительных предприя тий в большинстве не имеют в своем составе специалистов этого профиля и не оснащены необходимыми приборами и аппаратурой для их работы. Методика проведения таких исследований в целом ряде случаев также отсутствует. Все эти трудности, бесспорно, вызваны небольшим сроком сущ е ствования метода художественного конструирования, и га рантией их преодоления является все больший охват этим методом самых различных отраслей промышленности.
Бывает очень часто и так, что специалисты различных про филей не привлекаются к стадии исследования. Однако вопросы, которые они должны были бы решить, настолько серьезно встают перед исследователями, что инженер и художник-конструктор вынуждены решать их самостоятельно, ибо без их решения невозможно определить преимущества одного конструктивного решения перед другим, а следова тельно, нельзя правильно решить задачи, стоящ ие перед исследователями, и прийти к необходимым выводам. Безу словно, такое решение вопроса не м ож ет дать во многих случаях желаемых результатов и может удовлетворять нас только на первых порах.
Итогом этапа исследования будет составление технических условий на проектирование нового изделия, которые лягут в основу всей последующей работы по его конструированию. Результаты работы художника-конструктора должны быть сформулированы в виде выводов, четко определяющих
52
направление в последующей работе, обеспечивающ ее пра вильное ее ведение с учетом всех необходимых для этого формообразую щ их ф акторов. Словом , худож ник-конструк тор, работая с группой специалистов различных специально стей, должен будет совместно с ними разработать основные положения, обеспечивающие высокие технические, эксплуа тационные и эстетические качества нового изделия и пути, по которым должна будет пойти его разработка.
Вторым этапом в работе над новым изделием является этап разработки художественно-конструкторского предложе ния, или, как его еще часто называют, этап эскизирования.
На этом этапе меняются задачи, стоящ ие перед коллективом создателей нового изделия, соответственно меняются состав участников, работаю щ их над ним, и ф орм а взаимной инфор мации.
Этап худож ественно-конструкторского предложения мо жет быть отнесен к наиболее сложным в процессе худож е ственного конструирования. На данном этапе определяется кинематическая и электрическая схема изделия, избираются наиболее приемлемые конструктивные варианты решения,
определяющие объем изделия, его |
ф орм у, основные габа |
риты и материалы. |
|
На этом этапе инженер-исследователь уступает место |
|
инженеру-конструктору, который |
в теснейшем контакте |
с художником -конструктором начинает работать над созда нием нового изделия.
Это не значит, конечно, что ими ограничивается авторский коллектив. В процессе работы на этой стадии у рабочего места конструктора или художника-конструктора возникают горячие споры и обсуждения того или иного узла или кон
структивного |
решения -и с инженером-исследователем, и |
с технологом, |
и с расчетчиком, и с врачом или специалистом |
53
по эргономике. Но все они в данном случае выступают в основном как консультанты, помогаю щие избрать то или иное решение конструкции, применить тот или другой мате риал. Основная доля работы на этом этапе приходится на долю художника-конструктора и инженера-конструктора, они работаю т над изделием в очень тесном контакте.
Основная ф орм а информации, характерная для данного этапа и сущ ествую щ ая между худож ником -конструктором и инж енером -конструктором , — это эскиз, причем обмен этой информацией идет от инженера-конструктора к художникуконструктору и в обратном порядке. Инженер-конструктор определяет в первую очередь габариты основных узлов машины или прибора и их принципиальную конструкцию, готовые изделия или детали, которые войдут в них как состав ные части и будут поставляться по кооперации, возможность замены их другими типами в пределах сохранения тех же эксплуатационных и технических данных. Весь этот материал конструктор передает худож нику-конструктору. В задачу по следнего входит уже поиск возможных компоновок, опреде ляющих то или иное объемное решение. Один или несколько таких вариантов, потенциально обеспечивающ их макси мальный учет всех ф орм ообразую щ их ф акторов, художникконструктор передает снова конструктору для принципи альной конструкторской разработки. Затем идет совместная проработка всех этих вариантов как художником , так и кон структором . Конструктор, прорабатывая предложения худож ника-конструктора, вносит в них определенные изменения, а художник-конструктор, проработав их в рисунках или маке тах, выдвигает перед конструктором новые задачи, и так про должается до тех пор, пока не будет найдено окончательное решение.
Э ту схем у обмена информацией нельзя понимать как
54
передачу определенных данных одним из участников дру гому, подобно передаче изделия на сборочном конвейере с одной операции на другую .
Процесс конструирования, будучи процессом творческим , не может всегда уложиться в определенные рамки. Поиск решения конструкции изделия должен быть процессом со вместной работы разных специалистов, при которой каждый из участников, решая свои специфические задачи, предъяв ляет ко всем остальным соавторам свои требования и сам должен, принимая то или иное решение, учитывать требова ния других членов авторского коллектива.
Худож ник-конструктор всегда будет корректировать свои предложения в зависимости от требований конструктора, а конструктор всегда будет связан решениями художника-кон- структора до тех пор, пока не будет найден тот оптимальный вариант конструкции, который по своей художественной выразительности см ожет удовлетворить художника и одно временно обеспечить простоту в эксплуатации, технологич
ность в изготовлении, |
будет обладать достаточно ясной и про |
стой конструктивной |
схемой, обеспечивающей долговечную |
и надежную работу. |
|
Такой ход работы м ож ет быть проиллюстрирован сотнями примеров и подтверждается повседневной практикой наших художников-констру кторов.
Начиная работать над новым изделием, инженер-конст руктор может предложить худож нику-конструктору различ ные варианты основных узлов механизма. Худож ник-конст руктор, работая над их пространственной компоновкой, мо жет дать десятки вариантов, обеспечивающих пластически выразительное решение всего объема изделия. А в целом ряде случаев он будет ставить и свои условия конструктору, определяя выбор того или иного конструктивного решения.
55
Конструктор также может предложить художнику-конст руктору вариант компоновки, не учтенный им, так же как художник-конструктор может найти решение узла или от дельный элемент конструкции, не учтенные конструктором, но позволяющ ие найти более интересное компоновочное ре шение.
Все варианты, рожденные путем такого совместного твор чества, всесторонне обсуж даю тся как тем, так и другим авто ром с учетом всех положительных и отрицательных сторон каждого варианта, и избираются один или два варианта, под лежащие дальнейшей разработке.
Начальная стадия этапа художественно-конструкторского предложения является основной в процессе форм ообразова
ния изделия. И действительно, если мы |
сравним |
ф орм у |
це |
|
лого ряда изделий одного и того |
же |
назначения, |
то |
|
можем убедиться, что они отличаю тся |
одно |
от |
другого |
по |
ф орм е в зависимости от той компоновки принципиально оди наковых узлов, составляю щ их их конструкцию , которую при няли авторы этой конструкции в зависимости от задач, стояв ших перед ними.
Мы знаем десятки киноаппаратов, пылесосов, электро бритв и других распространенных изделий практически с од ними и теми же техническими данными или отличающихся друг от друга в этой части очень незначительно, однако обла
дающих совершенно различными |
пластическими |
решениями, |
и в любом случае различия их |
форм ы будут |
заложены на |
этой первоначальной стадии — стадии эскизирования.
Ф ункция изделия, среда, в которой оно будет эксплуати роваться, будут диктовать свои условия его создателям и предопределять пути поисков формы .
Ярким примером такого влияния, иллюстрирующ им одно временно возможности различной компоновки изделия,
56
является одна из разработок ленинградского СХКБ , выпол
нявшаяся |
совместно с конструкторским бю ро для завода |
«Госметр». |
|
Работая |
над уникальными термомассометрическими авто |
матическими весами, проектировщики столкнулись с необхо димостью выполнить два варианта пультов управления, прин ципиально отличаю щихся друг от друга по форм е, в зави симости от требований тех помещений, где они должны были эксплуатироваться.
Таким образом были спроектированы две установки ТМВ-50-5 и ТМВ-30-1 (рис. 5 и 6).
Установки состоят из двух самостоятельных частей — термомассометрических весов с печью и пульта управле ния— и отличаются друг от друга только компоновкой пуль тов. В одном случае пульт скомпонован в виде вертикальной стойки, во втором была принята горизонтальная компоновка приборов.
Выбрав один или два варианта компоновки, авторы при ступают к дальнейшей их 'проработке. Конструкторы уточня ют конструкцию избранных вариантов, габариты и ф о р м у отдельных узлов и элементов конструкции, а художники-кон структоры продолжаю т работать над формой корпуса. Эта стадия работы характерна тем, что на ней взаимная зависи мость работы каждого из авторов достигает максимума. Малейшее изменение габаритов конструктивных узлов всегда, будет изменять общие габариты изделия и его ф орм у, так же как изменение пропорций изделия, его объема и форм ы будет неизбежно отражаться на конструкции.
Таким образом, инженер-конструктор и художник-конст руктор вынуждены постоянно корректировать свои решения в зависимости от хода поисков своего соавтора до тех пор, пока найденное решение каждого варианта не будет удовле-
8 С. А. Соломонов. В. Э. Виитман |
5 7 |
творять всех их требований. В процессе этой работы один из предварительно отобранных вариантов может быть забрако ван, м ож ет родиться третий, объединяющий их, или, наконец, м ож ет произойти отказ от всех ранее выбранных вариантов и творческий поиск начнется сначала.
Все разработанные варианты должны подвергаться все стороннем у обсуждению , к котором у привлекается широкий круг специалистов, и на основании подробного анализа, про изведенного ими, принимается решение о целесообразности дальнейшей разработки одного или обоих вариантов.
Худож ественно-конструкторское предложение является этапом, на котором рождается огромное количество вариан тов решения. Это заставляет художника-конструктора дейст вовать очень оперативно, предлагая и продумывая большое количество различных вариантов форм ы . Поэтом у он вынуж ден в основном искать ее на бумаге, выполняя эскизы изде лия графическим способом , что дает возможность значи тельно прощ е вносить все изменения, возникающие в про цессе конструирования. Такой метод не исключает объемной проработки ф орм ы в макете. Худож ник-конструктор доволь но часто прибегает и на этой стадии к пластилину, глине, картону, бумаге, для того чтобы проверить свои решения в объеме. Однако этот материал не может, как правило, слу жить подспорьем конструктору, а является тем рабочим материалом, который помогает художнику в его поисках ф орм ы и служит для проверки удобства в работе и общего объема изделия, найденного им в плоскостном рисунке.
Третий этап работы художника-конструктора — художест венно-конструкторский проект, соответствующий разработке технического проекта изделия.
На этом этапе происходит окончательная отработка ранее принятого решения. Характерно то, что на этом этапе опять
5 8