Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

думаю, можно. Как, товарищ капитан, рискнем? А так не снять. Наверное, в горячем виде винт насажи­ вали.

Рискнем, что же будешь делать, — без всякого энтузиазма согласился капитан. — Только запальник кладите поменьше.

Водолазы и Михаил Матвеевич спустились за борт. Потом они вылезли на шлюпку, зажгли бикфордов шнур. Через минуту раздался взрыв. Корму подбро­ сило. Винт остался на месте.

Ничего не выйдет, товарищ капитан. Большей

силы патрон закладывать рискованно. На слип надо. Разогреть винт и снимать, — сокрушенно проговорил бригадир. — Так что мы уж поедем.

Совсем убитйй, стармех сидел в кают-компании.

Ну что? Пустяки, сдернем, на час работы, — иро­ нически посмотрел на Мишу капитан. — Успеем. Что ус­ пеем? Доложить начальству, что в рейс идти не можем? Так, что ли?

Нам бы автогенный аппаратик достать...— не

обращая внимания на замечания капитана, мечтатель­ но проговорил Михаил Матвеевич.

Может быть, вам ленинградский Металлический завод подвезти? Послезавтра караван снимается. Иду докладывать бате.

Капитан безнадежно махнул рукой.

Наянов принял капитана «Ляпунова», как всегда, приветливо, но, узнав, с чем тот пришел, совсем из­ менился, помрачнел:

Что же вы, голубчики, до сих пор молчали. А? Я ведь уже в Москву, министру доложил, сколько судов

пойдет в Печору, сколько будет у них на буксире. Пе­ чорское пароходство ждет... Придется сообщить — ка­ раван из девяти самоходных единиц. Вот уж подвели...

85

Оставайтесь

в

Архангельске.

Вас, конечно, ждать не

будем.

Вернемся, тогда заберем в Арктику. Успеете к

этому

времени

винт

снять? — ехидно

спросил

началь­

ник.

 

своими

силами

хотели,

Федор

Василье­

— Мы

вич,— мямлил

капитан. — Да

вот не

получилось.

Надо было сразу доложить. Я бы вас на слип поставил. Ах, черт возьми, не ожидал. Подвели.

Обескураженный, капитан вернулся на судно.

Ну что? — спросил Миша.

— Восемь. Что, что? Недоволен. Ну, теперь у нас времени для съемки винта достаточно. В рейс не идем.

Как не идем?

Да вот так. Когда вернутся в Архангельск, нас заберут.

— Не будет этого, — твердо сказал Миша и стук­ нул кулаком по столу.

То есть как не будет?

Заменим винт.

Я уже видел, как это делается. В общем, мо­

жете не торопиться.

Капитан ушел к себе. Михаил Матвеевич лихора­ дочно переодевался. Надел свой парадный коричневый

костюм, белую рубашку, пеструю кепочку

фасона

«семь листов одна заклепка» и, отдав

распоряжения

вахтенному мотористу, съехал с судна.

 

 

Капитан проснулся от какого-то шуршания. Такой

звук обычно производит шлюпка, когда

ее

протяги­

вают по борту. Он спустил раму окна, высунул голову.

В шлюпке сидел

Михаил Матвеевич, одетый

в рабо­

чий комбинезон,

и незнакомый маленький

человек в

засаленном ватнике.

Между ними, на

днище,

стоял

аппарат, похожий

на

паяльную лампу

с

горелкой на

86


длинной, тонкой трубке. Вахтенный матрос тянул шлюпку за фалинь к корме. Капитан оделся, вышел на палубу. Кончалась светлая, как день, северная лет­ няя ночь. Под кормовым свесом, у винтов слышался приглушенный разговор. Потом примусом зашипел аппарат.

Только к обеду, часов через восемь, стармех доло­ жил капитану:

Все в порядке. Можете идти на испытания.

На испытания? — недоверчиво переспросил ка­ питан. — Сделали?

Разогрели лопасти бензорезом, разогнули и вы­ правили.

— Молодец, Миша! Орел! Вот

выручил, — востор­

женно

отозвался капитан.— Давай

садись, рассказы­

вай.

 

 

 

Но вконец замерзший, посиневший «орел» хотел

только

одного — спать.

 

 

 

 

 

Караван вышел из

Архангельска

вовремя. По мо­

стику

головного судна

прохаживался начальник экс­

педиции. Он довольно оглядывал идущие позади бук­ сиры.

— Хорошо идут, — удовлетворенно сказал он. — Вот только десятую единицу потеряли. Подвел «Ля­ пунов».

— Так их десять, — проговорил вахтенный штур­ ман, опуская бинокль.

— Плохо считаешь. Девять.

Штурман снова поднес бинокль к глазам.

— Десять, Федор Васильевич.

— А ну, дай сюда.

87

Наянов взял бинокль.

— Правда, десять. Один не наш, должно быть Скажите радисту пусть запросит, идет ли в караване «Ляпунов».

Через несколько минут ответ был получен: «Ляпу­

нов» с двумя баржами

на буксире идет последним.

— Ну-ну...

Пристроился,

значит, — усмехнулся

Наянов. — Опять

подвел. Придется

новую цифру в ми­

нистерство

сообщать.

Обязательно министр скажет:

Наянов до

десяти считать разучился.


 

ФЛАГМАН ДЕЛАЕТ ПОВОРОТ

.шщ.

апитан флагманского буксира «Чайковский»

Савва Георгиевич Дальк, с трудом сохраняя

" ™

равновесие, повернулся спиной к ветру. Он попы­

тался втиснуть свое тело между машинным телегра­ фом и обносом мостика, но не успел ухватиться за планшир и покатился на левый борт. «Чайковский» положило. Ругаясь, проклиная все на свете, он все же проделал задуманную «операцию». Теперь он стоял надежно. Буксир чертовски качало. Когда нос зары­ вался, вода с шипением и грохотом ударяла в перед­ нюю часть надстройки и неслась дальше к корме. Все палубные двери были наглухо задраены.

«Не вышел бы кто-нибудь невзначай. Смоет», — думал капитан, прислушиваясь к шуму воды.

В серой мгле северного утра Дальк пытался раз­ глядеть идущие за «Чайковским» суда. Таков уж удел флагманского капитана. Обычно капитаны смотрят вперед, а он назад. Пересчитывает своих подопечных, наблюдает за их ходом и сигналами. Правда, в этом рейсе, вероятно, все капитаны смотрели назад. У ка­ ждого из них за кормой висело по две новые деревян­ ные баржи «углярки».

89

Караван из десяти сормовских речных буксиров шел на Печору. Это был промежуточный рейс. Букси­ ры предназначались для Енисея, Иртыша и Оби, но Карское море плотно и, по прогнозам, надолго забили льды. Поэтому «музыкантов» решили использовать для буксировки барж, построенных в Лименде по за­ казу Печорского пароходства. А там подует южный ветер, лед разрядится, тогда можно следовать по назна­ чению. Решение правильное. Зачем готовым судам без толку стоять в Архангельске? Но деревянные речные баржи в море — не подарок. За ними смотри и смотри. Их легко расшатывает на волне, они дают течь, а по­ том, если не доглядеть, тонут. А тут еще погода. Ветер развел такую зыбь, что в случае беды и не подойдешь для оказания помощи.

«Хорошо, что еще ветер встречный, — думает

Дальк. — Если бы волны били в борт,

хуже пришлось».

Он берет бинокль. Так... За «Чайковским» идет

«Рим­

ский-Корсаков», потом «Находка». На

одном Н.

И. За­

харов, на другом А. С. Гидулянов. Старейшие «мор­ ские волки». За них беспокоиться не надо. Дальше «Глинка», капитан А. А. Башко. Молодой и дельный. Следующий Леша Кугаенко на «Нестерове». Он тоже не вызывает опасения: моряк с детства. Дальк его хо­

рошо знает. Кугаенко был у него старшим

помощни­

ком. А вот на шестом капитан

новый человек в экс­

педиции. Не привык еще. Идет

как-то странно. Все

время выходит из строя, что-то

мудрит. За

ним — Се­

мен Гольденберг,

Миронов, Виктор

Вронский — этот

речник, но боевой,

не первый

раз...

Жаль,

концевых

не видно. Плохая видимость. За тех тоже не надо бес­ покоиться. Старые экспедиционники. Знают работу.

Капитан поворачивается. Впереди хорошо видно корму «Водолаза». Судно валяет не меньше, хоть оно

90



значительно больше и сильнее. Это спасатель, под военным флагом. Его дали в обеспечение речному ка­ равану. Наянов с командиром «Водолаза» Рашевым друзья. Когда-то служили вместе. Вот по просьбе на­ чальника и получили «Водолаз». Ведь на буксирах, кро­ ме магнитных компасов, ничего нет. Глубину даже не замерить. Футштоком — палкой — в море не полезешь. А у «Водолаза» все есть. И гирокомпас, и локатор, и эхолот. «Водолаз» облегчает работу Дальку. Конечно, приходилось плавать и с одним компасом, но когда ты не один, а ведешь караван из десяти, вернее, из три­ дцати судов — баржи тоже надо считать, — то тогда уж одного компаса маловато. Вот «Водолаз» и выручает.

Капитан ждет, когда «Чайковский» примет ровное положение. Вот момент! Дальк бросается к рубке, рывком открывает дверь и, не выпуская ее, снова за­ хлопывает. Удачно. Он подбирается к штурманскому столику (одно название, что столик, — доска, привер­ нутая к переборке). По счислению, скоро караван бу­

дет на

траверзе Ходоварихи. Не любит

Дальк

эти

места.

Всегда

что-нибудь тут случается.

Еще целы

черные

ребра

барж, потерянных экспедицией

в

1948 году. Напоминают... Берег паршивый, низкий, пес­ чаный. На всем побережье один хороший маяк. Сей­ час караван уже около суток идет без определений. Приходится целиком полагаться на «точки» «Водола­ за». А это плохо. Контроль необходим. Одна голова хорошо, а десять лучше. Хоть у буксиров и неважные возможности, но уж если у десяти местоположение сходится — значит, идут они правильно. Ну что ж...

Ладно. Вот ветер бы уменьшился. Заходить в Печор­ скую губу с таким ветром трудно. Кругом мели, «кош­ ки», фарватер узкий. Если бы хоть барж не было...

Мысли принимают другое направление. Вспоми-

9 1

нается далекое прошлое, пароход «Магнитогорск»...

Дальк очень любил это судно. В день объявления вой­ ны оно оказалось в Данциге, и .команда очутилась в лагере смерти «Штутгоф». Там умирали от голода, по­ боев, пыток поляки, евреи, немцы-коммунисты. Вопре­ ки международному праву интернированные советские моряки были поставлены в условия арестантов «КЦ». На них сейчас же надели грязные, рваные одежды, напялили на головы плоские шапки, отобрали личные вещи. Курить — запрещено. За нарушение — порка на «кобыле». Утром гоняли в лес корчевать пни. Отноше­ ние охранников к морякам было самое зверское. Плеть не выходила из рук штурмфюреров.

Бьют за все и ни за что. Многие моряки очень ослабели. Сам Дальк болен. Но он капитан. В жалкой окровавленной одежде застреленного польского офи­ цера, с арестантской шапкой на голове, он и здесь остается капитаном и коммунистом. Около него груп­ пируется команда. Каждую ночь он шепотом говорит своим людям слова бодрости, утешения, учит, как на­ до себя вести. Не сдаваться! А потом, уже в другом лагере, он — секретарь партийного подпольного бюро. Организация активно работает. Выпускаются листов­ ки, слушается московское радио, организовываются побеги... Главное — не отдать ни одного человека гит­ леровцам, пытающимся разложить советских людей и оглушить их своей пропагандой.

«Неужели все это было?» — думает Дальк, лезет в карман и нервно закуривает. Да, конечно, было. Вон на предпоследнем теплоходе «Брусилов» плывет вто­ рой механик Н. Н. Тульский. Это он принес тогда в лагерь основные части для радиоприемника, который принимал в лагере со строжайшим режимом сводки информбюро... Все было.

92