ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
думаю, можно. Как, товарищ капитан, рискнем? А так не снять. Наверное, в горячем виде винт насажи вали.
—Рискнем, что же будешь делать, — без всякого энтузиазма согласился капитан. — Только запальник кладите поменьше.
Водолазы и Михаил Матвеевич спустились за борт. Потом они вылезли на шлюпку, зажгли бикфордов шнур. Через минуту раздался взрыв. Корму подбро сило. Винт остался на месте.
—Ничего не выйдет, товарищ капитан. Большей
силы патрон закладывать рискованно. На слип надо. Разогреть винт и снимать, — сокрушенно проговорил бригадир. — Так что мы уж поедем.
Совсем убитйй, стармех сидел в кают-компании.
—Ну что? Пустяки, сдернем, на час работы, — иро нически посмотрел на Мишу капитан. — Успеем. Что ус пеем? Доложить начальству, что в рейс идти не можем? Так, что ли?
—Нам бы автогенный аппаратик достать...— не
обращая внимания на замечания капитана, мечтатель но проговорил Михаил Матвеевич.
—Может быть, вам ленинградский Металлический завод подвезти? Послезавтра караван снимается. Иду докладывать бате.
Капитан безнадежно махнул рукой.
Наянов принял капитана «Ляпунова», как всегда, приветливо, но, узнав, с чем тот пришел, совсем из менился, помрачнел:
—Что же вы, голубчики, до сих пор молчали. А? Я ведь уже в Москву, министру доложил, сколько судов
пойдет в Печору, сколько будет у них на буксире. Пе чорское пароходство ждет... Придется сообщить — ка раван из девяти самоходных единиц. Вот уж подвели...
85
Оставайтесь |
в |
Архангельске. |
Вас, конечно, ждать не |
||||
будем. |
Вернемся, тогда заберем в Арктику. Успеете к |
||||||
этому |
времени |
винт |
снять? — ехидно |
спросил |
началь |
||
ник. |
|
своими |
силами |
хотели, |
Федор |
Василье |
|
— Мы |
|||||||
вич,— мямлил |
капитан. — Да |
вот не |
получилось. |
—Надо было сразу доложить. Я бы вас на слип поставил. Ах, черт возьми, не ожидал. Подвели.
Обескураженный, капитан вернулся на судно.
—Ну что? — спросил Миша.
— Восемь. Что, что? Недоволен. Ну, теперь у нас времени для съемки винта достаточно. В рейс не идем.
—Как не идем?
—Да вот так. Когда вернутся в Архангельск, нас заберут.
— Не будет этого, — твердо сказал Миша и стук нул кулаком по столу.
—То есть как не будет?
—Заменим винт.
—Я уже видел, как это делается. В общем, мо
жете не торопиться.
Капитан ушел к себе. Михаил Матвеевич лихора дочно переодевался. Надел свой парадный коричневый
костюм, белую рубашку, пеструю кепочку |
фасона |
|
«семь листов одна заклепка» и, отдав |
распоряжения |
|
вахтенному мотористу, съехал с судна. |
|
|
Капитан проснулся от какого-то шуршания. Такой |
||
звук обычно производит шлюпка, когда |
ее |
протяги |
вают по борту. Он спустил раму окна, высунул голову.
В шлюпке сидел |
Михаил Матвеевич, одетый |
в рабо |
|||
чий комбинезон, |
и незнакомый маленький |
человек в |
|||
засаленном ватнике. |
Между ними, на |
днище, |
стоял |
||
аппарат, похожий |
на |
паяльную лампу |
с |
горелкой на |
86
длинной, тонкой трубке. Вахтенный матрос тянул шлюпку за фалинь к корме. Капитан оделся, вышел на палубу. Кончалась светлая, как день, северная лет няя ночь. Под кормовым свесом, у винтов слышался приглушенный разговор. Потом примусом зашипел аппарат.
Только к обеду, часов через восемь, стармех доло жил капитану:
—Все в порядке. Можете идти на испытания.
—На испытания? — недоверчиво переспросил ка питан. — Сделали?
—Разогрели лопасти бензорезом, разогнули и вы правили.
— Молодец, Миша! Орел! Вот |
выручил, — востор |
||
женно |
отозвался капитан.— Давай |
садись, рассказы |
|
вай. |
|
|
|
Но вконец замерзший, посиневший «орел» хотел |
|||
только |
одного — спать. |
|
|
|
|
• |
|
Караван вышел из |
Архангельска |
вовремя. По мо |
|
стику |
головного судна |
прохаживался начальник экс |
педиции. Он довольно оглядывал идущие позади бук сиры.
— Хорошо идут, — удовлетворенно сказал он. — Вот только десятую единицу потеряли. Подвел «Ля пунов».
— Так их десять, — проговорил вахтенный штур ман, опуская бинокль.
— Плохо считаешь. Девять.
Штурман снова поднес бинокль к глазам.
— Десять, Федор Васильевич.
— А ну, дай сюда.
87
Наянов взял бинокль.
— Правда, десять. Один не наш, должно быть Скажите радисту пусть запросит, идет ли в караване «Ляпунов».
Через несколько минут ответ был получен: «Ляпу
нов» с двумя баржами |
на буксире идет последним. |
|||
— Ну-ну... |
Пристроился, |
значит, — усмехнулся |
||
Наянов. — Опять |
подвел. Придется |
новую цифру в ми |
||
нистерство |
сообщать. |
Обязательно министр скажет: |
||
Наянов до |
десяти считать разучился. |
|
ФЛАГМАН ДЕЛАЕТ ПОВОРОТ |
.шщ. |
апитан флагманского буксира «Чайковский» |
Савва Георгиевич Дальк, с трудом сохраняя |
|
" ™ |
равновесие, повернулся спиной к ветру. Он попы |
тался втиснуть свое тело между машинным телегра фом и обносом мостика, но не успел ухватиться за планшир и покатился на левый борт. «Чайковский» положило. Ругаясь, проклиная все на свете, он все же проделал задуманную «операцию». Теперь он стоял надежно. Буксир чертовски качало. Когда нос зары вался, вода с шипением и грохотом ударяла в перед нюю часть надстройки и неслась дальше к корме. Все палубные двери были наглухо задраены.
«Не вышел бы кто-нибудь невзначай. Смоет», — думал капитан, прислушиваясь к шуму воды.
В серой мгле северного утра Дальк пытался раз глядеть идущие за «Чайковским» суда. Таков уж удел флагманского капитана. Обычно капитаны смотрят вперед, а он назад. Пересчитывает своих подопечных, наблюдает за их ходом и сигналами. Правда, в этом рейсе, вероятно, все капитаны смотрели назад. У ка ждого из них за кормой висело по две новые деревян ные баржи «углярки».
89
Караван из десяти сормовских речных буксиров шел на Печору. Это был промежуточный рейс. Букси ры предназначались для Енисея, Иртыша и Оби, но Карское море плотно и, по прогнозам, надолго забили льды. Поэтому «музыкантов» решили использовать для буксировки барж, построенных в Лименде по за казу Печорского пароходства. А там подует южный ветер, лед разрядится, тогда можно следовать по назна чению. Решение правильное. Зачем готовым судам без толку стоять в Архангельске? Но деревянные речные баржи в море — не подарок. За ними смотри и смотри. Их легко расшатывает на волне, они дают течь, а по том, если не доглядеть, тонут. А тут еще погода. Ветер развел такую зыбь, что в случае беды и не подойдешь для оказания помощи.
«Хорошо, что еще ветер встречный, — думает
Дальк. — Если бы волны били в борт, |
хуже пришлось». |
|
Он берет бинокль. Так... За «Чайковским» идет |
«Рим |
|
ский-Корсаков», потом «Находка». На |
одном Н. |
И. За |
харов, на другом А. С. Гидулянов. Старейшие «мор ские волки». За них беспокоиться не надо. Дальше «Глинка», капитан А. А. Башко. Молодой и дельный. Следующий Леша Кугаенко на «Нестерове». Он тоже не вызывает опасения: моряк с детства. Дальк его хо
рошо знает. Кугаенко был у него старшим |
помощни |
|||
ком. А вот на шестом капитан |
новый человек в экс |
|||
педиции. Не привык еще. Идет |
как-то странно. Все |
|||
время выходит из строя, что-то |
мудрит. За |
ним — Се |
||
мен Гольденберг, |
Миронов, Виктор |
Вронский — этот |
||
речник, но боевой, |
не первый |
раз... |
Жаль, |
концевых |
не видно. Плохая видимость. За тех тоже не надо бес покоиться. Старые экспедиционники. Знают работу.
Капитан поворачивается. Впереди хорошо видно корму «Водолаза». Судно валяет не меньше, хоть оно
90
значительно больше и сильнее. Это спасатель, под военным флагом. Его дали в обеспечение речному ка равану. Наянов с командиром «Водолаза» Рашевым друзья. Когда-то служили вместе. Вот по просьбе на чальника и получили «Водолаз». Ведь на буксирах, кро ме магнитных компасов, ничего нет. Глубину даже не замерить. Футштоком — палкой — в море не полезешь. А у «Водолаза» все есть. И гирокомпас, и локатор, и эхолот. «Водолаз» облегчает работу Дальку. Конечно, приходилось плавать и с одним компасом, но когда ты не один, а ведешь караван из десяти, вернее, из три дцати судов — баржи тоже надо считать, — то тогда уж одного компаса маловато. Вот «Водолаз» и выручает.
Капитан ждет, когда «Чайковский» примет ровное положение. Вот момент! Дальк бросается к рубке, рывком открывает дверь и, не выпуская ее, снова за хлопывает. Удачно. Он подбирается к штурманскому столику (одно название, что столик, — доска, привер нутая к переборке). По счислению, скоро караван бу
дет на |
траверзе Ходоварихи. Не любит |
Дальк |
эти |
|
места. |
Всегда |
что-нибудь тут случается. |
Еще целы |
|
черные |
ребра |
барж, потерянных экспедицией |
в |
1948 году. Напоминают... Берег паршивый, низкий, пес чаный. На всем побережье один хороший маяк. Сей час караван уже около суток идет без определений. Приходится целиком полагаться на «точки» «Водола за». А это плохо. Контроль необходим. Одна голова хорошо, а десять лучше. Хоть у буксиров и неважные возможности, но уж если у десяти местоположение сходится — значит, идут они правильно. Ну что ж...
Ладно. Вот ветер бы уменьшился. Заходить в Печор скую губу с таким ветром трудно. Кругом мели, «кош ки», фарватер узкий. Если бы хоть барж не было...
Мысли принимают другое направление. Вспоми-
9 1
нается далекое прошлое, пароход «Магнитогорск»...
Дальк очень любил это судно. В день объявления вой ны оно оказалось в Данциге, и .команда очутилась в лагере смерти «Штутгоф». Там умирали от голода, по боев, пыток поляки, евреи, немцы-коммунисты. Вопре ки международному праву интернированные советские моряки были поставлены в условия арестантов «КЦ». На них сейчас же надели грязные, рваные одежды, напялили на головы плоские шапки, отобрали личные вещи. Курить — запрещено. За нарушение — порка на «кобыле». Утром гоняли в лес корчевать пни. Отноше ние охранников к морякам было самое зверское. Плеть не выходила из рук штурмфюреров.
Бьют за все и ни за что. Многие моряки очень ослабели. Сам Дальк болен. Но он капитан. В жалкой окровавленной одежде застреленного польского офи цера, с арестантской шапкой на голове, он и здесь остается капитаном и коммунистом. Около него груп пируется команда. Каждую ночь он шепотом говорит своим людям слова бодрости, утешения, учит, как на до себя вести. Не сдаваться! А потом, уже в другом лагере, он — секретарь партийного подпольного бюро. Организация активно работает. Выпускаются листов ки, слушается московское радио, организовываются побеги... Главное — не отдать ни одного человека гит леровцам, пытающимся разложить советских людей и оглушить их своей пропагандой.
«Неужели все это было?» — думает Дальк, лезет в карман и нервно закуривает. Да, конечно, было. Вон на предпоследнем теплоходе «Брусилов» плывет вто рой механик Н. Н. Тульский. Это он принес тогда в лагерь основные части для радиоприемника, который принимал в лагере со строжайшим режимом сводки информбюро... Все было.
92