Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотите послать нас в море, — возмутился старший ме­ ханик.

Хейдер вздохнул.

В порту сейчас нет ни одного морского буксира.

Аположение опасное. Вы все-таки крепкое судно. Лих­ теры принадлежат экспедиции.

Наверное, надо «хозяев» спросить. Согласятся ли они на буксировку? — заметил Соболев.

Вы ведь еще не сдали суда? Вы хозяева.

Капитан смотрел на быстро падающую синюю стрел­ ку барометра. Начальник порта молчаливо ждал от­ вета.

Ладно. Алексей Михайлович, готовь машины. Бу­ дем сниматься. Вы тоже подготовьте все к буксиров­ ке, — кивнул капитан старпому.

Когда старший механик и штурман вышли из каю­ ты, капитан сказал Хейдеру:

Попробуем, но...

Я понимаю... Спасибо.

Через два часа «Сунгари» полным ходом, перевали­ ваясь и принимая на себя воду, шел к маяку Мостах, от­ куда уже начинался открытый океан. Надо было пройти сто двадцать морских миль. Кусок немалый, если учесть штормовой ветер.

Как только ледокол вышел из-под укрытия берегов, море свирепо накинулось на низкобортное судно. Крен доходил до 35 градусов. Зыбью оторвало стальные шины привального бруса. Ударяясь о фальшборт, они произ­ водили страшный грохот. По палубе ходить было не­ возможно. Тонны воды обрушивались на бак и над­ стройку. Временами встречные волны останавливали кСунгари», но он упорно сопротивлялся, продолжая борьбу с разбушевавшейся стихией. Шины скоро от-

100


било. Они утонули в море. Теперь пришла очередь при­ вальных брусьев. Носовая часть бруса с обоих бортов разлетелась в щепки. Ветер усиливался.

Только спустя восемнадцать часов такого плавания «Сунгари» подошел к месту стоянки лихтеров.

Вижу! — закричал вахтенный матрос, наблюдав­ ший за горизонтом. Через водяную пыль, осевшую на оконных стеклах, капитан различил черные точки. Это штормовали суда. «Сунгари» подошел ближе.

Теперь уже ясно можно рассмотреть лихтеры, стоя­ щие на якорях и огромный «Дежнев» с «Санниковым» на буксире. И мотает же их!

Этин вызывает радиста Хлямова и просит связаться

с«Дежневым».

У аппарата капитан «Дежнева» Аптекарев, — до­ кладывает радист несколько минут спустя.

Игорь Владимирович говорит в трубку:

Следуйте в порт. Беру лихтеры под свое наблю­ дение. Счастливого и благополучного плавания!

«Дежнев» не заставляет себя просить. Кому охота

болтаться в море в такую погоду. Пароход поднимает якоря, и скоро они с «Санниковым» скрываются из виду.

«Сунгари» остается один. Он единственное спасение лихтеров, их надежда и защита от рассвирепевшего моря. Лопни якорные цепи — они пропали. Разобьет их о песчаный грунт на такой волне. Подать буксир в эту погоду невозможно. Как только «Сунгари» разворачи­ вается бортом к волне, его заливает водой. С трудом ле­ докол обходит все лихтеры. На их кормах черные фи­ гурки людей. Жмутся к надстройкам, ждут, что скажет капитан ледокола. Вдруг откажется оставаться около них, уйдет обратно. Они видят ледокол, понимают, что

1 0 1

при таком состоянии погоды он имеет на это полное право, ведь речное же судно... Что же скажет капитан? Команды лихтеров знают, что их положение не бле­ стяще.

— Травите якорные канаты до конца! Следите за Моими сигналами! Ложусь в дрейф! — кричит в мегафон Этнн. — Скоро возьму вас.

Последние слова сказаны для поднятия настроения у людей. Никто не знает, когда это будет.

Бело-черные пустые лихтеры подбрасывает на волне, как поплавки. Они уходят носами в воду, задирают кор­ мы, тогда полностью видны их рули. Потом передние части судов взлетают кверху. Якорные цепи звенят от напряжения, вот-вот лопнут.

А бесприютный ледокол кружит и кружит между судами. Он не может встать на якоря. Слишком сла­ бенькие и короткие у него цепи, слишком легкие якоря. Не рассчитаны они на такие операции в море.

«Сунгари» то заходит по волне, то разворачивается навстречу ветру.

Прошла ночь. Ветер не ослабевал. Положение стано­ вилось все опаснее. В рулевой рубке собрались старший механик Соболев со своей неизменной трубкой в зубах, электромеханик Евстафьев и капитан. Старший помощ­ ник Зверев стоял вахту. Рулевой Лапшин, балансируя ухватившись за тумбу компаса, поворачивал рулевую ручку.

Радист принес свежую сводку погоды. В ней сообща­ лось: «Восточный ветер, отдельными порывами до девя­ ти баллов, сохранится ближайшие двое суток».

Капитан сидел на узком диванчике, уперев ноги в штурвал ручного управления. Что же делать? Ждать? А если ветер усилится?

102


Будем пробовать взять их на буксир, — наконец сказал он. — Аврал! Давайте всех свободных наверх.

Люди, в резиновых сапогах, в ватниках, поеживаясь вышли на палубу. «Сунгари» пошел вдоль стоящих на якорях лихтеров.

Приготовиться к приемке буксира! Готовьте бра­ шпиль! — скомандовал Этин. — Прямо руль. Малый ход

назад!

Ледокол медленно попятился назад. Корму накры­ ло волной. Людей окатывает холодная вода. Они пы­ таются ухватиться за что-нибудь прикрепленное к па­ лубе — иначе смоет за борт. Судно невероятно качает.

ЮЗ

Но вот нос переднего лихтера и корма «Сунгари» по­ падают одновременно на вершины волн и сравниваются.

— Подавай проводник! — кричит Этин.

Боцман Комаров метко кидает бросательный конец.

Кнему прикреплен длинный стальной тросик. На лих­ тере не зевают. Успевают подхватить бросательный ко­ нец, быстро накидывают проводник на барабан брашпи­ ля. Выбирают. Сейчас потащут основной буксирный

трос. В этот момент волна подкидывает лихтер, швы­ ряет его высоко кверху. Проводник с тонким звоном рвется.

— Полундра! — орет боцман и падает за лебедку. Проводник со свистом ложится на палубу. Хорошо, что никого не задело.

Надо начинать все заново. Очень мешает волнение. Сумасшедшая качка не дает работать, утомляет людей. Радист докладывает, что залило помещение аккумуля­ торной батареи главной радиостанции. Приходится пе­ реходить на аварийный передатчик. Опять капитан у те­ леграфа. Назад! Осторожнее! Острая корма ледокола на сантиметр пролетает от борта лихтера. Такую про­ боину не заделаешь. Вода устремится внутрь, и тогда уже ее не откачаешь. Назад! Этин пытается подать про­ водник, и опять ничего не выходит.

Долгие часы боролся ледокол с волнением и ветром. Уже некоторым казалось, что никогда они не сумеют подать буксир, что надо бросить эту затею и ждать улучшения погоды, но никто не ушел с палубы, никто не попросил передышки.

Шесть раз подходил капитан к лихтеру, рискуя про­ бить его кормой ледокола или покалечить свое судно, шесть раз рвался проводник. Только седьмая попытка достигла успеха. На лихтере сумели выбрать и закре­ пить буксир. Замученные, промокшие насквозь, утомлен-

104


ные люди облегченно вздохнули. Неужели конец, не­ ужели можно согреться, выпить горячего чаю?

— Вира якоря! — приказывает лихтерам, охрипшим от команд голосом капитан Этин.

Застучали звенья якорных цепей, но сила ветра была так велика, что они выбирались очень медленно. Тогда

«Сунгари» дал ход вперед, ослабил напряжение

на

цепи и якоря легко выбрали. Ледокол лег курсом

на

Тикси.

В порту его встретил Хейдер. Он крепко пожал руку Этину и ничего не сказал. Все было и так понятно.

ПЕРЫШКО В ОКЕАНЕ

аши буксиры привели из ГДР в Ленинград пас-

сажирские теплоходы.

Их построили в ГДР

по чертежам советских инженеров. Трехпалуб­

ные громадины — «В. Чкалов»

и «А. Матросов». Таких

больших судов река еще не видела. Белые, как лебеди, красавцы. С зализанными, обтекаемыми углами, капле­ образными трубами и наклонными мачтами. Стоя у при­ чала, они рвались вперед — так стремительны были их линии. Рядом с ними ошвартованы три теплохода раз­ мерами поменьше — «Байкал», «Балхаш» и «ИссыкКуль». Они имеют по две палубы, но так же изящны, как их старшие братья. Нам предстоит переводить теп­ лоходы в Сибирь.

— Значит, поплывем на этих «этажерках», — гово­ рит капитан Башко. — Пошли смотреть.

Мы долго ходим по ослепительным, сверкающим по­ лировкой коридорам, каютам и салонам. Ноги утопают в мягких коврах. Белый электрический камбуз напоми­ нает лабораторию. Каюты не уступают каютам на луч­ ших лайнерах европейских линий. Роскошные суда! Но... но предназначенные для плавания в реке. Оттого

106

мы не обольщаемся комфортом и роскошью отделки. Для нас это не имеет никакого значения. Главное — как они поведут себя в море.

Теплоходы шли на реку Енисей. А. С. Гидулянов принял «В. Чкалова», А. А. Башко — «А. Матросова», С. Г. Дальк — «Балхаш», М. И. Павлов — «Байкал», а я принял «Иссык-Куль».

Плавание до Игарки прошло, как увеселительная прогулка. Кажется, в первый раз за много лет Арктика улыбнулась нам голубым небом, теплой погодой, спо­ койным морем. На своем пути мы не встретили ни ку­ сочка льда. Нам не удалось испытать теплоходы. Как они держатся в сильную качку, какой дают крен, те­ ряют ли скорость при встречном ветре и волне, прини­ мают ли на себя воду — все это осталось, к нашему огорчению, тайной. На Енисее «пассажиров» сдали бы­ стро и в отличном состоянии. В конце августа экипажи судов вернулись домой. Небывалый случай.

Серьезное плавание началось в навигацию следую­ щего года. На север шли всего три двухпалубных теп­ лохода — «Кулибин», «Чернышевский» и '«Калашников». Первый принадлежал Ленскому пароходству, два дру­ гих — Иртышскому. Особенно беспокоиться не следова­ ло. Путь знакомый. Суда поменьше и полегче, чем «В. Чкалов» и «А. Матросов». Те по 96 метров длиной, эти — 65. При малом количестве продольных креплений, как почти у всех «речников», длина играет важную роль. При плавании в море короткие суда меньше лома­ ются на волне. Единственно, что мы знали из опыта прошлого рейса, что эти теплоходы хорошо управля­ ются и имеют надежные машины. Ну что ж... Поплы­

вем.

Обеспокоило нас одно обстоятельство. При нашей встрече с начальником экспедиции он что-то не догова-

107


ривал. Федор Васильевич торопил нас скорее принять суда и выходить в рейс. В самую последнюю минуту, когда мы прощались, он посмотрел на висевшую поза­ ди карту.

— Ну, счастливо. До Архангельска. Уж больно пар­ шивые прогнозы на этот год дают ЦИП и Севморпуть. Пройдем ли? Твоему «Кулибину» достанется, — кивнул он в мою сторону.

«Механик Кулибин» шел на Лену. Вот оно в чем дело. Теперь стало понятным, почему у Наянова плохое настроение. Не пройти — это для нас ЧП.

Тем не менее мы, довольные своими судами, вышли в рейс. Пролив Вилькицкого, льды были далеко, и о них старались не думать. Без особых приключений наши теплоходы прибыли в Архангельск.

Суда стали на якорь лагом друг к другу в ожидании прибытия начальника и хороших прогнозов.

Капитан «Чернышевского» С. Г. Дальк и капитан «Калашникова» Ю. Д. Шанько были моими старыми приятелями, и мы частенько коротали монотонную сто­ янку за крепким чайком, разводя «морскую травлю», — другими словами, рассказывали всякие необычные исто­ рии из своей жизни. К нам всегда присоединялись реч­ ные капитаны, «хозяева судов» — Николай Афанасьевич Пономарев и молодой капитан «Калашникова» Володя Лихачев. Речной капитан «Чернышевского» бывал у нас редко. Он учился в институте и все свободное время от­ давал книгам.

Простояли мы в Архангельске долго. Только 14 авгу­ ста на борту появился синоптик с чемоданом и рулоном синоптических карт под мышкой. В этот же день из Мо­ сквы прилетел Наянов. Мы воспрянули духом, хотя про­ должал дуть свежий, пронизывающий норд-ост и отход казался нереальным.

108

Но скоро Федор Васильевич вызвал меня к себе и распорядился:

Соберите всех капитанов на «Кулибин». Начальник экспедиции открыл совещание.

Товарищи, много нам разговаривать не о чем.

Сначала заслушаем Леонида Дмитриевича, потом ваши рапорты о готовности и разойдемся...

Синоптик говорил долго и обстоятельно. Тут упоми­ нались и «гребни», и циклоны, и аклюзии, но закончил он неожиданно коротко и ясно.

— Надо выходить, товарищи капитаны. Хороших погод не ждите. Сейчас наступает период сравнитель­ ного затишья. В это время нам надо проскочить до Юшара. Ближайшие трое-четверо суток больше шести баллов быть не должно. Направление зюйд-ост нам под­ ходящее, — сказал и сел, обтирая шею платком.

В салоне наступило молчание. Мы хорошо знали, что такое для речных судов шесть баллов в Баренцевом море. Начальник прервал наши размышления.

— Будем верить науке. Если еще простоим, погода может ухудшиться, а потому назначаю ’съемку на че­ тыре часа утра. Возражений нет? Может быть, есть ка­ кие-нибудь неясности?

Мы подтвердили готовность. И на этом закончился наш сбор.

15 августа в свежее северное утро три речных пасса­ жирских теплохода покинули Архангельск и вышли в Белое море.

В рубке в плетеном кресле дремлет Наянов. Он в ко­ жаном костюме и шлеме. Похож на летчика. Почти все время начальник проводит на мостике или в рубке. В неудобной позе, в ватнике и русских сапогах, между

109