Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

БАТЯ

 

 

я .

амолет делает круг, набирает высоту. Под

нами

река Лена. Сегодня в Якутске хороший день.

Яс-

\ я

ное голубое небо. От этого и вода в реке с синева­

тым

оттенком. На поверхности, как

высыпанные из

кулька тыквенные семечки, разбросаны

новые речные

суда. Это мы привезли их, пересекли шесть морей, про­ шли тысячи километров внутренними водными путями, через всю нашу огромную Родину. Встречали штормы, туманы, лед. Тридцать восемь судов!

Рядом со мною, откинувшись в кресле, сидит на­ чальник экспедиции Федор Васильевич Наянов. Лицо его осунулось, посерело от усталости. Глаза закрыты. Устал «батя». Да и не мудрено. Он все время проводил на мостике или у радиотелефона, спал урывками.

Батя... Так называют Наянова моряки. Батей не назовут всякого. Надо иметь большое сердце, чтобы завоевать право им называться. Но это не тот «отецкомандир», прощающий подчиненным любой просту­ пок. Нет. Люди экспедиции хорошо знают, что если человек не хочет понять своих ошибок — пощады от

46

начальника не жди. Я смотрю на Наянова и вспоми­ наю, как десять дней назад мы, измотанные ожида­ нием, раздраженные и огорченные тем, что не выпол­ нили задания правительства, собирались возвращаться обратно на запад...

Вот уж больше недели тридцать восемь речных су­ дов, следовавших на Лену, стоят в бухте Южная у по­ хожего на гаечный ключ острова Тыртов. Это уже глу­ бокая Арктика. Следующий этап нашего плавания — пролив Вилькицкого. Он всего в ста двадцати милях от Тыртова. Близок локоть, да не укусишь. Не приш­ лось бы возвращаться обратно и зимовать на острове Диксон или в Подтесове на Енисее.

Мы пришли к острову Тыртову в надежде на то, что подуют южные ветры, лед отожмет от мыса Челюски­

на, образуется проход

и караван сумеет

проскользнуть

в море Лаптевых. На

это надеялись и

синоптики из

штаба Севморпути на Диксоне. Но как назло вот уже месяц дуют норд-осты. Пролив закрыт многолетним льдом. И все-таки мы упорно ждем.

Остров Тыртов пустынен. Низкий берег покрыт сне­ гом. Кругом ни души. Белое безмолвие. Уже семна­ дцатое сентября. Температура воздуха быстро пони­ жается. Поздно, ох как поздно! По утрам в пожарных ведрах мерзнет вода, палуба покрывается тонкой кор­ кой льда. Часто идет снег. Тогда суда становятся по­ хожими на ватные игрушки. Снег на вантах, на шлюп­ ках, на поручнях.

С мыса Челюскин сообщают, что началось интен­ сивное образование молодого льда.

На флагман часто приезжают командиры отрядов. Собираются в каюте у начальника, накуривают полные

47


пепельницы окурков, жарко спорят: «Ждать или пово­ рачивать обратно?»

Наянов молчит. Смотрит в окно на заснеженный скучный берег. Возвратить тридцать восемь судов, по­ ставить их на зимовку, на целый год вывести из эксплуатации, лишить Лену флота, который ей ну­ жен как воздух, невозможно, но и ждать становится опасно.

Наступила арктическая осень. Все чаще в вантах

гудит окрепший норд-ост, и

закрытая бухта

ершит

свою спину.

Иногда к

борту

подходят

прозрачные

льдины, покрытые снегом, трутся о

железо

бортов,

шуршат, как бы говоря:

«Мы рядом.

Скоро

мы за­

полним и вашу бухту и все море. Тогда вы

не

верне­

тесь».

уже сказал

свое

мнение — лучше

возвра­

Синоптик

щаться.

 

 

 

 

 

 

— Я полагаю, что еще можно подождать. Еще бу­

дут

южные ветры, — говорит

капитан

А. С.

Гидуля-

нов. — Бывали случаи, что пролив открывался

и в бо­

лее

позднее время.

командир

второго отря­

да

— Бывали,-— соглашается

капитан Маслов. ■— Но не забывайте,

что у нас реч­

ные суда. Так или иначе придется войти в соприкос­ новение с тяжелым льдом, а это гибельно. Четыре миллиметра корпус! Начнутся штормы... Речные суда нельзя сравнивать с морскими судами.

Разгорелся спор.

— Вообще-то поздновато, — вмешался в разговор капитан Башко, — но и возвращаться... Сами пони­

маете...

— Будем еще ждать. Атомоход «Ленин» поможет, В прошлом году при таких условиях мы давно бы вер­ нулись.

48


С таким же нетерпением, как и южных ветров, мы ожидаем подхода ледоколов. Но дни проходят, а ледо­ колы все не появляются. Они заняты проводкой мор­ ских судов, идущих с востока.

На смену серому дню приходит теперь уже темная ночь. Зажигаются якорные огни, цепочками оранже­ вых точек начинают светиться бортовые иллюминато­ ры, вахтенные включают палубные люстры, и неожи­ данно, как по велению волшебника, пустынная бухта Южная превращается в залитый огнями город.

Желающие едут на теплоход «Смольный» смотреть очередной кинофильм, другие играют в домино, шах­ маты, читают... «Смольный» — морской буксир мощно­ стью 1200 лошадиных сил. Это наш обеспечивающий. На долю его капитана Игоря Владимировича Этина выпала трудная задача — оберегать весь караван от всяких случайностей и полностью взять на себя нави­ гационную часть проводки. «Смольный» ■— единствен­ ное судно в караване, на котором установлены все но­ вейшие электронавигационные приборы.

Спускаюсь к себе в каюту. Ночью всякие мысли лезут в голову. Вот уже несколько ночей не спит на­ чальник экспедиции Наянов. Если приоткрыть дверь в его каюту, видно его грузную фигуру, навалившуюся на стол, руки подпирают круглую бритую голову, гла­ за устремлены в переднее окно. За окном темнота, только качающийся якорный огонь тускло освещает переднюю палубу. На столе телеграмма начальника Ленского пароходства: «Уточните подход. Ждем вас. Очень нужен флот». Легко сказать «уточните подход»! Сдвигаются густые брови Наянова. Какое решение надо принять? На карту поставлен флот из 38 новых речных судов. Здесь и буксиры, и грузовые теплоходы,

4 Ю. Д. Клименченко

49

и пассажирские суда. Много миллионов рублей стоят они.

...Шестнадцать лет проводит речные суда на во­ сточные реки Сибири Федор Васильевич Наянов. Вспо­ минаются эти напряженные годы борьбы с морской стихией.

Штормы... Волны, обрушивающиеся на слабые реч­ ные «коробки»... Завывание ветра... Бесконечные ледя­ ные поля, расстилающиеся перед глазами... Молоко ту­ манов, они держатся сутками в северных морях... Не­ проходящая тревога за людей и суденышки, идущие за флагманом... Писк морзянки, встревоженные голоса ка­ питанов в радиотелефонах:

— Плохо... Трещина... Заливает... Не могу идти дальше, нужна помощь...

Медлить нельзя, надо принимать решения, помо­ гать... Восторженные встречи в портах назначения и огромное чувство облегчения, после того как все суда

благополучно приведены на место.

 

бы реке ни

Да, все

это было. Недаром, на какой

появлялся

Наянов,

встречные

суда

приветствуют

его свистками, салютом.

Почти все они «морские

кре­

стники» Наянова, пришедшие на реку в разные

годы

под

его командованием.

Уже переведено

около

2000

судов. Огромный вклад в развитие Сибири.

 

взби­

Сейчас

Наянов уже не молод, не так

легко

раться

по

трапам, стало

труднее читать

вблизи,

зато

легче

открывать дальние

маяки. Но он полон энергии

и не мыслит жизни без своих «перышек».

 

опасно,

Он бессменно на мостике, всегда там, где

где

могут

потребоваться

его совет и помощь. Всегда

его

жизнь

проходила

в

опасности,

в нелегкой

борьбе.

И когда, будучи совсем юным, в 1920 году вступил в партию большевиков и в отрядах ЧОН боролся с ку­ лаками и белобандитами, и когда нес пограничную

50



службу на катерах Северного флота, вылавливая ино­ странных контрабандистов, и когда бил фашистов на Балтике, руководя десантными операциями. Он всегда преодолевал трудности и добивался победы. Родина вы­ соко оценила его заслуги. На груди Ф. В. Наянова ме­ даль лауреата и много орденов.

...Начинает светать. А Наянов все еще сидит у окна в тяжелом раздумье. Надо решать...

Есть два пути. Первый — учитывая трудности про­ хода и позднее время, возвратиться на остров Диксон и поставить весь флот на зимний отстой до осени буду­ щего года. До будущего? Пролив может не открыться для речных судов еще три года подряд, и тогда Лена не получит тот флот, который ей так нужен. Огромная Якутская республика имеет одну артерию — реку Лену. Лена питает весь край. Все основные грузы идут по Лене.

Наянов вздыхает. Нет, может быть, этот путь лег­ че, безопаснее, но нужно думать не только об экспе­

диции...

Второй путь — это

рисковать,

попробовать

провести

суда через пролив

при помощи

ледоколов.

В прошлом году это было бы невозможно. Сегодня на трассе работает атомный гигант «Ленин». «Ленин» — уникальное судно невиданной мощности...

20 сентября на рассвете раздается радостный крик вахтенного матроса:

— Ледоколы идут!

Люди выскакивают на палубы. В миле от карава­ на, окруженные редким плавающим льдом, в мутной туманной дымке чернеют пять мощных корпусов. Один из них возвышается над всеми. Это атомоход «Ленин». «Ленин», о котором мы так много слышали', читали, видели в кино и на фотографиях... И вот он «живой»,

перед нами.

Наш флагман снимается с якоря и направляется к

4 *

51

атомоходу. Подходим к борту. Верхний мостик «Озер­ ного» едва достигает главной палубы ледокола. Нас радушно встречает дублер капитана Б. М. Соколов и, перед тем как перейти к деловым вопросам проводки, любезно показывает судно. Все восхищает нас: и кра­

сота л^иний, и внутренняя отделка,

и чистота.

В машинном отделении сидят в маленьких креслах

механики в белых халатах. Перед

каждым пульт с

контрольными приборами. Светятся красные, желтые, зеленые глазки. Тишина. Здесь все противоречит обыч­ ному понятию «машинное отделение». И белые халаты механиков, и тишина, и лабораторная чистота. Нет шума моторов, запаха горячего масла, двигающихся машинных частей. Где-то далеко внутри судна, под «семью замками» и надежной защитой, помещен атом­ ный реактор. Бесшумный, спокойный и невиданно силь­ ный. Сорок четыре тысячи лошадиных сил!

К нему вход запрещен. Через смотровые окошечки наблюдают механики за его поведением.

А какие помещения у команды! Просторные, уют­ ные каюты, роскошная столовая, похожая на большой современный ресторан, красный уголок, вестибюли,

курительные комнаты...

И как приятно нам, ленинградцам, сознавать, что ледокол построен именно в нашем городе. Ходили на Адмиралтейский завод смотреть, как спускают атомо­ ход. Ждали его выхода на просторы Арктики. Мы, мо­ ряки, особенно гордимся этим судном. Первый в мире атомный ледокол! Свой. Советский. Захотели — и пост­ роили. Построили быстро, добротно. Каждый, кто ви­ дит атомоход, думает: «Велики возможности у нашей страны».

Мы приходим в восторг от рассказов плавающих на нем людей.

52