Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Для этого судна не существует непроходимых льдов. Мы за навигацию даже заднего хода не давали,

чтобы

взять разбег, — с гордостью

говорит К.

Ильин,

один из старейших механиков.

капитана

атомо­

В

большом, но уютном кабинете

хода Павла Акимовича Пономарева намечаем порядок следования и согласовываем вопросы связи.

— Учтите, Федор Васильевич, — обращается Поно­

марев

к Наянову, — лед

очень

тяжелый. Особенно в

начале и конце

пролива.

Берем

под проводку весь

ваш

флот.

Будем

обеспечивать семью ледоколами и

раз­

ведкой с самолета, но прошу сниматься скорее. Обста­ новка меняется каждый час.

На прощание капитан «Ленина» предложил Наяно­ ву перейти на ледокол «Капитан Белоусов» для того, чтобы оттуда руководить дальнейшей проводкой. Фе­ дор Васильевич вежливо отказался.

Так, значит, не пойдете на ледокол? — спросил Наянова начальник связи, присутствовавший при этом разговоре.— Там же удобнее.

Не пойду.

Прощаемся, спускаемся на своего «малыша» и воз­ вращаемся к каравану. Там уже все готово к съемке. Суда поднимают якоря и строятся. Впереди «Ленин»,

за ним ледоколы «Москва», «Красин», «Капитан

Бе­

лоусов», «Капитан Мелехов» вперемешку с

отрядами

наших судов.

 

 

 

 

Начинается движение. Вскоре к нам присоединяют­

ся ледоколы

«Ермак»

и «Капитан Воронин».

Через

час караван

уже идет

в густом плавающем

льду. Не­

даром приплывали к нам в бухту. льдины-«развед- чики». «Основные силы» были недалеко.

С этого момента начинается невиданная в истории наших проводок напряженная борьба с полярными

53


льдами. Над

караваном

с

раннего утра

до темноты

барражирует

самолет. Он

выискивает

наиболее

сла­

бые ледяные

поля и разводья. Но лед

становится

все

плотнее и плотнее.

продвигаются

в

проделанном

Медленно,

с трудом

«Лениным» канале речные суда. Слишком слабы у них машины, часто забиваются насадки винтов, гнутся ру­ левые тяги. Канал быстро сжимает, и тогда движение прекращается. Печально и беспомощно стоят наши су­ да, упершись носами в двухметровые льдины. Ледоко­ лы, как заботливые родители, опекают свои отряды. Возвращаются, окалывают, снова выходят вперед, про­ кладывают путь.

Но это помогает мало. «Самоходки» проходят три­ ста-четыреста метров и снова застревают. Далеко впе­ реди сверкает прожектор «Ленина». Голубой луч то скользнет по небу, то поворачивает назад и слепит глаза вахтенным, то шарит по ледяным полям, зажи­ гая мерцающим светом прозрачные торосы. Атомоход ищет дорогу. Ночью разведка с самолета не произво­ дится. Мы видим по отличительным огням, как «Ле­ нин» разворачивается и полным ходом быстро прибли­ жается к каравану. Он идет метрах в двухстах от раз­ бросанных судов. И вдруг происходит чудо...

Мне приходилось участвовать во многих ледовых проводках. Обычно ледокол, встретив тяжелый тороси­ стый лед, останавливался, давал ход назад, «разбегал­ ся» и бил торосы. Проделывал он такую операцию мно­ го раз подряд. Застревал во льду. Перекачивал воду из одной цистерны в другую. Кренился то на один, то на другой борт. Раскачивался и таким образом освобо­ ждался от ледяных тисков. Все это было нудно и за­ нимало много времени. Так работали наши ветераны «Ермак» и «Красин». Недавно они были лучшими ледо­

54


колами в мире, а теперь на смену им пришел исполин Арктики.

«Ленин» легко и стремительно шел вперед, как будто не было на его пути толстого полутораметрового льда, страшных, торчащих ропаков и ледяных нагроможде­ ний. Даже от волны, поднятой атомоходом, неподвиж­ ные ледяные поля приходили в движение, ломались, крошили'друг друга, раскалывались, образуя широкие трещины. Есть ли преграда, которая сможет остано­ вить этот гигант?

Атомоход сделал плавный поворот за кормой по­ следнего судна и так же стремительно понесся обрат­ но по «целине», оставляя за кормой широкий черный канал. Удивительная машина!

Шесть долгих суток продолжалась борьба со льдом. Нелегко было «Ленину» и остальным ледоко­ лам защищать слабеньких «речников» от сжатий, про­ водить этот необычный караван в такое позднее время. И все-таки миля за милей мы подвигались вперед, к чистой воде.

Но не все обходилось благополучно. Почти каждый час на имя начальника экспедиции приходили радио­ граммы, указывающие на то, что караван находится в тяжелом положении.

«СТ-701. Получил пробоину в носовой части. Вода поступает непрерывно. Заделываем. Капитан Иванов».

«Танкер-307. Под корпус попала большая льдина. Свернула насадки. Самостоятельное движение невоз­ можно. Капитан Реслакин».

«СТ-554. В первом трюме правого борта погнут рамный шпангоут. Трещина в корпусе. Поступает вода.

55

Принимаем меры к ликвидации аварии. Капитан Ви­ ноградов».

«Танкер-306. В носовой части оторвало обшивку от шпангоутов с правого борта. Капитан Белоусов».

Выходят из строя рули, винты. Льды пробивают носовые трюмы, шпангоуты отрываются от обшивки. Тяжелый и трудный путь. Но наши «мальчики» не ро­ беют. Они работают не считаясь со временем, по коле­ но в ледяной воде, никто не просит помощи, не впа­ дает в панику. В конце каждой радиограммы стоит: «...принимаем меры».

На флагмане тоже не спят уже несколько ночей. Наянов не отходит от радиотелефона. Советует, отдает распоряжения. Приходит еще одна тревожная радио­ грамма:

«СТ-956. Льдина пробила корпус. Пробоина под­ водная один метр на сорок сантиметров. Теплоход бы­ стро кренится. Пытаемся заделать. Воду откачиваем.

Капитан Строганов».

битву с водой команда

Пять суток

вела жестокую

«СТ-956».

 

 

 

по

Наконец Строганов сообщил: «Могу следовать

назначению. Команда работала хорошо».

Много ска­

зано этой фразой.

 

караван

к

Только 27 сентября удалось подвести

112-му меридиану, где находилась кромка

льда.

Все

38 судов были

выведены. Никогда бы не

осуществи­

лась эта операция без помощи «Ленина».

 

 

Начальник

экспедиции дал

теплую радиограмму

капитану Пономареву: «Благодарю вас, всех капита­ нов ледоколов, личный состав за успешную проводку. Команды ледоколов совместно с командами речных судов проявили мужество и уменье в выполнении труд­ ного задания. Желаю счастливого плавания. Наянов».

56


Дав прощальные сигналы, ледоколы повернули на запад. Они пошли на новые задания. С нами остался

ледокол «Капитан Белоусов», который

должен

был

буксировать

поврежденные

суда к

месту назна­

чения.

 

 

 

 

Андрей

Татарчук, капитан

ледокола,

опытный

по­

лярник, в разговоре со мною по радиотелефону горько

сказал:

— Первый этап прошли. Досталось всем здорово. Боюсь, что дальше легче нам не будет.

Он оказался прав. На кромке творилось невероят­ ное. Восьмибалльный шторм от норд-оста гнал огром­ ные льдины в пролив Вилькицкого. Они вставали ды­ бом, переворачивались, ударяли в днище, борта. В та­ кой обстановке нельзя было оставаться ни минуты. И Наянов приказывает выводить суда в море, несмотря на то что у нас пятнадцать поврежденных судов, ко­ торые не могут двигаться самостоятельно. Другого вы­

хода нет.

развел высокую

Ветер перешел на норд-вест и

волну. Потрепанные и ослабленные

проходом через

лед, речные суда оказались во власти стихии. Речные буксиры вели за собой поврежденные во льду само­ ходки. На волне стала лопаться сварка в швах... И то­ гда в радиотелефон мы снова услышали голос капи­ тана Строганова:

— Зыбью отбило цементный ящик, поставленный на пробоину, в корпус сильно поступает вода. Прини­ маем меры...

Ни звука о том, что судно на краю гибели, что сле­

дует подумать о снятии людей, что команда

валится

с ног от усталости...

экипаж — их было

всего

десять

Снова маленький

человек — принялся

воевать с морем.

Здесь

комсо-

57


мольцы и молодежь судна еще раз показали, на что они способны.

О том, как это было, рассказал мне много позже старший механик «956»-й Яша Макаревич.

«25 сентября, когда команда обедала, уплетая вкус­ ный суп, послышался сильный удар в правый борт. Таких сильных еще не наблюдали. Сейчас же звякнул телеграф, и судно остановилось. Боцман выбежал изза стола. Через какие-нибудь пять минут, не больше, загудел судовой тифон. Подавалась водяная тревога. Как полагается в таком случае, все бросились в каю­ ты, надели спасательные жилеты и разбежались по своим местам, согласно расписанию. На палубе стар­ пом кричал в мегафон:

— Пробоина в трюме номер один! Пробоина в трю­ ме номер один!

Капитан Строганов сейчас же сообщил об этом на ледокол. Оттуда ответили: «Пока будем следовать дальше. Начинается сжатие. Заделывайте пробоину своими силами. Держите нас в курсе...»

Ну что оставалось нам делать? Полезли в трюм, а там воды... Во!-По колено. Надо откачивать. Насос запустили сразу, а он почему-то не взял. Засорило, наверное, песком. У нас в трюмах лежал балластный песок, для остойчивости. Вся команда работала в трю­ ме. Разбивали песок ломами. Он стал твердый, как ка­ мень. Смерзся. Надо освободить подход к пробоине, так чтобы можно было ее заделывать. В трюме темно­ та, холод, вода. Кое-как подали туда свет, ну и добра­ лись все-таки до пробоины. Я тут наладил откачку воды. Команда промокшая, замерзшая. Надо бы от­ дохнуть, но нельзя. Судно идет во льду, от каждого удара наши заделки отлетают. Снова заделываем. И так сутки за сутками. Сколько прошло времени, уже

58

не помню. Мы прилагали все усилия, чтобы спасти судно. Но вот пришелся еще сильный удар, цемент­ ный ящик, который мы с таким трудом поставили, отле­ тел, и вода хлынула в трюм. А силенки-то наши на исходе.

Капитан запросил помощи у ледокола. «Капитан Мелехов» остановился. Высадил к нам свою команду, протянули провода электросварки, пришли водолазы. Они принесли листы железа, мы, чем могли, скрепили судно и начали латать. Часов через двадцать задела­ ли. Вот тогда мы от вас и 'отстали. Потом уже кое-как

присоединились к

каравану. Вышли за кромку,

а тут

штормина. Да вы

сами знаете. Как начало бить

вол­

ной, так мелеховскую заплатку и отбило. Куда

там.

такая сила!

Опять аврал. Команду в трюм. Стали затыкать дыру чем можно. Аварийный материал кончился. Тут уж все пошло в ход. Ватники, одеяла, пакля, тряпки. И все время в ледяной воде. Как только выдержали! Плохо нам было и страшно. Ведь каждый понимал, что в такую погоду людей спасать трудно. Да и в воду попадешь — каюк сразу... Кому-нибудь, наверное, при­ шлось бы... Но надо сказать честно, команда хотя у нас сборная — главным образом из неплававших мальчи­ шек— показала себя здорово. Один только сдал. Не хочу называть фамилии. Он звал ребят идти к капита­

ну, просить, чтобы команду

пересадили на

ледокол.

Все равно, мол, судно погибло. Так знаете,

что

ему

сказали? «Давай чеши один, пересаживайся,

а

о

нас

не хлопочи. Мы еще повоюем».

и

само­

Но он тоже не пошел. Хорошая, дружная

отверженная была команда».

неистовствовал,

на

пути

Море бесновалось, ветер

до самого Тикси не имелось ни одного места

укрытия,

59