ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
нальна напряжению и обратно пропорциональна сопро тивлению
v
где /—сила тока в а; v—напряжение в в;
R—сопротивление в ом.
Количество работы, совершаемое током в единицу времени, выражаемое произведением напряжения на си лу тока, называется электрической мощностью
|
|
Р = / . V. |
|
|
|
Единицей |
мощности |
является |
1 |
ватт |
(от); 1000 от |
составляет 1 |
киловатт |
{кет). |
|
силе |
{л. с.). |
1 киловатт равен 1,36 лошадиной |
|||||
1 л. с. равна 0,736 кет. |
|
|
|
||
Произведение мощности на время называется элек |
|||||
трической работой |
|
|
|
|
|
|
|
А — 1 -V't, |
|
' |
|
где t—время в ч. |
|
|
(вт-ч) и киловатт- |
||
Работа измеряется в ватт-часах |
|||||
часах (квт-ч). |
|
|
|
|
|
Электрический ток бывает постоянным и переменным. |
|||||
Постоянный |
протекает |
по цепи |
в |
одном |
направлении |
от минуса к плюсу с постоянным направлением. Пере менный — изменяется по величине и направлению. Его изменения повторяются через одинаковые промежутки времени, называемые периодом. Число таких периодов в секунду называется частотой и измеряется в герцах (гц). Промышленный переменный ток в нашей стране имеет стандартную частоту 50 гц, изменяет направле ние 100 раз в секунду. В первой половине периода ток имеет одно направление и достигает максимальной ве личины, а в течение второй половины — противополож ное направление и свою максимальную величину. При изменении направления величина тока уменьшается до нуля, но благодаря большой частоте колебаний изме нение величины тока практически не наблюдается. Пе ременный ток применяется широко, потому что его мож но передавать на большие расстояния. При этом он трансформируется, т. е. трансформатор вначале повы
шает его напряжение, а затем понижает до требуемой величины. Переменный ток применяется, главным об разом, трехфазный. Трехфазный переменный ток полу чается в специальных генераторах трехфазного тока, в которых между полюсами электромагнитов враща ются три катушки, расположенные под углом 120°. В этих катушках образуются переменные токи одинако вые по величине, но сдвинутые по фазе на ‘/з периода. В генераторе значения силы тока наступают несколько позже, чем значения напряжения на некоторую часть периода, соответствующую углу сдвига фаз у. В резуль тате сдвига фаз, получаемая от генератора, мощность уменьшается на величину так называемого cos у. С уве личением угла сдвига фаз cosy, а с ним и полезная (активная) мощность уменьшается.
Применение трехфазного тока дает большую эконо мию проводов. Очень важной особенностью перемен ного тока является способность создавать вращающее ся магнитное поле, на основе которого устроены асин хронные двигатели, имеющие широкое распространение.
Скорость вращения магнитного поля статора, име
ющего 3 катушки, 50 |
об/сек (по числу периодов) или |
|||||
3000 |
обIмин. |
При |
6 |
катушках получается |
поле |
с |
1500 |
об/мин, что соответствует числу оборотов ротора |
|||||
1420 об/мин |
(с учетом скольжения). При 12 |
катушках |
||||
число оборотов поля составляет 750 об/мин. |
|
|
||||
Ротор электродвигателя, помещенный во вращающе |
||||||
еся |
магнитное поле, |
испытывает действие последнего |
и |
в его обмотках возбуждается электрический ток, маг нитное поле которого взаимодействует с магнитным по лем статора и приводит во вращение ротор. Скорость вращения асинхронного двигателя всегда меньше, чем скорость вращения магнитного поля. Разница между числом оборотов магнитного поля статора и числом оборотов ротора, поделенная на число оборотов маг нитного поля, называется скольжением. Скольжение при нормальных нагрузках колеблется в пределах 5— 10% для малых двигателей, 2—5% для средних и 1% для мощных. Наименьшее скольжение бывает при холостом ходе двигателя. С увеличением нагрузки скольжение увеличивается.
Постоянный ток применяется реже переменного и получается практически ,в основном путем выпрямления переменного тока в специальных выпрямителях.
59
Электродвигатели
Каждый механизм крана имеет отдельный прнводэлектродвигатель, передачу и аппаратуру управления.
Двигатели переменного тока имеют наибольшее рас пространение на кранах и разделяются на двигатели с короткозамкнутыми и фазовыми роторами (или с кон тактными кольцами). Электродвигатель состоит из двух основных частей: неподвижной — статора и подвиж ной — ротора. Статор имеет три обмотки, расположен ные под углом 120°, шесть концов их выводятся к клем мам щитка и служат для подключения двигателя к се ти. Короткозамкнутые роторы обмотки не имеют. Ее роль играют изолированные и заложенные в пазы мед ные стержни, концы которых привариваются к двум медным кольцам. Обмотки фазного ротора присоединя ются к трем контактным кольцам, по которым скользят щетки. В моторах с фазным ротором создаются благо приятные условия для уменьшения пускового тока, уве личения пускового момента двигателя, регулировки числа оборотов. Способность двигателей кратковремен но развивать вращающий момент больше номинально го называется перегрузочной способностью. Она у мно гих двигателей доходит до 2,5. Одиако длительная пе регрузка двигателя может вызвать повреждение изоля ции обмоток. При снижении напряжения в сети в боль шей степени снижается вращающий момент двигателя; последний перегружается, греется и выходит из строя. Поэтому воспрещается работать на кране, если напряже ние уменьшилось больше чем на 10% против номиналь ного.
На кранах применяют крановые асинхронные элект родвигатели трехфазмого тока напряжением 220 и 380 о (двигатель при необходимости может быть подключен
ксети с напряжением 220 или 380 в).
Вгородской сети, как правило, применяется четырех
проводная система трехфазного тока. Это дает возмож ность подключать к ней потребителей, требующих 220 в (фазовое напряжение) и 380 в (линейное напряжение). К сети с фазовым напряжением подключают обычно осветительные приборы, к сети с линейным напряжени ем — электродвигатели (рис. 26).
При четырехпроводной системе три провода соединя ются с обмотками трансформатора, это — линейные
60
провода. Напряжение между ними является наивысшнм — 380 в. Четвертый провод присоединяется к нуле вой точке трансформатора и называется нейтральным или нулевым. Напряжение между этим проводом и любым из линейных будет фазным напряжением и оно меньше линейного (220 s) в 1,73 раза. Фазным напря-
Рпс. 26. Схема подключения потребителей к город ской сети:
/—трансформатор (вторичная обмотка): 2—линей ные провода; 3—нейтральный (нулевой) провод; 4—электродвигатель; 5—электролампы и другие электроприборы.
жением двигателя называется напряжение между нача лом и концом фаз. Обмотки каждой фазы двигателя рассчитаны на определенное фазное напряжение (220 в), поэтому для подключения его к сети с напряжением 380 в надо по-иному включать обмотки статора.
Если линейное напряжение сети 380 в, обмотки ста тора двигателя соединяются на звезду; если линейное напряжение сети 220 в, тогда обмотки статора соединя ются на треугольник. О подключении двигателя к тому пли иному напряжению на его табличке-паспорте дела
ется такое обозначение о= 38и/220 А/4.
Для подключения двигателя на щитке, укрепленном
на статоре, |
выведены начала |
(цифры |
1) |
и концы |
(цифры 2) |
обмоток статора |
(рис. 27, |
а). |
При сое |
динении на треугольник концы и начала обмоток соеди няются перемычками (рис. 27. б). При соединении на
61
звезду концы обмоток соединяются между собой
(рис. 27, е).
Все установленные на кране двигатели должны со ответствовать паспортным данным крана. Однако, даже соответствующие по мощности двигатели в зависимости
Рис. 27. Схемы соединения обмоток статора трехфазного электромотора:
и—расположение клемм обмоток ста тора па щитке мотора; б—соединение обмоток на треугольник; в—то же, на звезду: /—начало фазы; 2—конец фазы.
от знаний и навыка машиниста, могут потреблять мень шее и большее количество энергии.
Мощность асинхронного двигателя на валу опреде ляется по формуле
P=l,73/i> cosp?7 вт,
где у—напряжение сети в в ; |
1 |
/—ток статора в а; |
двигателя; |
cosp—коэффициент мощности |
|
г]—коэффициент полезного действия двигателя, рав |
|
ный примерно 0,9 (90%). |
|
1,73—величина, вводимая при |
трехфазном токе. |
62
■ Из |
приведенной |
формулы |
определяется |
величина |
гока |
|
|
|
|
|
/ |
Р |
|
|
|
= ——-------------п ■ |
|
||
|
|
1,73и • cos <рт| |
|
|
С |
уменьшением |
cosq> величина дроби увеличивается. |
||
Следовательно, на |
количество |
потребляемой |
энергии |
влияет cosip. С его уменьшением расход энергии воз растает. Вращение двигателей вхолостую или с незна чительной нагрузкой (подъем легких грузов мощными кранами) снижает cosip.
На щитке электродвигателя указывается так называ емая номинальная полезная мощность, которую двига тель может развивать в течение длительного периода работы. Двигатели характеризуются, кроме номиналь ной мощности, величиной пускового (максимального) момента, а также перегрузочной способностью, т. е. от ношением максимального момента к номинальному, и пусковыми токами.
Нормальные короткозамкнутые электродвигатели име ют большие пусковые токи, превышающие нормаль ные в 5—7 раз, сравнительно небольшие пусковые мо менты, превышающие номинальные в 1,2—2 раза, и небольшую перегрузочную способность, равную 1,8— 2,5.
Крановые двигатели с короткозамкнутыми роторами имеют большие пусковые моменты, превышающие номи нальные в 2,6—3,1 раза. Однако, значительные пусковые токи, которые превышают номинальные до 5 раз, а также невозможность регулировки скорости ограничи вают применение короткозамкнутых двигателей на ба шенных кранах (применяются мощностью 2,2—16 кет). В башенных кранах наиболее широко применяют двига тели с фазовыми роторами, так как в них можно ре гулировать при помощи сопротивления, вводимого в
цепь ротора, величину пусковых токов и крутящих мо ментов. От величины начального крутящего момента зависит способность двигателя преодолевать в момент пуска инерционные усилия груза и исполнительных ме ханизмов передач. Если момент на валу лебедки от под нимаемого груза будет больше, чем крутящий момент электродвигателя, последний остановится. Момент, раз-
63