Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Наутилус»: 90° северной широты

...Восемь... шесть... четыре..,— голос капитана Уилья­ ма Андерсона монотонно отсчитывает сокращающееся расстояние.— Три... два... один... Передавайте! Третье ав­ густа 1958 года. Время: 23.15. Северный полюс!

Над головами взволнованных людей в

эту минуту

100

метров воды и несколько метров льда. Под ними —

4200

метров глубины.

 

Достигнув полюса, подводная лодка не

останавлива­

ется. В холодной и темной океанской пучине она идет дальше, уже «по ту сторону». Идет так спокойно, что лю­ дям, находящимся в ней, кажется, будто она стоит на месте. Только приборы показали, что первый корабль за всю историю человечества минуту назад прошел самую северную точку земного шара, что первые люди побыва­ ли подо льдом на Северном полюсе, на 90-м градусе северной широты...

Подготовка этого небывалого плавания потребовала больше средств и человеческих усилий, чем подготовка любой из предыдущих экспедиций к Северному полюсу. Но, в отличие от прошлого, мир не мог следить ни за эти­ ми приготовлениями, ни за самим плаванием — о них стало известно лишь впоследствии. Тогда все держалось в строгой тайне.

Сейчас мы знаем, что уже где-то около 1951 года ад­ мирал Хаймен Дж. Рикоувер (кроме прочего — член аме­ риканской комиссии по атомной энергии) потребовал от отдела кадров военно-морского флота прислать в его рас­ поряжение двух самых способных молодых офицеровподводников. Когда они явились к нему, он откоманди­

ровал их назад, приписав на сопроводительной:

«Если эти

двое — самые лучшие в нашем флоте, весьма

опасаюсь

за наше будущее.»5

 

5 С. Б ар тл ь

65

Было ясно, ято речь идет о мйом-то особо огветстьенном задании. К адмиралу Рикоуверу послали двух других офицеров, потом еще двоих. В конце концов он остано­ вился па тех двоих, которые были присланы первыми. Вместе с другими офицерами они были направлены на специальные курсы в Нью-Лондон, где находился атом­ ный учебный центр.

Одновременно начал строиться комплекс научных ла­ бораторий и заводов, в которых должны были трудиться сотни ученых и инженеров и тысячи высококвалифици­ рованных рабочих.

Усилия их принесли плоды. В пустыне штата Айдахо состоялось испытание атомной энергетической системы для подводных лодок. На гротонских верфях концерна «Дженерэл Дайнэмикс» была заложена первая атомная подводная лодка, любимое детище адмирала Рикоувера. Ее назвали «Наутилус». Если учитывать ее основное на­ значение, трудно сказать, большой ли это было честью для Жюля Верна.

Строительство «Наутилуса» продолжалось восемна­ дцать месяцев и обошлось в 50 миллионов долларов. Но изучение всей проблемы в целом, а также сооружение не­ обходимых лабораторий и предприятий заняло четы­ ре с половиной года и обошлось примерно в 250 миллионов.

Так родился подводный атомный корабль длиной 100 метров и водоизмещением не много не мало 3800 тонн. Запасы горючего, которые у дизель-аккумуляторных под­ водных лодок составляют почти треть их веса, ограничи­ вались теперь несколькими десятками килограммов обо­ гащенного урана. Этого достаточно на долгие месяцы не­ прерывного плавания.

Сверх того, атомный мотор не нуждался в воздухе, ему не нужен был кислород. Лодка может целыми неде­

66


лями и

месяцами не всплывать на поверхность.

Чистый

воздух обеспечит мощное регенеративное устройство.

На «Наутилусе» был установлен атомный

реактор

того же

типа, что и на «Ленине», то есть водо-водяной.

За день

он расходует всего несколько десятков

граммов

уранового топлива и при этом дает двум гребным винтам по 7 тысяч лошадиных сил, обеспечивая небывалую для подводных лодок скорость — 20 узлов. Однако для боль­ шей надежности «Наутилус» был снабжен еще резерв­ ным дизель-электричесшга агрегатом и аккумуляторами.

Как не заблудиться?

После пробных плаваний в 1955 и 1956 годах «Наути­ лус» был направлен в Арктику, к Северпому полюсу.

Первые попытки проникнуть в Северный Ледовитый океан в августе и сентябре 1957 года и в июне 1958 года не принесли особого успеха. Оказалось, что батиметриче­ ские карты морского дна на границах арктического бас­ сейна западного полушария неточны и неполны. «Наути­ лус» долго не находил места, где он мог бы безопасно по­ грузиться под лед п пройти в глубины Северного океа­ на,— всюду было слишком мелко для него. Во время дру­ гой попытки из-за неполадок в источнике электропита­ ния отказали гирокомпасы.

Решающая атака была предпринята в июле 1958 года. Однако нужно было решить еще одну сложную проблему — проблему ориентировки. Для судов, плыву­ щих по поверхности или имеющих возможность в любое время выставить наружу перископ либо антенну, это вещь простая. Но здесь? Как добиться, чтобы подводная лодка не потеряла ориентацию в темных глубинах под ледяным покровом? Чтобы она не блуждала, как остав­

67

шийся без взрослых ребенок, в 13 миллионах неисследо­ ванных квадратных километров Северного Ледовитого океана в поисках места, где можно всплыть на поверх­ ность и установить свое положение по солнцу и звездам (самый точный способ) или хотя бы с помощью радио­ компаса? Что для этого предпринять? Магнитный компас вблизи полюса практически непригоден. Да и гироком­ пас, используемый сейчас на большинстве морских судов, там, в высоких широтах, не дает таких точных и надеж­ ных показаний, как, например, на экваторе.

Атомный двигатель, надежно обеспечивающий под­ водную лодку достаточным количеством энергии, позво­ лил решить и этот ребус. На «Наутилусе» была установ­ лена громоздкая и тяжелая аппаратура, так называемая инерциальная навигационная система.

В сущности, эта пластина с несколькими маховиками. Благодаря маховикам пластина занимает строго опреде­ ленное положение в пространстве. Каждую, даже самую незначительную попытку пластины изменить первона­ чальное положение, вызвана ли она движением судна или вращением Земли, отмечают чувствительные приборы. Электронный «мозг» инерциальной навигационной систе­ мы воспринимает, запоминает и учитывает все силы, воз­ действующие на пластину. На основе этого автоматиче­ ский счетчик непрерывно вычисляет данные о географи­ ческом положении корабля в любой момент плавания, не­ зависимо от того, где он находится — на экваторе или подо льдом Северного полюса. Корабль, снабженный этим прибором, всегда точно знает свое местонахожденпе.

Правда, первоначально инерциальная система была мишенью насмешек моряков. Однажды кто-то прикрепил к ней обыкновенный туристский компас и рядом с ним табличку: «Пусть компас останется тут, чтобы этот при­ бор знал, где находится север», В действительности же

68


инерциальная система была одной из главных предпосы­

лок успеха.

Вооруженный этим маленьким чудом двадцатого века, «Наутилус» в конце июля прошел через Берингов пролив и взял курс на север. После недолгих поисков ему уда­ лось найти севернее мыса Барроу на Аляске впадину на дне моря, которую назвали Подводным каньоном Барроу. Эта впадина позволила «Наутилусу» 1 сентября уйти под лед и со скоростью 20 узлов направиться в глубь Аркти­ ки к высокой цели — Северному полюсу.

5 сентября, пройдя за 97 часов 3300 километров, «Нау­ тилус» всплыл на другой стороне Арктики, к западу от

Шпицбергена.

Северный полюс был впервые достигнут под водой, Северный Ледовитый океан впервые переплыт поперек.

Только теперь мир мог узнать об этой необычной экс­ педиции, которая ставила перед собой значительно более далеко идущие задачи, чем завоевание полюса.

Тайный приказ

 

 

 

 

Кто

хочет

кратчайшим

путем

попасть из

Северной

Америки в Советский Союз,

должен пересечь

Арктику.

В этом

может

убедиться любой школьник, взяв в руки

глобус или карту.

тайны

и для определенного

Этот

факт

не составлял

круга людей в Соединенных Штатах, которые заняты стратегическим планированием и проводят большую часть своего времени неподалеку от Вашингтона — в монумен­ тальном пятиугольном здании, получившем известность под названием Пентагон.

Эти люди начали считать Арктику «стратегическим центром третьей мировой войны». Ведь тот, кто сумеет овладеть Арктикой и разместить там достаточно дейст­

69


венные огневые средства, может без труда взять на муш­ ку п держать под ударом почти все северное полуша­ рие — этот важнейший район мира. И в самом деле, газ; 111 крупнейших городов, насчитывающих более миллио­ на жителей, 100 расположено в северном полушарии.. Причем большинство из них (71) находится ближе к по­ лярному кругу, чем к экватору. Если мы взглянем на земной шар с севера, то увидим, что вокруг Арктики ле­ жат наиболее значительные промышленные пункты, жиз­ ненно важные центры главных держав мира.

«Овладение Арктикой — одна из наших основных за­ дач,— с солдатской прямолинейностью заявил командую­ щий тихоокеанской подводной флотилией США адмирал Э. Гренфел,— и решить эту задачу могут только подвод­ ные лодки».

Сначала, сразу после второй мировой войны, когда «полярная стратегия» США только зарождалась, главная роль в Арктике отводилась воздушным силам (US Air Force). До сих нор американцы строят, расширяют и мо­ дернизируют в Арктике аэродромы для своих стратегиче­ ских бомбардировщиков. Тринадцать американских воз­ душных баз расположено на Аляске и Алеутских островах, три — в Гренландии, еще несколько в Исландии и Север­ ной Канаде. С 1952 года американская авиация постоян­ но держит в Северном Ледовитом океане одну или две дрейфующие научно-исследовательские станции. Через Арктику ежедневно отправляются в полет к границам

СССР патрульные реактивные бомбардировщики Б-52 с атомным оружием на борту. Однако со временем люди из Пентагона поняли, что из-за больших расстояний, су­ рового северного климата и прежде всего вследствие со­ вершенства советской противовоздушной обороны им не приходится полагаться в своей «полярной стратегии» на успех .авиации. Наземные ракетные установки также

70

в большинстве своем могут быть поражены ответным залпом советских ракет, а кроме того, местное население смотрит на такие установки недружелюбно.

Иное дело атомные подводные лодки! Надежно скры­ тые ледяным панцирем и стометровым слоем воды, они могут незаметно подойти в международных водах к про­ тивоположной оконечности Арктики — северным берегам

СССР.

Принципиальную возможность этого и должен был доказать «Наутилус» своим плаванием через Северный Ледовитый океан.

Уже первые плавания «Наутилуса» в 1957 году газе­ та «Нью-Йорк Геральд Трнбюн» приветствовала броским заголовком: «Атомная подводная лодка угрожает рус­ ским. Арктическое плавание «Наутилуса» доказывает, что можно проникнуть в советские воды подо льдом».

Подводное плавание, во время которого удалось прой­ ти подо льдом Северный полюс, было встречено амери­ канскими стратегами с большим удовлетворением. Но удовлетворение их было неполным. Чего-то еще не хвата­ ло... Сначала подводные лодки были вооружены лишь торпедами, и Пентагон рассчитывал с их помощью прер­ вать сообщение по Северному морскому пути СССР. Од­ нако этот путь пролегает в мелких прибрежных водах (о которых американцам, помимо всего прочего, мало что известно), а это значительно ограничивает маневренные

возможности подводных

лодок во

время столкновения

с вооруженным конвоем.

«Наутилус»

был вооружен толь­

ко торпедами. Но на чертежных досках в конструктор­ ских бюро уже лежали проекты атомных подводных ло­ док, способных нести баллистические ракеты «Поларис» с атомными боеголовками. Вот что нужно было Пентаго­ ну! Скрытая подо льдом подвижная ракетная установка, которая может в любое время незаметно подкрасться

71


к советской территории на расстояние выстрела, всплыть между льдами и послать в воздух свой смертоносный за­ ряд. Абсолютное, практически неуязвимое оружие!

Однако осуществимость всех этих замыслов «Наути­ лус» доказать не смог. Он сделал попытку всплыть в по­ лынье между льдами, но кусок льдины переломал его перископы и едва не положил конец дальнейшему пла­ ванию.

Задача отработать всплытие во льдах выпала на долю третьей американской подводной лодки — «Скейт».

Когда в одну из июньских ночей 1958 года она неза­ метно покидала свою базу в Нью-Лондоне на восточном побережье Соединенных Штатов, в личном сейфе ее ка­ питана Джеймса Калверта лежал синий пакет, содержа­ ние которого, кроме него, не знал ни один из девяноста семи членов экипажа, тем более никто из девяти граж­ данских специалистов, которые должны были обслужи­ вать и испытывать новые приборы. В конверте был при­ каз и его краткое недвусмысленное обоснование: «Ис­ пользование Арктического океана для боевых действий будет возможно только в том случае, если подводные лодки хотя бы время от времени смогут всплывать на поверхность».

Эту возможность «Скейт» должен был испробовать на собственной шкуре.

Подводная лодка среди льдов

Тишина. В длинном отсеке со стальными стенами стоят четыре человека и внимательно следят за светя­ щейся точкой, которая, как блуждающий огонек, медлен­ но движется по карте, лежащей на стеклянной доске не­ большого стола. Один из них, повторяя путь светящейся

72

точки, чертит на карте кривую, постепенно запутываю­ щуюся в клубок.

В углу отсека, метрах в четырех от стола, расположи­ лась другая группа и не менее сосредоточенно наблюдает за серым стальным прибором, прикрепленным к стене на высоте глаз. Под стеклом видны стремительно колеблю­ щиеся стальные перья, которые чертят на движущейся бумажной ленте нечто напоминающее перевернутый вверх ногами горный хребет с острыми вершинами. Через рав­

ные

промежутки

времени

прибор

издает

однообраз­

ный

звук,

словно

кто-то

чистит

щеткой

твердую

шляпу. Этот

звук — единственное,

что нарушает ти­

шину отсека.

Но вот к нему присоединился голос человека из вто­ рой группы:

— Тяжелые льды. Толщина около трех метров. Светящаяся точка, проектируемая курсографом на

карту,— это их «Скейт». Он продолжает медленное дви­ жение. Будто что-то ищет...

Наконец! «Горные вершины», которые рисует на ре­ гистрационной ленте перо, резко уменьшаются, а затем сливаются в одну линию с ровной чертой, обозначающей их верхний край.

— Чистая вода,— докладывает человек у прибора.

В ту же минуту штурман отмечает на карте красным крестиком местоположение светящейся точки. А точка

между

тем движется

дальше.

Акустический прибор —

сонар,

основанный

на использовании эха, направлен

вверх

и ощупывает,

посылая

колебания, пространство

над подводной лодкой.

Теперь линии опять разошлись, и на ленте появился небольшой «холм», значит, наверху лед. Еще один крас­ ный крестик. И опять линии совпадают: наверху свобод­ ная ото льда поверхность. Еще крестик...

73