Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Сейчас эти цифры изменились соответственно — 4651 и 356,7 ты с.1
Экспроприация эксплуататоров открыла народу до рогу к науке, а науке — дорогу к народу. Социальные условия существования и социальные функции науки по отношению к обществу коренным образом меняются. Наука служит народу; ее развивают и олицетворяют только представители трудящихся. Это первая особен ность, присущая лишь науке периода социализма и ком мунизма.
Вторая особенность заключается в осознанном отно шении к науке как к орудию общественного прогресса. Наука всегда являлась абстрактным выражением все общего прогресса человечества, так как всякое открытие означает усиление господства человека над окружаю щим миром. Но лишь при социализме ее общественное назначение перестает ограничиваться эгоистическими узкоклассовыми устремлениями, преодолевается «гряз но-торгашеский» взгляд на использование продуктов общего исторического развития. Прогрессу науки как важнейшему фактору развития нового общественного строя придается планомерный характер. Как и всякое планомерное регулирование общественных процессов, планирование развития и использования науки выра стает в сложную проблему социалистического строи тельства и не освобождает от трудностей и ошибок; но только путем их преодоления на деле достигается окон чательное утверждение преимуществ нового строя об щества перед старым.
Третья особенность — единство науки. Между есте ственными и общественными науками совершается про цесс единения. Основой его являются освобождение от влияния реакционной идеологии и принятие марксист ско-ленинской философии как всеобщего метода естест венных и общественных наук. То, что общественные науки все более соединяются с естествознанием, придает науке неизмеримо более цельный и действенный харак тер.
Указанные особенности обусловили ускорение тем пов и масштабов научного прогресса при социалисти-1
1 См. «Народное хозяйство СССР в 1964 г.». Статистический ежегодник. «Статистика», 1965, стр. 698, 699.
31
ческом способе производства. Использование научных результатов в интересах трудящихся преобразовалось во всеобщий общественный интерес к быстрому разви тию науки. Создалась необычайно широкая экономиче ская основа взаимодействия науки и производительных
сил, имеющая объективный характер. |
|
|||
|
Элементарные сопоставления показывают, что наука |
|||
в |
последние десятилетия |
прогрессирует |
значительно |
|
быстрее многих отраслей народного хозяйства. |
||||
|
Если взять за основу 1950 г., то оказывается, что |
|||
размеры |
финансирования |
исследований по |
госбюджету |
|
в |
1964 г. |
выросли в 7,4 раза, а капиталовложения в них |
||
(вместе |
с учреждениями |
культуры) — в 7,2 раза, при |
повышении расходов на народное хозяйство в целом и капиталовложений — соответственно в 2,2 и 4,1 р а за 1. Таким образом, по размерам затрат темпы роста иссле довательской деятельности по крайней мере в три с лишним раза выше аналогичных показателей в целом по народному хозяйству. Зарубежные специалисты отме чают, что Советский Союз выделяет на науку (в % к валовому продукту) средств больше, чем ведущие капи талистические страны. Так, в 1964 г. этот процент был равен: для СССР — 4, для США — 2,8, для Англии —
2,4, для Франции — 1,5, для ФРГ — 1,251.
Одним из показателей научного потенциала страны является количество лиц, занятых в науке. По отно шению к 1950 г. численность лиц, занятых научной деятельностью и ее обслуживанием, в 1964 г. выросла в 3,5 раза, среди них количество научных работников увеличилось в 3,8 раза. Число аспирантов за это время возросло в 3,8 раза 3.
Мы видим, какое гигантское значение придает науке социалистическое общество.
* о. *
|
Подведем итоги. |
|
|
|
|
|
|
|
1. Два ряда определений науки |
отражают |
ее двоя |
||||
770, |
1 См. «Народное хозяйство |
СССР |
в |
1964 г.», |
стр. |
773, 514, |
|
513. |
|
|
научных |
исследований |
|||
|
5 См. М. С. Адизшиах. Планирование |
||||||
в странах африканского континента. «Мир науки», |
1965, № 1, стр. 3. |
||||||
705. |
3 См. «Народное хозяйство |
СССР |
в |
1964 |
г.», |
стр. |
547, 699, |
|
|
|
|
|
|
|
32
кую социальную функцию: с одной стороны, она выпол няет теоретическую функцию познания законов мате риального мира, с другой — функцию самостоятельного фактора производства. В то же время за этой двойст венностью скрывается приоритет, ведущая роль прак тики, что позволяет с диалектико-материалистических позиций анализировать исторический процесс «овещест вления» научных знаний.
2. Превращение науки в непосредственную произво дительную силу есть исторически неизбежный и соци ально обусловленный процесс. Он стал таковым, когда нашли массовое применение машины, в сфере произ водства сформировалась особая группа научно обра зованных работников и сложилась крупная промышлен
ность. |
Тогда соответственно гигантски развилась и |
сама |
наука. |
3. |
Наука превратилась в самостоятельный фактор |
производства, решая задачи создания новых произво дительных сил в виде машин, приборов и т. д. Тем самым выросла ее экономическая роль, а связи с про изводством усложнились.
4. Постепенно создавались предпосылки к тому, что бы наука на деле стала всеобщим достоянием. В связи с общим прогрессом и изменением характера труда потребность в овладении научными знаниями трудя щимися массами быстро растет, что служит предпосыл кой к превращению науки в непосредственную произво дительную силу в невиданных масштабах.
5-639
Г л а в а II
ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА
Воплощение научных знаний в орудиях про изводства носит закономерный характер и подчиняется в первую очередь тенденциям развития техники. Отсюда возникает необходимость уточнить, что понимается под техникой.
По нашему мнению, одно из наиболее правильных определений техники содержится в недавно вышедшей брошюре Г. Н. Волкова «Эра роботов или эра чело века?»: «Техника — это система искусственных органов деятельности общественного человека, органов его власти над природой, образуемая посредством истори ческого процесса овеществления в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, посред ством познания и производственного использования сил и закономерностей природы» ’.
Автор брошюры отводит технике место между чело веком и предметом труда. С одной стороны, развитие техники обусловлено материалом и законами природы, с другой —■ положением, занимаемым человеком в про цессе труда. Человек и техника образуют единую си стему, а их взаимоотношения носят исторически законо мерный характер.
Общая тенденция заключается в замене сил человека силами природы путем передачи трудовых функций, навыков, знаний человека технике. В этом процессе Г. Н. Волков различает три основных периода и вида соединения человека с техникой: субъектный — период развития ручных орудий, которые были продолжением
естественных работающих органов человека |
и приводи-1 |
|
1 Г. |
Н. Волков. Эра роботов или эра человека? |
Политиздат, |
1965, стр. |
25. |
|
34
лись |
им |
в действие; |
объектный — период |
механизации, |
когда |
рабочие инструменты приводятся |
в действие |
||
машиной, |
а рабочий |
дополняет машину; |
свободный — |
период автоматизации, когда не только функции испол нения операции, но и функции контроля, регулирования все больше передаются техническим устройствам. Эти периоды соответствуют основным направлениям разви тия техники в социально-историческом аспекте (стро гости ради следует сказать, что названная периодиза
ция касается |
эволюции |
системы «человек — техника», |
а не одной техники)'. |
определения техники лежит |
|
Поскольку |
в основе |
труд, то ее развитие зависит от общего закона непре рывного роста производительности труда. Общество постоянно стремится поставить под свой контроль силы природы таким образом, чтобы путем наименьшей за траты этих сил получить наибольшие конечные резуль таты. Всеобщий экономический закон роста производи тельности общественного труда в современную эпоху находит яркое отражение во всесторонней интенсифика ции производства (речь идет не только о повышении эксплуатационных характеристик орудий производства, но и о максимальной утилизации природных ресурсов),
вего разделении, комбинировании и концентрации. Эти
идругие факторы роста производительности труда при обретают специфический вид проблем развития техники. Важнейшими, из них можно назвать рост скоростей и мощностей, повышение надежности и качества, вовле чение в оборот новых материалов и видов энергии, изобретение новых методов обработки предметов труда.
Решение этих проблем осуществляется путем овладе
ния законами природы и представляет задачу науки. В нашей литературе, посвященной созданию матери ально-технической базы коммунизма, основным направ лениям современного научно-технического прогресса, характеристике материальных производительных сил, перспективам развития и применения отдельных наук, достаточно подробно показаны возможности целесооб разного использования форм движения материи в тех нике и, следовательно, обусловленность ее развития законами природы.
Однако значительно меньше уделяется внимания такому важному вопросу, как выявление тенденций
5* ' |
35 |
развития техники, порожденных трудовой, производст венной деятельностью человека. Именно здесь развитие техники предстает как социально-исторический процесс, как часть процесса развития человечества. Тогда два типа тенденций развития техники оказываются в диа лектическом единстве друг с другом, а определяющей стороной выступают процессы передачи трудовых функ ций человека технике. В таком случае техника дей ствительно является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил» '.
С этой стороны ведущие тенденции развития техники состоят в переходе от простых орудий к автоматическим системам и соответственно во все большем обобщест влении производства. Мы ставим своей задачей пока зать, что автоматизация и обобществление производства позволяют объяснить гигантское расширение сферы тех нологического применения науки не столько в количе ственном отношении, сколько с точки зрения глубоких качественных изменений.
Но процесс овеществления научных знаний связан не с одной автоматизацией. Дело заключается в том, что, во-первых, научный способ развития производитель ных сил стал не только преобладающим, но и всеоб щим, что вытекает из новой социальной функции науки — создания новых вещественных производительных сил. Во-вторых, вещественные производительные силы, раз личные виды техники, исторически развиваются нерав номерно, одновременно сосуществуют и простые орудия
исложные автоматизированные устройства. Однако
подобная одновременность не отменяет закономерный и преемственный характер развития техники. Как спра ведливо заметил Г. Н. Волков, ключ к пониманию истории техники скрыт в автоматике. Автоматика — квинтэссенция развития техники. Поэтому, рассмотрев воздействие автоматизации на процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, мы в сущности дадим ответ на вопрос о взаимодействии науки и техники в целом.
Смысл автоматизации заключается в передаче функ
ции непосредственного управления |
производственными1 |
|
1 К- Маркс и |
Ф. Энгельс. Из ранних |
произведений. Госполит- |
издат, 1956, стр. |
594. |
|
36
процессами техническим устройствам и выведении че ловека за пределы технологического цикла. Потребность в автоматизации стала настоятельной, когда скорость операций возросла настолько, что превысила возможно сти человеческого организма по наблюдению и регули рованию технологии производственного процесса. По явился целый ряд отраслей, где изменения агрегатных состояний веществ происходили в условиях, вообще не контролировавшихся человеческими органами чувств (например, процессы парообразования, вакуумные, плавки металлов).
В истории автоматизации генетически и структурно различаются свои стадии, которые сводятся к частич ной автоматизации, комплексной автоматизации и пол ной автбматизации1.
Частичная автоматизация ■ обычно подразумевает первоначальную стадию, когда на независимую работу переводятся отдельные станки или группа однородных станков объединяется в линию для выпуска одного из делия. При этом виде автоматизации рабочий осущест вляет контроль и наладку.
Комплексная автоматизация, как видно из самого названия, охватывает разнообразные технологические операции в масштабе цеха, завода и оставляет человеку
всущности функции остановки всего процесса и подачи первоначального импульса.
Полная автоматизация включает подготовку произ водства, его саморегулирование, самонастройку. В дан ном случае из непосредственного процесса производства
взначительной мере исключается и труд инженернотехнических работников.
Если первые две ступени автоматизации характерны
восновном для современного производства, то послед няя почти целиком пока принадлежит будущему.
Появление автоматизации означало не просто созда ние оригинальных технических устройств и систем, а
означало качественно новую фазу развития производи тельных сил, промышленного развития общества во обще.
Автоматизация непосредственно начиналась в от-1
1 Мы опускаем стадию полуавтоматической техники, которая является переходной к частичной автоматизации.
37
раслях, где технологические процессы носили непрерыв ный и однородный характер, где человек использовался как автомат и, конечно, становился помехой в осуще ствлении таких процессов. Прежде всего автоматизиро вались операции, базировавшиеся на использовании механической формы движения материи, за счет хими ческих и физических процессов.
В свою очередь все более глубокое проникновение науки в тайны материи, исследование тонкой структуры вещества становились невозможными без совершенных средств автоматического наблюдения и контроля. Наука нуждалась в средствах автоматизации. Она получила социальный заказ от общества изыскивать эффективные источники и способы автоматического исполнения разно образных процессов. Именно это обстоятельство при ковало внимание науки к изучению автоматизма, на блюдаемого в природе, и к попыткам практического использования природных процессов.
Было замечено, например, что необычайно эффектив но протекают многие физические процессы на уровне действия ядерных сил. Химия принадлежит к древним наукам и видам промышленной деятельности, но лишь сравнительно недавно возникла возможность специаль ного изучения автоматизма химических процессов, а следовательно, направленного их изменения на основе взаимодействия внутриатомных сил в количественной форме. В наши дни человек уже подходит к овладению автоматизмом процессов, протекающих в биологической форме существования материи. Достаточно указать на исследования в области фотосинтеза и работы мышц.
Не трудно видеть, что все это требует высокого уров ня развития теоретической науки. Но в то же время эти исследования имеют глубочайшую практическую направленность, в чем и состоит одно из объяснений сближения науки и производства вообще, теоретической науки с высокоиндустриализированной промышлен ностью в особенности. Таким образом, в автоматизации содержится нечто большее, чем развитие техники. На чавшись с техники, она скоро раскрыла свое гигантское значение как фактор экономического развития, как но вая фаза промышленного развития.
Автоматизация обусловила гигантское расширение сферы технологического применения науки. Основные
38