Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
тируется внимание на степени участия в реализации исследований представителей науки и производства, на компетентности агентов процесса внедрения и т. д. Эти моменты имеют, несомненно, актуальное значение, а в иных случаях решают успех дела.
Вторая, более распространенная точка зрения под черкивает значение экономических стимулов для быст рой и широкой реализации результатов исследований в промышленности и сельском хозяйстве. В связи с этим разрабатываются вопросы повышения материаль ной заинтересованности работников производства во внедрении нового, оценки экономической эффективности научно-исследовательских работ, обеспечения необходи мых пропорций в финансировании различных видов исследований и др. В настоящее время обе точки зрения все чаще сближаются.
Общая историческая тенденция взаимодействия науки и 'производства состоит в усилении связи между ними. Если ранее период между открытием и его исполь зованием занимал десятилетия и даже века, то в наше время этот период начал измеряться несколькими года ми. Такова история применения энергии атомного ядра, пенициллина, радиолокации, энергии светового излуче ния (квантовые генераторы), свойств полупроводников (транзисторная промышленность). Указанная тенденция осуществляется путем разрешения диалектических про тиворечий, о которых в общих чертах можно сказать следующее. Прежде всего нужно учитывать непрестан ную дифференциацию производства, неизменно вызы вающую противоположный процесс комбинирования. Оба процесса находят свое выражение в принципах отрас левого деления экономики и кооперации всех отраслей в единый организм. Ни один из процессов не может быть абсолютизирован, но всякое движение вперед, всякий сколько-нибудь существенный шаг в развитии новых производительных сил возможен лишь за счет дифференциации труда, четкого отраслевого деления производственного процесса. Успешная реализация научных открытий — и особенно в широком масштабе — невозможна без изучения и учета этих объективных закономерностей развития производительных сил.
Процессы дифференциации и комбинирования в про изводстве неизбежно вызывали аналогичные, но не тож
47
дественные процессы в науке. Дифференциация в науке выражается, во-первых, в разделении исследований на теоретические и прикладные (фундаментальные науки и технологические) и, во-вторых, в формировании научных сил по отраслям производства. В результате в структуре науки наблюдается весьма, разветвленная иерархия. Противоположный процесс — процесс комбинирования, интеграции — находит свое выражение в новых формах организации науки и в новых формах ее связи с произ водством. Ясно, что изучение закономерностей, проис ходящих в научном организме, совершенно необходимо для успешного решения проблемы внедрения достиже ний науки в производство.
Проблемы внедрения в сфере науки сводятся к оцен ке деятельности ее различных звеньев и взаимосвязи между ними и производством под углом зрения сокращения времени на реализацию научных достиже ний.
В структуре организации науки должны быть выде лены три основных звена: теоретическая наука (учреж дения АН СССР), научные силы высших учебных заве дений и отраслевая наука (включая исследовательские подразделения предприятий). Для каждого из них характерны свои особенности взаимодействия с произ водством. При этом границы между отдельными звенья
ми |
весьма |
подвижны. Учреждения АН СССР сплошь |
и |
рядом |
решают отраслевые, прикладные задачи, а |
отраслевые институты нередко работают над крупными теоретическими проблемами.
Относительность такого разделения как раз объяс няется общей тенденцией сближения науки с производ ством. А в этой общей тенденции должна быть выделе на четко обнаружившаяся линия на сближение теоре тической пауки с производством. Поэтому и происходит «размывание» границ.
Внедрение исследований и учреждения АН СССР.
Академия наук СССР сосредоточена на широких поис ковых исследованиях и решениях фундаментальных тео ретических проблем. Бытующая кое-где точка зрения, что некоторые крупнейшие проблемы (например, проб лемы атомной энергетики и ракетной техники) были решены вне стен Академии, справедлива лишь в бук вальном смысле слова, но не по существу. Действитель
48
но, целый ряд эпохальных открытий был совершен в системе отраслевых учреждений, но дело в том, что в такие периоды в них сосредоточивался цвет нашей теоретической мысли. Подобная точка зрения лишь за тушевывает объективную тенденцию сближения теоре тической науки с производством.
Социалистическое государство впервые в истории продемонстрировало пример организованного привлече ния представителей академической науки к решению производственных задач. Достаточно напомнить участие видных ученых в овладении богатствами Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии, создании угольно-металлургической базы в Кузбассе, развитии цветной металлургии.
Прямое участие Академии наук в решении производ ственных проблем в дальнейшем непрестанно усилива лось, принимая различные формы. Укрупнение промыш ленности и усложнение ее задач требовали гигантского сосредоточения сил на технологической проработке научных достижений, их тщательной опытной проверке. Именно Академия наук в большинстве случаев была инициатором создания мощной сети отраслевых иссле довательских, проектно-конструкторских подразделений. Естественно, возникла задача надлежащего их сотруд ничества с целью ускорения темпов реализации научных открытий — в'конечном счете ради этого создавалась сама сеть учреждений. Здесь неизбежно образовывалось определенное несоответствие, порожденное разделением труда: на одном полюсе сосредоточивался мощный научный потенциал, на другом — опытная база и ква лифицированные инженерно-технические силы.
И в данном случае социалистическое государство накопило богатый опыт организации сотрудничества теоретической науки с производством. К числу несом ненных достижений следует отнести поощрение прямых связей институтов АН СССР с предприятиями. В тех случаях, когда создание экспериментальной базы инсти тута не принимает гипертрофированных размеров (не делает его неуправляемым), а выполнение производст венной тематики не создает угрозы утраты широкой научной перспективы, удается создать прекрасные об разцы сотрудничества. Таков Институт электросварки имени Е. О. Патона АН УССР, поддерживающий пря
49
мые связи с более чем 1000 предприятиями и организа циями. Нечто подобное представляет собой .Институт горного дела Сибирского отделения АН СССР. В тече ние многих лет он тесно связан с районами добывания угля в Кузбассе, а также с другими горнодобывающими предприятиями. При небольшой численности институт благодаря хорошо организованному внедрению прино сит колоссальную прибыль народному хозяйству. С мо мента создания его коллективом внедрено 10 крупных работ, давших экономический эффект около 400 млн. рублей.
Отмечая тенденцию к установлению прямых связей учреждений АН СССР с предприятиями, необходимо иметь в виду, что основным каналом эффективного взаимодействия большой науки с производством пока остается надлежащая связь с отраслевыми институтами. Если мы говорим о прямой связи учреждений Академии наук с предприятиями, то, как правило, подразумевает ся, что последние располагают достаточными конструк торскими силами и возможностями экспериментирова ния. В противном случае говорить о прямом выходе теоретической науки в производство неправомерно, так как это будет означать наделение фундаментальной науки несвойственными ей функциями организации про изводства.
Дальнейшее развитие процесса непосредственного взаимодействия теоретической науки с производством в значительной мере обусловлено противоречивостью познания тайн окружающего мира. Проникновение в сущность явлений объективного мира требовало неви данной концентрации усилий, новых форм организации науки, взаимодействия ее частей. Это находило свое выражение в создании в последние годы крупных науч ных центров комплексного типа, например Новосибир ского научного центра (ННЦ) Сибирского отделения (СО) АН СССР.
Непосредственная близость к крупной, оснащенной современной техникой промышленности, к тому же со стоящей из отраслей, олицетворяющих последние дости жения науки, с одной стороны, и направленность широ ких теоретических исследований на важнейшие проблемы развития производительных сил — с другой, составляют специфику взаимосвязи Новосибирского научного центра
50
с производством. Условия крупного научного центра позволили создать хорошую экспериментальную опытно промышленную базу, что в значительной степени облег чило продвижение научных работ в производство. Известно, как часто неудовлетворительная конструктив ная проработка, невозможность проверки в действии обрекают на неудачу внедрение научного открытия или делают этот процесс мучительным и длительным.
Экспериментальная база центра приобрела следую щую структуру. Каждый институт имеет мастерские, устройства для экспериментов, группы по проектирова нию и конструированию. Вследствие широкой коопера ции институтов при проведении экспериментальных работ в высокой степени используется уникальное обо рудование.
Исключительно важное значение в системе центра имеет опытный завод, который многие эксперименталь ные образцы доводит по технологичности до уровня промышленных изделий.
Аналогичным целям служит экспериментальное хо зяйство с площадью обрабатываемых земель около 2500 га с хорошо развитым животноводческим комплек сом, призванное обеспечивать нужды институтов биоло гического профиля.
В последнее время стали определяться формы связи учреждений Новосибирского научного центра с произ водством, представляющие несомненный интерес. Нача ло было положено созданием при Новосибирском госу дарственном университете лаборатории экономико-мате матических исследований, основанной на хозрасчете (ЛЭМИ). В 1965 г. также на хозрасчетной базе было образовано Новосибирское производственно-техническое объединение «Росэлектронмаш». Научное руководство объединением осуществляется представителями СО АН
СССР, административное —: представителями промыш ленности. В работе объединения участвуют лаборатория экономико-математических исследований университета, отдел экономико-математических исследований СО АН
СССР, Вычислительный центр.
В конце 1964 г. совместно с Западно-Сибирским совнархозом и на его средства, но в ведении Сибирско го отделения АН СССР опять-таки на хозрасчетных
-51
началах было создано специальное конструкторское бюро гидроимпульсной техники СО АН СССР.
Внастоящее время организуется специальное кон структорское бюро научного приборостроения СО АН
СССР, которое призвано решить массу уникальных задач по средствам контроля и измерений.
Вконечном итоге предложено окружить ННЦ спе циальными конструкторскими бюро, которые призваны быстро доводить открытия институтов СО АН СССР до технологической применимости в массовых масштабах. Внесены предложения создать в ближайшем пятилетии 10 СКВ, а также построить филиал физико-технологи ческого института и техникумы для подготовки кадров по новой технике.
Так стали появляться новые формы связи тео ретической науки с производством. Отметим некоторые отличительные черты их: количество стадий, которые проходит внедряемая работа, существенно сокращается;
период согласования сводится к минимуму; благодаря применению принципа хозрасчета связь с предприятия ми в новых экономических условиях приобретает более действенный характер; сочетается хорошая эксперимен тальная база с наличием квалифицированных специа листов; устраняется диспропорция интересов различных участников процесса внедрения; двойное подчинение (по линии науки и министерств) делает теснее связь представителей теоретической науки с производством в организационном отношении, поднимает ответственность ученых, существенно облегчает задачу переключения СКВ на новые работы.
Внедрение и научные силы вузов. Привлечение уче ных вузов страны к разработке важных народнохозяй ственных проблем и соответственно оказание помощи во внедрении полученных научных результатов в прак тику имеет жизненно важное значение. Из общего числа 612 тыс. научных работников 206,3 тыс. трудятся в ву зах *. По вузам Западной Сибири, объединяемых коор динационным советом Министерства высшего и среднего специального образования СССР, насчитывается 8000 на учных работников. Если учесть, что около трети из них имеют аттестацию докторов, профессоров, кандидатов,1
1 «Народное хозяйство СССР в 1964 г.», стр. 699.
52
доцентов и что процент участвующих в научно-иссле довательской работе колеблется от 46 до 97 то станет ясно, какие огромные возможности таит в себе вузов ская наука.
Взаимодействие вузовской науки с производством имеет свои специфические особенности, среди которых наиболее существенными являются: трудности соче тать ведение исследовательской деятельности с задача ми подготовки молодых специалистов; известная распы ленность научных сил; слабость экспериментальной базы и сравнительно небольшие финансовые возмож ности. Последние два обстоятельства отнюдь не выте кают из характера вузов.
В то же время большая часть вузов обладает ква лифицированными специалистами в определенной от расли знаний, что облегчает установление прямых контактов с предприятиями и особенно ценно для раз вития прикладных исследований. Эти особенности опре деляют широту связи научных сил вузов с производ ством. В 1962 г., например, по 10 сибирским вузам 12 выполнялось 1210 работ, в том числе по заданиям сов нархозов, предприятий, организаций — 892 (73%) 3. Мы видим, что и здесь действует общая тенденция сближе ния науки с производством. Основная форма связи вузов с предприятиями — хозяйственный договор. Это и понятно, ибо такая форма позволяет получить соответ ствующее финансирование и материальное обеспечение, обязывает предприятие заниматься внедрением, предо ставлять возможность опытной проверки работ. В 1962 г. вузы, находящиеся под наблюдением Западно-Сибирско
го координационного |
совета, |
выполняли хозяйственно |
|
договорные работы на 4,7 млн. |
рублей. В 1962 г. одна |
||
1 Данные подсчитаны |
автором |
по |
10 техническим вузам, вхо |
дящим в Западно-Сибирский |
координационный совет. |
|
||
2 Здесь и далее анализ дается по годовым отчетам следующих |
||||
вузов: Томский политехнический институт, Томский |
госуниверси- |
|||
тет, Томский |
строительный |
институт, |
Новосибирский |
инженерно |
строительный |
институт, Новосибирский |
электротехнический инсти |
тут, Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, Омский машиностроительный институт, Омский автодорожный институт, Алтайский политехнический институт, Си бирский металлургический институт.
3 По Томскому госуниверситету, где превалируют теоретические исследования, взята цифра хоздоговорных работ.
53
треть всех работ развивалась по хозяйственно-договор ной тематике. Удельный вес хозяйственно-договорной тематики продолжает неуклонно расти. По Томскому политехническому, Новосибирскому инженерно-строи тельному, Сибирскому металлургическому, Омскому автодорожному, Алтайскому политехническому институ там в последние годы он значительно превышает поло вину всех исследований.
Однако, по оценке руководителей институтов, раз меры помощи предприятиям по. хозяйственным догово рам могут быть без труда увеличены еще на 20—35%. Но дело не только в росте количества договоров. Гораз до важнее решить задачу концентрации научных сил вузов на крупных народно-хозяйственных проблемах, что требует преодолеть имеющееся распыление сил и средств. В половине из рассматриваемых нами инсти тутов на одну тему приходится не более двух исследо вателей, а наибольшее число составляет четыре чело века. В Томском политехническом институте из бюджета финансировалось 272 темы (1964 г.), в Томском госу дарственном университете — 277 (1964 г.), в Омском машиностроительном институте — 52 (1962 г.), в Сибир ском металлургическом институте—-88 (1963 г.). Такое распыление сил и средств не стимулирует эффективное выполнение крупных работ в короткие сроки и успеш ную реализацию их на практике.
Следовало бы повысить и материальную заинтересо ванность институтов в доведении работ до производства. Институты обычно не знают размер выгоды, доставлен ной народному хозяйству от внедрения их работ.
Существует еще такой недостаток, как слабость экспериментальной базы и базы опытно-промышленной проверки. При самых благоприятных контактах с пред приятиями собственная база необходима, так как на блюдение и эксперимент составляют неотъемлемую часть исследования. Как показывает сделанный нами анализ. 80—90% работ, выполняемых в вузах, относятся к при кладным и связаны к тому же с местными условиями производства. Между тем невозможность опытной про верки из-за отсутствия экспериментальной базы служит камнем преткновения для внедрения многих вузовских работ. Поэтому против немалого числа выполненных работ можно видеть в отчетах пометку: не внедрена за
54
отсутствием завода-изготовителя. Это же обстоятельство вообще снижает планирование внедряемых работ. По нашим подсчетам, в 1962 г. в Томском политехническом институте планировалось внедрение 29% всех работ,
вНовосибирском инженерно-строительном — 28%, в
Сибирском металлургическом — 11 %•, в Новосибирском электротехническом — 5%. В последующие годы поло жение изменилось мало.
Совершенно очевидно, что такого рода отрицатель ные явления характерны не только для вузов Сибири. В 1964 г. на страницах газеты «Ленинградская правда» развернулась дискуссия о путях улучшения внедрения вузовских работ в производство, в ходе которой приво дились соответствующие данные. Так, в 1961 г. из 80 апробированных работ, представленных в Ленинград ский СНХ и Министерство высшего образования СССР, через год (!) к внедрению было рекомендовано лишь 12. В 1963 г. ответы поступили по 7 работам из 40 пред ставленных '. Основной недостаток — неудовлетвори тельное положение с опытно-промьпЙйенной проверкой. Авторы указывают также и на отсутствие эффективного механизма планирования внедрения вузовских работ.
Устранение указанных недостатков осуществляется за счет создания крупных, хорошо оснащенных проблем ных и отраслевых лабораторий, способных решать слож ные научные задачи и организовать более устойчивые связи с производством. В Томском политехническом институте образовано шесть проблемных лабораторий, одна отраслевая и одна научная группа (1964 г.), в Томском госуниверситете действует пять проблемных лабораторий (1964 г.). Созданы лаборатории и в других вузах. В ряде случаев лаборатории растут столь быстро, что преобразуются в исследовательские институты при вузах. Два подобных института на общественных нача лах образовано в Томском политехническом институте.
Такое направление в повышении эффективности научно-исследовательской работы в вузах должно вся чески поощряться. Как указывалось в газете «Правда», в 750 вузах страны пока создано всего 242 отраслевые лаборатории 21.
1 См. «Ленинградская правда», 3 октября |
1964 г. |
2 См. «Важная задача высшей школы». «Правда», 22 ноября |
|
1965 г. |
* |
55