Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тируется внимание на степени участия в реализации исследований представителей науки и производства, на компетентности агентов процесса внедрения и т. д. Эти моменты имеют, несомненно, актуальное значение, а в иных случаях решают успех дела.

Вторая, более распространенная точка зрения под­ черкивает значение экономических стимулов для быст­ рой и широкой реализации результатов исследований в промышленности и сельском хозяйстве. В связи с этим разрабатываются вопросы повышения материаль­ ной заинтересованности работников производства во внедрении нового, оценки экономической эффективности научно-исследовательских работ, обеспечения необходи­ мых пропорций в финансировании различных видов исследований и др. В настоящее время обе точки зрения все чаще сближаются.

Общая историческая тенденция взаимодействия науки и 'производства состоит в усилении связи между ними. Если ранее период между открытием и его исполь­ зованием занимал десятилетия и даже века, то в наше время этот период начал измеряться несколькими года­ ми. Такова история применения энергии атомного ядра, пенициллина, радиолокации, энергии светового излуче­ ния (квантовые генераторы), свойств полупроводников (транзисторная промышленность). Указанная тенденция осуществляется путем разрешения диалектических про­ тиворечий, о которых в общих чертах можно сказать следующее. Прежде всего нужно учитывать непрестан­ ную дифференциацию производства, неизменно вызы­ вающую противоположный процесс комбинирования. Оба процесса находят свое выражение в принципах отрас­ левого деления экономики и кооперации всех отраслей в единый организм. Ни один из процессов не может быть абсолютизирован, но всякое движение вперед, всякий сколько-нибудь существенный шаг в развитии новых производительных сил возможен лишь за счет дифференциации труда, четкого отраслевого деления производственного процесса. Успешная реализация научных открытий — и особенно в широком масштабе — невозможна без изучения и учета этих объективных закономерностей развития производительных сил.

Процессы дифференциации и комбинирования в про­ изводстве неизбежно вызывали аналогичные, но не тож­

47

дественные процессы в науке. Дифференциация в науке выражается, во-первых, в разделении исследований на теоретические и прикладные (фундаментальные науки и технологические) и, во-вторых, в формировании научных сил по отраслям производства. В результате в структуре науки наблюдается весьма, разветвленная иерархия. Противоположный процесс — процесс комбинирования, интеграции — находит свое выражение в новых формах организации науки и в новых формах ее связи с произ­ водством. Ясно, что изучение закономерностей, проис­ ходящих в научном организме, совершенно необходимо для успешного решения проблемы внедрения достиже­ ний науки в производство.

Проблемы внедрения в сфере науки сводятся к оцен­ ке деятельности ее различных звеньев и взаимосвязи между ними и производством под углом зрения сокращения времени на реализацию научных достиже­ ний.

В структуре организации науки должны быть выде­ лены три основных звена: теоретическая наука (учреж­ дения АН СССР), научные силы высших учебных заве­ дений и отраслевая наука (включая исследовательские подразделения предприятий). Для каждого из них характерны свои особенности взаимодействия с произ­ водством. При этом границы между отдельными звенья­

ми

весьма

подвижны. Учреждения АН СССР сплошь

и

рядом

решают отраслевые, прикладные задачи, а

отраслевые институты нередко работают над крупными теоретическими проблемами.

Относительность такого разделения как раз объяс­ няется общей тенденцией сближения науки с производ­ ством. А в этой общей тенденции должна быть выделе­ на четко обнаружившаяся линия на сближение теоре­ тической пауки с производством. Поэтому и происходит «размывание» границ.

Внедрение исследований и учреждения АН СССР.

Академия наук СССР сосредоточена на широких поис­ ковых исследованиях и решениях фундаментальных тео­ ретических проблем. Бытующая кое-где точка зрения, что некоторые крупнейшие проблемы (например, проб­ лемы атомной энергетики и ракетной техники) были решены вне стен Академии, справедлива лишь в бук­ вальном смысле слова, но не по существу. Действитель­

48


но, целый ряд эпохальных открытий был совершен в системе отраслевых учреждений, но дело в том, что в такие периоды в них сосредоточивался цвет нашей теоретической мысли. Подобная точка зрения лишь за­ тушевывает объективную тенденцию сближения теоре­ тической науки с производством.

Социалистическое государство впервые в истории продемонстрировало пример организованного привлече­ ния представителей академической науки к решению производственных задач. Достаточно напомнить участие видных ученых в овладении богатствами Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии, создании угольно-металлургической базы в Кузбассе, развитии цветной металлургии.

Прямое участие Академии наук в решении производ­ ственных проблем в дальнейшем непрестанно усилива­ лось, принимая различные формы. Укрупнение промыш­ ленности и усложнение ее задач требовали гигантского сосредоточения сил на технологической проработке научных достижений, их тщательной опытной проверке. Именно Академия наук в большинстве случаев была инициатором создания мощной сети отраслевых иссле­ довательских, проектно-конструкторских подразделений. Естественно, возникла задача надлежащего их сотруд­ ничества с целью ускорения темпов реализации научных открытий — в'конечном счете ради этого создавалась сама сеть учреждений. Здесь неизбежно образовывалось определенное несоответствие, порожденное разделением труда: на одном полюсе сосредоточивался мощный научный потенциал, на другом — опытная база и ква­ лифицированные инженерно-технические силы.

И в данном случае социалистическое государство накопило богатый опыт организации сотрудничества теоретической науки с производством. К числу несом­ ненных достижений следует отнести поощрение прямых связей институтов АН СССР с предприятиями. В тех случаях, когда создание экспериментальной базы инсти­ тута не принимает гипертрофированных размеров (не делает его неуправляемым), а выполнение производст­ венной тематики не создает угрозы утраты широкой научной перспективы, удается создать прекрасные об­ разцы сотрудничества. Таков Институт электросварки имени Е. О. Патона АН УССР, поддерживающий пря­

49


мые связи с более чем 1000 предприятиями и организа­ циями. Нечто подобное представляет собой .Институт горного дела Сибирского отделения АН СССР. В тече­ ние многих лет он тесно связан с районами добывания угля в Кузбассе, а также с другими горнодобывающими предприятиями. При небольшой численности институт благодаря хорошо организованному внедрению прино­ сит колоссальную прибыль народному хозяйству. С мо­ мента создания его коллективом внедрено 10 крупных работ, давших экономический эффект около 400 млн. рублей.

Отмечая тенденцию к установлению прямых связей учреждений АН СССР с предприятиями, необходимо иметь в виду, что основным каналом эффективного взаимодействия большой науки с производством пока остается надлежащая связь с отраслевыми институтами. Если мы говорим о прямой связи учреждений Академии наук с предприятиями, то, как правило, подразумевает­ ся, что последние располагают достаточными конструк­ торскими силами и возможностями экспериментирова­ ния. В противном случае говорить о прямом выходе теоретической науки в производство неправомерно, так как это будет означать наделение фундаментальной науки несвойственными ей функциями организации про­ изводства.

Дальнейшее развитие процесса непосредственного взаимодействия теоретической науки с производством в значительной мере обусловлено противоречивостью познания тайн окружающего мира. Проникновение в сущность явлений объективного мира требовало неви­ данной концентрации усилий, новых форм организации науки, взаимодействия ее частей. Это находило свое выражение в создании в последние годы крупных науч­ ных центров комплексного типа, например Новосибир­ ского научного центра (ННЦ) Сибирского отделения (СО) АН СССР.

Непосредственная близость к крупной, оснащенной современной техникой промышленности, к тому же со­ стоящей из отраслей, олицетворяющих последние дости­ жения науки, с одной стороны, и направленность широ­ ких теоретических исследований на важнейшие проблемы развития производительных сил — с другой, составляют специфику взаимосвязи Новосибирского научного центра

50

с производством. Условия крупного научного центра позволили создать хорошую экспериментальную опытно­ промышленную базу, что в значительной степени облег­ чило продвижение научных работ в производство. Известно, как часто неудовлетворительная конструктив­ ная проработка, невозможность проверки в действии обрекают на неудачу внедрение научного открытия или делают этот процесс мучительным и длительным.

Экспериментальная база центра приобрела следую­ щую структуру. Каждый институт имеет мастерские, устройства для экспериментов, группы по проектирова­ нию и конструированию. Вследствие широкой коопера­ ции институтов при проведении экспериментальных работ в высокой степени используется уникальное обо­ рудование.

Исключительно важное значение в системе центра имеет опытный завод, который многие эксперименталь­ ные образцы доводит по технологичности до уровня промышленных изделий.

Аналогичным целям служит экспериментальное хо­ зяйство с площадью обрабатываемых земель около 2500 га с хорошо развитым животноводческим комплек­ сом, призванное обеспечивать нужды институтов биоло­ гического профиля.

В последнее время стали определяться формы связи учреждений Новосибирского научного центра с произ­ водством, представляющие несомненный интерес. Нача­ ло было положено созданием при Новосибирском госу­ дарственном университете лаборатории экономико-мате­ матических исследований, основанной на хозрасчете (ЛЭМИ). В 1965 г. также на хозрасчетной базе было образовано Новосибирское производственно-техническое объединение «Росэлектронмаш». Научное руководство объединением осуществляется представителями СО АН

СССР, административное —: представителями промыш­ ленности. В работе объединения участвуют лаборатория экономико-математических исследований университета, отдел экономико-математических исследований СО АН

СССР, Вычислительный центр.

В конце 1964 г. совместно с Западно-Сибирским совнархозом и на его средства, но в ведении Сибирско­ го отделения АН СССР опять-таки на хозрасчетных

-51


началах было создано специальное конструкторское бюро гидроимпульсной техники СО АН СССР.

Внастоящее время организуется специальное кон­ структорское бюро научного приборостроения СО АН

СССР, которое призвано решить массу уникальных задач по средствам контроля и измерений.

Вконечном итоге предложено окружить ННЦ спе­ циальными конструкторскими бюро, которые призваны быстро доводить открытия институтов СО АН СССР до технологической применимости в массовых масштабах. Внесены предложения создать в ближайшем пятилетии 10 СКВ, а также построить филиал физико-технологи­ ческого института и техникумы для подготовки кадров по новой технике.

Так стали появляться новые формы связи тео­ ретической науки с производством. Отметим некоторые отличительные черты их: количество стадий, которые проходит внедряемая работа, существенно сокращается;

период согласования сводится к минимуму; благодаря применению принципа хозрасчета связь с предприятия­ ми в новых экономических условиях приобретает более действенный характер; сочетается хорошая эксперимен­ тальная база с наличием квалифицированных специа­ листов; устраняется диспропорция интересов различных участников процесса внедрения; двойное подчинение (по линии науки и министерств) делает теснее связь представителей теоретической науки с производством в организационном отношении, поднимает ответственность ученых, существенно облегчает задачу переключения СКВ на новые работы.

Внедрение и научные силы вузов. Привлечение уче­ ных вузов страны к разработке важных народнохозяй­ ственных проблем и соответственно оказание помощи во внедрении полученных научных результатов в прак­ тику имеет жизненно важное значение. Из общего числа 612 тыс. научных работников 206,3 тыс. трудятся в ву­ зах *. По вузам Западной Сибири, объединяемых коор­ динационным советом Министерства высшего и среднего специального образования СССР, насчитывается 8000 на­ учных работников. Если учесть, что около трети из них имеют аттестацию докторов, профессоров, кандидатов,1

1 «Народное хозяйство СССР в 1964 г.», стр. 699.

52

доцентов и что процент участвующих в научно-иссле­ довательской работе колеблется от 46 до 97 то станет ясно, какие огромные возможности таит в себе вузов­ ская наука.

Взаимодействие вузовской науки с производством имеет свои специфические особенности, среди которых наиболее существенными являются: трудности соче­ тать ведение исследовательской деятельности с задача­ ми подготовки молодых специалистов; известная распы­ ленность научных сил; слабость экспериментальной базы и сравнительно небольшие финансовые возмож­ ности. Последние два обстоятельства отнюдь не выте­ кают из характера вузов.

В то же время большая часть вузов обладает ква­ лифицированными специалистами в определенной от­ расли знаний, что облегчает установление прямых контактов с предприятиями и особенно ценно для раз­ вития прикладных исследований. Эти особенности опре­ деляют широту связи научных сил вузов с производ­ ством. В 1962 г., например, по 10 сибирским вузам 12 выполнялось 1210 работ, в том числе по заданиям сов­ нархозов, предприятий, организаций — 892 (73%) 3. Мы видим, что и здесь действует общая тенденция сближе­ ния науки с производством. Основная форма связи вузов с предприятиями — хозяйственный договор. Это и понятно, ибо такая форма позволяет получить соответ­ ствующее финансирование и материальное обеспечение, обязывает предприятие заниматься внедрением, предо­ ставлять возможность опытной проверки работ. В 1962 г. вузы, находящиеся под наблюдением Западно-Сибирско­

го координационного

совета,

выполняли хозяйственно­

договорные работы на 4,7 млн.

рублей. В 1962 г. одна

1 Данные подсчитаны

автором

по

10 техническим вузам, вхо­

дящим в Западно-Сибирский

координационный совет.

 

2 Здесь и далее анализ дается по годовым отчетам следующих

вузов: Томский политехнический институт, Томский

госуниверси-

тет, Томский

строительный

институт,

Новосибирский

инженерно­

строительный

институт, Новосибирский

электротехнический инсти­

тут, Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, Омский машиностроительный институт, Омский автодорожный институт, Алтайский политехнический институт, Си­ бирский металлургический институт.

3 По Томскому госуниверситету, где превалируют теоретические исследования, взята цифра хоздоговорных работ.

53


треть всех работ развивалась по хозяйственно-договор­ ной тематике. Удельный вес хозяйственно-договорной тематики продолжает неуклонно расти. По Томскому политехническому, Новосибирскому инженерно-строи­ тельному, Сибирскому металлургическому, Омскому автодорожному, Алтайскому политехническому институ­ там в последние годы он значительно превышает поло­ вину всех исследований.

Однако, по оценке руководителей институтов, раз­ меры помощи предприятиям по. хозяйственным догово­ рам могут быть без труда увеличены еще на 20—35%. Но дело не только в росте количества договоров. Гораз­ до важнее решить задачу концентрации научных сил вузов на крупных народно-хозяйственных проблемах, что требует преодолеть имеющееся распыление сил и средств. В половине из рассматриваемых нами инсти­ тутов на одну тему приходится не более двух исследо­ вателей, а наибольшее число составляет четыре чело­ века. В Томском политехническом институте из бюджета финансировалось 272 темы (1964 г.), в Томском госу­ дарственном университете — 277 (1964 г.), в Омском машиностроительном институте — 52 (1962 г.), в Сибир­ ском металлургическом институте—-88 (1963 г.). Такое распыление сил и средств не стимулирует эффективное выполнение крупных работ в короткие сроки и успеш­ ную реализацию их на практике.

Следовало бы повысить и материальную заинтересо­ ванность институтов в доведении работ до производства. Институты обычно не знают размер выгоды, доставлен­ ной народному хозяйству от внедрения их работ.

Существует еще такой недостаток, как слабость экспериментальной базы и базы опытно-промышленной проверки. При самых благоприятных контактах с пред­ приятиями собственная база необходима, так как на­ блюдение и эксперимент составляют неотъемлемую часть исследования. Как показывает сделанный нами анализ. 80—90% работ, выполняемых в вузах, относятся к при­ кладным и связаны к тому же с местными условиями производства. Между тем невозможность опытной про­ верки из-за отсутствия экспериментальной базы служит камнем преткновения для внедрения многих вузовских работ. Поэтому против немалого числа выполненных работ можно видеть в отчетах пометку: не внедрена за

54

отсутствием завода-изготовителя. Это же обстоятельство вообще снижает планирование внедряемых работ. По нашим подсчетам, в 1962 г. в Томском политехническом институте планировалось внедрение 29% всех работ,

вНовосибирском инженерно-строительном — 28%, в

Сибирском металлургическом — 11 %•, в Новосибирском электротехническом — 5%. В последующие годы поло­ жение изменилось мало.

Совершенно очевидно, что такого рода отрицатель­ ные явления характерны не только для вузов Сибири. В 1964 г. на страницах газеты «Ленинградская правда» развернулась дискуссия о путях улучшения внедрения вузовских работ в производство, в ходе которой приво­ дились соответствующие данные. Так, в 1961 г. из 80 апробированных работ, представленных в Ленинград­ ский СНХ и Министерство высшего образования СССР, через год (!) к внедрению было рекомендовано лишь 12. В 1963 г. ответы поступили по 7 работам из 40 пред­ ставленных '. Основной недостаток — неудовлетвори­ тельное положение с опытно-промьпЙйенной проверкой. Авторы указывают также и на отсутствие эффективного механизма планирования внедрения вузовских работ.

Устранение указанных недостатков осуществляется за счет создания крупных, хорошо оснащенных проблем­ ных и отраслевых лабораторий, способных решать слож­ ные научные задачи и организовать более устойчивые связи с производством. В Томском политехническом институте образовано шесть проблемных лабораторий, одна отраслевая и одна научная группа (1964 г.), в Томском госуниверситете действует пять проблемных лабораторий (1964 г.). Созданы лаборатории и в других вузах. В ряде случаев лаборатории растут столь быстро, что преобразуются в исследовательские институты при вузах. Два подобных института на общественных нача­ лах образовано в Томском политехническом институте.

Такое направление в повышении эффективности научно-исследовательской работы в вузах должно вся­ чески поощряться. Как указывалось в газете «Правда», в 750 вузах страны пока создано всего 242 отраслевые лаборатории 21.

1 См. «Ленинградская правда», 3 октября

1964 г.

2 См. «Важная задача высшей школы». «Правда», 22 ноября

1965 г.

*

55