Файл: Устав службы на судах морского технического флота Министерства транспортного строительства утвержден приказом от 24 февраля 1962 г. № 82-П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) состояние обеспеченности судовой коман­ ды положенными видами снабжения;

г) состояние организации службы и дисци­ плины;

д) состояние и степень квалификации лиц судовой команды;

е) состояние финансового хозяйства; ж) состояние учета и отчетности.

91.Принимающий судно капитан требует ог материально-ответственных лиц представлении рапортов, подтверждающих наличие имуще­ ства, числящегося по книгам учета, а при воз­ никновении сомнений имеет право потребовать проверки фактического наличия.

92.Принимая судно, капитан должен убе­ диться в исправности такового, а если пред­ ставится возможность — выйти на судне в мо­ ре и ознакомиться с маневренными свойства­ ми судна.

93.Капитан, сдающий судно, обязан сооб­ щить принимающему от него судно все дан­ ные, касающиеся мореходных качеств судна, готовности его к плаванию, укомплектованно­

сти командой, и дать обстоятельную характе­ ристику командного состава.

94. Приемо-сдаточный акт составляется в трех экземплярах и подписывается участвую­ щими в приемке лицами, после чего вновь наз­

40


наченный капитан вступает в командование судном.

При подписании акта вступающему капита­ ну передаются судовая печать и штамп.

Два экземпляра акта препровождаются че­ рез начальника каравана на утверждение на­ чальнику Управления, а третий остается в делах судна.

Утвержденные акты хранятся: один в бух­ галтерии, а второй — в Морской инспекции Управления технического флота.

95.В случае необходимости произвести сроч­ ную смену капитана, новый капитан вступает

вкомандование судном немедленно, с после­ дующей приемкой судна (в необходимых слу­ чаях через комиссию).

96.Капитан обязан заботиться о своевре­ менном снабжении судна пресной водой и про­ визией для экипажа и пассажиров, учитывая

при этом возможные задержки в плавании, либо на работе, а также о том, чтобы на судне был неприкосновенный запас провизии соглас­ но существующим правилам.

97. Капитан должен заботиться о своевре­ менном получении потребного судну топлива п материалов с учетом возможных задержек в море (либо на работе) и лично или через своих помощников или механиков проверяет

41

качество доставленных на судно топлива и ма­ териалов.

98. Капитан следит за соблюдением норм расходования топлива и смазочных материа­ лов, за правильным их учетом, судовой отчет­ ностью по ним и их сохранностью.

99. По требованию начальника порта капи-, тан предоставляет свое судно, экипаж и судо­ вые средства для тушения пожара или в дру­ гих случаях бедствия.

100. Капитан обязан строго следить за все­ ми изменениями метеорологической обстанов­ ки, получать систематически прогнозы погоды и принимать заблаговременно все необходи­ мые меры на случай шторма.

101.Капитан обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт. Он мо­ жет покинуть район поисков только после то­ го, как спасение окажется невозможным или поиски безрезультатными.

102.При подходе к месту якорной стоянки капитан обязан заблаговременно ознакомить­ ся с его характерными особенностями по ло­ ции, картам, планам и извещениям мореплава­ телям, особо обращая внимание на сезонные

характеристики погоды, преобладающие штор­ мы, течения, бары.

103. В случае столкновения с другим судном капитан обязан немедленно сообщить коман-

42


довапшо этого судна название, порт приписки, место отправления и место назначения своего судна и получить такие же сведения от капи­ тана судна, с которым произошло столкнове­ ние. При этом капитан должен удостовериться.

‘ в чем заключаются повреждения как его Суд­ ана, так и судна, с которым произошло столк-

•новение, и немедленно подать помощь постра­ давшему от столкновения судну, его экипажу и пассажирам в тех пределах, в каких он мо­ жет это сделать без серьезной опасности для своего судна и экипажа.

104. Если, по мнению капитана, судну гро­ зит неминуемая гибель, капитан должен раз­ решить судовому экипажу оставить судно. Сам капитан, оставляя судно последним, должен до этого принять все зависящие от него меры к спасению судового и машинного журналов, журнала радиостанции, карт данного перехо­ да (считая выход из последнего порта), доку­ ментов, кассы и ценностей, а если возможно, то и ценного груза.

105.При спасении людей во время бедствия капитан должен заботиться о том, чтобы в первую очередь были посажены в шлюпки пас­ сажиры больные, женщины и дети.

106.В случае гибели судна, куда бы его эки­ паж ни был доставлен, капитан сохраняет полностью своп права и обязанности в отно-

43

шеиии экипажа. Капитан в таких случаях обя­ зан изыскивать все меры к скорейшему достав­ лению экипажа в ближайший порт или насе­ ленный пункт СССР.

107. Капитан вправе в критических случаях по своему усмотрению созывать судовой совет из лиц экипажа. Однако судовой совет не ог­ раничивает прав капитана. Решение капитана ( является окончательным, хотя бы судовой со­

вет и возражал.

108. Если судну грозит бедствие и оно нуж­ дается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить по­ мощь от другого и, прежде всего, от советско­ го судна.

109. Если экипаж судна будет спасен ино­ странным судном, — капитан обязан принять меры к тому, чтобы личный состав, находясь на борту этого судна, соблюдал достоинство граждан СССР и установленный на этом суд­ не распорядок.

ПО. Если бедствие случилось вблизи берега, капитан должен принять все возможные меры к доставке на берег людей, а затем всего иму­ щества и груза и организовать их охрану, о чем составляет акт за подписями лиц судово­ го экипажа.

111. При подаче сигналов бедствия и при необходимости спасения людей, а также при

44


посылке извещений об опасности для морепла­ вания, капитан обязан руководствоваться «Правилами о сигналах бедствий и извеще­ ниях об опасностях для мореплавания».

112. Во всех случаях сближения с другими судами, когда возникает угроза столкновения, ) капитан должен следить за занесением в су­ довой журнал данных о всех маневрах как

своего, так и встречного судна.

113. Заполненные судовые журналы и их черновики хранятся на судне в течение года, а по истечении этого срока сдаются в Управ­ ление технического флота.

114.Капитан в каждом случае аварии обя­ зан поступать в соответствии с «Положением

опорядке расследования морских аварий ММФ».

115.Заявления об аварии и морские проте­ сты составляются в СССР в порядке, преду­ смотренном ст. ст. 14—20 приложения VIII к Кодексу торгового мореплавания СССР.

В случае аварии за границей капитан пись менно ставит в известность о происшедшем консула СССР в соответствии со ст. ст. 113 и 114 консульского Устава СССР и агентства, подробно излагая обстоятельства аварии и размер причиненных и полученных поврежде­ ний и требует от агента направления сюрвейе­

45

ра для осмотра и составления акта о повреж­ дениях.

П6. Заполнение, осушение балластных ци­ стерн и перека-.ка воды из одной цистерны в другую производится лишь с разрешения ка­ питана.

117.Переброска угля в угольных ямах с од­ ного борта на другой производится только с разрешения капитана.

118.Капитан должен следить, чтобы измере­ ния высоты воды в льялах трюмов производи­ лись на ходу не реже 1 раза за вахту, при сто­ янке — не реже 2 раз в сутки, а замеры в бал­ ластных цистернах и топливных танках — не

реже 1 раза в сутки.

119. Капитан отвечает за исправное состоя­ ние компасе в и всех навигационных инстру­ ментов и поезбий. Он заботится о своевремен н. м получении на судне извещений мореплава­ телям и следит за своевременной корректурой карт, лоций и других навигационных по­ собий.

120. Капитан обязан заботиться о хранении карт в надлежащем состоянии, требуя этого от помощника, которому поручен уход.за нави­ гационными приборами. Капитан должен за­ ботиться, чтобы суточный ход и поправка хро­ нометров определялись ежедневно и записыва­ лись в хронометрический журнал.

т


121. Капитан обязан вести правильное счи­ сление во время плавания, а также требо вать от своих помощников самостоятельного определения места судна в море всеми доступ­ ными средствами (астрономическими и нави­ гационными) .

г Счисление должно вестись с особой тща­

гтельностью, с учетом всех возможных откло­ нений.

При подходе к берегам глубины необходимо измерять возможно чаще. Якоря должны быть готовы к отдаче, а брашпиль — к действию.

Вахтенный механик должен быть преду­ прежден о возможных маневрах, а машина — готова к ним. Старший механик должен нахо диться в машинном отделении.

При подходе к берегам вахтенная служба усиливается, и особое внимание должно быть уделено службе наблюдения.

122.Прокладка курсов, пеленгов и все от­ метки на карте, сделанные в пути, должны быть сохранены до конца рейса, а в случае ава­ рии — до разбора ее.

123.В плавании при переходах из порта в порт никто без ведома капитана не имеет пра­ ва изменять назначенные им курс и ход, кро­ ме случаев, грозящих судну аварией, столкно­ вением, спасением упавшего за борт человека или когда неожиданно откроется непредвиден-

47

ная опасность. Назначая или изменяя курс, капитан обязан ставить в известность об этом вахтенного помощника.

124.При подходе к берегам и опасным ме­ стам при возникновении сомнения в точности счислимого места, а также при плавании в ту­ мане и при плохой видимости, капитан обязан принять особые меры предосторожности и на­ ходиться на мостике, полностью используя все навигационные приборы, иметь машины и яко­ ря готовыми к немедленному использованию для предотвращения аварии.

125.При плавании в портовых водах, проли­ вах, каналах, реках и других местах, где дей­

ствуют местные правила плавания, капитан обязан руководствоваться этими прави­ лами.

126.При плавании в районе лоцманской про водки в затрудненных и незнакомых навига­ ционных условиях, капитан обязан взять лоц­ мана, хотя бы лоцманская проводка в данном районе по местным правилам и не являлась обязательной.

127.Приняв лоцмана на борт судна, капитан

обязан условиться с ним о значениях приме­ няемых лоцманом командных слов, а также ознакомить его с осадкой судна и особенно­ стями его управления.

128. Наличие на судне лоцмана не снимает

48