Файл: Устав службы на судах морского технического флота Министерства транспортного строительства утвержден приказом от 24 февраля 1962 г. № 82-П.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
в) состояние обеспеченности судовой коман ды положенными видами снабжения;
г) состояние организации службы и дисци плины;
д) состояние и степень квалификации лиц судовой команды;
е) состояние финансового хозяйства; ж) состояние учета и отчетности.
91.Принимающий судно капитан требует ог материально-ответственных лиц представлении рапортов, подтверждающих наличие имуще ства, числящегося по книгам учета, а при воз никновении сомнений имеет право потребовать проверки фактического наличия.
92.Принимая судно, капитан должен убе диться в исправности такового, а если пред ставится возможность — выйти на судне в мо ре и ознакомиться с маневренными свойства ми судна.
93.Капитан, сдающий судно, обязан сооб щить принимающему от него судно все дан ные, касающиеся мореходных качеств судна, готовности его к плаванию, укомплектованно
сти командой, и дать обстоятельную характе ристику командного состава.
94. Приемо-сдаточный акт составляется в трех экземплярах и подписывается участвую щими в приемке лицами, после чего вновь наз
40
наченный капитан вступает в командование судном.
При подписании акта вступающему капита ну передаются судовая печать и штамп.
Два экземпляра акта препровождаются че рез начальника каравана на утверждение на чальнику Управления, а третий остается в делах судна.
Утвержденные акты хранятся: один в бух галтерии, а второй — в Морской инспекции Управления технического флота.
95.В случае необходимости произвести сроч ную смену капитана, новый капитан вступает
вкомандование судном немедленно, с после дующей приемкой судна (в необходимых слу чаях через комиссию).
96.Капитан обязан заботиться о своевре менном снабжении судна пресной водой и про визией для экипажа и пассажиров, учитывая
при этом возможные задержки в плавании, либо на работе, а также о том, чтобы на судне был неприкосновенный запас провизии соглас но существующим правилам.
97. Капитан должен заботиться о своевре менном получении потребного судну топлива п материалов с учетом возможных задержек в море (либо на работе) и лично или через своих помощников или механиков проверяет
41
качество доставленных на судно топлива и ма териалов.
98. Капитан следит за соблюдением норм расходования топлива и смазочных материа лов, за правильным их учетом, судовой отчет ностью по ним и их сохранностью.
99. По требованию начальника порта капи-, тан предоставляет свое судно, экипаж и судо вые средства для тушения пожара или в дру гих случаях бедствия.
100. Капитан обязан строго следить за все ми изменениями метеорологической обстанов ки, получать систематически прогнозы погоды и принимать заблаговременно все необходи мые меры на случай шторма.
101.Капитан обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт. Он мо жет покинуть район поисков только после то го, как спасение окажется невозможным или поиски безрезультатными.
102.При подходе к месту якорной стоянки капитан обязан заблаговременно ознакомить ся с его характерными особенностями по ло ции, картам, планам и извещениям мореплава телям, особо обращая внимание на сезонные
характеристики погоды, преобладающие штор мы, течения, бары.
103. В случае столкновения с другим судном капитан обязан немедленно сообщить коман-
42
довапшо этого судна название, порт приписки, место отправления и место назначения своего судна и получить такие же сведения от капи тана судна, с которым произошло столкнове ние. При этом капитан должен удостовериться.
‘ в чем заключаются повреждения как его Суд ана, так и судна, с которым произошло столк-
•новение, и немедленно подать помощь постра давшему от столкновения судну, его экипажу и пассажирам в тех пределах, в каких он мо жет это сделать без серьезной опасности для своего судна и экипажа.
104. Если, по мнению капитана, судну гро зит неминуемая гибель, капитан должен раз решить судовому экипажу оставить судно. Сам капитан, оставляя судно последним, должен до этого принять все зависящие от него меры к спасению судового и машинного журналов, журнала радиостанции, карт данного перехо да (считая выход из последнего порта), доку ментов, кассы и ценностей, а если возможно, то и ценного груза.
105.При спасении людей во время бедствия капитан должен заботиться о том, чтобы в первую очередь были посажены в шлюпки пас сажиры больные, женщины и дети.
106.В случае гибели судна, куда бы его эки паж ни был доставлен, капитан сохраняет полностью своп права и обязанности в отно-
43
шеиии экипажа. Капитан в таких случаях обя зан изыскивать все меры к скорейшему достав лению экипажа в ближайший порт или насе ленный пункт СССР.
107. Капитан вправе в критических случаях по своему усмотрению созывать судовой совет из лиц экипажа. Однако судовой совет не ог раничивает прав капитана. Решение капитана ( является окончательным, хотя бы судовой со
вет и возражал.
108. Если судну грозит бедствие и оно нуж дается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить по мощь от другого и, прежде всего, от советско го судна.
109. Если экипаж судна будет спасен ино странным судном, — капитан обязан принять меры к тому, чтобы личный состав, находясь на борту этого судна, соблюдал достоинство граждан СССР и установленный на этом суд не распорядок.
ПО. Если бедствие случилось вблизи берега, капитан должен принять все возможные меры к доставке на берег людей, а затем всего иму щества и груза и организовать их охрану, о чем составляет акт за подписями лиц судово го экипажа.
111. При подаче сигналов бедствия и при необходимости спасения людей, а также при
44
посылке извещений об опасности для морепла вания, капитан обязан руководствоваться «Правилами о сигналах бедствий и извеще ниях об опасностях для мореплавания».
112. Во всех случаях сближения с другими судами, когда возникает угроза столкновения, ) капитан должен следить за занесением в су довой журнал данных о всех маневрах как
своего, так и встречного судна.
113. Заполненные судовые журналы и их черновики хранятся на судне в течение года, а по истечении этого срока сдаются в Управ ление технического флота.
114.Капитан в каждом случае аварии обя зан поступать в соответствии с «Положением
опорядке расследования морских аварий ММФ».
115.Заявления об аварии и морские проте сты составляются в СССР в порядке, преду смотренном ст. ст. 14—20 приложения VIII к Кодексу торгового мореплавания СССР.
В случае аварии за границей капитан пись менно ставит в известность о происшедшем консула СССР в соответствии со ст. ст. 113 и 114 консульского Устава СССР и агентства, подробно излагая обстоятельства аварии и размер причиненных и полученных поврежде ний и требует от агента направления сюрвейе
45
ра для осмотра и составления акта о повреж дениях.
П6. Заполнение, осушение балластных ци стерн и перека-.ка воды из одной цистерны в другую производится лишь с разрешения ка питана.
117.Переброска угля в угольных ямах с од ного борта на другой производится только с разрешения капитана.
118.Капитан должен следить, чтобы измере ния высоты воды в льялах трюмов производи лись на ходу не реже 1 раза за вахту, при сто янке — не реже 2 раз в сутки, а замеры в бал ластных цистернах и топливных танках — не
реже 1 раза в сутки.
119. Капитан отвечает за исправное состоя ние компасе в и всех навигационных инстру ментов и поезбий. Он заботится о своевремен н. м получении на судне извещений мореплава телям и следит за своевременной корректурой карт, лоций и других навигационных по собий.
120. Капитан обязан заботиться о хранении карт в надлежащем состоянии, требуя этого от помощника, которому поручен уход.за нави гационными приборами. Капитан должен за ботиться, чтобы суточный ход и поправка хро нометров определялись ежедневно и записыва лись в хронометрический журнал.
т
121. Капитан обязан вести правильное счи сление во время плавания, а также требо вать от своих помощников самостоятельного определения места судна в море всеми доступ ными средствами (астрономическими и нави гационными) .
г Счисление должно вестись с особой тща
гтельностью, с учетом всех возможных откло нений.
При подходе к берегам глубины необходимо измерять возможно чаще. Якоря должны быть готовы к отдаче, а брашпиль — к действию.
Вахтенный механик должен быть преду прежден о возможных маневрах, а машина — готова к ним. Старший механик должен нахо диться в машинном отделении.
При подходе к берегам вахтенная служба усиливается, и особое внимание должно быть уделено службе наблюдения.
122.Прокладка курсов, пеленгов и все от метки на карте, сделанные в пути, должны быть сохранены до конца рейса, а в случае ава рии — до разбора ее.
123.В плавании при переходах из порта в порт никто без ведома капитана не имеет пра ва изменять назначенные им курс и ход, кро ме случаев, грозящих судну аварией, столкно вением, спасением упавшего за борт человека или когда неожиданно откроется непредвиден-
47
ная опасность. Назначая или изменяя курс, капитан обязан ставить в известность об этом вахтенного помощника.
124.При подходе к берегам и опасным ме стам при возникновении сомнения в точности счислимого места, а также при плавании в ту мане и при плохой видимости, капитан обязан принять особые меры предосторожности и на ходиться на мостике, полностью используя все навигационные приборы, иметь машины и яко ря готовыми к немедленному использованию для предотвращения аварии.
125.При плавании в портовых водах, проли вах, каналах, реках и других местах, где дей
ствуют местные правила плавания, капитан обязан руководствоваться этими прави лами.
126.При плавании в районе лоцманской про водки в затрудненных и незнакомых навига ционных условиях, капитан обязан взять лоц мана, хотя бы лоцманская проводка в данном районе по местным правилам и не являлась обязательной.
127.Приняв лоцмана на борт судна, капитан
обязан условиться с ним о значениях приме няемых лоцманом командных слов, а также ознакомить его с осадкой судна и особенно стями его управления.
128. Наличие на судне лоцмана не снимает
48