Файл: Фиделев А.С. Троллейвозный транспорт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А I I I

ПРИМЕНЕНИЕ ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕЙВОЗОВ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕИВОЗОВ В ГОРОДСКОЕ хозяйство

Рост масштабов городского строительства, дальней­ шее систематическое улучшение благосостояния трудя­ щихся, а также рост населения городов вызывают все нарастающие потоки грузоперевозок и необходимость разрешения весьма серьезной проблемы транспортиро­ вания грузов в сложившихся городских условиях.

По предварительным данным Министерства комму­ нального хозяйства Украины, среднее годовое количе­ ство грузов, приходящееся на одного жителя в средних и крупных городах, достигает 10—20 т. По назначению эти грузы распределяются на: 1) продовольственные гру­ зы и товары торговой сети (10—20%); 2) промышленные грузы различных предприятий, не имеющих подъездных железнодорожных путей или поступающие не по желез­ ной дороге (15—20%); 3) строительные материалы, гру­

зы

и оборудование (30—40%); 4) топливо

(1—5%);

5)

коммунальные грузы,

включая саночистку

города

(3—8%); 6) прочие грузы

(10—15%).

 

 

Среднегодовой объем грузов, подлежащих перевозке,

для Киева составит 22 млн. г; для Харькова—18,6 млн. г; для Донецка — 12,6 млн. т.

При средней дальности грузоперевозок для

Киева

и Харькова до 15 км и-Донецка до 10 км объем

годо­

34

вых грузоперевозок составит для Киева — 330 млн. ткм, Харькова — 280 и Донецка—'126 млн. ткм.

Известно, что основными транспортными средствами для перевозок городских грузов являются в настоящее время автомашины различных конструкции и грузо­ подъемности, так как на их долю приходится 95% всех грузоперевозок. В небольшой степени ддя этой цели используется трамвай и в очень ограниченном количе­ стве— троллейбус.

Вместе с тем грузовой автотранспорт наряду с по­ ложительными качествами' (неограниченная маневрен­ ность, быстрота передвижения, возможность механиза­ ции погрузочно-разгрузочных работ, выдача грузов по частям и' т. д.) имеет ряд существенных недостатков. К ним относятся сравнительно небольшой амортизацион­ ный пробег, низкая экономика, о-Лшсительно понижен­ ные скорости на подъемах и спусках, потребность в вы­ сокосортных • горючих. Кроме того, грузовой транспорт является источником ухудшения санитарного состояния городов, он загрязняет атмосферу выделяемыми в боль­ шом количестве вредными выхлопными газами с высо­ ким содержанием окиси углерода и создает на улицах шум.

При все возрастающем из года в год числе машин для транспортирования пассажиров и грузов правильное решение организации городского транспорта и его каче­ ственного изменения приобретает чрезвычайно важное значение.

-Общепризнано, что значительное улучшение состоя­ ния городских грузоперевозок может быть достигнуто за счет всемерного расширения большегрузного безрельсо­ вого ■электрифицированного транспорта как наиболее экономичного, бесшумного и отвечающего санитарным требованиям.

3*

35


Однако существующие конструкции и типы машин троллейбусного транспорт^ имеют весьма ограниченную

•маневренность и в силу этого не нашли широкого при­ менения в городах для грузоперевозок.

Рис. 16. Общий вид дизель-троллейвоза ДТУ-10.

Поэтому УкрНИИпроект разработал дизель-троллей­ воз ДТУ-10 (рис. 16). Объединение в одной машине ка­ честв автомобиля и троллейвоза делает ее маневрен­ ность практически неограниченной, повышает экономиче­ ские.свойства и поэтому позволяет рекомендовать такую машину как один из видов прогрессивных-транспортных средств для городских грузоперевозок. Этр подтверж­ дается некоторыми экономическими соображениями, приводимыми ниже.

36

Для сравнения могут быть приняты условия грузо­ перевозок по Киеву. Как указывалось ранее, средний го­ довой объем грузоперевозок для этого города состав­ ляет 330 млн. ткм.

До.,20% этих грузов (промышленных, строительных, товарных, пищевых и прочих)-перевозятся в вечернее и, в основном, ночное время, когда уличное пассажирское движение уменьшается до минимума и улицы и троллей­ бусные сети практически свободны. Объем таких грузов составляет свыше 4,5 млн. т, а грузоперевозки состав­ ляют 66 млн. ткм. В этом случае применение дизельтроллейвозов может полностью решить транспортную проблему и даст значительный экономический эффект.

Принимая условно для удобства сравнения грузо­ подъемность транспортных средств в 10 т, получим, что для перевозки 4,5 млн. г грузов за год ежесуточно по­ требуется 170 автомобилей Кременчугского автозавода или 140 дизель-троллейвозов (учитывая их повышенную скорость движения по сравнению с автомобилями).

При стоимости автомобиля в 6,4 тыс. руб., а дизельтроллейвоза (при серийном изготовлении) в 9,4 тыс. руб., первоначальные капитальные вложения соответственно определятся: на покупку автомобилей— 1090 тыс. руб., на приобретение дизель-троллейвозов — 1315 тыс. руб. Следовательно, дизель-троллейвозы будут на 225 тыс. руб. дороже автомобилей.

Однако эта разница перекрывается в очень короткий срок при определении эксплуатационных расходов. По предварительным подсчетам, при эксплуатации в город­ ских условиях стоимость 1 ткм, при транспортировании грузов на дизель-троллейвозах, на 1 Kqn. дешевле, чем на автомашинах.

Отсюда годовая экономия при применении дизельтроллейвозов в условиях Киева составит 660 тыс. руб.

37


и, таким образом, разница в первоначальных капиталь­ ных затратах будет перекрыта за 3—4 месяца. Кроме того, амортизационный пробег дизель-троллейвозов поч­ ти в два раза больше автомобильного, что лишний'раз подтверждает рентабельность их применения. По юриентировочным подсчетам при равных условиях перевозок экономия от применения дизель-троллейвозов по сравне­ нию с автотранспортом для Киева за 10 лет определится в сумме 5—6 млн; руб.

■Если же учесть, что при этом, городской транспорт Киева и других крупных и средних городов Украины, оборудованных троллейбусными сетями, получит отно­ сительно бесшумные, имеющие широкую маневренность, быстроходные, отвечающие санитарным требованиям, и экономичные средства для грузоперевозок, использова­ ние дизель-троллейвозов очень своевременно, целесооб­ разно и не вызывает никаких сомнений.

Еще больший экономический эффект будет достигнут при использовании междугородних перевозок грузов для городов, связанных троллейбусными линиями (Симфе­ рополь, Ялта и др.). В этом случае стоимость 1 ткм снижается на 1,25 коп. по сравнению с автотранспор­ том, а общая годовая экономия достигает многих мил­ лионов рублей.

Из приведенного очевидно, что применение дизельтроллейвозов для городских и междугородних перево­ зок грузов имеет широкие перспективы.

Дизель-троллейвоз ДТУ-10. Разработан на базе бор­

товой машины Кременчугского завода

типа

КРАЗ-219

и успешно применяется в тяжелых горных

условиях

Крыма на трассе Симферополь — Ялта

(рис.

17). Факти­

ческие скорости движения в груженом состоянии: на го­ ризонтальной дороге — 50 км/ч, на подъеме в 40%о — 30 км/ч, на подъеме в 80% о — 20 км/ч.

На дизель-троллейвозе установлены два тяговых электродвигателя типа ДК.-202Б. Дизель-троллейвоз предусмотрен для длительной работы как в режиме ди­ зеля, так и в режиме электрической трансмиссии.

Рис. 17. Дизель-троллейвоз ДТУ-10 со снятым кузовом.

Конструкция дизель-троллейвоза ДТУ-10. На авто­ машине КРАЗ-219 дополнительно к существующему тя­ говому органу — дизелю — установлены два тяговых электродвигателя типа ДК-202Б. В связи с тем что су­ ществующая механическая трансмиссия ман1ины остает­ ся неизменной, для включения тяговых электродвигате­ лей, в общую трансмиссию предусмотрена дополнитель­ ная установка на раздаточной коробке новой коробки отбора мощности.

Два тяговых электродвигателя соединены между со­ бой двумя карданными валами и промежуточным под­ шипником. (рис. 18).

39



В электродвигателе, передающем на трансмиссию ма­ шины двойную мощность, установлен новый усиленныйвал, а также изменена задняя крышка корпуса электро-

Рис. 18. Установка электрооборудования на ДТУ-10:

I — коробка

отбора мощности;

2 — шунтовые

сопротивления; 3 — пусковые

сопротивления; 4 — мотор-компрессор; 5 — передний

электродвигатель;

6 —- задний

электродвигатель;

7 —зарядный

генератор;

8 — контакторные

 

 

панели.

 

 

двигателя, в которой запрессован подшипник более тя­ желой серии.

Рукоятка включения коробки отбора мощности (моторйая коробка) выведена в кабину водителя. Для обес­ печения тормозной системы и пневматического усилите­ ля рулевого управления сжатым воздухом троллейвоз оборудован дополнительным двухцилиндровым компрес­ сором типа ЯТБ-4А с приводом от электродвигателя по­ стоянного тока типа ДК-652Б. Совместно с мотор-ком­ прессором установлено пневматическое реле давления, которое соединено с общей воздушной системой машины. Аппаратура управления (контакторные панели), пуско­ вые и шунтовые сопротивления, а также мотор-компрес­ сор установлены под кузовом машины в металлических шкафах.

40

С автомобиля КРАЗ-219 демонтированы оба топлив­ ных бака. Новый топливный бак установлен между ка­ биной и кузовом в специальном шкафу, который служит для предохранения. от разбрызгивания дизельного топ­ лива при заливке и случайной течи бака при движении, а также является декоративным оформлением. Контрол­ лер, автомат и щит управления с сопротивлениями уста­ новлены в кабине водителя. Педаль контроллера и пе­ даль акселератора совмещены и приводятся в то или иное положение рукояткой блокировки.

Для сохранения внешнего вида машины и возмох<- ности установки на крыше кабины штанг-токоприемников внутри кабины предусмотрен металлический жесткий каркас, который воспринимает на себя всю нагрузку то­ коприемников типа РТ-6Д. Силовая трансмиссия ДТУ-10 позволяет осуществлять при разряженных аккумулятор­ ных батареях или неисправном стартере запуск дизеля от тяговых электродвигателей.

При запуске дизеля от электродвигателей необходи­ мо соблюдать следующую последовательность включе­ ний:

1) при выжатом сцеплении .рукоятка блокировки межосевого дифференциала устанавливается в нейтраль­ ном положении;

2)включается зубчатая передача коробки отбора мощности (моторная коробка) тяговых электродвига­ телей;

3)рукоятка блокировки педали контроллера уста­ навливается в положении работы тяговых электродви­ гателей;

4)выполняются все операции для пуска дизеля и устанавливается ручной газ;

5)рукоятка коробки перемены передач устанавли­ вается на низшую передачу;

41