ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ
Помещение для хранения должно быть су хим и защищающим аккумуляторы от прямого воздействия солнечных лучей. Новые, не зали тые электролитом аккумуляторные батареи с деревянными сепараторами следует хранить при температуре выше 0°, но не больше +35°. Аккумуляторные батареи с сепараторами из мипора, мипласта, стекловойлока или комби нации этих материалов следует хранить при температуре от 0° до —25°.
При такой температуре хранят также все аккумуляторные батареи, залитые электроли том. В случае хранения аккумуляторных бата рей при температуре выше рекомендованной, возникает их усиленная саморазрядка и кор розия положительных пластин. В помещении для хранения аккумуляторных батарей, зали тых электролитом, не допускаются резкие колебания температуры, так как при этом про исходит усиленная сульфатания пластин. Хра нение новых батарей, не бывших в употребле нии, производится в сухом виде без электро лита. При хранении батареи устанавливают на стеллажи пробками вверх не ближе одного метра от нагревательных приборов. На по верхность батареи запрещается укладывать какие-либо предметы. Пробки батарей долж ны быть плотно ввинчены, а уплотнительные резиновые диски под ними и трубочки в вен тиляционных отверстиях должны быть на ме сте.
Наибольший срок хранения новых батарей зависит от материала сепараторов. Он не дол-
61
жен превышать двух лет для батареи с сепа раторами из мипоры, мипласта или из мате риала, комбинированного с ними, и не более одного года, если сепараторы изготовлены из дерева или из материала, комбинированного с ним.
Аккумуляторные батареи, бывшие в упо
треблении или |
поступившие с завода вместе |
с автомобилем, |
следует хранить с соблюде |
нием следующих правил.
1. Батарею полностью зарядить и устано вить в ее аккумуляторах уровень электролита выше предохранительных щитков пластин на 10—15 мм. Удельный вес электролита должен соответствовать данным табл. 2.
Зимой в районах с резко континентальным климатом в аккумуляторных батареях, подго тавливаемых к хранению, удельный вес элек тролита должен быть равен 1,29.
После зарядки аккумуляторную батарею следует подвергнуть контрольно-тренировочно му циклу для проверки ее технической при годности к хранению, определяемой по вели чине емкости, показанной во время разрядки 10-часовым режимом. Емкость аккумулятор ной батареи зависит от удельного веса элек тролита до начала разрядки.
Аккумуляторная батарея пригодна к хра нению, если ее емкость, в зависимости от удельного веса электролита до начала раз рядки не ниже:
90% |
при |
удельном |
весе |
электролита |
1,29 |
80% |
» |
» |
» |
» |
1,27 |
70% |
» |
» |
» |
» |
1,25 |
62
Если аккумуляторная батарея отвечает указанным требованиям, ее следует зарядить, ввернуть пробки в крышки элементов и насу хо протереть их поверхность. Межэлементные соединения, выводные штыри очистить и сма зать техническим вазелином.
2. Новые, не работавшие аккумуляторные батареи, подготовленные к эксплуатации, не следует перед хранением подвергать контроль но-тренировочному циклу .
3. Резервные аккумуляторные батареи, хранящиеся на автобазах, должны быть всег да готовы к эксплуатации, т. е. полностью заряжены. Если батареи хранятся при темпе ратуре выше 0°, следует ежемесячно произ водить их подзарядку током нормального за ряда (табл. 7).
В случае хранения аккумуляторной бата реи при 0° или более низкой температуре, про верку удельного веса электролита следует производить ежемесячно и только снижение удельного веса электролита до 1,23 или ниже требует установки аккумулятора на подза рядку.
4. В аккумуляторных батареях автомоби лей, установленных на консервацию, проверку удельного веса электролита следует произво дить также ежемесячно. В случае уменьшения удельного веса электролита ниже 1,23 для ба тарей, хранящихся при температуре ниже 0°, или при уменьшении удельного веса электро лита ниже 1,12 при температуре хранения выше 0°, аккумуляторную батарею следует поставить на подзарядку.
При отсутствии такого падения удельного
63
веса электролита аккумуляторную батарею следует устанавливать на подзарядку только перед вводом в эксплуатацию.
КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ цикл
Для восстановления емкости, предупреж дения порчи и проверки работоспособности батареи применяют контрольно-тренировочный цикл, при котором активная масса разраба тывается вглубь. Контрольный цикл состоит из зарядки—разрядки и повторной зарядки батареи. Первая зарядка производится в со ответствии с данными табл. 7.
Конец зарядки определяют по обильному газовыделению («кипению») в течение трех последних часов зарядки во всех аккумулято рах батареи. При этом напряжение и плот ность электролита не должны изменяться. В процессе зарядки следует периодически про верять температуру электролита. При повыше нии температуры электролита до + 4 5 ° следует снизить зарядный ток наполовину или пре кратить зарядку батареи, пока температура электролита не уменьшится до +30°, иначе по вышение температуры приведет к порче сепа раторов. Продолжительность первой зарядки может колебаться от 25 до 50 час. В конце зарядки необходимо привести удельный вес электролита в соответствие с данными табл. 2.
Контрольную разрядку производят током, равным 1/10 емкости батареи. Заканчивается разрядка в тот момент, когда напряжение в от стающем аккумуляторе снизится до 1,7 в. Тем пература электролита в начале разрядки дол-
64
жна быть 30 + 2°. Проверку напряжения на клеммах элементов производят через каждые два часа. При уменьшении напряжения до 1,85 в проверку напряжения производят через каждые 15 мин., а при уменьшении напряже ния до 1,75 в — непрерывно.
Определение емкости аккумуляторной батареи при контрольной разрядке
Следует иметь в виду, что емкость батареи гарантируется при удельном весе электролита
1,285 *, замеренном |
в начале |
разрядки при |
его средней температуре -f-30°. |
||
Поскольку при |
повышении |
температуры |
электролита от указанной величины на 1° ем кость батареи увеличивается на 1%, при под счете ее следует выводить среднюю темпера туру электролита, взятую за весь период раз рядки и вносить в расчет емкости температур ную поправку.
Например, батарея З-СТ-70 разряжается током 10-часового режима (7 а) до допусти мого предела (напряжение на клеммах худ шего элемента 1,7 в). Фактическое время раз рядки составляет 9,5 час. Температура элек тролита в начале разрядки равна 40°, а в кон це разрядки 32°. Средняя температура элек тролита на протяжении всего периода разряд ки будет равна
40 + 32 = 3 6 °.
* Удельный вес электролита приведен к +15°.
5—4 |
65 |
Определяем емкость, замеренную при этой температуре,
7а X 9)5 = 66,5 а-ч.
Разность между средней температурой разряд ки и условно принятой температурой (+30°), при которой должна производиться разрядка аккумуляторной батареи, равна
36° _ 30° = 6° .
Так как с увеличением температуры электро лита на 1° от условно принятой температуры (+30°) замеряемая емкость батареи увели чивается против действительной на 1%, то из примера следует, что действительная емкость меньше замеренной на 6%, т. е. она равна
— Yog----Ю0== 62,7 а-ч.
Зная гарантированную заводом-изготовителем емкость батареи З-СТ-70, равной 70 а-ч, мож но определить процентное отношение величи ны действительной емкости испытуемой бата реи к гарантированной емкости
62,7 а-ч = 89%.
70 а-ч
Батарею, отдающую менее 90% емкости при удельном весе электролита до начала разряд ки, равном 1,29, следует повторно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу и при нали чии таких же показателей обязательно напра вить в работу. Оставлять такую батарею на хранении нельзя.
66
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ И ПОДСОЕДИНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В ЦЕПЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Аккумуляторные кислотные батареи распо лагаются в грузовых автомобилях с наружной стороны (под кабиной на подножках или под сиденьем у водителя), а в легковых автомоби лях под капотом двигателя. При наружном расположении батареи вдали от подогрева улучшаются условия ее эксплуатации в летнее время, так как батарея охлаждается встреч ным потоком воздуха и температура ее элек тролита не превышает допустимый темпера турный предел (+45°). Этим значительно удлиняется срок службы деревянных сепара торов и аккумуляторной батареи в целом. Од нако в зимних условиях при низкой темпера туре воздуха эксплуатационные качества ба тареи резко снижаются, так как с понижени ем окружающей температуры уменьшается температура электролита и повышается его вязкость. При понижении температуры элек тролита с -f-ЗО до —30° вязкость его увели чивается почти в 8 раз, а емкость аккумуля тора уменьшается на 60%.
Одновременно; с понижением температуры увеличивается сопротивление деревянных се параторов, так как происходит сужение их пор. Запуск холодного двигателя стартером в зимнее время может вызвать перебои в си стеме зажигания (ослабление искры или от сутствие искры на свечах), поэтому батарею, расположенную с наружной стороны автомо биля, рекомендуется хорошо утеплять, а при
5* |
67 |
запуске холодного двигателя в зимнее время не рекомендуется пользоваться стартером. В зимнее время при наружном расположении батареи вследствие большой разницы темпе ратур воздуха под капотом двигателя, где ус тановлен реле-регулятор, и с наружной сторо ны автомобиля, где расположена аккумуля торная батарея, возможна ее перезарядка. В регуляторе напряжения имеется магнитный шунт, уменьшающий напряжение на щетках генератора при повышении окружающей тем пературы. В холодное время магнитный шунт регулятора напряжения, расположенный под капотом двигателя в тепле, не реагирует на понижение температуры батареи, расположен ной с наружной стороны на холоде, и вместо повышения напряжения генератора уменьша ет его, что приводит к недозарядке аккумуля торной батареи. Батарея, расположенная под капотом автомобиля, в зимнее время имеет благоприятные температурные условия для работы, так как обдувается теплым воздухом, обогреваемым двигателем и радиатором. В лет нее время, однако, температура электролита повышается настолько, что это пагубно сказы вается на долговечности батареи.
Подкапотное расположение батареи облег чает доступ к ней при обслуживании. При та ком расположении батареи укорачивается про вод к стартеру, что снижает сопротивление в цепи стартера.
До 1958 г. общепринятым для отечествен ных автомобилей было соединение положи тельных клемм батареи «на массу», а отрица тельных «минусовых» — в цепь. С 1958 г. вновь
6 8
выпускаемые марки автомобилей имеют сое динение отрицательных клемм «на массу», а положительных — в цепь. Такое соединение аккумуляторных батарей в цепь электрообору дования улучшает радиоприем на автомоби лях, снабженных радиоустановками.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КИСЛОТНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи производится в сроки, предусмотрен ные для технического обслуживания автомо биля.
П ри е ж е д н е в н о м т е х н и ч е с к о м о б с л у ж и в а н и и (ЕО) производят про верку:
1)крепления батареи в гнезде;
2)чистоты поверхности батареи и вентиля ционных отверстий;
3) отсутствия окисления выводных клемм
инаконечников подсоединенных проводов;
4)отсутствия натяжения проводов, подсое диненных к клеммам батареи.
В случае плохого крепления батареи следу ет плотно закрепить ее, подложив в гнездо кусок резиновой камеры. Резина амортизирует удары и предохраняет батарею от поврежде ний. Увлажненную поверхность следует насухо протереть чистой тряпкой, затем тряпкой, смо ченной в 10%-ном растворе нашатырного спир та, и, наконец, чистой сухой тряпкой. Если в те чение нескольких ежедневных обслуживаний
подряд обнаруживается увлажнение поверх ности, не связанное с условиями эксплуатации и обслуживания автомобиля, следует найти
69
причину этой неисправности и устранить ее. Окисленные клеммы необходимо зачистить и смазать техническим вазелином. Провода, под соединенные к клеммам батареи, не должны быть натянуты, так как это может привести к поломке клемм или образованию трещин
Рис. 11. Замер уровня электролита мерной трубкой.
в мастике. Такая неисправность должна быть
устранена |
на месте. |
П е р в о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и |
|
в а н и е |
( ТО- 1) аккумуляторных батарей |
производят периодически не реже чем через 10—15 дней. При ТО-1 производится полный объем работ ЕО, проверяется и в случае на добности дополняется до нормального уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи, а также проверяется степень заряженности аккумуляторной батареи по удельному весу электролита, целость моноблока и мастики.
70