Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ

Помещение для хранения должно быть су­ хим и защищающим аккумуляторы от прямого воздействия солнечных лучей. Новые, не зали­ тые электролитом аккумуляторные батареи с деревянными сепараторами следует хранить при температуре выше 0°, но не больше +35°. Аккумуляторные батареи с сепараторами из мипора, мипласта, стекловойлока или комби­ нации этих материалов следует хранить при температуре от 0° до —25°.

При такой температуре хранят также все аккумуляторные батареи, залитые электроли­ том. В случае хранения аккумуляторных бата­ рей при температуре выше рекомендованной, возникает их усиленная саморазрядка и кор­ розия положительных пластин. В помещении для хранения аккумуляторных батарей, зали­ тых электролитом, не допускаются резкие колебания температуры, так как при этом про­ исходит усиленная сульфатания пластин. Хра­ нение новых батарей, не бывших в употребле­ нии, производится в сухом виде без электро­ лита. При хранении батареи устанавливают на стеллажи пробками вверх не ближе одного метра от нагревательных приборов. На по­ верхность батареи запрещается укладывать какие-либо предметы. Пробки батарей долж­ ны быть плотно ввинчены, а уплотнительные резиновые диски под ними и трубочки в вен­ тиляционных отверстиях должны быть на ме­ сте.

Наибольший срок хранения новых батарей зависит от материала сепараторов. Он не дол-

61

жен превышать двух лет для батареи с сепа­ раторами из мипоры, мипласта или из мате­ риала, комбинированного с ними, и не более одного года, если сепараторы изготовлены из дерева или из материала, комбинированного с ним.

Аккумуляторные батареи, бывшие в упо­

треблении или

поступившие с завода вместе

с автомобилем,

следует хранить с соблюде­

нием следующих правил.

1. Батарею полностью зарядить и устано вить в ее аккумуляторах уровень электролита выше предохранительных щитков пластин на 10—15 мм. Удельный вес электролита должен соответствовать данным табл. 2.

Зимой в районах с резко континентальным климатом в аккумуляторных батареях, подго­ тавливаемых к хранению, удельный вес элек­ тролита должен быть равен 1,29.

После зарядки аккумуляторную батарею следует подвергнуть контрольно-тренировочно­ му циклу для проверки ее технической при­ годности к хранению, определяемой по вели­ чине емкости, показанной во время разрядки 10-часовым режимом. Емкость аккумулятор­ ной батареи зависит от удельного веса элек­ тролита до начала разрядки.

Аккумуляторная батарея пригодна к хра­ нению, если ее емкость, в зависимости от удельного веса электролита до начала раз­ рядки не ниже:

90%

при

удельном

весе

электролита

1,29

80%

»

»

»

»

1,27

70%

»

»

»

»

1,25

62


Если аккумуляторная батарея отвечает указанным требованиям, ее следует зарядить, ввернуть пробки в крышки элементов и насу­ хо протереть их поверхность. Межэлементные соединения, выводные штыри очистить и сма­ зать техническим вазелином.

2. Новые, не работавшие аккумуляторные батареи, подготовленные к эксплуатации, не следует перед хранением подвергать контроль­ но-тренировочному циклу .

3. Резервные аккумуляторные батареи, хранящиеся на автобазах, должны быть всег­ да готовы к эксплуатации, т. е. полностью заряжены. Если батареи хранятся при темпе­ ратуре выше 0°, следует ежемесячно произ­ водить их подзарядку током нормального за­ ряда (табл. 7).

В случае хранения аккумуляторной бата­ реи при 0° или более низкой температуре, про­ верку удельного веса электролита следует производить ежемесячно и только снижение удельного веса электролита до 1,23 или ниже требует установки аккумулятора на подза­ рядку.

4. В аккумуляторных батареях автомоби­ лей, установленных на консервацию, проверку удельного веса электролита следует произво­ дить также ежемесячно. В случае уменьшения удельного веса электролита ниже 1,23 для ба­ тарей, хранящихся при температуре ниже 0°, или при уменьшении удельного веса электро­ лита ниже 1,12 при температуре хранения выше 0°, аккумуляторную батарею следует поставить на подзарядку.

При отсутствии такого падения удельного

63

веса электролита аккумуляторную батарею следует устанавливать на подзарядку только перед вводом в эксплуатацию.

КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ цикл

Для восстановления емкости, предупреж­ дения порчи и проверки работоспособности батареи применяют контрольно-тренировочный цикл, при котором активная масса разраба­ тывается вглубь. Контрольный цикл состоит из зарядки—разрядки и повторной зарядки батареи. Первая зарядка производится в со­ ответствии с данными табл. 7.

Конец зарядки определяют по обильному газовыделению («кипению») в течение трех последних часов зарядки во всех аккумулято­ рах батареи. При этом напряжение и плот­ ность электролита не должны изменяться. В процессе зарядки следует периодически про­ верять температуру электролита. При повыше­ нии температуры электролита до + 4 5 ° следует снизить зарядный ток наполовину или пре­ кратить зарядку батареи, пока температура электролита не уменьшится до +30°, иначе по­ вышение температуры приведет к порче сепа­ раторов. Продолжительность первой зарядки может колебаться от 25 до 50 час. В конце зарядки необходимо привести удельный вес электролита в соответствие с данными табл. 2.

Контрольную разрядку производят током, равным 1/10 емкости батареи. Заканчивается разрядка в тот момент, когда напряжение в от­ стающем аккумуляторе снизится до 1,7 в. Тем­ пература электролита в начале разрядки дол-

64


жна быть 30 + 2°. Проверку напряжения на клеммах элементов производят через каждые два часа. При уменьшении напряжения до 1,85 в проверку напряжения производят через каждые 15 мин., а при уменьшении напряже­ ния до 1,75 в — непрерывно.

Определение емкости аккумуляторной батареи при контрольной разрядке

Следует иметь в виду, что емкость батареи гарантируется при удельном весе электролита

1,285 *, замеренном

в начале

разрядки при

его средней температуре -f-30°.

Поскольку при

повышении

температуры

электролита от указанной величины на 1° ем­ кость батареи увеличивается на 1%, при под­ счете ее следует выводить среднюю темпера­ туру электролита, взятую за весь период раз­ рядки и вносить в расчет емкости температур­ ную поправку.

Например, батарея З-СТ-70 разряжается током 10-часового режима (7 а) до допусти­ мого предела (напряжение на клеммах худ­ шего элемента 1,7 в). Фактическое время раз­ рядки составляет 9,5 час. Температура элек­ тролита в начале разрядки равна 40°, а в кон­ це разрядки 32°. Средняя температура элек­ тролита на протяжении всего периода разряд­ ки будет равна

40 + 32 = 3 6 °.

* Удельный вес электролита приведен к +15°.

5—4

65

Определяем емкость, замеренную при этой температуре,

7а X 9)5 = 66,5 а-ч.

Разность между средней температурой разряд­ ки и условно принятой температурой (+30°), при которой должна производиться разрядка аккумуляторной батареи, равна

36° _ 30° = 6° .

Так как с увеличением температуры электро­ лита на 1° от условно принятой температуры (+30°) замеряемая емкость батареи увели­ чивается против действительной на 1%, то из примера следует, что действительная емкость меньше замеренной на 6%, т. е. она равна

— Yog----Ю0== 62,7 а-ч.

Зная гарантированную заводом-изготовителем емкость батареи З-СТ-70, равной 70 а-ч, мож­ но определить процентное отношение величи­ ны действительной емкости испытуемой бата­ реи к гарантированной емкости

62,7 а-ч = 89%.

70 а-ч

Батарею, отдающую менее 90% емкости при удельном весе электролита до начала разряд­ ки, равном 1,29, следует повторно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу и при нали­ чии таких же показателей обязательно напра­ вить в работу. Оставлять такую батарею на хранении нельзя.

66


МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ И ПОДСОЕДИНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В ЦЕПЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Аккумуляторные кислотные батареи распо­ лагаются в грузовых автомобилях с наружной стороны (под кабиной на подножках или под сиденьем у водителя), а в легковых автомоби­ лях под капотом двигателя. При наружном расположении батареи вдали от подогрева улучшаются условия ее эксплуатации в летнее время, так как батарея охлаждается встреч­ ным потоком воздуха и температура ее элек­ тролита не превышает допустимый темпера­ турный предел (+45°). Этим значительно удлиняется срок службы деревянных сепара­ торов и аккумуляторной батареи в целом. Од­ нако в зимних условиях при низкой темпера­ туре воздуха эксплуатационные качества ба­ тареи резко снижаются, так как с понижени­ ем окружающей температуры уменьшается температура электролита и повышается его вязкость. При понижении температуры элек­ тролита с -f-ЗО до —30° вязкость его увели­ чивается почти в 8 раз, а емкость аккумуля­ тора уменьшается на 60%.

Одновременно; с понижением температуры увеличивается сопротивление деревянных се­ параторов, так как происходит сужение их пор. Запуск холодного двигателя стартером в зимнее время может вызвать перебои в си­ стеме зажигания (ослабление искры или от­ сутствие искры на свечах), поэтому батарею, расположенную с наружной стороны автомо­ биля, рекомендуется хорошо утеплять, а при

5*

67

запуске холодного двигателя в зимнее время не рекомендуется пользоваться стартером. В зимнее время при наружном расположении батареи вследствие большой разницы темпе­ ратур воздуха под капотом двигателя, где ус­ тановлен реле-регулятор, и с наружной сторо­ ны автомобиля, где расположена аккумуля­ торная батарея, возможна ее перезарядка. В регуляторе напряжения имеется магнитный шунт, уменьшающий напряжение на щетках генератора при повышении окружающей тем­ пературы. В холодное время магнитный шунт регулятора напряжения, расположенный под капотом двигателя в тепле, не реагирует на понижение температуры батареи, расположен­ ной с наружной стороны на холоде, и вместо повышения напряжения генератора уменьша­ ет его, что приводит к недозарядке аккумуля­ торной батареи. Батарея, расположенная под капотом автомобиля, в зимнее время имеет благоприятные температурные условия для работы, так как обдувается теплым воздухом, обогреваемым двигателем и радиатором. В лет­ нее время, однако, температура электролита повышается настолько, что это пагубно сказы­ вается на долговечности батареи.

Подкапотное расположение батареи облег­ чает доступ к ней при обслуживании. При та­ ком расположении батареи укорачивается про­ вод к стартеру, что снижает сопротивление в цепи стартера.

До 1958 г. общепринятым для отечествен­ ных автомобилей было соединение положи­ тельных клемм батареи «на массу», а отрица­ тельных «минусовых» — в цепь. С 1958 г. вновь

6 8


выпускаемые марки автомобилей имеют сое­ динение отрицательных клемм «на массу», а положительных — в цепь. Такое соединение аккумуляторных батарей в цепь электрообору­ дования улучшает радиоприем на автомоби­ лях, снабженных радиоустановками.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КИСЛОТНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи производится в сроки, предусмотрен­ ные для технического обслуживания автомо­ биля.

П ри е ж е д н е в н о м т е х н и ч е с к о м о б с л у ж и в а н и и (ЕО) производят про­ верку:

1)крепления батареи в гнезде;

2)чистоты поверхности батареи и вентиля­ ционных отверстий;

3) отсутствия окисления выводных клемм

инаконечников подсоединенных проводов;

4)отсутствия натяжения проводов, подсое­ диненных к клеммам батареи.

В случае плохого крепления батареи следу­ ет плотно закрепить ее, подложив в гнездо кусок резиновой камеры. Резина амортизирует удары и предохраняет батарею от поврежде­ ний. Увлажненную поверхность следует насухо протереть чистой тряпкой, затем тряпкой, смо­ ченной в 10%-ном растворе нашатырного спир­ та, и, наконец, чистой сухой тряпкой. Если в те­ чение нескольких ежедневных обслуживаний

подряд обнаруживается увлажнение поверх­ ности, не связанное с условиями эксплуатации и обслуживания автомобиля, следует найти

69

причину этой неисправности и устранить ее. Окисленные клеммы необходимо зачистить и смазать техническим вазелином. Провода, под­ соединенные к клеммам батареи, не должны быть натянуты, так как это может привести к поломке клемм или образованию трещин

Рис. 11. Замер уровня электролита мерной трубкой.

в мастике. Такая неисправность должна быть

устранена

на месте.

П е р в о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и ­

в а н и е

( ТО- 1) аккумуляторных батарей

производят периодически не реже чем через 10—15 дней. При ТО-1 производится полный объем работ ЕО, проверяется и в случае на­ добности дополняется до нормального уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи, а также проверяется степень заряженности аккумуляторной батареи по удельному весу электролита, целость моноблока и мастики.

70