Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

конца зарядки, то аккумуляторная батарея считается полностью заряженной. В случае по­ вышения температуры электролита до 45° за ­ рядный ток следует наполовину снизить или сделать перерыв в зарядке, пока температура электролита не снизится до 30°.

К концу зарядки производят проверку уровня электролита во всех аккумуляторах ба­ тареи. В случае понижения уровня электроли­ та в каком-либо аккумуляторе ниже принятой нормы в него добавляют дистиллированную воду до нормального уровня. Если удельный вес электролита, хотя бы в одном из аккуму­ ляторов батареи ниже эксплуатационной нор­ мы на 0,005 от указанной в табл. 2, то требу­ ется продолжить зарядку до достижения элек­ тролитом нормального удельного веса.

Повышение удельного веса электролита в одном из аккумуляторов батареи по сравне­ нию с удельным весом электролита остальных аккумуляторов также является ненормальным и исправляется отбором части этого электро­ лита с последующим добавлением дистилли­ рованной воды. Исправление удельного веса электролита должно производиться только в конце зарядки, когда создаются хорошие условия для перемешивания доливаемой воды с имеющимся в аккумуляторе электролитом.

По окончании зарядки поверхность аккуму­ ляторной батареи следует протереть сухой тряпкой, затем тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта. Нашатырный раствор удаляется с поверхности тряпкой, смо­ ченной в воде. Окончательно поверхность про­ тирается сухой тряпкой. Этим устраняется

45

возможность саморазрядки аккумуляторной батареи через пленку электролита, покрываю­ щую поверхность батареи во время зарядки.

Зарядка

незаряженных

аккумуляторных

батарей

длится в зависимости от

срока

их

хранения

с

момента изготовления

от

25

до

50 час., а сухозаряженных — от 5 до 8

час.

 

Как исключение допускается ввод в экс­

плуатацию

сухозаряженных

аккумуляторных

батарей без подзарядки на зарядной станции, если после 3-часового отстоя удельный вес залитого в батарею электролита понизится не более чем на 0,04 единицы.

НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНЫХ КИСЛОТНЫХ БАТАРЕЙ

Гарантированный заводами-изготовителями срок службы свинцовой аккумуляторной ба­ тареи составляет 12—18 месяцев и намного сокращается при возникновении неисправно­ стей, разрушающих батарею. К числу неис­ правностей кислотной аккумуляторной бата­ реи относятся:

1)сульфатация пластин;

2)повышенная саморазрядка;

3)короткое замыкание;

4)разрушение активной массы;

5)уплотнение активной массы отрицатель­ ных пластин;

6)отрыв пластин;

7)повреждение сепараторов;

8)окисление клемм;

9)повреждение сосудов.

46


Сульфатация пластин

Естественная разрядка аккумулятора со­ провождается выделением мелких кристаллов сульфата, вкрапленных в активную массу пла­ стин. Такие кристаллы при зарядке быстро преобразовываются в активную массу и не представляют собой опасности разрушения аккумулятора. Частая разрядка аккумулятора стартерным током, длительное хранение акку­ мулятора без подзарядки, понижение уровня электролита с оголением пластин, изменение температуры электролита и повышение его удельного веса выше рекомендованной вели­ чины сопровождаются выделением крупных кристаллов сульфата. В процессе зарядки кри­ сталлы сульфата плохо вступают в химиче­ скую реакцию с электролитом. Они закрывают поры и изолируют расположенную под ними активную массу от участия в химической реак­ ции с электролитом. Объем кристаллов суль­ фата в 1,5— 1,7 раза больше объема заменяе­ мой им активной массы. Образование большого количества сульфата в порах пластин создает повышенное давление на активную массу, рас­ положенную в ячейках решеток, и приводит к ее осыпанию. Таким образом, уменьшается коли­ чество активной массы, способной вступить в химическую реакцию с электролитом, и умень­ шается емкость аккумулятора. Крупные кри­ сталлы сульфата плохо проводят электрический ток, в результате этого увеличивается внутрен­ нее сопротивление аккумулятора, уменьшается напряжение на штырях аккумулятора, особенно при разрядке стартерным током.

47

Частые и длительные разрядки аккумулято­ ра стартерным током требуют отдачи большой величины тока. Этому должна предшествовать химическая реакция с участием в ней большо­ го количества активной массы пластин и элек­ тролита. Восстановление первоначального со­ стояния пластин и электролита возможно при относительно длительной зарядке, но при ча­ стых стартерных разрядках зарядка аккумуля­ тора в промежутке между разрядками не мо­ жет обеспечить преобразования всего сульфата в активную массу. Увеличивается отложение сульфата на поверхности пластин.

При длительном хранении без подзарядки и с повышением температуры сульфат пластин растворяется в электролите. Мелкие кристал­ лы сульфата, растворенные в электролите, пре­ образуются в крупные. С понижением темпера­ туры крупные кристаллы сульфата из электро­ лита осаждаются на поверхности пластин, что приводит к образованию на поверхности пластин изолирующего слоя сульфата.

Крупные кристаллы сульфата могут по­ явиться также и на поверхности пластин, когда понижается уровень электролита и оголенные поверхности пластин вступают в контакт с кис­ лородом воздуха.

С повышением удельного веса электролита выше рекомендованной величины также проис­ ходит быстрое выделение крупнокристалличес­ кого сульфата. Электролит большого удельного веса быстрее растворяет мелкие кристаллы сульфата, выделяющиеся на пластинах, а так­ же быстрее преобразует их в крупные. В слу­ чаях, когда ток, отдаваемый аккумулятором по­

48


требителям, больше зарядного тока, происходит недозарядка аккумулятора, являющаяся след­ ствием неполного преобразования сульфата в активную массу. Систематическая недозарядка способствует выделению большого количества сульфата на пластинах аккумулятора.

Наличие сульфата в аккумуляторной бата­ рее определяется по таким признакам:

1)резкое падение напряжения при включе­ нии стартера;

2)при замере напряжения нагрузочной вил­ кой стрелка вольтметра не удерживается в те­ чение 5 сек. на первоначальных показаниях и отклоняется в сторону меньших показателей;

3)при зарядке на зарядной станциибыстро повышается напряжение и начинается «кипе­ ние», хотя плотность электролита повышается незначительно;

4)если при разборке аккумуляторной бата­ реи видно, что отрицательная пластина покры­ та белым налетом.

Цвет положительной пластины при суль­ фитации меняется с темно-коричневого на светло-коричневый; при очень сильной суль­

фитации на поверхности положительной пла­ стины образуется белый налет. Незначительная сульфатация пластин устраняется на зарядных станциях многократной зарядкой батарей сла­ бой величиной тока. Такой метод непригоден для устранения сильной сульфитации пластин; в этом случае пластины следует заменить.

Саморазрядка аккумулятора

Саморазрядкой называется разрядка акку­ муляторной батареи в том случае, когда к ней

4—4

49

не подсоединены потребители. В нормальных условиях, когда заряженный и вполне исправ­ ный аккумулятор находится на хранении, даже ГОСТ 959—51 предусматривает его самораз­ рядку от 0,5 до 1% емкости в сутки, в за)висимости от материала сепараторов. В работа­ ющем аккумуляторе величина саморазрядки значительно больше и достигает 3% емкости в сутки. В этом случае разрядка аккумуля­ торной батареи может наступить в течение

одного месяца.

Саморазрядка возникает вследствие сле­ дующих причин:

1)загрязнения материала пластин вред­ ными примесями;

2)замыкания пластин осыпавшейся ак­

тивной массой;

3)замыкания клемм аккумулятора через пленку влаги, покрывающую поверхность ак­ кумулятора;

4)расслоения электролита, в результате длительного пребывания без подзарядки.

З а г р я з н е н и е п л а с т и н а к к у м у ­ л я т о р а даже незначительным количеством примесей платины, серебра, меди, железа, олова и других приводит к образованию внут­ ри пластин токов, замкнутых на их поверх­ ности и разряжающих аккумулятор. Примеси хлора, уксусно-щавелевой кислоты и марганца также способствуют разрядке аккумулятора. Поэтому посуда и все приспособления, необ­ ходимые для приготовления электролита и за ­ полнения им аккумуляторов, должны быть чистыми, исключающими возможность загряз­ нения вредными примесями. Признаком за­

50



грязнения электролита является «кипение» аккумулятора в нерабочем состоянии.

З а м ы к а н и е п л а с т и н происходит и в тех случаях, когда слой осыпавшейся актив­ ной массы пластин превышает высоту опор­ ных призм камеры и соединяет разноименные пластины.

Основные причины осыпания активной массы — частые и обильные перезарядки, глу­ бокая сульфатация пластин и длительный срок службы аккумулятора. Перезарядка ба­ тареи при этом сопровождается «кипением» электролита.

При поступлении в аккумулятор большой величины тока только часть его участвует в реакции преобразования сульфата, а осталь­ ная часть разлагает воду на водород и кисло­ род, пузырьки которых всплывают на поверх­ ность электролита и создают видимость «ки­ пения», при котором разложение дистиллиро­ ванной воды и образование газов происходит не только в электролите, расположенном меж­ ду пластинами, но и в порах активной массы. Обильное выделение газов создает давление в порах пластин, способствует разрыхлению активной массы и уменьшает прочность ее крепления в решетках пластин, вследствие че­ го она осыпается. Короткое замыкание воз­ можно и при глубокой сульфатации пластин, когда рост кристаллов сульфата повышает давление на активную массу пластин и при­ водит к ее вытеснению и осыпанию. Длитель­ ная работа аккумуляторной батареи также приводит к осыпанию активной массы вслед­ ствие уменьшения ее связи с решеткой.

4 *

51

 

З а м ы к а н и е к л е м м а к к у м у л я ­ т о р а ч е р е з п л е н к у в л а г и на его по­ верхности происходит в случаях, когда бата­ рея установлена снаружи автомобиля при его движении по мокрой или грязной дороге, а также во время мойки автомобиля при техни­ ческом' обслуживании. Причиной увлажнения поверхности аккумулятора могут быть трещи­ ны, образовавшиеся в ее мастике, а также на­ рушение выводов штырей. Наличие таких де­ фектов требует немедленной отправки батареи в мастерскую для исправления. Одной из при­ чин увлажнения поверхности батареи может быть «кипение» аккумуляторов. При обильном «кипении» через вентиляционные отверстия вместе с газами увлекаются и мелкие капли электролита, осаждающиеся на поверхности аккумуляторной батареи. В таких случаях следует уменьшить величину зарядного тока аккумуляторной батареи, ограничив напряже­ ние на щетках генератора в пределах, указан­ ных в табл. 8.

П ри д л и т е л ь н о м п р е б ы в а н и и а к к у м у л я т о р н о й б а т а р е и б е з п о д ­ з а р я д к и происходит расслоение элект­ ролита на составные части: более тяжелая серная кислота опускается в нижние слои, вытесняя в верхние дистиллированную воду. В результате расслоения нижняя часть пла­ стин располагается в электролите большего удельного веса, и поэтому в ней возникает большая электродвижущая сила, а верхняя часть омывается электролитом меньшего удельного веса и имеет меньшую э.д.с. Разные величины электродвижущей силы в верхней

52