Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние выработки и т. д.), разрабатывать безопа­ сный режим работы приемно-отправительной площадки.

П р и м е р д в а д ц а т ь в т о р о й

На приемно-отправительной площадке на­ клонного квершлага, оборудованного концевой откаткой, установлен в междупутье ролик, под­ держивающий канат. Ролик засорялся и под­ лежал периодической очистке. Плитовой во время движения партии решил очистить про­ странство между роликом и почвой. Не найдя на площадке лопаты, он производил зачистку рукой. Во время очистки ролика рука попала между канатом и роликом и была травмиро­ вана.

Несчастный случай произошел по вине:

а) пострадавшего, производившего очистку ролика руками во время работы;

б) горного мастера, не обеспечившего при- емно-отправительную площадку инструментом для безопасной очистки рабочего места, в том числе и подроликового пространства.

Как предотвратить подобный случай:

а) не производить очистку движущихся ча­ стей механизмов и приспособлений (роликов, канатов, лент, барабанов и т. д.). Очистку про­ изводить специальными инструментами при остановке механизма-или агрегата;

б) вменить в обязанность дежурных горных мастеров проверку наличия необходимых ин­ струментов для очистки рабочего места и ме­ ханизмов.

70

П р и м е р д в а д ц а т ь т р е т и й

Приемно-отправительная площадка (рис. 14) уклона, оборудованного бесконечной от­ каткой, имела один поддерживающий ролик У на горизонтальном участке. Второй ролик 2 был установлен на перегибе рельсовых путей, поэтому вагонетки 3, выходя из уклона на го­ ризонтальную площадку, с большой силой прижимались кйнато1м 4; когда эти усилия уменьшались, канат скользил по бортам ваго-

ш т ре*

место песчастно?о случая

\

,5

^

 

/ положение маната до несчастного 1случая

■'полоФ-ение маната В момент несчастного случая

Рис. 14. У— ролик, поддерживающий канат; 2 — ролик междупутевой; 3 — вагонетка; 4 — канат; 5 — жимок прицепного устройства

неток, проходивших горизонтальный участок

площадки.

В момент, когда вагонетка 3 была зажата канатом 4, плитовой снимал жимок прицепно­ го устройства 5. При этом канат 4 соскочил с борта вагонетки 3 и ударил плитового.

Несчастный случай произошел по причине неправильного оборудования приемно-отправи-

71


тельной площадки роликами, поддерживаю­ щими канат, что привело к несчастному слу­ чаю.

Как предотвратить подобный случай трав­ матизма:

На все приемно-отправительные площадки должны составляться проекты и утверждаться главным инженером шахты. В проекте должно предусматриваться: а) расположение ниш; б) подвеска грузового и порожнякового кана­ та; в) расположение поддерживающих роли­ ков; г) профиль пути на площадке; д) длина приемной площадки; е) расположение сигналь­ ных устройств; ж) необходимые зазоры; з) уст­ ройство обходных выработок.

П р и м е р д в а д ц а т ь ч е т в е р т ы й

Группа рабочих по откаточному штреку электровозом доставляла комбайн под ла­ ву. Когда комбайн был привезен к лаве, бригадир сказал машинисту, чтобы он отъехал дальше и не мешал доставке комбайна в лаву. Машинист начал отъезжать. Бригадир вместо того чтобы пройти за электровозом, стал на буфер электровоза и держался рукой за крыш­ ку аккумуляторной батареи. В этом месте за­ зоры между крепью и электровозом отсутство­ вали, крышка батареи зацепилась за раму ме­ таллического крепления, сдвинулась и трав­ мировала бригадиру руку.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) руководители участка и шахты не обес­

72

печили необходимых зазоров между крепью и электровозом на погрузочном пункте лавы;

б) руководители участка внутришахтного транспорта не дали распоряжения машинистам электровозов не заезжать на участки, где невыдержаны зазоры;

в) машинист электровоза, не получив раз­ решения от горного мастера транспорта, ре­ шил доставить комбайн на участок, где отсут­ ствовали зазоры;

г) пострадавший нарушил Правила безопа­ сности, став на буфер электровоза, чтобы подъ­ ехать 5—6 м.

Как предотвратить подобный случай:

а) запретить подачу составов электровоза­ ми в места, где не имеется достаточных зазо­ ров между подвижным составом и крепью;

б) не пользоваться транспортными сред­ ствами, не предназначенными .для перевозки рабочих;

в) машинист электровоза, видя, что рабо­ чий стал на буфер электровоза, должен оста­ новить электровоз и потребовать от рабочего сойти с буфера, и, только убедившись в отсут­ ствии рабочих на электровозе, продолжать движение.

П р и м е р д в а д ц а т ь п я т ы й

Наклонный ходок для чистки зумпфа ски­ пового ствола (рис. 15) оборудован лебедкой БГ-800.

В нижней части ходка установлен насос 2 для откачки воды из зумпфа. В связи с малым объемом работы управление лебедкой 1 и

73


насосом 2 было поручено одному работнику, прошедшему специальное обучение по про­ фессии.

В средине смены пришли трое рабочих про­ изводить очистку зумпфа от шлама. В это

•VyA\VxXW/>.N\V.4\\y^

Рис. 15. 1 — лебедка; 2 — насос; 3 — крюк прицеп­ ного устройства; 4 — вагонетка; 5 — канат

время лебедчик находился у насоса 2, который откачивал воду. Рабочие крикнули лебедчику, чтобы он вышел из ходка работать на лебедке 1, но лебедчик не слышал вызова. Тогда один рабочий сказал, что вагонетку в ходок оц спу­ стит сам. Двое рабочих прицепили к крюку 3 вагонетку 4, открыли барьер и начали толкать ее в ходок. Рабочий, управлявший лебедкой 1, сделал большой напуск каната, и когда ваго­ нетка 4 перешла перегиб рельсов, она дернула канат 5, который, спружинив, отцепился от ва­ гонетки, так как прицепное устройство не име­ ло предохранительной скобы. Свободно иду­

74

щей по ходку вагонеткой травмировало лебед­ чика, находящегося у насоса.

Несчастный случай произошел по следую-, щим причинам:

а) рабочие, зная, что лебедчик находится в ходке у насоса, решили без него спустить вахонетку в ходок;

б) рабочий, не имевший права на управле­ ние лебедкой, решил спустить вагонетку в хо­ док;

в) рабочие не осмотрели прицепного уст­ ройства и прицепили канат к вагонетке при отсутствии предохранительной скобы;

г) руководители участка не обеспечили ле­ бедку ходка исправным прицепным устрой­ ством.

Как предотвратить подобный случай:

а) не производить спуск или подъем груза по наклонным выработкам при нахождении в них рабочих. Рабочие должны выйти из выра­ ботки или укрыться в специальной нише, если выработка глухая;

б) ежесменно производить осмотр всех при­ цепных устройств и неисправные прицеп­ ные устройства изъять, заменив их исправ­ ными;

в) независимо от длины откатки грузов уча­ сток должен обеспечиваться сигнализацией. Конструкция сигнализации и способы подачи сигналов в каждом отдельном случае должны утверждаться главным механиком шахты;

г) не допускать к управлению электрово­ зами, лебедками, транспортерами и т. д. лиц, не прошедших специального обучения.

75


П р и м е р д в а д ц а т ь ш е с т о й

Углеспускной скат (рис. 16), пройденный под углом 46°, был разделен на два отделения: углеспускное 1 и ходовое 2. Разделение ската выполнено стойками 3 и отшивкой 4 со сторо­ ны углеспускного отделения 1. В отшивке 4 имелись окна для пропуска застрявшего угля в углеспускном отделении, но окна не были оборудованы закрывающимися задвижками. В средней части отшивка была снята, в верх-

Рис. 16. 1 — углеспускное отделе­ ние ската; 2 — ходовое отделение ската; 3 — стойки; 4 — отшивка из досок

76

ней — разбита, и уголь через пропускные окна и разбитую часть отшивки попадал из углеспу­ скного отделения в ходовое.

Начальник участка, не обеспечив работу лесогону, послал его пропускалыдиком угля в скат, поручив наблюдение за его работой гор­ ному мастеру смены. Горный мастер и пропускалыцик пришли к люку ската и начали выгружать уголь. После погрузки 30 вагонеток поступление угля из ската прекратилось. Гор­ ный мастер послал пропускалъщика угля по ходовому отделению в скат. Пропускальщик подошел к массиву угля в ходовом отделении, тронул его, и уголь, устремившись на пропускалыцика, травмировал его.

Несчастный случай произошел из-за сле­ дующих нарушений:

а) начальник участка послал лесогона на обслуживание ската без инструктажа и без опытного рабочего для обучения его безопас­ ному пропуску угля непосредственно на ме­ сте работы;

б) горный мастер послал одного не проин­ структированного лесогона пропускать за­ стрявший в скате уголь;

в) руководители участка и шахты приняли в работу скат без задвижек для окон, через которые производится пропуск угля по угле­ спускному отделению, в связи с чем уголь че­ рез окна попал в ходовое отделение;

г) руководители участка не обеспечили сво­ евременный ремонт отшивки ската, в резуль­ тате чего через проломы в отшивке уголь по­ падал в ходовое отделение.

77

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) производить качественную отшивку ска­ тов на ходовые и углеспускные отделения; сво­ евременно производить ремонт отшивки во из­ бежание попадания угля в ходовое отделение; б) окна в отшивке скатов для пропуска за­ стрявшего угля по углеспускному отделению обеспечить качественными задвижками, за­ крывающимися по направлению движения

угля; в) для обслуживания скатов назначать ра­

бочих, имеющих опыт безопасного пропуска угля по скатам;

г) не допускать попадания в скат породы» негабаритных кусков угля, деталей оборудова­ ния во избежание перекрытия ската и зависа­ ния в нем угля.

П р и м е р д в а д ц а т ь с е д ь м о й

Вспомогательный наклонный ствол, прой­ денный под углом 30°, сечением 5,5м2 закре­ плен металлической арочной крепью. По ство­ лу уложен один рельсовый путь, по которому осуществляется механизированная перевозка людей в специальной вагонетке на 10 человек. Рядом с рельсовыми путями на свободном проходе сооружены деревянные трапы.

Подъем и спуск людей осуществлялся ле­ бедкой типа ТЛ-ЗМ, диаметр барабана 1,9 м. тяговое усилие лебедки — 3000 кг, концевая нагрузка составляла 2070 кг. Предусмотрено рабочее и предохранительное торможение ле­ бедки. Диаметр каната 22 мм, разрывное

78


усилие 31 790 кг. Скорость подъема вагонетки 2 м1сек. На момент аварии на подъемной ус­ тановке отсутствовали электрические конт­ рольно-измерительные приборы и максималь­ ная защита двигателя. Подача сигналов с ва­ гонетки к машинисту лебедки осуществлялась пантографом по сигнальному проводу, подве­ шенному по стволу.

Нижё шестого откаточного штрека велось перекрепление ствола и имели место случаи замыкания сигнала падающей породой или ле­ сом, поэтому между шестым и седьмым отка­ точными штреками была вставлена в сигналь­ ные провода перемычка из медной жилы кабе­ ля, которая во время ремонтных работ отсое­ динялась, и подать сигнал с седьмого горизон­ та было невозможно.

Во многих местах трапы находились в не­ исправном состоянии, сдвинуты, пути в неко­ торых местах захламлены породой.

С шестого на седьмой горизонт проложено два водяных става.

Крепильщики по ремонту ствола, получив наряд на ремонт его, спустили для породы ва­ гонетку и отсоединили сигнальную перемычку. Сигнал они подавали, поднимаясь на шестой штрек. По окончании работ они отправили ва­ гонетку с породой на поверхность и, не соеди­ нив сигнальную перемычку, вышли из шахты.

В начале смены кондуктор людского подъе­ ма, работавший в сверхурочное время, прице­ пил к канату людскую вагонетку и поехал в шахту для проверки путей. На шестом гори­ зонте он остановил вагонетку, в которую сели

79