Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ние выработки и т. д.), разрабатывать безопа сный режим работы приемно-отправительной площадки.
П р и м е р д в а д ц а т ь в т о р о й
На приемно-отправительной площадке на клонного квершлага, оборудованного концевой откаткой, установлен в междупутье ролик, под держивающий канат. Ролик засорялся и под лежал периодической очистке. Плитовой во время движения партии решил очистить про странство между роликом и почвой. Не найдя на площадке лопаты, он производил зачистку рукой. Во время очистки ролика рука попала между канатом и роликом и была травмиро вана.
Несчастный случай произошел по вине:
а) пострадавшего, производившего очистку ролика руками во время работы;
б) горного мастера, не обеспечившего при- емно-отправительную площадку инструментом для безопасной очистки рабочего места, в том числе и подроликового пространства.
Как предотвратить подобный случай:
а) не производить очистку движущихся ча стей механизмов и приспособлений (роликов, канатов, лент, барабанов и т. д.). Очистку про изводить специальными инструментами при остановке механизма-или агрегата;
б) вменить в обязанность дежурных горных мастеров проверку наличия необходимых ин струментов для очистки рабочего места и ме ханизмов.
70
П р и м е р д в а д ц а т ь т р е т и й
Приемно-отправительная площадка (рис. 14) уклона, оборудованного бесконечной от каткой, имела один поддерживающий ролик У на горизонтальном участке. Второй ролик 2 был установлен на перегибе рельсовых путей, поэтому вагонетки 3, выходя из уклона на го ризонтальную площадку, с большой силой прижимались кйнато1м 4; когда эти усилия уменьшались, канат скользил по бортам ваго-
ш т ре* |
место песчастно?о случая |
|||
\ |
,5 |
^ |
||
|
/ положение маната до несчастного 1случая
■'полоФ-ение маната В момент несчастного случая
Рис. 14. У— ролик, поддерживающий канат; 2 — ролик междупутевой; 3 — вагонетка; 4 — канат; 5 — жимок прицепного устройства
неток, проходивших горизонтальный участок
площадки.
В момент, когда вагонетка 3 была зажата канатом 4, плитовой снимал жимок прицепно го устройства 5. При этом канат 4 соскочил с борта вагонетки 3 и ударил плитового.
Несчастный случай произошел по причине неправильного оборудования приемно-отправи-
71
тельной площадки роликами, поддерживаю щими канат, что привело к несчастному слу чаю.
Как предотвратить подобный случай трав матизма:
На все приемно-отправительные площадки должны составляться проекты и утверждаться главным инженером шахты. В проекте должно предусматриваться: а) расположение ниш; б) подвеска грузового и порожнякового кана та; в) расположение поддерживающих роли ков; г) профиль пути на площадке; д) длина приемной площадки; е) расположение сигналь ных устройств; ж) необходимые зазоры; з) уст ройство обходных выработок.
П р и м е р д в а д ц а т ь ч е т в е р т ы й
Группа рабочих по откаточному штреку электровозом доставляла комбайн под ла ву. Когда комбайн был привезен к лаве, бригадир сказал машинисту, чтобы он отъехал дальше и не мешал доставке комбайна в лаву. Машинист начал отъезжать. Бригадир вместо того чтобы пройти за электровозом, стал на буфер электровоза и держался рукой за крыш ку аккумуляторной батареи. В этом месте за зоры между крепью и электровозом отсутство вали, крышка батареи зацепилась за раму ме таллического крепления, сдвинулась и трав мировала бригадиру руку.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) руководители участка и шахты не обес
72
печили необходимых зазоров между крепью и электровозом на погрузочном пункте лавы;
б) руководители участка внутришахтного транспорта не дали распоряжения машинистам электровозов не заезжать на участки, где невыдержаны зазоры;
в) машинист электровоза, не получив раз решения от горного мастера транспорта, ре шил доставить комбайн на участок, где отсут ствовали зазоры;
г) пострадавший нарушил Правила безопа сности, став на буфер электровоза, чтобы подъ ехать 5—6 м.
Как предотвратить подобный случай:
а) запретить подачу составов электровоза ми в места, где не имеется достаточных зазо ров между подвижным составом и крепью;
б) не пользоваться транспортными сред ствами, не предназначенными .для перевозки рабочих;
в) машинист электровоза, видя, что рабо чий стал на буфер электровоза, должен оста новить электровоз и потребовать от рабочего сойти с буфера, и, только убедившись в отсут ствии рабочих на электровозе, продолжать движение.
П р и м е р д в а д ц а т ь п я т ы й
Наклонный ходок для чистки зумпфа ски пового ствола (рис. 15) оборудован лебедкой БГ-800.
В нижней части ходка установлен насос 2 для откачки воды из зумпфа. В связи с малым объемом работы управление лебедкой 1 и
73
насосом 2 было поручено одному работнику, прошедшему специальное обучение по про фессии.
В средине смены пришли трое рабочих про изводить очистку зумпфа от шлама. В это
•VyA\VxXW/>.N\V.4\\y^
Рис. 15. 1 — лебедка; 2 — насос; 3 — крюк прицеп ного устройства; 4 — вагонетка; 5 — канат
время лебедчик находился у насоса 2, который откачивал воду. Рабочие крикнули лебедчику, чтобы он вышел из ходка работать на лебедке 1, но лебедчик не слышал вызова. Тогда один рабочий сказал, что вагонетку в ходок оц спу стит сам. Двое рабочих прицепили к крюку 3 вагонетку 4, открыли барьер и начали толкать ее в ходок. Рабочий, управлявший лебедкой 1, сделал большой напуск каната, и когда ваго нетка 4 перешла перегиб рельсов, она дернула канат 5, который, спружинив, отцепился от ва гонетки, так как прицепное устройство не име ло предохранительной скобы. Свободно иду
74
щей по ходку вагонеткой травмировало лебед чика, находящегося у насоса.
Несчастный случай произошел по следую-, щим причинам:
а) рабочие, зная, что лебедчик находится в ходке у насоса, решили без него спустить вахонетку в ходок;
б) рабочий, не имевший права на управле ние лебедкой, решил спустить вагонетку в хо док;
в) рабочие не осмотрели прицепного уст ройства и прицепили канат к вагонетке при отсутствии предохранительной скобы;
г) руководители участка не обеспечили ле бедку ходка исправным прицепным устрой ством.
Как предотвратить подобный случай:
а) не производить спуск или подъем груза по наклонным выработкам при нахождении в них рабочих. Рабочие должны выйти из выра ботки или укрыться в специальной нише, если выработка глухая;
б) ежесменно производить осмотр всех при цепных устройств и неисправные прицеп ные устройства изъять, заменив их исправ ными;
в) независимо от длины откатки грузов уча сток должен обеспечиваться сигнализацией. Конструкция сигнализации и способы подачи сигналов в каждом отдельном случае должны утверждаться главным механиком шахты;
г) не допускать к управлению электрово зами, лебедками, транспортерами и т. д. лиц, не прошедших специального обучения.
75
П р и м е р д в а д ц а т ь ш е с т о й
Углеспускной скат (рис. 16), пройденный под углом 46°, был разделен на два отделения: углеспускное 1 и ходовое 2. Разделение ската выполнено стойками 3 и отшивкой 4 со сторо ны углеспускного отделения 1. В отшивке 4 имелись окна для пропуска застрявшего угля в углеспускном отделении, но окна не были оборудованы закрывающимися задвижками. В средней части отшивка была снята, в верх-
Рис. 16. 1 — углеспускное отделе ние ската; 2 — ходовое отделение ската; 3 — стойки; 4 — отшивка из досок
76
ней — разбита, и уголь через пропускные окна и разбитую часть отшивки попадал из углеспу скного отделения в ходовое.
Начальник участка, не обеспечив работу лесогону, послал его пропускалыдиком угля в скат, поручив наблюдение за его работой гор ному мастеру смены. Горный мастер и пропускалыцик пришли к люку ската и начали выгружать уголь. После погрузки 30 вагонеток поступление угля из ската прекратилось. Гор ный мастер послал пропускалъщика угля по ходовому отделению в скат. Пропускальщик подошел к массиву угля в ходовом отделении, тронул его, и уголь, устремившись на пропускалыцика, травмировал его.
Несчастный случай произошел из-за сле дующих нарушений:
а) начальник участка послал лесогона на обслуживание ската без инструктажа и без опытного рабочего для обучения его безопас ному пропуску угля непосредственно на ме сте работы;
б) горный мастер послал одного не проин структированного лесогона пропускать за стрявший в скате уголь;
в) руководители участка и шахты приняли в работу скат без задвижек для окон, через которые производится пропуск угля по угле спускному отделению, в связи с чем уголь че рез окна попал в ходовое отделение;
г) руководители участка не обеспечили сво евременный ремонт отшивки ската, в резуль тате чего через проломы в отшивке уголь по падал в ходовое отделение.
77
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) производить качественную отшивку ска тов на ходовые и углеспускные отделения; сво евременно производить ремонт отшивки во из бежание попадания угля в ходовое отделение; б) окна в отшивке скатов для пропуска за стрявшего угля по углеспускному отделению обеспечить качественными задвижками, за крывающимися по направлению движения
угля; в) для обслуживания скатов назначать ра
бочих, имеющих опыт безопасного пропуска угля по скатам;
г) не допускать попадания в скат породы» негабаритных кусков угля, деталей оборудова ния во избежание перекрытия ската и зависа ния в нем угля.
П р и м е р д в а д ц а т ь с е д ь м о й
Вспомогательный наклонный ствол, прой денный под углом 30°, сечением 5,5м2 закре плен металлической арочной крепью. По ство лу уложен один рельсовый путь, по которому осуществляется механизированная перевозка людей в специальной вагонетке на 10 человек. Рядом с рельсовыми путями на свободном проходе сооружены деревянные трапы.
Подъем и спуск людей осуществлялся ле бедкой типа ТЛ-ЗМ, диаметр барабана 1,9 м. тяговое усилие лебедки — 3000 кг, концевая нагрузка составляла 2070 кг. Предусмотрено рабочее и предохранительное торможение ле бедки. Диаметр каната 22 мм, разрывное
78
усилие 31 790 кг. Скорость подъема вагонетки 2 м1сек. На момент аварии на подъемной ус тановке отсутствовали электрические конт рольно-измерительные приборы и максималь ная защита двигателя. Подача сигналов с ва гонетки к машинисту лебедки осуществлялась пантографом по сигнальному проводу, подве шенному по стволу.
Нижё шестого откаточного штрека велось перекрепление ствола и имели место случаи замыкания сигнала падающей породой или ле сом, поэтому между шестым и седьмым отка точными штреками была вставлена в сигналь ные провода перемычка из медной жилы кабе ля, которая во время ремонтных работ отсое динялась, и подать сигнал с седьмого горизон та было невозможно.
Во многих местах трапы находились в не исправном состоянии, сдвинуты, пути в неко торых местах захламлены породой.
С шестого на седьмой горизонт проложено два водяных става.
Крепильщики по ремонту ствола, получив наряд на ремонт его, спустили для породы ва гонетку и отсоединили сигнальную перемычку. Сигнал они подавали, поднимаясь на шестой штрек. По окончании работ они отправили ва гонетку с породой на поверхность и, не соеди нив сигнальную перемычку, вышли из шахты.
В начале смены кондуктор людского подъе ма, работавший в сверхурочное время, прице пил к канату людскую вагонетку и поехал в шахту для проверки путей. На шестом гори зонте он остановил вагонетку, в которую сели
79