Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
спуска и подъема вагонеток, систему специ альных сигналов ит. д.;
д) все работы по ремонту и обслуживанию транспортом ремонтных участков на уклонах и бремсбергах осуществлять в присутствии горных мастеров внутришахтного транспорта;
е) во время спуска или подъема материа лов, породы и т. д. по уклонам и бремсбергам для производства ремонта или после ремонта все рабочие из наклонных участков выработок должны быть удалены.
П р и м е р д е с я т ы й
Продолжением уклона 1, оборудованного концевой откаткой, от приемной площадки (рис. 6) до откаточного штрека 2 был гори зонтальный квершлаг 3.
Рабочие к людскому ходку 4 проходили по откаточному штреку 2 мимо квершлага 3. В месте сопряжения квершлага с откаточным штреком не было ни барьера, ни другого ис кусственного препятствия для движения ваго неток со стороны уклона.
Выше приемной площадки был установлен рельсовый барьер. Откатка грузов по уклону, пройденному под углом 25°, производилась партиями по шесть однотонных вагонеток угля.
Вкачестве прицепного устройства служило ме таллическое кольцо из стали диаметром 42 мм.
Вдополнение к этому партия скреплялась еще предохранительным канатом, один конец кото рого, снабженный крюком, закреплялся за ра бочий канат, а второй конец, проходя через
40
Рис. 6. / — уклон; 2 — откаточный штрек; 3 — квершлаг; 4 — людской ходок
всю партию, цеплялся при помощи кольца и штыря к прицепному кольцу последней ваго нетки. При движении партии вверх к послед ней вагонетке прицеплялась упорная вилка.
Плитовые прицепили шесть вагонов породы к рабочему канату, навесили предохранитель ный канат на партию, но не прицепили к по следней вагонетке упорную вилку и, отправив
41
партию вверх по уклону 1, не закрыли барьер выше приемной площадки.
В связи с перегрузом (вместо шести вагойеток с углем было отправлено шесть вагоне ток с породой) разорвалось кольцо прицепного устройства, разогнулся крюк предохранитель ного каната и последняя вагонетка пошла вниз по уклону.
Не*встретив сопротивления (барьер был от крыт, а на квершлаге его совсем не было) ва гонетка вышла на приемную площадку и, пройдя горизонтальную часть квершлага, вы шла на штрек, где травмировала рабочего, идущего по штреку к людскому ходку 4.
Несчастный случай .произошел вследствие следующих нарушений:
а) плитовые вместо шести вагонеток с уг лем сформировали партию из шести вагонеток с породой, чем увеличили нагрузку на прицеп ное устройство почти в два раза; отправив пар тию с породой по уклону, не прицепили упор ной вилки к последней вагонетке; после от правки партии не закрыли предохранительный барьер, находящийся выше приемной пло щадки;
б) руководители участка внутришахтного транспорта не проинструктировали плитовых о порядке отправки партий, о необходимости пользования упорными вилками и барьерами; не обеспечили приемную площадку таблицами расчета партий в зависимости от транспорти руемого груза;
в) главный механик и механик участка при менили прицепной крюк предохранительного
42
каната меньшей прочности, чем кольцо прицеп ного устройства; руководители участка и шах ты не обеспечили горизонтальный квершлаг 3 (продолжение уклона) в месте сопряжения его со штреком надежным препятствием для ваго неток в случае обрыва каната или сцепки.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) все наклонные выработки, по которым производится откатка, оборудовать барьерами, ловителями или другими приспособлениями в соответствии с Правилами безопасности;
б) все приемно-отправительные площадки, промежуточные площадки, сопряжения отка точных выработок, околоствольные дворы, электромашинные камеры и наклонные выра ботки, по которым производится спуск-подъем рабочих, освещать стационарным электриче ским освещением;
в) на все приемно-отправительные площад ки должны составляться проекты и технологи ческие паспорта, утверждаемые главным ин женером шахты.
В проекте предусматривается местораспо ложение ниш, подвеска грузового и порожня кового канатов, расположение поддерживаю щих роликов, профиль пути на площадке, дли на приемной площадки, расположение сигналь ных устройств, необходимые зазоры, устрой ство обходных выработок и т. д. В технологи ческом паспорте — порядок выполнения работ, исключающий аварии и несчастные случаи;
д) каждую приемно-отправительную пло щадку обеспечить таблицей с указанием коли
43
чества вагонеток в партии с различными мате риалами, а для бесконечных откаток — с ука занием расстояния между вагонетками;
е) прочность крюка предохранительного ка ната должна быть равной прочности прицеп ного устройства рабочего каната; крюк предо хранительного каната должен иметь стопор ное устройство, предотвращающее свободное его расцепление;
ж) все приемно-отправительные площадки наклонных выработок, оборудованные конце выми откатками, обеспечить упорными вилка ми надежной конструкции;
з) нижние приемно-отправительные пло щадки должны быть надежно ограждены от выработок, находящихся ниже этих площадок, если по ним производится откатка грузов или передвижение людей.
П р и м е р о д и н н а д ц а т ы й
Верхняя приемно-отправительная площадка (рис. 7) бремсберга была выполнена .в соот ветствии с Правилами безопасности.
В месте перевода стрелки 1 была устроена ниша 2, в которой располагались сигнальные кнопки 3 для подачи сигнала машинисту ле бедки 4. Площадка имела достаточное осве щение. В третью смену на площадку пришли два крепильщика со штрека узнать, не пришел ли крепежный лес. Проходя мимо ниши 2, они увидели спящего плитового и разбудили его. Крепильщики ушли в штрек, а через некото рое время была поднята партия вагонеток 6 с лесом.
Рис. 1 .1 — стрелочный пе ревод; 2 — ниша; 3 — сиг нальные кнопки; 4 '— подъ емная лебедка; 5 •— лебе дочная камера; 6 — ваго
нетки
Плитовой в полусонном состоянии вышел из ниши. 2, перевел стрелку' 1 с бремсберга на штрек, отцепил от задней вагонетки упорную вилку и по рассеянности снова перевел стрел ку в прежнее положение и дал сигнал лебед-
45
чице на спуск партии вниз. Не дождавшись прохода партии, прошеЛ по бремсбергу вниз. Партия двинулась, а так как стрелка была переведена на бремсберг, пошла вниз, настиг ла плитового и травмировала его.
Несчастный случай произошел вследствие нарушения трудового распорядка плитовым, который уснул на рабочем месте и перевел дважды рычаг стрелочного перевода.
Как предотвратить подобный случай:
а) в шахте нельзя спать, так как при воз можной аварии рабочий не сможет своевре менно выйти в безопасное место;
б) если рабочий заболел или почувствовал себя плохо, он должен немедленно сообщить об этом горному мастеру или диспетчеру, а последний — принять необходимые меры по выдаче из шахты больного.
П р и м е р д в е н а д ц а т ы й
По восточному ходку центрального уклона (рис. 8) доставка материалов на вентиляцион ные штреки восточной и западной лав произ водилась при помощи лебедки 1. В лебедочной камере 2 на коренном штреке была устанрвлена лебедка БГ-800, имеющая рабочий и ава рийный тормоз, но, так как рама лебедки бы ла установлена не на фундаменте, а закрепле на ремонтинами, рабочее место лебедчика бы ло стеснено и загромождено, вследствие чегоаварийным тормозом пользоваться было невоз можно. В шейке ходка установлены две вен тиляционные двери 3.
46
? meWTD
5 несчаст но
’басточный случая
т т рен
\
*
западны й _
ш т рёу
X
)
J
Рис. 8. 1 — лебедка; 2 — лебедочная камера; 3 — вентиляционный двери; 4 — площадка с лесом
При обследовании лебедки горнотехниче ским инспектором в присутствии главного ин женера и главного механика шахты эксплуа тация лебедки была запрещена из-за следую щих нарушений: а) зубья шестерни второй передачи сработаны до нерабочего состояния; б) аварийный тормоз находился в нерабочем
41
состоянии; в) на лебедке отсутствовал инди катор глубины; г) график плановопредупреди тельного осмотра и ремонта лебедки не вы полнялся.
Об аварийном состоянии лебедки и запреще нии ее эксплуатации было известно и началь нику шахты, однако, несмотря на запрещение, начальник шахты и главный инженер давали наряды на спуск материалов по ходку этой ле бедкой. Напряжение на лебедку было подано по распоряжению механика участка. Специаль но выделенных лиц для обслуживания лебедки и спуска материалов на вентиляционный гори зонт' не было.
Горный мастер транспорта, получив наряд на спуск леса на вентиляционные штреки, снял плитовых и лебедчицу с центрального уклона и приступил к спуску леса, погруженного в специальную вагонетку 4. Лес на ней не был укреплен, поэтому при движении по ходку за цепился за двери, 3 и, расклинившись в почву выработки, остановил вагонетку 4. Горный мастер вместе с плитовыми уложил лес. Не дождавшись, пока плитовые уйдут с нак лонной части ходка вниз на вентиляционный штрек, окриком (сигнала не было) дал сигнал лебедчице опускать вагонетку с лесом вниз. Когда лебедка была включена, на ней разо шлось сцепление шестерен. Рабочим тормозом лебедчица не смогла затормозить лебедку, а аварийный не могла достать, так как мешала ремонтина. Вагонетка 4 с лесом пошла по ход ку произвольно и, настигнув плитового, трав мировала его.
48
Этот случай произошел по следующим причинам:
а) рабочий тормоз лебедки был неиспра вен, и сработались шестерни;
б) лебедка была закреплена ремонтинами так, что исключалась возможность пользова ния аварийным тормозом;
в) лебедка и ходок не были оборудованы сигнализацией;
г) самовольный пуск лебедки в работу на чальником шахты путем выдачи наряда на чальнику ВШТ на спуск леса после остановки лебедки горнотехническим инспектором;
д) самовольная подача напряжения на ле бедку механиком участка после того, как она была обесточена по указанию горнотехниче ского инспектора;
е) невыполнение главным механиком и ме хаником участка графика планово-предупре дительного осмотра, ремонта и замены обору дования;
ж) спуск по распоряжению горного масте ра незакрепленного лесоматериала в вагонет ке по наклонной выработке;
з) спуск леса по ходку по распоряжению горнрго мастера во время нахождения плитовых на наклонном участке пути;
и) установка в наклонной выработке, по
.которой производится откатка вентиляционных дверей.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) строго выполнять график профилакти ческого осмотра и ремонта горношахтного обо рудования;
4. 184 |
49 |