Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

спуска и подъема вагонеток, систему специ­ альных сигналов ит. д.;

д) все работы по ремонту и обслуживанию транспортом ремонтных участков на уклонах и бремсбергах осуществлять в присутствии горных мастеров внутришахтного транспорта;

е) во время спуска или подъема материа­ лов, породы и т. д. по уклонам и бремсбергам для производства ремонта или после ремонта все рабочие из наклонных участков выработок должны быть удалены.

П р и м е р д е с я т ы й

Продолжением уклона 1, оборудованного концевой откаткой, от приемной площадки (рис. 6) до откаточного штрека 2 был гори­ зонтальный квершлаг 3.

Рабочие к людскому ходку 4 проходили по откаточному штреку 2 мимо квершлага 3. В месте сопряжения квершлага с откаточным штреком не было ни барьера, ни другого ис­ кусственного препятствия для движения ваго­ неток со стороны уклона.

Выше приемной площадки был установлен рельсовый барьер. Откатка грузов по уклону, пройденному под углом 25°, производилась партиями по шесть однотонных вагонеток угля.

Вкачестве прицепного устройства служило ме­ таллическое кольцо из стали диаметром 42 мм.

Вдополнение к этому партия скреплялась еще предохранительным канатом, один конец кото­ рого, снабженный крюком, закреплялся за ра­ бочий канат, а второй конец, проходя через

40

Рис. 6. / — уклон; 2 — откаточный штрек; 3 — квершлаг; 4 — людской ходок

всю партию, цеплялся при помощи кольца и штыря к прицепному кольцу последней ваго­ нетки. При движении партии вверх к послед­ ней вагонетке прицеплялась упорная вилка.

Плитовые прицепили шесть вагонов породы к рабочему канату, навесили предохранитель­ ный канат на партию, но не прицепили к по­ следней вагонетке упорную вилку и, отправив

41

партию вверх по уклону 1, не закрыли барьер выше приемной площадки.

В связи с перегрузом (вместо шести вагойеток с углем было отправлено шесть вагоне­ ток с породой) разорвалось кольцо прицепного устройства, разогнулся крюк предохранитель­ ного каната и последняя вагонетка пошла вниз по уклону.

Не*встретив сопротивления (барьер был от­ крыт, а на квершлаге его совсем не было) ва­ гонетка вышла на приемную площадку и, пройдя горизонтальную часть квершлага, вы­ шла на штрек, где травмировала рабочего, идущего по штреку к людскому ходку 4.

Несчастный случай .произошел вследствие следующих нарушений:

а) плитовые вместо шести вагонеток с уг­ лем сформировали партию из шести вагонеток с породой, чем увеличили нагрузку на прицеп­ ное устройство почти в два раза; отправив пар­ тию с породой по уклону, не прицепили упор­ ной вилки к последней вагонетке; после от­ правки партии не закрыли предохранительный барьер, находящийся выше приемной пло­ щадки;

б) руководители участка внутришахтного транспорта не проинструктировали плитовых о порядке отправки партий, о необходимости пользования упорными вилками и барьерами; не обеспечили приемную площадку таблицами расчета партий в зависимости от транспорти­ руемого груза;

в) главный механик и механик участка при­ менили прицепной крюк предохранительного

42


каната меньшей прочности, чем кольцо прицеп­ ного устройства; руководители участка и шах­ ты не обеспечили горизонтальный квершлаг 3 (продолжение уклона) в месте сопряжения его со штреком надежным препятствием для ваго­ неток в случае обрыва каната или сцепки.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) все наклонные выработки, по которым производится откатка, оборудовать барьерами, ловителями или другими приспособлениями в соответствии с Правилами безопасности;

б) все приемно-отправительные площадки, промежуточные площадки, сопряжения отка­ точных выработок, околоствольные дворы, электромашинные камеры и наклонные выра­ ботки, по которым производится спуск-подъем рабочих, освещать стационарным электриче­ ским освещением;

в) на все приемно-отправительные площад­ ки должны составляться проекты и технологи­ ческие паспорта, утверждаемые главным ин­ женером шахты.

В проекте предусматривается местораспо­ ложение ниш, подвеска грузового и порожня­ кового канатов, расположение поддерживаю­ щих роликов, профиль пути на площадке, дли­ на приемной площадки, расположение сигналь­ ных устройств, необходимые зазоры, устрой­ ство обходных выработок и т. д. В технологи­ ческом паспорте — порядок выполнения работ, исключающий аварии и несчастные случаи;

д) каждую приемно-отправительную пло­ щадку обеспечить таблицей с указанием коли­

43

чества вагонеток в партии с различными мате­ риалами, а для бесконечных откаток — с ука­ занием расстояния между вагонетками;

е) прочность крюка предохранительного ка­ ната должна быть равной прочности прицеп­ ного устройства рабочего каната; крюк предо­ хранительного каната должен иметь стопор­ ное устройство, предотвращающее свободное его расцепление;

ж) все приемно-отправительные площадки наклонных выработок, оборудованные конце­ выми откатками, обеспечить упорными вилка­ ми надежной конструкции;

з) нижние приемно-отправительные пло­ щадки должны быть надежно ограждены от выработок, находящихся ниже этих площадок, если по ним производится откатка грузов или передвижение людей.

П р и м е р о д и н н а д ц а т ы й

Верхняя приемно-отправительная площадка (рис. 7) бремсберга была выполнена .в соот­ ветствии с Правилами безопасности.

В месте перевода стрелки 1 была устроена ниша 2, в которой располагались сигнальные кнопки 3 для подачи сигнала машинисту ле­ бедки 4. Площадка имела достаточное осве­ щение. В третью смену на площадку пришли два крепильщика со штрека узнать, не пришел ли крепежный лес. Проходя мимо ниши 2, они увидели спящего плитового и разбудили его. Крепильщики ушли в штрек, а через некото­ рое время была поднята партия вагонеток 6 с лесом.


Рис. 1 .1 — стрелочный пе­ ревод; 2 — ниша; 3 — сиг­ нальные кнопки; 4 '— подъ­ емная лебедка; 5 •— лебе­ дочная камера; 6 — ваго­

нетки

Плитовой в полусонном состоянии вышел из ниши. 2, перевел стрелку' 1 с бремсберга на штрек, отцепил от задней вагонетки упорную вилку и по рассеянности снова перевел стрел­ ку в прежнее положение и дал сигнал лебед-

45

чице на спуск партии вниз. Не дождавшись прохода партии, прошеЛ по бремсбергу вниз. Партия двинулась, а так как стрелка была переведена на бремсберг, пошла вниз, настиг­ ла плитового и травмировала его.

Несчастный случай произошел вследствие нарушения трудового распорядка плитовым, который уснул на рабочем месте и перевел дважды рычаг стрелочного перевода.

Как предотвратить подобный случай:

а) в шахте нельзя спать, так как при воз­ можной аварии рабочий не сможет своевре­ менно выйти в безопасное место;

б) если рабочий заболел или почувствовал себя плохо, он должен немедленно сообщить об этом горному мастеру или диспетчеру, а последний — принять необходимые меры по выдаче из шахты больного.

П р и м е р д в е н а д ц а т ы й

По восточному ходку центрального уклона (рис. 8) доставка материалов на вентиляцион­ ные штреки восточной и западной лав произ­ водилась при помощи лебедки 1. В лебедочной камере 2 на коренном штреке была устанрвлена лебедка БГ-800, имеющая рабочий и ава­ рийный тормоз, но, так как рама лебедки бы­ ла установлена не на фундаменте, а закрепле­ на ремонтинами, рабочее место лебедчика бы­ ло стеснено и загромождено, вследствие чегоаварийным тормозом пользоваться было невоз­ можно. В шейке ходка установлены две вен­ тиляционные двери 3.

46

? meWTD

5 несчаст но

’басточный случая

т т рен

\

*

западны й _

ш т рёу

X

)

J

Рис. 8. 1 — лебедка; 2 — лебедочная камера; 3 — вентиляционный двери; 4 — площадка с лесом

При обследовании лебедки горнотехниче­ ским инспектором в присутствии главного ин­ женера и главного механика шахты эксплуа­ тация лебедки была запрещена из-за следую­ щих нарушений: а) зубья шестерни второй передачи сработаны до нерабочего состояния; б) аварийный тормоз находился в нерабочем

41


состоянии; в) на лебедке отсутствовал инди­ катор глубины; г) график плановопредупреди­ тельного осмотра и ремонта лебедки не вы­ полнялся.

Об аварийном состоянии лебедки и запреще­ нии ее эксплуатации было известно и началь­ нику шахты, однако, несмотря на запрещение, начальник шахты и главный инженер давали наряды на спуск материалов по ходку этой ле­ бедкой. Напряжение на лебедку было подано по распоряжению механика участка. Специаль­ но выделенных лиц для обслуживания лебедки и спуска материалов на вентиляционный гори­ зонт' не было.

Горный мастер транспорта, получив наряд на спуск леса на вентиляционные штреки, снял плитовых и лебедчицу с центрального уклона и приступил к спуску леса, погруженного в специальную вагонетку 4. Лес на ней не был укреплен, поэтому при движении по ходку за­ цепился за двери, 3 и, расклинившись в почву выработки, остановил вагонетку 4. Горный мастер вместе с плитовыми уложил лес. Не дождавшись, пока плитовые уйдут с нак­ лонной части ходка вниз на вентиляционный штрек, окриком (сигнала не было) дал сигнал лебедчице опускать вагонетку с лесом вниз. Когда лебедка была включена, на ней разо­ шлось сцепление шестерен. Рабочим тормозом лебедчица не смогла затормозить лебедку, а аварийный не могла достать, так как мешала ремонтина. Вагонетка 4 с лесом пошла по ход­ ку произвольно и, настигнув плитового, трав­ мировала его.

48

Этот случай произошел по следующим причинам:

а) рабочий тормоз лебедки был неиспра­ вен, и сработались шестерни;

б) лебедка была закреплена ремонтинами так, что исключалась возможность пользова­ ния аварийным тормозом;

в) лебедка и ходок не были оборудованы сигнализацией;

г) самовольный пуск лебедки в работу на­ чальником шахты путем выдачи наряда на­ чальнику ВШТ на спуск леса после остановки лебедки горнотехническим инспектором;

д) самовольная подача напряжения на ле­ бедку механиком участка после того, как она была обесточена по указанию горнотехниче­ ского инспектора;

е) невыполнение главным механиком и ме­ хаником участка графика планово-предупре­ дительного осмотра, ремонта и замены обору­ дования;

ж) спуск по распоряжению горного масте­ ра незакрепленного лесоматериала в вагонет­ ке по наклонной выработке;

з) спуск леса по ходку по распоряжению горнрго мастера во время нахождения плитовых на наклонном участке пути;

и) установка в наклонной выработке, по

.которой производится откатка вентиляционных дверей.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) строго выполнять график профилакти­ ческого осмотра и ремонта горношахтного обо­ рудования;

4. 184

49