ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
элемент, представляющий собою основ ную часть фильтра, может быть постоян ным и сменным. Постоянный фильтрую щий элемент для восстановления очищаю щей способности периодически очищается и промывается. Сменный фильтрующий элемент после засорения заменяется но вым.
Подкачивающая помпа
Назначение подкачивающей помпы за ключается в подаче топлива к топливному насосу с определенным давлением.
Необходимость в этом объясняется требованием равномерной подачи топли ва ко всем цилиндрам двигателя, незави симо от состояния топливных фильтров, которые по мере повышения степени за грязнения оказывают потоку топлива увеличенное сопротивление. У двигателя Д-54 стоит помпа поршневого типа. Она представляет собой чугунный корпус с рядом каналов, углублений и отверстий. Внутри корпуса расположены: поршень, Впускной и нагнетательный клапаны.
Поршень упирается в стержень, проти воположный конец которого также упи рается в толкатель. Последний посредст-
37
Рис. 6. Схема работы подкачивающей помпы
ном оси соединен с рожком, соприкасаю щимся с кулачком валика топливного на соса.
Толкатель отжимается в сторону кулач ка этого валика пружиной. Внутрь кор пуса поршень прижимается пружиной, которая другим концом упирается в пробку. Впускной и нагнетательный кла паны прижимаются к своим седлам пру жинами. Помпа присоединяется к корпу су топливного насоса и приводится в действие от второго кулачка валика этого насоса.
Работа помпы происходит следующим образом. Когда при вращении валика на соса выступ кулачка (8) (фиг. 6) отхо дит от ролика (]7) толкателя (6), то пор шень (5), поднимаясь вверх под дейст вием пружины (3), начинает вытеснять топливо, находящееся в надпоршневом пространстве корпуса помпы, и топливо перетекает по перепускному каналу (4) в нагнетательный топливопровод (1), на правляясь дальше в фильтр тонкой очист ки и топливный насос. В это время в под поршневом пространстве корпуса помпы создается разрежение, вследствие чего топливо поступает в него из топливного
39
бака через топливопровод (1Ü), проходя предварительно фильтр грубой очистки. При этом топливо движется через вы пускной клапан (9), преодолевая сопро тивление пружины (11).
При дальнейшем вращении валика на соса выступ кулачка (8) нажимает на ролик (7) толкателя и поршень (5), опу скаясь вниз, сжимает топливо в под поршневом пространстве корпуса помпы. Тогда топливо при закрытом впускном клапане (9) движется по каналу в сто
рону нагнетательного клапана |
(2) и, |
пре |
|
одолевая |
сопротивление пружины |
(12), |
|
проходит |
по перепускному каналу |
(17) |
|
в надпоршневое пространство |
корпуса |
помпы. При отходе выступа кулачка (8) от ролика (7) толкателя топливо вновь перетекает через нагнетательный топли вопровод (1) к фильтру тонкой очистки и топливному насосу.
Когда давление в нагнетательном топ ливопроводе и в подпоршневом простран стве корпуса помпы поднимается вы ше нормальной величины и когда это давление уравновесит силу пружины (18) при уменьшении количества топлива, по даваемого насосом, то поршень (5) при
40
отходе выступа кулачка (8) от ролика
(7) толкателя не будет следовать за ним на всю величину его хода. В результате этого автоматически будет изменяться количество топлива, подаваемого пом пой. Производительность помпы не ме нее 0,5 литра в минуту при вращении ва лика этого насоса со скоростью 500 обо ротов в минуту.
Насос ручной подкачки состоит из кор пуса, в котором находится поршень, свя занный посредством штока с рукояткой. Соединительное отверстие между по лостью впускного клапана помпы и кор пусом закрывается шариком. Когда ру коятка, а с нею и поршень, вручную пе ремещается вверх, то в подпоршневое пространство поступает топливо из бака при открывающемся впускном клапане. Во время последующего перемещения поршня вниз под действием давления на рукоятку топливо отжимается и при за крытом впускном и открывающемся на гнетательном клапанах поступает в фильтр тонкой очистки, топливопроводы и топливный насос.
Насос ручной подкачки служит для предварительного заполнения системы
4!
питания топливом и для удалении из нее воздуха.
Воздухоочиститель
По принципу действия этот воздухоочи ститель является комбинированным с тремя ступенями очистки: первичной — сухой энерционной, центробежной; вто ричной — мокрой инерционной с измене нием направления движения потока воз духа и окончательной — фильтрующей, промасленной.
Очистка воздуха в воздухоочистителе осуществляется следующим образом.
Когда разрежение в цилиндрах дизе ля через впускную трубу передается в воздухоочиститель, то атмосферный воз дух поступает через щели направляю щей решетки во внутреннюю полость от ражателя. Воздух, поступивший в воз духоочиститель, получает быстрое, на правленное по винтовой линии вращение с числом оборотов вихря 10—12 тысяч в минуту у верхнего края отражателя. Вследствие этого наиболее тяжелые ча стицы пыли отбрасываются в стороны к стенкам отражателя, поднимаются вверх вместе с воздухом и, проходя че-
42
рез отверстие в верхней его части, попа дают под колпак, откуда, потеряв ско рость, падают в стакан-пылесборник.
Очищенный от наиболее крупных ча стиц пыли, воздух круто изменяет на правление своего движения и направля ется внутрь трубы. Проходя через нее с большой скоростью, воздух постепенно теряет скорость и, ударяясь о масло и проходя через него в первые моменты работы двигателя, снова меняет на правление своего движения.
Затем, проходя через кольцевую щель между краями отражателя и чаши, а также через отверстия в ней, направля
ется в сетчатый очиститель |
корпуса. |
Ударяясь в первые моменты |
работы |
двигателя о .поверхность масла в чаше, воздух оставляет в нем еще часть пыли и уже полностью освобождается от нее, проходя через всю толщу сетчатых дис ков и дисков очистителя.
Воздух, отдавая маслу часть пыли, подхватывает распыленные частицы мас ла іи уносит их с собою в очиститель, где они, оседая на поверхности сетчатых элементов и дисков, смачивают их. Это значительно улучшает способность се
43
ток улавливать пыль из воздуха. Пыль, осевшая на смоченные маслом стенки чаши, постепенно перемещается вместе с ним кверху и, переходя края чаши, ска тывается в поддон. Осевшие на сетчатые элементы и диски, загрязненные пылью, частицы масла стекают по воронке в поддон, где масло отстаивается и грязь постепенно осаждается на дно. Из воз духоочистителя очищенный воздух по ступает в головку, воздухоподводящий патрубок, впускную трубку и цилиндры двигателя.
Топливный насос
Топливный насос служит для подачи топлива через форсунки и цилиндры двигателя под высоким давлением в определенные моменты и в определен ном количестве в соответствии с режи мом его работы.
Основой топливного насоса является его насосный элемент, которым произ водится подача топлива к форсунке ци линдра двигателя. Насосный элемент представляет собою насос поршневого типа (рис. 7), приводимый в действие
44
Рис. 7. Насос поршневого типа
от кулачка валика насоса через толка тель. Основой насосного элемента являет ся гильза (4), плунжер (15) и нагнета тельный клапан (7) с седлом (6), к ко торому он плотно прижимается пружи ной (8). Пружина (8) противоположным концом упирается в штуцер (19), ввер нутый в резьбовую часть отверстия го ловки (2) насоса.
Нагнетательный клапан (7) имеет ци линдрический разгрузочный поясок (5), входящий в отверстие седла с очень ма лым зазором. На нижней направляющей части — стержне клапана -— имеются продольные пазы для прохода топлива.
На седло (6) клапана ставится уплот нительное кольцо (18), которое зажи мается штуцером. Центральное отверстие штуцера посредством топливопровода высокого давления общается с форсун кой.
В верхней части гильзы (4) имеются отверстия: топливоподводящее (10), со прикасающееся с топливоподводящим каналом головки насосов, к которому топливо подается подкачивающей пом пой, и перепускное отверстие (3), сооб щающееся с пропускной полостью того
46
же топливоиодводящего канала головки насоса.
В верхней части головки (2) плунже ра имеются два отверстия: вертикальное (11) и радиальное (12), посредством ко торых кольцевая выточка (14) плунжера сообщается с надплунжерным простран ством (9). Головка (9) плунжера (15) снабжена отсечной кромкой (13), вы полненной по винтовой линии. Назначе ние ее состоит в том, чтобы изменить количество топлива, подаваемого насо сом в соответствии с изменением режи ма работы двигателя. На нижнюю часть
плунжера (15) напрессован |
поводок |
(20), предназначенный для |
поворота |
плунжера вокруг оси с помощью хому тика (23) и рейки (6). Книзу плунжер отжимается силой пружины (16), опи рающейся на его тарелку (1) и противо положным концом упирающейся в ци линдрическую выемку в нижней плоско сти головки (2) насоса.
Работа насосного элемента происхо дит следующим образом. Когда плун жер (15) под действием пружин (16) движется из верхнего положения вниз, верхняя кромка головки отходит от топ-
47
ливолодводящего отверстия (10) гиль зы и открывает его. В результате этого топливо поступает из топливоподводя щего канала (10) головки в надплун жерное пространство (9) гильзы.
Затем, когда плунжер (15) под дей ствием толкателя (21), поднимаемого кулачком (22) валика насоса, движется из нижнего положения вверх, то топливо вначале вытесняется им из подплунжерного пространства через отверстие (10). обратно в топливоподводящий канал (10) головки, пока верхняя кромка го ловки не перекроет топливоподводящее отверстие (10). Начиная с этого момен та, дальнейшее движение плунжера вверх (0,5—0,8 миллиметра) создает вы сокое давление топлива в надплунжер ной плоскости (9). Топливо, преодолевая сопротивление пружины (8), открывает нагнетательный клапан (7) и через от верстие штуцера (19) поступает по тру бопроводу высокого давления к форсун ке, которой впрыскивается в предкамеру.
При дальнейшем движении плунжера вверх наступает такой момент, когда его винтовая отсечная кромка (13) откроет нижнее перепускное отверстие (3) гиль зы. Тогда топливо начнет перетекать из
48
надплунжерной полости (9) по верти кальному и горизонтальному (12) отвер стиям и кольцевой выточке (14) в пере пускную полость (3) топливоподводяще
го канала (10) головни |
насоса, так как |
в этом канале давление |
топлива значи |
тельно ниже, чем в надплунжерной по лости (9). При перепуске топлива давле ние в надплунжерной полости резко упа дет и нагнетательный клапан (7) сядет на седло (5) под действием силы затяж ки пружины (8) на головку (6) клапана.
Прекращение подачи топлива через распылитель форсунки без подтекания достигается наличием у нагнетательного клапана (3) цилиндрического разгру зочного пояска (2). Назначение разгру зочного пояска (2) заключается в том, что он при посадке нагнетательного кла пана (3) первым отъединяет надплун жерную полость (9) гильзы от полости трубопровода высокого давления.
При дальнейшем движении разгрузоч ного пояска по цилиндрической части седла (6) до полной его посадки увели чивается объем канала трубопровода вы сокого давления. Последнее обстоятель ство вызывает резкое снижение давле ния в трубопроводе высокого давления,
49