ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
обеспечивает резкую |
отсечку |
впрыска |
|||
топлива форсункой. |
|
|
коли |
||
Изменение или |
регулирование |
||||
чества топлива, |
подаваемого в |
форсун |
|||
ку, |
осуществляется |
поворотом |
плунже |
||
ра |
(15) вокруг |
оси за поводок |
(20). |
Устанавливаемый на двигателе Д-54 топ ливный насос имеет обозначение 4ТН-8,5х10, что означает: тип четырех секционный, диаметр плунжера 8,5 мил лиметра и ход плунжера 10 миллимет-. ров. Основными частями насоса являют ся: корпус, головка, насосные элементы, толкатели, кулачковый валик и меха низм регулирования подачи топлива. К топливному насосу относятся также при вод регулятора и привод топливного на соса.
Форсунка
Форсунка предназначена для введе ния в камеру сгорания двигателя топли ва, подаваемого насосом, а также для тонкого и однородного расіпыливания его.
По принципу действия форсунки рас сматриваемых тракторных двигателей — закрытые.
Форсунка двигателей Д-54, Д-35, Д-36,
50
Д-38, Д-40 и Д-28 закрытого типа, штиф товая и гидравлически управляемая, имеет обозначение ФШ-1,5х15 градусов, что означает — форсунка штифтовая, диаметр выходного отверстия распыли теля 1,5 миллиметра и угол обратного конуса штифта запорной иглы 15 граду сов.
Основными частями форсунки являют ся: корпус, распылитель, нажимная гай ка, нажимная штанга, пружина, стакан пружины, регулировочный винт, колпак.
Работа форсунки. При нагнетательном ходе плунжера насосного элемента топ ливного насоса топливо под давлением подается по топливопроводу к про водящему отверстию корпуса и по ка налам проходит к верхней кольцевой ка навке распылителя. Далее по на клонным каналам оно поступает в каме ру распылителя.
Под влиянием увеличивающегося дав ления топлива на кольцевую поверхность иглы последняя, преодолевая сопротив ление ‘пружины, поднимается вверх и от крывает выходное отверстие в донышке распылителя, через которое топливо впрыскивается в камрру сгорания двига теля под давлением в 120—125 кг/см2.
После прекращения подачи топлива в насосе давление в топливопроводе резко понижается, игла под действием пру жины опускается вниз и закрывает от верстие в донышке распылителя. Подъем иглы (0,35—0,40 миллиметра) ограни чивается упором заплечика стержня иг лы в торец корпуса форсунки.
Регулятор числа оборотов двигателя
Для автоматического поддержания числа оборотов коленчатого вала неза висимо от изменения нагрузки на трак торном двигателе устанавливается регу лятор.
Система смазки
Система смазки двигателя предназна чена для непрерывной и автоматической подачи масла ко всем трущимся поверх ностям его деталей с целью уменьшения трения между ними, отвода тепла от них и удаления продуктов износа. В про цессе работы двигателя масло поступает на трущиеся поверхности деталей, умень шает их износ и предупреждает возмож ность заеданий, а также снижает потери мощности двигателя на преодоление сил
52
трения, охлаждает, очищает от продук тов износа и предохраняет от коррозии (ржавчины) детали двигателя. Наличие масляной пленки улучшает уплотнение поршневых колец, создавая герметич ность между камерой сгорания и карте ром.
В процессе работы двигателя наиболь шее трение возникает между восприни мающими и передающими большие уси лия в условиях высоких температур де талями кривошипно-шатунного механиз ма: поршнем и стенками цилиндра, поршневыми кольцами и стенками ци линдра, поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна, поршневым пальцем и бобышкой поршня, а также между шатунными шейками коленчато го вала и их подшипниками.
Меньшее по величине трение возника ет между менее нагруженными деталя ми механизма газораспределения.
В комбинзузованной системе смазки устанавливаются следующие основные
•приборы и устройства: масляный насос с маслоприемником, фильтр грубой и тонкой очистки, масляный радиатор, мас лопроводы (трубки и клапаны), кант-
53
рольные приборы (манометр, термометр) и указатель уровня масла.
Масляный насос служит для принуди тельной подачи масла к трущимся по верхностям деталей. В отечественных тракторных двигателях применяются ше стеренчатые масляные насосы.
Система охлаждения
Система охлаждения служит для от вода излишнего тепла от нагретых ча стей и поддержания нормального тем пературного режима работающего дви гателя.
Рабочий процесс двигателя внутрен него сгорания происходит с выделением значительного количества тепла. Боль шую часть этого тепла (25—30 процен тов) надо отводить во внешнюю среду во избежание излишнего нагрева цилин дра и других частей двигателя.
Нагревание двигателя при работе его с недостаточным охлаждением приводит к быстрому износу деталей и их поломке вследствие:
а) испарения и выгорания масла изза высокой температуры поверхностей деталей;
54
б) нарушения тепловых зазоров меж ду трущимися поверхностями из-за по вышенного расширения деталей;
в) ослабления деталей из-за пониже ния их механической прочности.
Водяное охлаждение двигателя произ водится водой, которая омывает нагре тые стенки цилиндров. Для циркуляции воды вокруг цилиндров и в головке ци линдров сделана водяная рубашка. Вну три системы охлаждения нагретая вода охлаждается до температуры 75—85 гра дусов, но не выше 95 градусов, что обес печивает нормальный температурный ре жим работы двигателя. Для охлаждения воды в системе охлаждения служит ра диатор, в котором вода отдает свое теп ло через его стенки окружающему воз духу.
В рассматриваемом двигателе приме няется принудительная система охлаж дения, в которой циркуляция воДы соз дается работой центробежного насоса с клйноременной передачей от шкива ко ленчатого вала. При вращении крыль чатки насоса охлаждающая вода захва тывается из нижнего патрубка и нагне тается по соединительному патрубку в водяные рубашки, из которых через пат-
55
рубок переходит в радиатор. Сзади ра диатора установлен вентилятор, который создает тягу воздуха мимо охлаждаю щих поверхностей радиатора. На пути воды, идущей из водных рубашек к ра диатору, может быть установлен термо стат, который закрывает основной путь циркулирующей воде, до ее прогрева в водяных рубашках, и открывает его только после того, как двигатель про греется и температура воды поднимется до определенной величины.
Охлаждение нагретой воды в системе охлаждения осуществляется с помощью устройств и приборов, которые по свое му назначению подразделяются на ос новные и дополнительные.
К основным относятся: радиатор, вен тилятор и водяной насос, а к дополни тельным — термостат и термометр.
Пусковое устройство двигателя
Процесс пуска двигателя состоит в том, что его коленчатому валу сообща ют определенные пусковые обороты. Для дизельных двигателей они составляют 200—300 оборотов в минуту. При более медленном вращении ухудшается про-
56
цесс смесеобразования, понижаются дав ление и температура сжимаемого возду ха из-за утечки из камер сгорания в кар тер двигателя через зазоры между ци линдрами и поршневыми кольцами.
Для надежного пуска дизельных дви гателей при любой температуре окружа ющей среды применяют пусковой двига тель.
На двигателе Д-54 установлен пуско вой двигатель ПД-10М. Он представля ет собой работающий на бензине одно цилиндровый двухтактный карбюратор ный двигатель с кривошипно-камерной продувкой. Мощность двигателя 10 ло шадиных сил при 3500 оборотах в мину ту. Он установлен на. передаточном ме ханизме с правой стороны дизеля в его задней части и имеет общую с дизелем систему охлаждения. Зажигание рабо чей смеси производится от магнето. Пус ковой двигатель ПД-10М состоит из ци линдра, его головки, передней и задней половин карбюратора, кривошипно-ша тунного механизма, приборов системы питания и зажигания и регулятора обо ротов.
Передаточный механизм состоит из
57
муфты сцепления, шестеренчатого ре дуктора и соединительного механизма. Он предназначен для передачи крутяще го момента (вращения) от пускового двигателя на коленчатый вал дизеля во время его запуска.
Муфта сцепления служит для отъеди нения коленчатого вала пускового дви гателя от редуктора при его запуске.
Соединительный механизм предназна чен для соединения редуктора с зубча тым венцом маховика дизеля во время его вращения, а также для автоматиче ского разъединения их, когда дизель за ведется. ,
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА (ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА)
Силовую передачу тракторов состав ляют механизмы, передающие усилие от двигателя к ведущим колесам и валу отбора мощности. К ним относятся: главная муфта сцепления, карданная пе редача, коробка перемены передач, главная коническая передача, фрикци онные муфты механизма поворота — у гусеничных тракторов и дифференциаль ный механизм —■у колесных тракторов.
58
На последних марках тракторов уста навливаются привод к редуктору и ре дуктор вала отбора мощности (Т-74, Т-40, МТЗ-50, ДТ-75). На тракторе ДТ-75 вместо общепринятого для сель скохозяйственных гусеничных тракторов фрикционного механизма поворота уста навливается планетарный механизм по ворота.
Сцепление
Назначение сцепления. Главная муфта сцепления, или просто сцепление, слу жит для обеспечения плавного трогания трактора с места, его остановки при ра ботающем двигателе; для переключения шестерен в коробке передач без ударной нагрузки.
Муфта сцепления состоит из следую щих основных элементов: ведущей части, ведомой части, нажимного механизма и механизма управления.
Типы сцепления. На отечественных марках тракторов устанавливаются муф ты фрикционного типа, в которых крутя щий момент (усилие) от ведущих к ве домым частям сцепления передается в результате возникновения сил трения
59
между их соприкасающимися поверхно стями.
В зависимости от устройства нажимно го механизма, при помощи которого осу ществляется соединение ведущих и ведо мых частей фрикционных сцеплений, на тракторах устанавливают:
1) сцепление с пружинным механиз мом, в котором ведущие и ведомые дис ки сжимаются непосредственно под дей ствием силы упругости пружин;
2)сцепление с рычажным механизмом,
вкотором ведомые и ведущие диски при жимаются друг к другу при помощи ры чажного механизма.
Взависимости от числа дисков либо ведомых, либо ведущих, у которых рабо тают обе стороны, различают следующие
типы |
сцепления: |
1) |
однодисковые, |
||
2) двухдисковые и 3) |
многодисковые. |
||||
На |
отечественных |
|
марках |
тракторов |
|
применяются главные |
|
муфты |
сцепления |
сухого типа. На вспомогательных меха низмах применяются муфты сцепления мокрого типа, работающие в масляной среде. В зависимости от устройства ме ханизма управления сцеплением фрик ционные сцепления разделяются на по
ен
стоянно замкнутые и непостоянно замк нутые.
Постоянно замкнутое сцепление. На тракторах ДТ-54 и ДТ-54А стоит одно дисковое постоянно замкнутое сцепление с пружинным нажимным механизмом.
Сцепление состоит из следующих ос новных частей: штампованного из листо вой стали кожуха, привернутого болтами к маховику, нажимного чугунного диска, стального ведомого диска с фрикцион ными накладками, нажимных пружин и механизма выключения, который состоит из педали выключения рычага, валика, установленного в кожух, вилки, муфточ ки, отжимного подшипника и отжимных рычажков.
Ведомый диск приклепан к ступице, которая может перемещаться по шлицам вала сцепления.
Принцип работы муфты сцепления
заключается в следующем: для останов ки трактора или переключения передач тракторист нажимает на педаль. Усилие, приложенное трактористом на педаль с помощью тяги, рычага, валика и вилки, передается через муфточку на отжим ные рычажки, которые отводят нажим-
fii