Файл: Технические указания по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей в отмену Техн. указаний по испытанию на растяжение и магнит. контролю вагон. деталей изд. 1955 г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
после этих операций размеры детали не будут выходить из установленных допусков.
В сомнительных случаях, когда порошок не дает четкого проявления трещин, допускается проверяемое место прошлифовать на станке мягким кругом или наждачным полотном с по следующей тщательной повторной проверкой дефектоскопом.
§ 29. Вагонные детали, подлежащие магнит ному дефектоскопированию, которые необхо димо ремонтировать наплавкой, должны быть испытаны дефектоскопом перед наплавочными работами.
Если после наплавочных работ деталь про-
. веряется на растяжение, то магнитное дефектоскопирование должно производиться как перед наплавкой, так и после проверки детали на растяжение.
§ 30. На деталях, выдержавших испытания, должны быть поставлены клейма, как указано в разделе V настоящих Технических указаний.
ТИПЫ МАГНИТНЫХ ДЕФЕКТОСКОПОВ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ
§ 31. Для дефектоскопирования вагонных деталей в зависимости от их конструкций и размеров на ремонтных заводах и в вагонных депо применяются следующие дефектоскопы:
а) неразъемные «шеечные» дефектоскопы ти па ДКМ-1Б для проверки шеек и предподступичных частей осей сформированных колесных пар, а также подступичных частей осей перед запрессовкой;
22
б) разъемные дефектоскопы для проверки средних частей осей вагонных колесных пар и внутренних поверхностей бандажей;
в) «поясные» дефектоскопы для проверки по ясов тележек грузовых вагонов. Этими же де фектоскопами проверяются упряжные крюки, балансиры тележек пассажирских вагонов, тормозные тяги, /клинья тяговых хомутов авто-
. сцепок, шпренгели вагонных рам, стяжные болты поглощающих аппаратов автосцепок, колоночные и буксовые болты тележек грузо вых вагонов, натяжные рессорные болты двух осных пассажирских вагонов и подвески рес сор тележек тройного подвешивания пассажир ских вагонов, аппаратные болты, буферные стержни и детали люлечного подвешивания, коренные листы подвесных рессор и др.
§ 32. Дефектоскопы должны иметь техниче- *ские паспорта и не реже одного раза в месяц подвергаться внешнему осмотру. После осмот ра проверяется амперметром величина потреб ляемого дефектоскопом тока
Проверка должна производиться при напря жении на зажимах дефектоскопа, указанном заводом-поставщиком для данного типа дефек тоскопа, причем ток в его обмотке не должен отклоняться от номинальной величины больше чем на 10%. Все дефектоскопы должны быть оборудованы амперметрами.
Осмотр и проверка дефектоскопов должны производиться: в вагонных депо и в вагоноко лесных мастерских (ВКМ) — начальником де по или ВКМ, а на заводах—главными инжене рами заводов или начальниками ОТК.
Результаты осмотра, проверки и леобходи-
4* .23
мые мероприятия по устранению неисправно стей должны заноситься лицом, производив шим осмотр, в пронумерованный и прошнуро ванный журнал (см. приложение 2), а неис правности устраняться. В журнале должаю от
мечаться время |
устранения обнаруженных |
при осмотре неисправностей. |
|
Дефектоскопы |
один раз в шесть месяцев |
должны подвергаться ревизии, совмещаемой с месячным осмотром их. При ревизии необхо димо:
а) тщательно очищать, обтирать и продувать сухим сжатым воздухом намагничивающие устройства;
б) проверять электрические характеристики, которые должны соответствовать паспортным данным и не иметь отклонений свыше допуска емых;
в) измерять сопротивление изоляции токо ведущих частей дефектоскопа относительно ме таллических частей корпуса, которое должно быть в пределах, установленных нормами;
г) проверять надежность заземления метал лических частей корпуса, вторичной обмотки низкого напряжения, предназначенной для пи тания переносных электрических ламп, и дру гих частей дефектоскопов, подлежащих защит ному заземлению в соответствии с требовани ями техники безопасности;
д) проверять качество выявления дефектов «а контрольном эталоне с применением при этом предварительно проверенного порошка или смеси соответствующего качества:
е) осматривать защитные кожухи выключа телей, переключателей, штепсельных соедине-
24
ний клеммовых и распределительных щитков; проверять состояние и крепление их деталей;
ж) проверять состояние изоляции подводя щих проводов и защитных шлангов; при этом особое внимание обращать на места их присое динения к приборам;
з) проверять состояние всех вспомогатель ных приспособлений и устройств для дефекто скопии.
Все обнаруженные при ревизии неисправно сти должны быть полностью устранены.
§ 33. Лица, выполняющие магнитное дефектоскопирование, обязаны строго соблюдать об щие требования техники безопасности по об служиванию электрических приборов.
Во избежание несчастных случаев запре щается пользоваться дефектоскопами при по вреждении изоляции катушек, соединительных проводов, сетевых выключателей, переключа телей напряжения, неисправностях кЬжухов корпуса и т. д.
Переносный соединительный шланг нужно располагать так, чтобы исключалась возмож ность повреждения; предохранять от действия влаги и замасливания.
В процессе работы дефектоскоп должен на ходиться под током только в течение времени, необходимого для намагничивания или испы тания детали, и не должен нагреваться более
50°.
§ 34. Внешние признаки неисправности де фектоскопа:
а) отсутствие (или ослабление) втягивающе го усилия (притяжения) при удалении вклю ченного дефектоскопа от испытываемой детали;
25
б) отсутствие (или ослабление) перемещения порошка при испытании детали в действующем магнитном поле.
При обнаружении неисправности дефекто скопа или электропроводки необходимо немед ленно прекратить работу и лицо, выполняющее дефектоскопирование, должно заявить об этом мастеру цеха для решения вопроса о досрочной ревизии.
При дефектоскопировании тяжелых и гро моздких деталей необходимо следить за надеж ностью их укладки на стеллажах и стендах, соблюдая особую осторожность при поворачи вании их. По окончании работы дефектоскопы
.нужно очистить от порошка, тщательно выте реть и поставить :в помещение, где обеспечи вается их исправное хранение.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
ИПРИСПОСОБЛЕНИЯ
§35. Для магнитной проверки вагонных де талей, кроме дефектоскопов, испытательных стендов, подъемных устройств и инструментов, необходимо иметь вспомогательные приспособ ления:
а) сосуд для смеси или порошка; б) контрольный эталон для проверки каче- •
ства смеси и порошка; в) ванну для сбора стекающей смеси или
противень для порошка; г) металлические щетки и скребки для очи
стки деталей; д) лупу не менее трехкратного увеличения;
е) переносную электролампу.
26
§ 36. Сосуд для смеси рекомендуется изго товлять из немагнитного материала (алюми ния, пластмассы и т. п.); он должен быть удоб ным для поливания проверяемых деталей и закрываться во избежание загрязнения смеси.
При испытании деталей сухим способом не обходимо иметь металлическую коробку с сет чатой крышкой для равномерного распыления порошка.
§ 37. Контрольный эталон для проверки ка чества смеси или пброшка должен иметь есте ственную трещину, не видимую невооружен ным глазом.
Эталоны, имеющие искусственно сделанные трещины в виде вставок, должны быть заме нены. У эталонов, предназначенных для шроверки сухих порошков, поверхность должна быть необработанной.
§ 38. Ванна для сбора отработанной смеси, стекающей е проверяемых деталей, должна иметь форму и размеры, удобные для располо жения под этими деталями.
§ 39. При проверке деталей сухим порош ком для сбора последнего должен применяться противень с отогнутыми бортами высотой
20—25 мм.
ПОРОШКИ И СМЕСИ
§ 40. Для магнитного дефектоскопирования сухим способом должен применяться порошок типа ПЖ4М, поставляемый промышленностью по ГОСТ 9849—61.
Для обеспечения выявления трещин на тем ной поверхности деталей при сухом методе про
27
верки к порошку рекомендуется добавлять (по весу) 15—20% сухой окиси цинка или 10—15% сухой двуокиси титана. Порошок нужно тща тельно перемешать с указанными добавками для получения смеси серого цвета.
Для магнитного дефектоскопирования мок рым способом должен применяться порошок типа ПЖ40М, поставляемый промышлен ностью по указанному выше ГОСТу. Порошок типа ПЖ40М размешивается в трансформа торном масле (ГОСТ 982—43) в количестве 200 а на 1 л масла. В случае выполнения маг нитной проверки деталей при низких темпера турах трансформаторное масло может быть разбавлено керосином.
Разрешается также применять дизельное топливо (ГОСТ 305—42), керосин или смесь их, а также смесь из трех частей компрессорного масла марки М по ГОСТ 1861—49 и семи час тей керосина.
Жидкая основа для смеси должна быть чис той, светлой и прозрачной.
Поступающий в депо и на заводы порошок должен быть проверен ,по магнитным свойст вам и средней величине зерна по техническим условиям ЦВ и ЦНИИ МПС. Результаты про верки оформляются актом о его пригодности для дефектоскопирования деталей вагонов.
§ 41. Перед поливкой детали смесь должна быть тщательно размешана сухой деревянной лопаткой, чтобы частицы порошка пришли во взвешенное состояние и равномерно распреде лились во всем объеме жидкости.
Вязкость смеси должна быть такой, чтобы смесь хорошо обтекала поверхность проверяе-
28
мой детали. Во избежание уменьшения маг нитной чувствительности сухого шарошка и жидкой смеси они должны храниться в закры тых сосудах, чтобы в «их не попадали пыль, вода и другие примеси.
§ 42 Лицо, выполняющее магнитное дефектоскопирование, совместно с мастером цеха, а на заводе также и с работником ОТК должно производить перед началом каждой смены про верку порошка и смеси на эталонах.
Проверка сухого порошка производится пу тем выявления трещин на эталонах в действу ющем магнитном поле. Для этого дефектоскоп надевается на эталон с трещиной, поверхность эталона опыляется порошком и включается переменный ток* При этом частицы порошка должны собраться у трещины и четко обрисо вать ее контур.
Проверка жидкой смеси может производить ся как путем выявления трещин в предвари тельно намагниченных эталонах, т. е. при ос таточном намагничивании, так и в действую щем магнитном поле.
ПЕРЕЧЕНЬ ВАГОННЫХ ДЕТАЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ МАГНИТНЫМИ ДЕФЕКТОСКОПАМИ
§ 43. Перечень вагонных деталей, подлежа щих магнитному дефектоскопированию, при веден в табл. 2.
Детали из числа указанных в табл. 2, подле
жащие в соответствии с § |
1 раздела II провер- |
5 зак. 1331 |
29 |
1
№ по пор
|
Т а б л и ц а 2 |
Перечень вагонных деталей, подлежащих проверке |
|
|
магнитными дефектоскопами |
Наименование деталей |
Технические указания |
Шейки и |
предподступич- |
всех видах |
освидетель |
Технические |
указания |
ные части |
осей колесных |
ствования; у колесных пар |
изложены в § 44 |
|
|
пар |
|
с роликовыми |
подшипни |
|
|
ками при полном освиде тельствовании
Подступичные части осей |
обточке |
перед |
запрес |
колесных пар |
совкой |
|
|
Средние части осей ко |
полном |
освидетельство |
|
лесных пар |
вании и при каждом вы |
||
|
пуске колесных |
пар из |
|
|
ремонта |
|
|
То же см. § 45—46
То же см. § 47
Бандажи по внутренней |
подборе старого и насад |
Технические указания в |
поверхности |
ке нового бандажей |
§ 49 |
5 |
Средние |
пояса |
тележек |
периодических |
вида* ре |
То же см. § 50 |
|
||||||
|
грузовых вагонов—в местах |
монта вагонов |
|
|
|
|
|
||||||
|
изгибов |
|
|
|
|
периодических |
видах ре |
Проверяется |
вся |
цилин |
|||
6 |
Колоночные и |
буксовые |
|||||||||||
|
болты |
поясных |
тележек |
монта вагонов |
|
дрическая |
часть, |
кроме |
|||||
|
грузовых |
вагонов — в ме |
|
|
|
резьбы, «поясным» дефек |
|||||||
|
стах сварки |
|
|
|
|
|
|
тоскопом посредством сухо |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
го порошка. При необхо |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
димости наплавки проверка |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
производится перед наплав |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кой и повторно после про |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
верки на |
растяжение |
||
7 |
Детали |
люлечного |
под |
1) |
изготовлении |
вновь |
Технические |
указания |
|||||
|
вешивания |
тележек |
пасса |
2) |
периодических видах |
изложены |
в § 52 — 53 |
||||||
|
жирских |
вагонов; |
и |
под |
ремонта вагонов. При де |
|
|
|
|
||||
|
а) |
проушины |
повском ремонте проушины |
|
|
|
|
||||||
сл |
вески; |
|
|
|
|
испытываются в случае не |
|
|
|
|
|||
б) |
валики; |
люлечных |
обходимости ' их |
отклепки |
|
|
|
|
|||||
|
в) |
цапфы |
для |
ремонта |
|
|
|
|
|
||||
|
балок |
|
|
|
|
|
|
|
Поверхностные |
плены и |
|||
8 |
Тяги |
|
тормозные |
пасса |
1) |
изготовлении |
вновь |
||||||
|
жирских |
и |
грузовых |
ваго |
2) заводском ремонте ва |
непровары могут выводить |
|||||||
|
нов в местах сварки стер |
гонов |
|
ся шлифовальным |
кругом |
||||||||
|
жня |
|
|
|
|
|
|
|
|
или напильником до номи |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нального сечения |
штанги |