Файл: Технические указания по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей в отмену Техн. указаний по испытанию на растяжение и магнит. контролю вагон. деталей изд. 1955 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

после этих операций размеры детали не будут выходить из установленных допусков.

В сомнительных случаях, когда порошок не дает четкого проявления трещин, допускается проверяемое место прошлифовать на станке мягким кругом или наждачным полотном с по­ следующей тщательной повторной проверкой дефектоскопом.

§ 29. Вагонные детали, подлежащие магнит­ ному дефектоскопированию, которые необхо­ димо ремонтировать наплавкой, должны быть испытаны дефектоскопом перед наплавочными работами.

Если после наплавочных работ деталь про-

. веряется на растяжение, то магнитное дефектоскопирование должно производиться как перед наплавкой, так и после проверки детали на растяжение.

§ 30. На деталях, выдержавших испытания, должны быть поставлены клейма, как указано в разделе V настоящих Технических указаний.

ТИПЫ МАГНИТНЫХ ДЕФЕКТОСКОПОВ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ

§ 31. Для дефектоскопирования вагонных деталей в зависимости от их конструкций и размеров на ремонтных заводах и в вагонных депо применяются следующие дефектоскопы:

а) неразъемные «шеечные» дефектоскопы ти­ па ДКМ-1Б для проверки шеек и предподступичных частей осей сформированных колесных пар, а также подступичных частей осей перед запрессовкой;

22


б) разъемные дефектоскопы для проверки средних частей осей вагонных колесных пар и внутренних поверхностей бандажей;

в) «поясные» дефектоскопы для проверки по­ ясов тележек грузовых вагонов. Этими же де­ фектоскопами проверяются упряжные крюки, балансиры тележек пассажирских вагонов, тормозные тяги, /клинья тяговых хомутов авто-

. сцепок, шпренгели вагонных рам, стяжные болты поглощающих аппаратов автосцепок, колоночные и буксовые болты тележек грузо­ вых вагонов, натяжные рессорные болты двух­ осных пассажирских вагонов и подвески рес­ сор тележек тройного подвешивания пассажир­ ских вагонов, аппаратные болты, буферные стержни и детали люлечного подвешивания, коренные листы подвесных рессор и др.

§ 32. Дефектоскопы должны иметь техниче- *ские паспорта и не реже одного раза в месяц подвергаться внешнему осмотру. После осмот­ ра проверяется амперметром величина потреб­ ляемого дефектоскопом тока

Проверка должна производиться при напря­ жении на зажимах дефектоскопа, указанном заводом-поставщиком для данного типа дефек­ тоскопа, причем ток в его обмотке не должен отклоняться от номинальной величины больше чем на 10%. Все дефектоскопы должны быть оборудованы амперметрами.

Осмотр и проверка дефектоскопов должны производиться: в вагонных депо и в вагоноко­ лесных мастерских (ВКМ) — начальником де­ по или ВКМ, а на заводах—главными инжене­ рами заводов или начальниками ОТК.

Результаты осмотра, проверки и леобходи-

4* .23

мые мероприятия по устранению неисправно­ стей должны заноситься лицом, производив­ шим осмотр, в пронумерованный и прошнуро­ ванный журнал (см. приложение 2), а неис­ правности устраняться. В журнале должаю от­

мечаться время

устранения обнаруженных

при осмотре неисправностей.

Дефектоскопы

один раз в шесть месяцев

должны подвергаться ревизии, совмещаемой с месячным осмотром их. При ревизии необхо­ димо:

а) тщательно очищать, обтирать и продувать сухим сжатым воздухом намагничивающие устройства;

б) проверять электрические характеристики, которые должны соответствовать паспортным данным и не иметь отклонений свыше допуска­ емых;

в) измерять сопротивление изоляции токо­ ведущих частей дефектоскопа относительно ме­ таллических частей корпуса, которое должно быть в пределах, установленных нормами;

г) проверять надежность заземления метал­ лических частей корпуса, вторичной обмотки низкого напряжения, предназначенной для пи­ тания переносных электрических ламп, и дру­ гих частей дефектоскопов, подлежащих защит­ ному заземлению в соответствии с требовани­ ями техники безопасности;

д) проверять качество выявления дефектов «а контрольном эталоне с применением при этом предварительно проверенного порошка или смеси соответствующего качества:

е) осматривать защитные кожухи выключа­ телей, переключателей, штепсельных соедине-

24


ний клеммовых и распределительных щитков; проверять состояние и крепление их деталей;

ж) проверять состояние изоляции подводя­ щих проводов и защитных шлангов; при этом особое внимание обращать на места их присое­ динения к приборам;

з) проверять состояние всех вспомогатель­ ных приспособлений и устройств для дефекто­ скопии.

Все обнаруженные при ревизии неисправно­ сти должны быть полностью устранены.

§ 33. Лица, выполняющие магнитное дефектоскопирование, обязаны строго соблюдать об­ щие требования техники безопасности по об­ служиванию электрических приборов.

Во избежание несчастных случаев запре­ щается пользоваться дефектоскопами при по­ вреждении изоляции катушек, соединительных проводов, сетевых выключателей, переключа­ телей напряжения, неисправностях кЬжухов корпуса и т. д.

Переносный соединительный шланг нужно располагать так, чтобы исключалась возмож­ ность повреждения; предохранять от действия влаги и замасливания.

В процессе работы дефектоскоп должен на­ ходиться под током только в течение времени, необходимого для намагничивания или испы­ тания детали, и не должен нагреваться более

50°.

§ 34. Внешние признаки неисправности де­ фектоскопа:

а) отсутствие (или ослабление) втягивающе­ го усилия (притяжения) при удалении вклю­ ченного дефектоскопа от испытываемой детали;

25

б) отсутствие (или ослабление) перемещения порошка при испытании детали в действующем магнитном поле.

При обнаружении неисправности дефекто­ скопа или электропроводки необходимо немед­ ленно прекратить работу и лицо, выполняющее дефектоскопирование, должно заявить об этом мастеру цеха для решения вопроса о досрочной ревизии.

При дефектоскопировании тяжелых и гро­ моздких деталей необходимо следить за надеж­ ностью их укладки на стеллажах и стендах, соблюдая особую осторожность при поворачи­ вании их. По окончании работы дефектоскопы

.нужно очистить от порошка, тщательно выте­ реть и поставить :в помещение, где обеспечи­ вается их исправное хранение.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

ИПРИСПОСОБЛЕНИЯ

§35. Для магнитной проверки вагонных де­ талей, кроме дефектоскопов, испытательных стендов, подъемных устройств и инструментов, необходимо иметь вспомогательные приспособ­ ления:

а) сосуд для смеси или порошка; б) контрольный эталон для проверки каче- •

ства смеси и порошка; в) ванну для сбора стекающей смеси или

противень для порошка; г) металлические щетки и скребки для очи­

стки деталей; д) лупу не менее трехкратного увеличения;

е) переносную электролампу.

26


§ 36. Сосуд для смеси рекомендуется изго­ товлять из немагнитного материала (алюми­ ния, пластмассы и т. п.); он должен быть удоб­ ным для поливания проверяемых деталей и закрываться во избежание загрязнения смеси.

При испытании деталей сухим способом не­ обходимо иметь металлическую коробку с сет­ чатой крышкой для равномерного распыления порошка.

§ 37. Контрольный эталон для проверки ка­ чества смеси или пброшка должен иметь есте­ ственную трещину, не видимую невооружен­ ным глазом.

Эталоны, имеющие искусственно сделанные трещины в виде вставок, должны быть заме­ нены. У эталонов, предназначенных для шроверки сухих порошков, поверхность должна быть необработанной.

§ 38. Ванна для сбора отработанной смеси, стекающей е проверяемых деталей, должна иметь форму и размеры, удобные для располо­ жения под этими деталями.

§ 39. При проверке деталей сухим порош­ ком для сбора последнего должен применяться противень с отогнутыми бортами высотой

20—25 мм.

ПОРОШКИ И СМЕСИ

§ 40. Для магнитного дефектоскопирования сухим способом должен применяться порошок типа ПЖ4М, поставляемый промышленностью по ГОСТ 9849—61.

Для обеспечения выявления трещин на тем­ ной поверхности деталей при сухом методе про­

27

верки к порошку рекомендуется добавлять (по весу) 15—20% сухой окиси цинка или 10—15% сухой двуокиси титана. Порошок нужно тща­ тельно перемешать с указанными добавками для получения смеси серого цвета.

Для магнитного дефектоскопирования мок­ рым способом должен применяться порошок типа ПЖ40М, поставляемый промышлен­ ностью по указанному выше ГОСТу. Порошок типа ПЖ40М размешивается в трансформа­ торном масле (ГОСТ 982—43) в количестве 200 а на 1 л масла. В случае выполнения маг­ нитной проверки деталей при низких темпера­ турах трансформаторное масло может быть разбавлено керосином.

Разрешается также применять дизельное топливо (ГОСТ 305—42), керосин или смесь их, а также смесь из трех частей компрессорного масла марки М по ГОСТ 1861—49 и семи час­ тей керосина.

Жидкая основа для смеси должна быть чис­ той, светлой и прозрачной.

Поступающий в депо и на заводы порошок должен быть проверен ,по магнитным свойст­ вам и средней величине зерна по техническим условиям ЦВ и ЦНИИ МПС. Результаты про­ верки оформляются актом о его пригодности для дефектоскопирования деталей вагонов.

§ 41. Перед поливкой детали смесь должна быть тщательно размешана сухой деревянной лопаткой, чтобы частицы порошка пришли во взвешенное состояние и равномерно распреде­ лились во всем объеме жидкости.

Вязкость смеси должна быть такой, чтобы смесь хорошо обтекала поверхность проверяе-

28


мой детали. Во избежание уменьшения маг­ нитной чувствительности сухого шарошка и жидкой смеси они должны храниться в закры­ тых сосудах, чтобы в «их не попадали пыль, вода и другие примеси.

§ 42 Лицо, выполняющее магнитное дефектоскопирование, совместно с мастером цеха, а на заводе также и с работником ОТК должно производить перед началом каждой смены про­ верку порошка и смеси на эталонах.

Проверка сухого порошка производится пу­ тем выявления трещин на эталонах в действу­ ющем магнитном поле. Для этого дефектоскоп надевается на эталон с трещиной, поверхность эталона опыляется порошком и включается переменный ток* При этом частицы порошка должны собраться у трещины и четко обрисо­ вать ее контур.

Проверка жидкой смеси может производить­ ся как путем выявления трещин в предвари­ тельно намагниченных эталонах, т. е. при ос­ таточном намагничивании, так и в действую­ щем магнитном поле.

ПЕРЕЧЕНЬ ВАГОННЫХ ДЕТАЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ МАГНИТНЫМИ ДЕФЕКТОСКОПАМИ

§ 43. Перечень вагонных деталей, подлежа­ щих магнитному дефектоскопированию, при­ веден в табл. 2.

Детали из числа указанных в табл. 2, подле­

жащие в соответствии с §

1 раздела II провер-

5 зак. 1331

29

1

№ по пор

 

Т а б л и ц а 2

Перечень вагонных деталей, подлежащих проверке

 

магнитными дефектоскопами

Наименование деталей

Технические указания

Шейки и

предподступич-

всех видах

освидетель­

Технические

указания

ные части

осей колесных

ствования; у колесных пар

изложены в § 44

 

пар

 

с роликовыми

подшипни­

 

 

ками при полном освиде­ тельствовании

Подступичные части осей

обточке

перед

запрес­

колесных пар

совкой

 

 

Средние части осей ко­

полном

освидетельство­

лесных пар

вании и при каждом вы­

 

пуске колесных

пар из

 

ремонта

 

 

То же см. § 45—46

То же см. § 47

Бандажи по внутренней

подборе старого и насад­

Технические указания в

поверхности

ке нового бандажей

§ 49

5

Средние

пояса

тележек

периодических

вида* ре­

То же см. § 50

 

 

грузовых вагонов—в местах

монта вагонов

 

 

 

 

 

 

изгибов

 

 

 

 

периодических

видах ре­

Проверяется

вся

цилин­

6

Колоночные и

буксовые

 

болты

поясных

тележек

монта вагонов

 

дрическая

часть,

кроме

 

грузовых

вагонов — в ме­

 

 

 

резьбы, «поясным» дефек­

 

стах сварки

 

 

 

 

 

 

тоскопом посредством сухо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го порошка. При необхо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

димости наплавки проверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

производится перед наплав­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кой и повторно после про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верки на

растяжение

7

Детали

люлечного

под­

1)

изготовлении

вновь

Технические

указания

 

вешивания

тележек

пасса­

2)

периодических видах

изложены

в § 52 — 53

 

жирских

вагонов;

и

под­

ремонта вагонов. При де­

 

 

 

 

 

а)

проушины

повском ремонте проушины

 

 

 

 

сл

вески;

 

 

 

 

испытываются в случае не­

 

 

 

 

б)

валики;

люлечных

обходимости ' их

отклепки

 

 

 

 

 

в)

цапфы

для

ремонта

 

 

 

 

 

 

балок

 

 

 

 

 

 

 

Поверхностные

плены и

8

Тяги

 

тормозные

пасса­

1)

изготовлении

вновь

 

жирских

и

грузовых

ваго­

2) заводском ремонте ва­

непровары могут выводить­

 

нов в местах сварки стер­

гонов

 

ся шлифовальным

кругом

 

жня

 

 

 

 

 

 

 

 

или напильником до номи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нального сечения

штанги