Файл: Мордашкин И.В. Асфальтобетонщик на устройстве асфальтобетонных и асфальтовых покрытий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
весом 5—6 t по 6—8 проходов по одному ме сту, затем средним катком весом 7—9 г по 10—12 проходов в одном направлении и, на конец, тяжелым катком весом 10—12 г по 10— 15 проходов.
При втором способе укатку производят двумя тинами катков: вначале легкими катка ми, ратем тяжелыми, каждый из которых дви гается только по своей полосе. В жаркую по году применяют легкие и средние катки, в про хладную^— легкие и тяжелые. Общее число проходов до оптимального уплЬтнения смеси составляет 25—30 проходов в одну сторону. Продолжительность укатки одного участка площадью 200—250 м2 составляет 1,5—2 ч из расчета остывания смеси в пределах от 130 до 110° С при температуре наружного воздуха
„+20° С.
При небольших объемах работ считают наиболее эффективной укатку двумя типами катков: легкими — 8—10 проходов и тяжелы ми — 15—20 проходов по одному месту.
При третьем способе — наиболее эффектив ном— уплотнение смеси производится вибро катками. Он основан на принципе использова ния обычного моторного катка, один из валь цов которого снабжен вибратором. Вес такого катка 4—5 т. Вначале, до включения вибра тора, виброкаток уплотняет смесь как обыч ный легкий каток. После 6—8 проходов вклю чают вибратор, и каток работает как тяжелый моторный весом 10—12 т. Совмещение двух типов катков в одном легком представляет большое удобство, особенно при небольших объемах работ, так как доставка двух катков
37
связана с дополнительнымитранспортными затратами. При этом виброкаток уменьшает удельное давление,-не способствует образова нию волнистости, достигает высокого уплотне ния смеси вибрированием.
Катки и виброкатки, применяемые для укатки смесей (особенно верхнего слоя), дол жны иметь гладкую поверхность вальцов, по этому нельзя использовать одни и те же катки попеременно на укатке щебеночного или гра вийного основания и асфальтобетонных сме сей покрытия. На укатке 'щебня или гравия поверхность вальцов приобретает шерохова тость, влияющую на гладкость укатки асфаль тобетонных смесей.
Уплотнение асфальтобетонной смеси в по крытии дорог и улиц является ответственным заключительным этапом сложного производ ственного процесса.
Укатку горячей смеси начинают немедленно вслед за укладкой. Укатка теплой смеси в нор мальных погодных условиях производится при температуре не выше 120 и 110° С (легкие и тяжелые катки) и в зависимости от марок би тумов, на которых приготовлена эта смесь.
Укатку ведут непрерывными проходами катка без остановок, последовательно переме щаясь от краев (бортовых камней) к середине проезжей части. Каждый последующий проход вальца катка перекрывает предыдущий про-' ход на 20—25 см (рис. 10, 11). Наиболее ра циональной по производительности считают укатку, при которой скорость катка составляет 1,5—2 км/ч. Такая скорость катка, например, при уплотнении песчаных асфальтобетонных
38
смесей при температуре 130—310° С с 6—8 про ходами по одному месту является достаточной. Следует всегда учитывать, что катки, рабо тающие на скоростях более 2,5 км/ч, уплот няют смесь хуже. Для достижения нормаль ного уплотнения смеси потребуется сделать большее число проходов катка.
Рис. 10. Технологическая последовательность укатки сме си при укладке ее асфальтоукладчиком
А —.первая полоса; Б — вторая полоса; 1—6 — проходы катка; 7 — брус
В теплую погоду укатку горячей смеси на чинают легкими катками весом 5—7 г. При этом первичное уплотнение делают быстро, по 1—2 проходу по одному месту. Прежде всего этим достигается уменьшение объема пор и сближение зерен асфальтобетонной смеси, что гарантирует покрытие от появления на поверх ности пористости. Запоздание с первичной укаткой приводит к остыванию смеси и обра зованию пор, которые укаткой не устраняются.
39
По окончании первичной укатки смесь доуплотняют легкими катками по 5—6 проходов по одному месту. По окончании этой укатки уп лотнение смеси производят тяжелыми катка ми. Необходимо уплотнять смесь, пока она еще
Рис. 11. Технологическая схема укатки асфальтобетон ной смеси одновременно двумя катками Д-178А При ра боте двух асфальтоукладчиков или при укладке смеси вручную
имеет температуру 130—110° С, обеспечиваю щую эффективное уплотнение и формирование покрытия. Даже незначительное промедление с укаткой, когда смесь уже остыла, приводит к ухудшению качества или к браку покрытия.
40
Уплотнение теплых смесей производят при температуре соответственно на 10° С ниже пре делов для горячей смеси.
.Практика асфальтобетонных работ свиде тельствует о том, что при температуре наруж ного воздуха +18-г20°С, оптимальное уплот нение смеси и формирование покрытия проис ходит в приведенные температурные пределы. Смесь, остывшая до 70° С, не уплотняется да же тяжелыми катками. Важно помнить, что формирование покрытия из горяуих и теплых асфальтобетонных смесей происходит в про цессе его уплотнения, а из холодных смесей— спустя 2—3 месяца после укатки движением транспорта по покрытию.
Хорошая укатка характеризуется появле нием на поверхности покрытия тонкой блестя щей пленки битума. Толстая пленка битума или блеск, получаемый в результате обильной смазки вальцов катка нефтью или маслами, не являются показателями хорошо уплотненного асфальтобетонного покрытия. Окончание уп лотнения смеси в дорожном покрытии зависит от числа проходов катков, от температуры на ружного воздуха, температуры смеси в начале и в конце укатки, скорости и режима укатки, квалификации моториста-укатчика и тоннажа катка. Внешние признаки, характеризующие окончательное уплотнение — ровность, глад кость, отсутствие пористых мест и отпечатков следов от вальцов тяжелого катка, образова ние на поверхности покрытия тонкой пленки битума и блеска и т. п.
Иногда в процессе уплотнения на поверх ности асфальтобетонного покрытия появляют
41
ся дефекты: волнистость, трещины, пористость, раковины, наплывы и просадки.
а)
Рис. 12. Плотные асфальтобетонные покрытия
а — крупнозернистое, содержание битума 6%; б —* среднезернистое, содержание битума 7% ; в — мелко зернистое, содержание битума 7,5 %; г — песчаное, содержание битума 9%
Основные причины образования этих де фектов покрытия следующие:
42
уплотнение смеси при температуре более
130° С;
уплотнение верхнего слоя большой толщи ны — 50 мм и более;
а)
Рис. 13. Пористые асфальтобетонные покрытия
а — крупнозернистое, содержание битума 4,5 %; 6 — мелкозернистое, содержание битума 5,5?»
недостаточно уплотненное основание; недостаточное сцепление покрытия с осно
ванием при гладкой поверхности или загряз ненности его;
уплотнение верхнего слоя по теплому ниж нему слою или слою усиления;
избыток или недостаток битума или мине рального порошка в составе смеси;
нарушение режима и технологии укатки.
43-
Обнаруженные дефекты, вызванные укат кой, немедленно устраняют. Правильная укат ка асфальтобетонных смесей — гарантия вы сокого качества покрытия и его долговечности.
Структура асфальтобетонных покрытий из различных горячих и теплых смесей должна быть плотной (рис. 12) и пористой (рис. 13).
IV. СОБЛЮДЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ - ЗАЛОГ ПРОЧНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОКРЫТИЯ
I. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
Одним из важнейших вопросов строитель ного производства является качество строи тельства. Понятие «качество работ» тесно свя зано с рядом сопутствующих факторов, влияю щих на качество дорожной одежды в целом. Качество асфальтобетонного покрытия зави сит от свойства материалов, из которых приго товлена смесь, качества ее приготовления, ук ладки и уплотнения.
Например, минеральная смесь из щебня, песка и порошка имеет оптимально подобран ную зернистость, отличную прочность и чисто ту этих материалов, достаточно просушена в сушильной камере, но температура битума, поданного в смесительную камеру, равна 200° С. Такая смесь представляет собой брак, так как температура битума, воздуха, паров и
44
нагретых минеральных материалов в смеси тельной камере не должна превышать 170° С. Горячая смесь высокого качества характери зуется следующими признаками: ровной зерни стостью, умеренной подвижностью, черным цветом с блеском, температурой при выпуске из смесителя 160° С. Если смесь при транспор тировке в результате дождя или задержки ав тосамосвала в пути остыла до 100° С и укатка была начата при 95° С, то такую смесь уплот нить трудно.
Организация и технология асфальтобетон ных работ предусматривают высокое качество устраиваемых покрытий. Строгое соблюдение строительных норм и правил, а также выпол нение пооперационного контроля дорожных ра бот на всех этапах строительства при возведе нии земельного полотна (первый этап), устройстве основания (второй этап) и укладке покрытия (третий этап) гарантирует макси мальный срок службы дорожных одежд.
Пооперационный контроль возлагается пре жде всего на самого исполнителя — рабочего, затем на бригадира и мастера; это дает воз можность выявить уровень знаний и производ ственных навыков исполнителей и условия про изводства работ.
Поэтапным контролем качества строитель ства называют контроль определенного закон ченного цикла производственных операций. Этот контроль на каждом этапе технологиче ского процесса осуществляется производите лем работ. В комплекс такого контроля вхо дят: внешний осмотр выполненного конструк тивного элемента, геодезическая проверка со
45
ответствия элемента проекту, просмотр журна ла производства работ и актов на скрытые ра боты. Результаты контроля записываются в журнал работ объекта строительства.
2. ТРЕБОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ К ОСНОВАНИЯМ
Требования строительных норм и правил состоят в том, чтобы все конструктивные эле менты (земляное полотно, водоотвод, основа ние, покрытие) строились без нарушений.
Исследованиями установлено, что боль шинство деформаций (выпучивание, взбугривание, просадки, трещиноватость) асфальтобе тонного покрытия вызваны переувлажнением грунтов земляного полотна, их замерзанием зимой и оттаиванием весной, поэтому в зоне строящейся дороги или улицы водопонижению должно уделяться максимум внимания. Так, наименьшее возвышение низа дорожной оде жды над уровнем грунтовых вод должно быть
в песках 0,7 м, супесях — 1,2 м, |
суглинках и |
глинах — 1,9 м. Учитывая эти |
требования |
строительных норм и правил, толщину конст рукции дорожной одежды назначают не менее половины глубины промерзания. Например, для второй климатической зоны глубина про мерзания равна 160 см. Следовательно, толщи на дорожной одежды вместе с песчаным слоем должна составлять 80 см: песок — 40 см, ще
бень — 26 см, слой усиления |
из черного щеб |
ня — 6 см, и двухслойный |
асфальтобетон — |
8 см. |
|
46
Однако в целях еще большего предохране ния низа дорожной одежды от смерзания с грунтами земляного полотна устраивают моро зозащитный слой из песка, гравия или щебня.. Практикой установлено, что песок с влажно стью 3% не замерзает при морозе 35° С. Это гарантирует нормальную работу конструкции дородной одежды круглый год.
Требования СНиЛ к готовому цементобе тонному основанию:
ширина основания в сторону уменьшения не должна превышать .5 см;
продольные уклоны основания не должны превышать 0,5% от проектных;
поперечные уклоны основания не должны превышать 0,5%;
высотные отметки по оси основания всего участка не должны превышать 5 см;
ровность основания под Ъ-м рейкой не дол жна иметь зазоров более 5 мм в пределах 30— 70% от количества всех замеров;
толщина монолитной плиты основания не должна иметь отклонений в сторону уменьше ния более 10%.
В натуре бетонное основание проверяют осмотром на предмет слоистости, трещинова тости, отломов. Уложенная черная смесь не должна иметь на поверхности основания мас ляных пятен, скоплений крупных пор, наплы вов, наслоений. Уменьшение толщины слоя основания допускается не более 10% от про ектной. Проверку толщины производят в трех поперечниках пробивкой лунок по оси и на расстоянии 1 м от краев основания на участке, равном 1 км.
47