ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
меньших материальных затратах. Не достиг нув главного — высокой производительности автомобиля — нельзя рассчитывать на хоро шие экономические результаты, если даже во дитель сбережет много горюче-смазочных ма териалов, удлинит срок службы шин и других
важнейших частей машины. Потому |
мы и |
говорим: производительность — мать |
эконо |
мии. |
|
Итак, водитель пришел на работу. Начал ся счет дорогостоящим минутам. Недаром говорят: время — деньги. А вот некоторые во дители еще не научились ценить его. Это особенно бросается в глаза утром, при выезде на линию. Одни просто по своей расхлябан ности, а другие, особенно новички, из-за неумения быстро подготовить машину выез жают с большим запозданием, порой до 30—40 минут. За год из минут складываются бесцельно потерянные дни и недели. Если эти ниче.м не оправданные простои тысяч автомашин перевести в рубли, получится вну шительная сумма, которая тяжелым бременем ложится на себестоимость перевозок.
Как можно довести до минимума потери времени при выезде из гаража, а также при работе на линии? Обратимся к опыту уже знакомых нам передовых водителей Г. И. Соломатова, А. М. Осколкова, Н. И. Машаноза, А. И. Лузина и М. А. Маслакова.
В первую очередь надо сказать, что этим людям присущи высокое сознание своего ра бочего долга и безупречная дисциплина. Так что здесь не может быть и речи о потерях
10
времени по расхлябанности, по беспечности. Забота о своевременном выезде на линию у них, как правило, начинается еше накануне,
с вечера. Во-первых, надо аккуратно, сразу же после возвращения в гараж, сдать путевой
лист. Иначе на другой день не получишь во время нового листа и обязательно запоздаешь с выездом. Во-вторых, нужно тщательно про верить техническое состояние машины, чтобы быть уверенным в ее готовности. Обнаружив неисправность, водитель должен принять все меры для ее заблаговременного устранения. И в-третьих, надо машину ставить в гараже так, чтобы утром можно было свободно вы ехать самому и не задерживать других.
Если на одной автомашине работают по сменно два или даже три водителя, то они должны поровну делить между собой и от ветственность за исправное содержание и бе режную эксплуатацию машины. Ясно, что тут никак не обойтись без дружбы и сплоченности экипажа. Многие опытные водители, порой в ущерб своему заработку и отдыху, по-това рищески помогают своим молодым сменщи кам овладевать мастерством вождения авто мобиля и добиваться высоких показателей в работе.
Приведем такой пример. В экипаж комсо мольца Н. Н. Зайца (АТК № 3) был направ лен неопытный водитель Н. С первых дней Заяц стал замечать, что его сменщик плохо производит ежедневный уход за машиной, до пускает технические неисправности. Как же поступил комсомолец? Он, конечно, не пошел
2* И
с жалобой к начальнику автоколонны, а но душам поговорил со своим сменщиком и взял над ним шефство. Ознакомил его с особен ностями машины, показал, что и как ремон тировать, сам же помогал ему в этом, и дело пошло совсем по-иному. Вскоре сменщик стал одним из передовых водителей АТК.
В' зимние холода многие водители, особен но молодые, значительную часть рабочего времени теряют при заводке двигателя, ча стенько прибегают к буксированию, нанося
гем |
самым вред |
деталям силовой передачи |
и |
задерживая |
буксирующий автомобиль. |
А опытные водители даже в тридцатиградус ные морозы тратят на заводку двигателя не более 10—15 минут. В чем тут секрет?
Разумеется, никакого секрета нет. Все за висит от того, в каком состоянии содержит водитель систему зажигания и питания дви гателя, механизм стартера, аккумулятор и как применяет средства подогрева. А забо титься обо всем этом нужно заранее, повсе дневно.
Хороший водитель никогда не сядет за руль, не осмотрев предварительно важнейшие детали и узлы машины. А обнаружив хотя бы мелкую неисправность, ни за что не вы едет из гаража, пока не устранит дефект. Луч ше на полчаса задержаться с выездом, чем два-три часа простаивать на линии. А еще лучше — обнаружить неисправность накануне, во время послерейсового осмотра и тут же устранить. В общем так — вернувшись в га раж, водитель должен задать себе вопрос:
12
«А в каком состоянии я оставляю на ночь машину?», а утром: «На чем я выезжаю?»
Ну, а если поломка все-таки случилась, пусть не по вине водителя, так, по несчастью? Ведь от этого никто не застрахован, особенно на наших неблагоустроенных дорогах. Как должен действовать в таких случаях води тель?
Во-первых, он всегда должен быть готовым ко всяким случайностям; иметь при себе весь необходимый инструмент, в том числе лопату, топор, ломик, автоаптечку, по возможности некоторые особо нужные запасные детали (запальные свечи, предохранители, лампы для фар, катушку для зажигания, различные гайки, болты, отрезок толстой проволоки и троса и т. д.). И конечно, каждый водитель должен в какой-то степени быть и автосле сарем, то есть уметь произвести ремонт, когда это потребуется.
Главная задача водителя при поломках или других технических неисправностях в до роге — это сокращение до минимума простоя автомашины. Первым делом нужно точно определить, сможешь ли ты сам устранить дефект или необходима техническая помощь? Иногда бывает так. Водитель, явно переоце нив свои силы, решает отремонтировать ма шину сам. А потом видит, что без техпомощи ему не обойтись. Сколько драгоценного вре мени потрачено зря!
Конечно, будет очень хорошо, если води тель сам быстро устранит дефект. К этому всегда надо стремиться. Но если неисправ-
13
ность такая серьезная, что с ней невозможно справиться самому, то, не теряя времени, сле дует связаться с гаражом и вызвать машину технической помощи. Нужно сообщить о сво ем точном местонахождении, характере не исправности и о том, какие требуются запас ные части и материалы. В ожидании техпо мощи водитель не должен сидеть сложа руки, а подготавливать машину к ремонтным ра ботам.
Большое значение для сокращения про стоя автомашины при дорожных происше ствиях имеет взаимная выручка водителей. Оказание помощи потерпевшему поломку или аварию автомобилю входит в служебные обя-- занности каждого водителя. Об этом прямо сказано как в «Правилах движения по ули цам и дорогам Союза ССР», так и в учебни ках для водителей.
Шофер может повлиять на производитель ность автомобиля и в гараже при ремонте агрегатов или автошин. Об этом могут сви детельствовать такие примеры. В коробке перемены передач автомобиля МАЗ-200В, ко торый закреплен за водителем Н. М. Сапры киным (АТК № 3) сносились заклепки, из-за чего нарушилось крепление деталей синхро низатора. Замена заклепок требует снятия коробки перемены передач. А это значит, что автомобиль простоит в ремонте 10—12 часов. «А нельзя ли заменить заклепки синхрониза тора, не снимая коробку?» — подумал Сапры кин. Он снял крышку коробки перемены пе редач и, постепенно поворачивая вторичный
14
вал, удалил негодные заклепки, вставил но вые и расклепал их на месте. На это потре бовалось всего лишь полтора часа.
Приведу другой пример. Шоферы хорошо знают, какие трудности возникают при уда лении камеры из покрышки в случае потреб ности в ремонте той или другой. Особенно тяжело удалять камеру из покрышки разме ром 12,0X20 (автомобиля МАЗ), так как в камере после удаления ниппеля вентиля еще остается избыточное давление воздуха. Его падение происходит очень медленно из-за ма лого сечения отверстия вентиля камеры.
Трудоемкая работа сочетается со значи тельными потерями времени,. А это простой автомобиля, падение его производительности.
Шофер автомобиля МАЗ-205 В. А. Штукин предложил простой и эффективный ме тод, позволяющий свести потери времени при демонтаже колес до минимума. Суть его в том, что вентиль камеры он соединил резино вым шлангом со всасывающим трубопрово дом воздушного компрессора (такие компрес соры имеются в каждой вулканизационной мастерской и на участках монтажа-демонта жа автомашин). Компрессор с большой ско ростью всасывает воздух из камеры. А после выхода его камера удаляется из покрышки очень легко. Предложение В. А. Штукина позволило сократить время на удаление ка меры из покрышки более чем в 5 раз и на много облегчило эту очень трудоемкую рабо ту. Подобных примеров шоферской смекалки можно привести очень много.
15
У нас на автотранспорте еще очень велики простои на погрузке и разгрузке, и большая роль в сокращении их опять-таки принадле жит самим водителям. Могут сказать: как же так, ведь за это должны отвечать адми нистрация и обслуживающий персонал по грузочно-разгрузочных пунктов? Так думают многие водители, А практика показывает, что если водитель проявит личную инициати ву, находчивость и высокую требовательность, простои автомашин под погрузкой и разгруз кой можно довести до минимума. Поставив машину под погрузку или разгрузку, не нуж но превращаться в постороннего наблюдателя и равнодушно покуривать, как это делают иногда, а надо самому активно включиться в дело. Ведь от этого зависит производитель ность автомашины, а значит — и заработок водителя.
Большую роль тут сыграют опять-таки шоферская смекалка и рационализаторский подход к делу. Водитель АТК № 3 В. Г. Сединин, работающий на автомашине МАЗ-200В с прицепом модели 790, заметил, что во вре мя погрузки и разгрузки панелей из-за не удачной конструкции крепежного приспособ ления много времени уходит на крепление и освобождение груза. Кроме того, по этой же причине случались еще и повреждения пане лей при их транспортировке. Сединин приду мал новое крепежное приспособление, более удобное и надежное в эксплуатации — заме нил цепи тросом с крючьями. Теперь погрузка и разгрузка панелей занимают вдвое меньше
16
времени, причем можно перевозить панели разных габаритов, а их повреждение в пути стало редким явлением. Все это, в конечном счете, в какой-то степени ускорило и строи тельство крупнопанельных жилых домов. Вог что может сделать творческий подход к труду лишь одного водителя. А если бы так посту пали все?
На рост производительности огромное влияние оказывает соблюдение водителем надлежащей технической скорости. Водитель хорошо загрузил машину, но едет тихо, ска жем, со скоростью лишь' 20—25 километров в час. Как это влияет на производительность автомобиля: повышает ее или снижает? Ко
нечно, снижает.
Высокие технические скорости особенно выгодны при дальних рейсах (более 10 кило метров), когда автомобиль в течение рабо чего дня преимущественно находится в дви жении. Расчет тут простой: чем выше техни ческая скорость, тем больше рейсов совершит водитель за смену и больше сделает тоннакилометров.
Но скорость движения не может быть пре дельной, к ней надо относиться с умом. Если по плохой дороге на старенькой машине да неопытному водителю гнать на «всю желез ку», то это может кончиться плачевно. Если же дорога прекрасная, автомобиль в отлич ном техническом состоянии и нет никаких ограничений в смысле безопасности движения,
скорость должна |
быть |
достаточно |
высокой. |
|
Но |
не лихаческой. |
|
17 |
|
3 |
В. П. Могил*!""■у |
- ■■■- ' I |
— ______-г |
Д У . |
■rl'-tn ‘-Й |
Обычно водители бывают склонны к двум крайностям: одни ездят слишком осторож но — по принципу: «тише едешь — дальше бу дешь», а другие устраивают на дорогах на стоящие гонки. Плохо и то и другое.
Всегда надо помнить, что на дороге ты не один: держа слишком малую скорость, ме шаешь движению остального транспорта, осо бенно на городских магистралях, а гоняясь вперегонки, угрожаешь безопасности движе ния. И все это, в конечном свете, наносит ущерб государству, снижая производитель ность 'транспорта в первом случае и приводя к авариям — во втором.
Наши передовые водители добиваются вы соких технических скоростей, но только не во вред «здоровью» автомобиля и не в ущерб безопасности движения.
Еще один важный, оказывающий влияние на производительность автомашины, момент. Обратимся к статистике. Автомобиль ЗИЛ150 за свой «век» (6—7 лет) проходит при мерно 370—380 тысяч километров, из них 170—200 тысяч без загрузки. На этот факти
чески |
непроизводительный |
— «холостой» — |
|||
пробег |
расходуется |
около |
55 |
тонн |
топлива, |
5 тонн |
смазочных материалов, |
28—30 шин — |
|||
общей |
стоимостью |
около |
10 |
тысяч |
рублей. |
А если |
сюда прибавить |
еще |
стоимость ис |
пользованных запасных частей и двух капи тальных ремонтов, которые проходит автомо биль за срок службы, то получится очень внушительная сумма и, в основном, непроиз водительных расходов. Это лишь на один ав
18
томобиль. А ведь в совнархозе их тысячи, и общая сумма затрат на порожний пробег ав тотранспорта за 6—7 лет составит сотни ты сяч рублей.
— Это от нас не зависит. Пусть думает начальство, — можно слышать от некоторых шоферов.
Рассуждать так — значит отвести себе не завидную роль стороннего наблюдателя. Да, служба эксплуатации и диспетчерская служ
ба |
призваны организовывать работу авто |
|
транспорта |
таким образом, чтобы машины |
|
как |
можно |
меньше ходили порожними. Но |
и от водителя здесь зависит очень многое. Он может и должен всеми доступными средства ми способствовать рациональному использо
ванию дорогостоящего |
пробега |
доверенного |
|
ему автомобиля, |
в |
некоторых |
случаях — |
вплоть до отказа |
ездить порожняком. |
Что же конкретно может сделать водитель для повышения эффективности выполняемых им рейсов? Во-первых, информировать дис петчерскую службу о замеченных встречных перевозках грузов автомобилями других авто хозяйств. Во-вторых, требовать от службы эксплуатации разработку наиболее выгодных маршрутов, дающих максимальное использо вание пробега. И, в-третьих, бережно отно ситься к каждому километру пробега своего автомобиля: стараться ездить наикратчайшим путем, полнее использовать грузоподъемность
автомашины, |
не допускать отклонений |
от |
маршрута по |
личным надобностям и т. |
д. |
и т. п. |
|
|
3* |
19 |