Файл: Могила В.П. Что отсчитывает спидометр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меньших материальных затратах. Не достиг­ нув главного — высокой производительности автомобиля — нельзя рассчитывать на хоро­ шие экономические результаты, если даже во­ дитель сбережет много горюче-смазочных ма­ териалов, удлинит срок службы шин и других

важнейших частей машины. Потому

мы и

говорим: производительность — мать

эконо­

мии.

 

Итак, водитель пришел на работу. Начал­ ся счет дорогостоящим минутам. Недаром говорят: время — деньги. А вот некоторые во­ дители еще не научились ценить его. Это особенно бросается в глаза утром, при выезде на линию. Одни просто по своей расхлябан­ ности, а другие, особенно новички, из-за неумения быстро подготовить машину выез­ жают с большим запозданием, порой до 30—40 минут. За год из минут складываются бесцельно потерянные дни и недели. Если эти ниче.м не оправданные простои тысяч автомашин перевести в рубли, получится вну­ шительная сумма, которая тяжелым бременем ложится на себестоимость перевозок.

Как можно довести до минимума потери времени при выезде из гаража, а также при работе на линии? Обратимся к опыту уже знакомых нам передовых водителей Г. И. Соломатова, А. М. Осколкова, Н. И. Машаноза, А. И. Лузина и М. А. Маслакова.

В первую очередь надо сказать, что этим людям присущи высокое сознание своего ра­ бочего долга и безупречная дисциплина. Так что здесь не может быть и речи о потерях

10

времени по расхлябанности, по беспечности. Забота о своевременном выезде на линию у них, как правило, начинается еше накануне,

с вечера. Во-первых, надо аккуратно, сразу же после возвращения в гараж, сдать путевой

лист. Иначе на другой день не получишь во­ время нового листа и обязательно запоздаешь с выездом. Во-вторых, нужно тщательно про­ верить техническое состояние машины, чтобы быть уверенным в ее готовности. Обнаружив неисправность, водитель должен принять все меры для ее заблаговременного устранения. И в-третьих, надо машину ставить в гараже так, чтобы утром можно было свободно вы­ ехать самому и не задерживать других.

Если на одной автомашине работают по­ сменно два или даже три водителя, то они должны поровну делить между собой и от­ ветственность за исправное содержание и бе­ режную эксплуатацию машины. Ясно, что тут никак не обойтись без дружбы и сплоченности экипажа. Многие опытные водители, порой в ущерб своему заработку и отдыху, по-това­ рищески помогают своим молодым сменщи­ кам овладевать мастерством вождения авто­ мобиля и добиваться высоких показателей в работе.

Приведем такой пример. В экипаж комсо­ мольца Н. Н. Зайца (АТК № 3) был направ­ лен неопытный водитель Н. С первых дней Заяц стал замечать, что его сменщик плохо производит ежедневный уход за машиной, до­ пускает технические неисправности. Как же поступил комсомолец? Он, конечно, не пошел

2* И


с жалобой к начальнику автоколонны, а но душам поговорил со своим сменщиком и взял над ним шефство. Ознакомил его с особен­ ностями машины, показал, что и как ремон­ тировать, сам же помогал ему в этом, и дело пошло совсем по-иному. Вскоре сменщик стал одним из передовых водителей АТК.

В' зимние холода многие водители, особен­ но молодые, значительную часть рабочего времени теряют при заводке двигателя, ча­ стенько прибегают к буксированию, нанося

гем

самым вред

деталям силовой передачи

и

задерживая

буксирующий автомобиль.

А опытные водители даже в тридцатиградус­ ные морозы тратят на заводку двигателя не более 10—15 минут. В чем тут секрет?

Разумеется, никакого секрета нет. Все за­ висит от того, в каком состоянии содержит водитель систему зажигания и питания дви­ гателя, механизм стартера, аккумулятор и как применяет средства подогрева. А забо­ титься обо всем этом нужно заранее, повсе­ дневно.

Хороший водитель никогда не сядет за руль, не осмотрев предварительно важнейшие детали и узлы машины. А обнаружив хотя бы мелкую неисправность, ни за что не вы­ едет из гаража, пока не устранит дефект. Луч­ ше на полчаса задержаться с выездом, чем два-три часа простаивать на линии. А еще лучше — обнаружить неисправность накануне, во время послерейсового осмотра и тут же устранить. В общем так — вернувшись в га­ раж, водитель должен задать себе вопрос:

12

«А в каком состоянии я оставляю на ночь машину?», а утром: «На чем я выезжаю?»

Ну, а если поломка все-таки случилась, пусть не по вине водителя, так, по несчастью? Ведь от этого никто не застрахован, особенно на наших неблагоустроенных дорогах. Как должен действовать в таких случаях води­ тель?

Во-первых, он всегда должен быть готовым ко всяким случайностям; иметь при себе весь необходимый инструмент, в том числе лопату, топор, ломик, автоаптечку, по возможности некоторые особо нужные запасные детали (запальные свечи, предохранители, лампы для фар, катушку для зажигания, различные гайки, болты, отрезок толстой проволоки и троса и т. д.). И конечно, каждый водитель должен в какой-то степени быть и автосле­ сарем, то есть уметь произвести ремонт, когда это потребуется.

Главная задача водителя при поломках или других технических неисправностях в до­ роге — это сокращение до минимума простоя автомашины. Первым делом нужно точно определить, сможешь ли ты сам устранить дефект или необходима техническая помощь? Иногда бывает так. Водитель, явно переоце­ нив свои силы, решает отремонтировать ма­ шину сам. А потом видит, что без техпомощи ему не обойтись. Сколько драгоценного вре­ мени потрачено зря!

Конечно, будет очень хорошо, если води­ тель сам быстро устранит дефект. К этому всегда надо стремиться. Но если неисправ-

13


ность такая серьезная, что с ней невозможно справиться самому, то, не теряя времени, сле­ дует связаться с гаражом и вызвать машину технической помощи. Нужно сообщить о сво­ ем точном местонахождении, характере не­ исправности и о том, какие требуются запас­ ные части и материалы. В ожидании техпо­ мощи водитель не должен сидеть сложа руки, а подготавливать машину к ремонтным ра­ ботам.

Большое значение для сокращения про­ стоя автомашины при дорожных происше­ ствиях имеет взаимная выручка водителей. Оказание помощи потерпевшему поломку или аварию автомобилю входит в служебные обя-- занности каждого водителя. Об этом прямо сказано как в «Правилах движения по ули­ цам и дорогам Союза ССР», так и в учебни­ ках для водителей.

Шофер может повлиять на производитель­ ность автомобиля и в гараже при ремонте агрегатов или автошин. Об этом могут сви­ детельствовать такие примеры. В коробке перемены передач автомобиля МАЗ-200В, ко­ торый закреплен за водителем Н. М. Сапры­ киным (АТК № 3) сносились заклепки, из-за чего нарушилось крепление деталей синхро­ низатора. Замена заклепок требует снятия коробки перемены передач. А это значит, что автомобиль простоит в ремонте 10—12 часов. «А нельзя ли заменить заклепки синхрониза­ тора, не снимая коробку?» — подумал Сапры­ кин. Он снял крышку коробки перемены пе­ редач и, постепенно поворачивая вторичный

14

вал, удалил негодные заклепки, вставил но­ вые и расклепал их на месте. На это потре­ бовалось всего лишь полтора часа.

Приведу другой пример. Шоферы хорошо знают, какие трудности возникают при уда­ лении камеры из покрышки в случае потреб­ ности в ремонте той или другой. Особенно тяжело удалять камеру из покрышки разме­ ром 12,0X20 (автомобиля МАЗ), так как в камере после удаления ниппеля вентиля еще остается избыточное давление воздуха. Его падение происходит очень медленно из-за ма­ лого сечения отверстия вентиля камеры.

Трудоемкая работа сочетается со значи­ тельными потерями времени,. А это простой автомобиля, падение его производительности.

Шофер автомобиля МАЗ-205 В. А. Штукин предложил простой и эффективный ме­ тод, позволяющий свести потери времени при демонтаже колес до минимума. Суть его в том, что вентиль камеры он соединил резино­ вым шлангом со всасывающим трубопрово­ дом воздушного компрессора (такие компрес­ соры имеются в каждой вулканизационной мастерской и на участках монтажа-демонта­ жа автомашин). Компрессор с большой ско­ ростью всасывает воздух из камеры. А после выхода его камера удаляется из покрышки очень легко. Предложение В. А. Штукина позволило сократить время на удаление ка­ меры из покрышки более чем в 5 раз и на­ много облегчило эту очень трудоемкую рабо­ ту. Подобных примеров шоферской смекалки можно привести очень много.

15


У нас на автотранспорте еще очень велики простои на погрузке и разгрузке, и большая роль в сокращении их опять-таки принадле­ жит самим водителям. Могут сказать: как же так, ведь за это должны отвечать адми­ нистрация и обслуживающий персонал по­ грузочно-разгрузочных пунктов? Так думают многие водители, А практика показывает, что если водитель проявит личную инициати­ ву, находчивость и высокую требовательность, простои автомашин под погрузкой и разгруз­ кой можно довести до минимума. Поставив машину под погрузку или разгрузку, не нуж­ но превращаться в постороннего наблюдателя и равнодушно покуривать, как это делают иногда, а надо самому активно включиться в дело. Ведь от этого зависит производитель­ ность автомашины, а значит — и заработок водителя.

Большую роль тут сыграют опять-таки шоферская смекалка и рационализаторский подход к делу. Водитель АТК № 3 В. Г. Сединин, работающий на автомашине МАЗ-200В с прицепом модели 790, заметил, что во вре­ мя погрузки и разгрузки панелей из-за не­ удачной конструкции крепежного приспособ­ ления много времени уходит на крепление и освобождение груза. Кроме того, по этой же причине случались еще и повреждения пане­ лей при их транспортировке. Сединин приду­ мал новое крепежное приспособление, более удобное и надежное в эксплуатации — заме­ нил цепи тросом с крючьями. Теперь погрузка и разгрузка панелей занимают вдвое меньше

16

времени, причем можно перевозить панели разных габаритов, а их повреждение в пути стало редким явлением. Все это, в конечном счете, в какой-то степени ускорило и строи­ тельство крупнопанельных жилых домов. Вог что может сделать творческий подход к труду лишь одного водителя. А если бы так посту­ пали все?

На рост производительности огромное влияние оказывает соблюдение водителем надлежащей технической скорости. Водитель хорошо загрузил машину, но едет тихо, ска­ жем, со скоростью лишь' 20—25 километров в час. Как это влияет на производительность автомобиля: повышает ее или снижает? Ко­

нечно, снижает.

Высокие технические скорости особенно выгодны при дальних рейсах (более 10 кило­ метров), когда автомобиль в течение рабо­ чего дня преимущественно находится в дви­ жении. Расчет тут простой: чем выше техни­ ческая скорость, тем больше рейсов совершит водитель за смену и больше сделает тоннакилометров.

Но скорость движения не может быть пре­ дельной, к ней надо относиться с умом. Если по плохой дороге на старенькой машине да неопытному водителю гнать на «всю желез­ ку», то это может кончиться плачевно. Если же дорога прекрасная, автомобиль в отлич­ ном техническом состоянии и нет никаких ограничений в смысле безопасности движения,

скорость должна

быть

достаточно

высокой.

Но

не лихаческой.

 

17

3

В. П. Могил*!""■у

- ■■■- ' I

— ______-г

Д У .

■rl'-tn ‘-Й


Обычно водители бывают склонны к двум крайностям: одни ездят слишком осторож­ но — по принципу: «тише едешь — дальше бу­ дешь», а другие устраивают на дорогах на­ стоящие гонки. Плохо и то и другое.

Всегда надо помнить, что на дороге ты не один: держа слишком малую скорость, ме­ шаешь движению остального транспорта, осо­ бенно на городских магистралях, а гоняясь вперегонки, угрожаешь безопасности движе­ ния. И все это, в конечном свете, наносит ущерб государству, снижая производитель­ ность 'транспорта в первом случае и приводя к авариям — во втором.

Наши передовые водители добиваются вы­ соких технических скоростей, но только не во вред «здоровью» автомобиля и не в ущерб безопасности движения.

Еще один важный, оказывающий влияние на производительность автомашины, момент. Обратимся к статистике. Автомобиль ЗИЛ150 за свой «век» (6—7 лет) проходит при­ мерно 370—380 тысяч километров, из них 170—200 тысяч без загрузки. На этот факти­

чески

непроизводительный

— «холостой» —

пробег

расходуется

около

55

тонн

топлива,

5 тонн

смазочных материалов,

28—30 шин —

общей

стоимостью

около

10

тысяч

рублей.

А если

сюда прибавить

еще

стоимость ис­

пользованных запасных частей и двух капи­ тальных ремонтов, которые проходит автомо­ биль за срок службы, то получится очень внушительная сумма и, в основном, непроиз­ водительных расходов. Это лишь на один ав­

18

томобиль. А ведь в совнархозе их тысячи, и общая сумма затрат на порожний пробег ав­ тотранспорта за 6—7 лет составит сотни ты­ сяч рублей.

— Это от нас не зависит. Пусть думает начальство, — можно слышать от некоторых шоферов.

Рассуждать так — значит отвести себе не­ завидную роль стороннего наблюдателя. Да, служба эксплуатации и диспетчерская служ­

ба

призваны организовывать работу авто­

транспорта

таким образом, чтобы машины

как

можно

меньше ходили порожними. Но

и от водителя здесь зависит очень многое. Он может и должен всеми доступными средства­ ми способствовать рациональному использо­

ванию дорогостоящего

пробега

доверенного

ему автомобиля,

в

некоторых

случаях —

вплоть до отказа

ездить порожняком.

Что же конкретно может сделать водитель для повышения эффективности выполняемых им рейсов? Во-первых, информировать дис­ петчерскую службу о замеченных встречных перевозках грузов автомобилями других авто­ хозяйств. Во-вторых, требовать от службы эксплуатации разработку наиболее выгодных маршрутов, дающих максимальное использо­ вание пробега. И, в-третьих, бережно отно­ ситься к каждому километру пробега своего автомобиля: стараться ездить наикратчайшим путем, полнее использовать грузоподъемность

автомашины,

не допускать отклонений

от

маршрута по

личным надобностям и т.

д.

и т. п.

 

 

3*

19