ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
литров. Ие зря же говорят: из капель соби рается море.
Нас не должно удовлетворить и тем более успокоить и само движение за экономию го рючего и смазочных материалов. Во многих автохозяйствах оно носит стихийный и фор мальный характер; некоторые руководители а также общественные организации автохо зяйств слабо руководят этим важным видом соревнования. Взятые водителями обязатель ства по экономии горюче-смазочных материа лов порой остаются лишь на бумаге, выполне ние их никто ие проверяет, итоги соревнова ния не подводятся. Да и трудно это сделать, потому что нормирование и учет расхода го рючего и масел по экипажам не упорядочен или отсутствует вообще.
Нет сомнения, что многие шоферы, напри мер, нашей АТК № 3 ежемесячно экономят десятки тонн горюче-смазочных материалов. Однако точные цифры экономии у каждого во дителя трудно даже назвать. Руководители, партийные, комсомольские и профсоюзные ор ганизации автохозяйств должны навести в этом деле надлежащий порядок с тем, чтобы замечательное движение за бережное расходо вание горюче-смазочных материалов не зату хало, а все больше разгоралось. Не нужно быть пассивными и самим водителям, надо смелее вторгаться в дела своего предприятия, требовать от администрации создания необ ходимых условий для экономии дорогостоя щих нефтепродуктов, как говорят, стучать во все двери. А для этого нужно чувствовать ее-
52
бя не просто работником, а (полноправным хо зяином.
Теперь поговорим о конкретных путях эко номии горючего и смазочных материалов. В основу рассказа об этом положен опыт пе редовых водителей автохозяйств Пермского совнархоза, а также использованы рекоменда ции научно-исследовательских учреждений.
Прежде всего надо быть бережливым, ува жать «хлеб» своей машины и труд тех, кто его добыл. Ведь, если вдуматься, «ас возит не двигатель, а энергия горючего, преобразован ная двигателем в механическую энергию вра щения. Об этом следует вспоминатв каждый раз, когда руки тянутся к бензобаку, чтобы слить из него драгоценную жидкость для по сторонних надобностей.
Итак, полностью исключить потери горю чего — таков один из крупных резервов его экономии. Здесь не требуется никакого особо го искусства или опыта. Нужны лишь акку ратность и хозяйственность в обращении с бензином и дизельным топливом. То же самое можно сказать и о смазочных материалах.
Но основная, непосредственная экономия как горючего, так и масел достигается в про цессе эксплуатации автомобиля. Главным условием уменьшения расхода этих продуктов является технически исправное содержание всех агрегатов машины, а особенно двигате л я — основного «едока» горючего и масла.
Как известно, приготовление горючей сме си и подача ее в цилиндры осуществляются карбюратором, а в дизельных двигателях —
53
«содружеством» нагнетателя и насос-форсун ки. Они-то и должны быть отрегулированы так, чтобы мотор и «голода» не ощущал, п не «переедал», то есть на всех режимах рабо тал устойчиво и экономично. Стоит, например, допустить излишний или недостаточный уро вень топлива в поплавковой камере, заедание воздушной заслонки и механизма экономай зера или изменение в ту или иную сторону пропускной способности жиклеров, как сразу же будет наблюдаться перерасход горючего или неустойчивая работа двигателя.
Большое влияние на экономичную работу карбюратора оказывает состояние воздухо очистителя. Чрезмерная загрязненность его се ток уменьшает доступ воздуха в смеситель ную камеру, карбюратору становится нечем «дышать», и в цилиндры подается сильно обо гащенная смесь, что вызывает перерасход топ лива и падение мощности двигателя. Однако некоторые беззаботные водители в течение се зона ни разу не промывают сетки воздухоочи стителя, хотя прекрасно знают, что, например, летом, особенно при езде по пыльным доро гам, делать это надо каждый день, независимо от количества пробега. Это важно еще и по тому, что запущенный воздухоочиститель пло хо фильтрует поступающий в карбюратор воздух, в цилиндры двигателя вместе с горю чей смесью попадают частицы пыли, вызы вая усиленный износ цилиндрово-поршневой группы.
Можно сказать, что состояние воздухоочи стителя является как бы зеркалом работы шо-
54
фера. Чтобы узнать, каков тот -или иной води тель, нет надобности читать его характеристи ку, а достаточно заглянуть в воздухоочисти тель. Он скажет все: любит ли водитель свою машину, старается ли продлить срок ее служ бы и борется ли за экономию горючего.
Двигатель часто и 'Подолгу работает на хо лостых оборотах: при прогреве после пуска, на перекрестках улиц в ожидании разрешаю щего сигнала светофора, во время езды нака том. Поэтому очень важно отрегулировать хо лостые обороты так, чтобы расход горючего был минимальным. Ну и, конечно, надо ста раться -сокращать стоянки с работающим дви гателем. А то бывает так: встречаются на до роге два водителя и беседуют минут пять, а моторы работают, зря сжигая горючее.
Регулировка холостого хода двигателя до ступна каждому водителю, и он сам должен следить за этим. А регулировку карбюратора в целом должен производить только специа лист по топливной аппаратуре — карбюраторщик, как его обычно называют. Но инициати ва остается за водителем. Видишь, что мотор перерасходует горючее, — обращайся к карбюраторщику, добейся экономичной работы дви гателя.
А как получается на деле? Иной водитель даже не знает, сколько его машина сжигает горючего, скажем, на сто километров пробега. Тут, конечно, не может быть и речи об эконо мии. Лишь бы его не ругали за перерасход. И, как правило, подобные водители спокойно живут в тех автохозяйствах, где -плохо постав-
55
лены нормирование и учет расхода горюче смазочных материалов, а значит — и нет на стоящей борьбы за их экономию.
На расход горючего сильно влияют ходо вые качества автомобиля. Например, если ма шина легка на ходу, то и мощности для ее пе редвижения требуется меньше, а значит — меньше расходуется горючего.
О легкости хода судят по расстоянию сво бодного качения автомобиля по инерции, ина че говоря, но накату. Даже незначительное ухудшение наката вызывает перерасход горю чего на 10—15 процентов.
Легкость хода автомобиля достигается своевременной смазкой и правильной регули ровкой деталей ходовой части, силовой пере дачи и тормозной системы. Особое внимание надо обращать на регулировку схождения -пе редних колес и поддерживать нормальное дав ление в шинах.
Часто перерасход горючего вызывается за трудненным действием какого-либо одного аг регата. Взять, например, автомобиль-само свал. Если чуть заедает механизм подъема или при низких температурах загустело в нем не по сезону заправленное масло, то расход го рючего на подъем кузова увеличивается в 3— 4 раза! А поднимать платформу в течение ра бочего дня приходится десятки раз.
Вернемся к двигателю. Его экономичная работа зависит еще от того, как обеспечивает ся воспламенение и полнота сгорания горю чей смеси в цилиндрах. Очень часто из-за не исправности или замасленности запальных
56
свеч, а также из-за нарушения регулировки прерывателя-распределителя рабочая смесь в камерах сгорания воспламеняется неравномер но или вовсе не воспламеняется. Это приводит к двум неприятностям: к потере мощности двигателя и значительному перерасходу горю чего. Ведь неполностью сгоревшая или совсем не воспламененная смесь выбрасывается в вы хлопную трубу, не производя полезной рабо ты. Вот почему во время техуходов, а также в процессе эксплуатации автомобиля следует внимательно присматриваться к работе систе мы зажигания и при малейших отклонениях уточнять ее регулировку. А запальные свечи — регулярно прочищать, проверять на искру и в случае ненадежной работы заменять новыми.
Сущее изенИое влияние на расход горючего оказывает тейловой режим двигателя, а осо бенно его понижение. Как показали исследо вания, падение температуры охлаждающей во ды до 30—40° повышает расход горючего на 8—12 процентов. О том, как поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, мы уже говорили.
Еще раз следует подчеркнуть значение тер мостата в системе охлаждения двигателя — он помогает нам и в экономии горючего. По могает тем, что сокращает время прогрева двигателя после пуска и продолжительной стоянки. Водители знают, как часто приходит ся прогревать двигатель, особенно зимой, и сколько на это расходуется горючего, — при мерно литров 10—15 за смену (в зависимости от марки автомобиля). И выходит, что те, кто
67
самовольно удаляет термостаты, наносят двой ной вред: укорачивают жизнь двигателя (о чем мы подробно говорили выше) и сжигают впустую сотни и тысячи литров горючего.
Часто спорят (особенно молодые водите ли) : влияют ли на экономию горючего опыт шофера и искусство вождения автомобиля? Да, влияют и очень существенно. Но сюда надо прибавить еще одно условие — техниче скую грамотность водителя. Ведь не зная хотя бы в общих чертах основы теории дви гателя и механические законы движения автомобиля в различных условиях, трудно определить наиболее экономичные режимы езды и работы двигателя.
Например, у многих водителей излюблен ным методам экономии горючего является «разгон-накат». Не спорю, он действительно дает некоторую экономию. Но не следует за бывать о том, что при этом способе езды зна чительно снижается техническая скорость ав томобиля, а значит-—и его производитель ность. А экономия горючего в ущерб произво дительности никому не нужна.
Другой отрицательной стороной метода «разгон-наката» является то, что он ведет к преждевременному износу деталей двигателя и силовой передачи. Как уже было сказано, дви гатель подвергается наименьшему износу при равномерных установившихся оборотах. А во время езды методом «разгон-наката» обороты то и дело изменяются и не всегда плавно. Ча стое же переключение скоростей ускоряет из нос деталей силовой передачи.
58
Кроме того, езду накатом невозможно ис пользовать на плохих дорогах, крутых спу сках и при гололедице, — это (противоречит правилам безопасности движения.
Таким образом, применение «разгон-нака та» имеет смысл лишь на длинных пологих спусках, а также при подъезде к светофору или к месту остановки. Однако даже опытные водители упорно держатся за этот отживший метод, беспрестанно работают акселератором и рычагом переключения передач, когда мож но пять и десять километров ехать на уста новившихся наиболее благоприятных для дви гателя оборотах. Это говорит о технической малограмотности водителя.
Умелое вождение автомобиля особенно важно при перевозке грузов по городским магистралям и плохим дорогам. В первом случае водитель сталкивается с целым рядом помех, связанных со сложностью уличного движения. Частые остановки у светофоров, объезды улиц с запрещенным грузовым дви жением, езда на низших передачах увеличи вают расход горючего. Но если водитель в совершенстве владеет вождением машины, находчив, твердо знает правила уличного дви жения « свободно ориентируется в сложной обстановке, он сумеет обеспечить достаточ ную техническую скорость и не допустит пе рерасхода горючего. А у неумелого водителя добрая часть заправки уйдет на уличные «приключения».
На плохой же дороге водитель, неуверен но чувствующий себя за рулем, обязательно
59