Файл: Могила В.П. Что отсчитывает спидометр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

литров. Ие зря же говорят: из капель соби­ рается море.

Нас не должно удовлетворить и тем более успокоить и само движение за экономию го­ рючего и смазочных материалов. Во многих автохозяйствах оно носит стихийный и фор­ мальный характер; некоторые руководители а также общественные организации автохо­ зяйств слабо руководят этим важным видом соревнования. Взятые водителями обязатель­ ства по экономии горюче-смазочных материа­ лов порой остаются лишь на бумаге, выполне­ ние их никто ие проверяет, итоги соревнова­ ния не подводятся. Да и трудно это сделать, потому что нормирование и учет расхода го­ рючего и масел по экипажам не упорядочен или отсутствует вообще.

Нет сомнения, что многие шоферы, напри­ мер, нашей АТК № 3 ежемесячно экономят десятки тонн горюче-смазочных материалов. Однако точные цифры экономии у каждого во­ дителя трудно даже назвать. Руководители, партийные, комсомольские и профсоюзные ор­ ганизации автохозяйств должны навести в этом деле надлежащий порядок с тем, чтобы замечательное движение за бережное расходо­ вание горюче-смазочных материалов не зату­ хало, а все больше разгоралось. Не нужно быть пассивными и самим водителям, надо смелее вторгаться в дела своего предприятия, требовать от администрации создания необ­ ходимых условий для экономии дорогостоя­ щих нефтепродуктов, как говорят, стучать во все двери. А для этого нужно чувствовать ее-

52

бя не просто работником, а (полноправным хо­ зяином.

Теперь поговорим о конкретных путях эко­ номии горючего и смазочных материалов. В основу рассказа об этом положен опыт пе­ редовых водителей автохозяйств Пермского совнархоза, а также использованы рекоменда­ ции научно-исследовательских учреждений.

Прежде всего надо быть бережливым, ува­ жать «хлеб» своей машины и труд тех, кто его добыл. Ведь, если вдуматься, «ас возит не двигатель, а энергия горючего, преобразован­ ная двигателем в механическую энергию вра­ щения. Об этом следует вспоминатв каждый раз, когда руки тянутся к бензобаку, чтобы слить из него драгоценную жидкость для по­ сторонних надобностей.

Итак, полностью исключить потери горю­ чего — таков один из крупных резервов его экономии. Здесь не требуется никакого особо­ го искусства или опыта. Нужны лишь акку­ ратность и хозяйственность в обращении с бензином и дизельным топливом. То же самое можно сказать и о смазочных материалах.

Но основная, непосредственная экономия как горючего, так и масел достигается в про­ цессе эксплуатации автомобиля. Главным условием уменьшения расхода этих продуктов является технически исправное содержание всех агрегатов машины, а особенно двигате­ л я — основного «едока» горючего и масла.

Как известно, приготовление горючей сме­ си и подача ее в цилиндры осуществляются карбюратором, а в дизельных двигателях —

53


«содружеством» нагнетателя и насос-форсун­ ки. Они-то и должны быть отрегулированы так, чтобы мотор и «голода» не ощущал, п не «переедал», то есть на всех режимах рабо­ тал устойчиво и экономично. Стоит, например, допустить излишний или недостаточный уро­ вень топлива в поплавковой камере, заедание воздушной заслонки и механизма экономай­ зера или изменение в ту или иную сторону пропускной способности жиклеров, как сразу же будет наблюдаться перерасход горючего или неустойчивая работа двигателя.

Большое влияние на экономичную работу карбюратора оказывает состояние воздухо­ очистителя. Чрезмерная загрязненность его се­ ток уменьшает доступ воздуха в смеситель­ ную камеру, карбюратору становится нечем «дышать», и в цилиндры подается сильно обо­ гащенная смесь, что вызывает перерасход топ­ лива и падение мощности двигателя. Однако некоторые беззаботные водители в течение се­ зона ни разу не промывают сетки воздухоочи­ стителя, хотя прекрасно знают, что, например, летом, особенно при езде по пыльным доро­ гам, делать это надо каждый день, независимо от количества пробега. Это важно еще и по­ тому, что запущенный воздухоочиститель пло­ хо фильтрует поступающий в карбюратор воздух, в цилиндры двигателя вместе с горю­ чей смесью попадают частицы пыли, вызы­ вая усиленный износ цилиндрово-поршневой группы.

Можно сказать, что состояние воздухоочи­ стителя является как бы зеркалом работы шо-

54

фера. Чтобы узнать, каков тот -или иной води­ тель, нет надобности читать его характеристи­ ку, а достаточно заглянуть в воздухоочисти­ тель. Он скажет все: любит ли водитель свою машину, старается ли продлить срок ее служ­ бы и борется ли за экономию горючего.

Двигатель часто и 'Подолгу работает на хо­ лостых оборотах: при прогреве после пуска, на перекрестках улиц в ожидании разрешаю­ щего сигнала светофора, во время езды нака­ том. Поэтому очень важно отрегулировать хо­ лостые обороты так, чтобы расход горючего был минимальным. Ну и, конечно, надо ста­ раться -сокращать стоянки с работающим дви­ гателем. А то бывает так: встречаются на до­ роге два водителя и беседуют минут пять, а моторы работают, зря сжигая горючее.

Регулировка холостого хода двигателя до­ ступна каждому водителю, и он сам должен следить за этим. А регулировку карбюратора в целом должен производить только специа­ лист по топливной аппаратуре — карбюраторщик, как его обычно называют. Но инициати­ ва остается за водителем. Видишь, что мотор перерасходует горючее, — обращайся к карбюраторщику, добейся экономичной работы дви­ гателя.

А как получается на деле? Иной водитель даже не знает, сколько его машина сжигает горючего, скажем, на сто километров пробега. Тут, конечно, не может быть и речи об эконо­ мии. Лишь бы его не ругали за перерасход. И, как правило, подобные водители спокойно живут в тех автохозяйствах, где -плохо постав-

55


лены нормирование и учет расхода горюче­ смазочных материалов, а значит — и нет на­ стоящей борьбы за их экономию.

На расход горючего сильно влияют ходо­ вые качества автомобиля. Например, если ма­ шина легка на ходу, то и мощности для ее пе­ редвижения требуется меньше, а значит — меньше расходуется горючего.

О легкости хода судят по расстоянию сво­ бодного качения автомобиля по инерции, ина­ че говоря, но накату. Даже незначительное ухудшение наката вызывает перерасход горю­ чего на 10—15 процентов.

Легкость хода автомобиля достигается своевременной смазкой и правильной регули­ ровкой деталей ходовой части, силовой пере­ дачи и тормозной системы. Особое внимание надо обращать на регулировку схождения -пе­ редних колес и поддерживать нормальное дав­ ление в шинах.

Часто перерасход горючего вызывается за­ трудненным действием какого-либо одного аг­ регата. Взять, например, автомобиль-само­ свал. Если чуть заедает механизм подъема или при низких температурах загустело в нем не по сезону заправленное масло, то расход го­ рючего на подъем кузова увеличивается в 3— 4 раза! А поднимать платформу в течение ра­ бочего дня приходится десятки раз.

Вернемся к двигателю. Его экономичная работа зависит еще от того, как обеспечивает­ ся воспламенение и полнота сгорания горю­ чей смеси в цилиндрах. Очень часто из-за не­ исправности или замасленности запальных

56

свеч, а также из-за нарушения регулировки прерывателя-распределителя рабочая смесь в камерах сгорания воспламеняется неравномер­ но или вовсе не воспламеняется. Это приводит к двум неприятностям: к потере мощности двигателя и значительному перерасходу горю­ чего. Ведь неполностью сгоревшая или совсем не воспламененная смесь выбрасывается в вы­ хлопную трубу, не производя полезной рабо­ ты. Вот почему во время техуходов, а также в процессе эксплуатации автомобиля следует внимательно присматриваться к работе систе­ мы зажигания и при малейших отклонениях уточнять ее регулировку. А запальные свечи — регулярно прочищать, проверять на искру и в случае ненадежной работы заменять новыми.

Сущее изенИое влияние на расход горючего оказывает тейловой режим двигателя, а осо­ бенно его понижение. Как показали исследо­ вания, падение температуры охлаждающей во­ ды до 30—40° повышает расход горючего на 8—12 процентов. О том, как поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, мы уже говорили.

Еще раз следует подчеркнуть значение тер­ мостата в системе охлаждения двигателя — он помогает нам и в экономии горючего. По­ могает тем, что сокращает время прогрева двигателя после пуска и продолжительной стоянки. Водители знают, как часто приходит­ ся прогревать двигатель, особенно зимой, и сколько на это расходуется горючего, — при­ мерно литров 10—15 за смену (в зависимости от марки автомобиля). И выходит, что те, кто

67


самовольно удаляет термостаты, наносят двой­ ной вред: укорачивают жизнь двигателя (о чем мы подробно говорили выше) и сжигают впустую сотни и тысячи литров горючего.

Часто спорят (особенно молодые водите­ ли) : влияют ли на экономию горючего опыт шофера и искусство вождения автомобиля? Да, влияют и очень существенно. Но сюда надо прибавить еще одно условие — техниче­ скую грамотность водителя. Ведь не зная хотя бы в общих чертах основы теории дви­ гателя и механические законы движения автомобиля в различных условиях, трудно определить наиболее экономичные режимы езды и работы двигателя.

Например, у многих водителей излюблен­ ным методам экономии горючего является «разгон-накат». Не спорю, он действительно дает некоторую экономию. Но не следует за­ бывать о том, что при этом способе езды зна­ чительно снижается техническая скорость ав­ томобиля, а значит-—и его производитель­ ность. А экономия горючего в ущерб произво­ дительности никому не нужна.

Другой отрицательной стороной метода «разгон-наката» является то, что он ведет к преждевременному износу деталей двигателя и силовой передачи. Как уже было сказано, дви­ гатель подвергается наименьшему износу при равномерных установившихся оборотах. А во время езды методом «разгон-наката» обороты то и дело изменяются и не всегда плавно. Ча­ стое же переключение скоростей ускоряет из­ нос деталей силовой передачи.

58

Кроме того, езду накатом невозможно ис­ пользовать на плохих дорогах, крутых спу­ сках и при гололедице, — это (противоречит правилам безопасности движения.

Таким образом, применение «разгон-нака­ та» имеет смысл лишь на длинных пологих спусках, а также при подъезде к светофору или к месту остановки. Однако даже опытные водители упорно держатся за этот отживший метод, беспрестанно работают акселератором и рычагом переключения передач, когда мож­ но пять и десять километров ехать на уста­ новившихся наиболее благоприятных для дви­ гателя оборотах. Это говорит о технической малограмотности водителя.

Умелое вождение автомобиля особенно важно при перевозке грузов по городским магистралям и плохим дорогам. В первом случае водитель сталкивается с целым рядом помех, связанных со сложностью уличного движения. Частые остановки у светофоров, объезды улиц с запрещенным грузовым дви­ жением, езда на низших передачах увеличи­ вают расход горючего. Но если водитель в совершенстве владеет вождением машины, находчив, твердо знает правила уличного дви­ жения « свободно ориентируется в сложной обстановке, он сумеет обеспечить достаточ­ ную техническую скорость и не допустит пе­ рерасхода горючего. А у неумелого водителя добрая часть заправки уйдет на уличные «приключения».

На плохой же дороге водитель, неуверен­ но чувствующий себя за рулем, обязательно

59