Файл: Могила В.П. Что отсчитывает спидометр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таких случаях нельзя снижать давление пу­ тем выпуска излишнего воздуха через вен­ тиль, а надо замедлять движение автомобиля, и давление само придет в норму.

Хороший водитель всегда будет поддержи­ вать нормальное давление воздуха в шинах, проверяя его перед каждым выездом из гара­ жа, а также в пути. И делать это он станет не ударом ключа или ноги о покрышку, как поступают некоторые безалаберные или мало­ грамотные водители, а специальным маномет­ ром, который входит в комплект инструмента. Уже доказано, что даже сверхопытный шофер не может только по звуку или на глаз точно определить давление, так как колебания его на 15—20 процентов почти незаметны.

Проверяя накачку, заодно надо обязатель­ но осмотреть состояние шин: нет ли разрывов, трещин, проколов и т. п. Ведь, как правило, с таких, вовремя не замеченных и не устранен­ ных, «пустяков» и начинается разрушение и преждевременный выход из строя дорогостоя­ щих шин. Обнаружив дефекты, покрышку следует немедленно сдать в ремонт.

К сожалению, в наших автохозяйствах не придают значения контрольному осмотру шин и их предупредительному ремонту. Это являет­ ся одной из основных причин перерасхода средств на авторезину.

Усиленный износ шин может вызывать не­ правильная установка передних колес: откло­ нение от нормы угла развала и величины схождения. В первом случае наблюдается од­ носторонний повышенный износ протектора, а

44

во втором — так называемый

«пятнистый»

износ.

периодически

Чтобы избежать их, надо

проверять и регулировать развал и схождение колес, помнить, что в процессе эксплуатации автомобиля они могут изменяться. Здесь так­ же нельзя полагаться на глазомер: как про­ верку, так и регулировку нужно производить с помощью приборов.

Неисправные или неверно отрегулирован­ ные подшипники передних колес, слабое креп­ ление их к ступицам, сносившиеся или осла­ бевшие соединения рулевых тяг тоже ведут к преждевременному износу шин.

Пожалуй, больше всего шины страдают от неумелого, небрежного и лихаческого вожде­ ния автомобиля. Крутые повороты на боль­ шой скорости, резкое торможение с юзом, неосторожная езда по плохим и захламлен­ ным дорогам,троганиес места с пробуксовкой колес — весь этот водительский брак наносит шинам огромный вред. В некоторых случаях, например, при скоростном вираже и резком торможении, когда машина продолжает дви­ гаться с невращающимися колесами, может произойти даже отрыв протектора от каркаса. То же самое может случиться и при резком трогании автомобиля с места и буксовании колес. В общем, секунда — и нет шины. А сто­ ит она, ни больше ни меньше, 107 рублей

(размером 9,00—20).

На городских магистралях можно часто на­ блюдать такую картину. К перекрестку мчит­ ся на большой скорости автомашина — води­

45


тель спешит, чтобы успеть проскочить при зеленом сигнале светофора, хотя видит, что сигнал горит уже давно и все равно не успеть. И, действительно, перед самым, как говорится, носом водителя загорается желтый глазок. Ну и понятно: визжат тормоза, со свистом про­ скальзывают по асфальту колеса, и машина застывает на месте. А на дороге отпечатались два черных следа. Это — резина, содранная с протекторов шин. В результате ненужной спешки водитель сократил им жизнь по край­ ней мере на 2—3 тысячи километров пробега, не говоря уже о вреде, нанесенном тормозным колодкам и барабанам. И еще — он создал опасное положение на бойком перекрестке.

Подобным «циркачеством» особенно сла­ вятся водители легковых автомобилей, в част­ ности, такси. Даже при остановках для посад­ ки и высадки пассажиров, где нужна особая осторожность, они взяли себе за правило подъ­ езжать к панели на скорости 30—40 километ­ ров и тормозить так, что порой бедные пасса­ жиры ударяются лбами о спинку переднего сидения. Не случайно в таксомоторном парке десятки машин стоят без резины и, вообще, автомобиль служит там недолго.

Не только правильное пользование, но и регулировка тормозов играет важную роль в увеличении пробега шин. Они должны быть отрегулированы так, чтобы все колеса затор­ маживались одновременно. Иначе шины будут изнашиваться неравномерно. Разве приятно, когда один сапог надо выбрасывать, а другой еще можно носить?

46

Влияет ли на износ шин величина загрузки автомобиля? Да, влияет, и очень сильно. На­ пример, если шину размером 9,00—20 пере­ грузить на 25 процентов, то срок ее службы сокращается примерно на 30—35 процентов. Перегрузка автомобиля особенно вредна для шин летом, ввиду высоких температур, а так­ же худших дорожных условий.

Времена года и вообще климатические условия могут оказаться для водителя и хо­ рошим союзником в борьбе за долговечность шин, и очень коварным врагом. Поэтому во­ дитель должен отлично знать, какие климати­ ческие и погодные условия и как влияют на работу того или иного агрегата автомобиля, сообразно с этим строить свой рейс, выбирать «стиль» вождения, то есть уметь приспосабли­ ваться ко всяким условиям. Лишь тогда он сумеет эффективно использовать «союзника» и обхитрить «врага».

Летом, в жаркую погоду, особенно при пол­ ной нагрузке на шины, следует избегать боль­ ших скоростей движения, так как вследствие сильного нагрева шины подвергаются интен­ сивному износу, а также повреждаются их кордовые ткани, возникает «старение» мате­ риала покрышки. Во избежание этого реко­ мендуется делать короткие остановки для охлаждения и осмотра шин.

При длительных остановках в жару авто­ мобиль желательно ставить в тени, чтобы пре­ дохранить шины от прямого воздействия сол­ нечных лучей.

47


Холодная погода, дождь и снег создают благоприятные условия для сохранности шин. Этим надо пользоваться в дальних рейсах, со­ вершая большие перегоны в прохладное вре­ мя, например, ночью. Ранней весной и позд­ ней осенью, когда на дорогах замерзает, пре­ вращаясь словно в наждак, мокрый свежевы­ павший снег, желательно выезжать с началом утреннего таяния. И еще одно важное усло­ вие, от которого зависит срок службы шин,— это своевременная (через 6—8 тысяч кило­ метров пробега) перестановка колес по схеме, рекомендованной инструкцией. Об этом ино­ гда забывают и водители, и автомеханики. И такая забывчивость обходится дорого — не­ равномерный износ шин сокращает их долго­ вечность.

Факторов, вызывающих преждевременный износ шин и, следовательно, мер борьбы с ни­ ми очень много. Здесь мы разобрали лишь ос­ новные из них. Но вывод из всего сказанного напрашивается один: решающее слово в деле увеличения срока службы шин принадлежит водителям. Недаром и премии за это установ­ лены только для них.

Забота о сохранности шин должна прояв­ ляться не только в строгом соблюдении тех­ нических правил эксплуатации, изложенных в инструкциях, но и в поисках новых путей и средств продления их жизни. Работая на по­ стоянных маршрутах, водитель должен хоро­ шо изучить дорогу, приметить на ней, как го­ ворится, каждый камешек, знать, на каком участке какую скорость выгоднее держать, где

48

нужно тормозить и где можно обойтись без этого. Некоторые водители на один и тот же камень, валяющийся на дороге, наезжают каждый раз, словно он .притягивает их как магнит, не объезжают давно знакомые захлам­ ленные ухабы, что часто приводит к проколам и порезам шин. Не случайно у одного водите­ ля за все лето ни разу не спускают шины, а у другого много раз.

Водитель, по-настоящему стремящийся продлить срок службы шин, использует для этого все средства. Вот что предпринял, напри­ мер, уже не раз упоминавшийся нами В. Г. Сединин из АТК № 3. В задней части своего ав­ томобиля МАЗ-205 он установил фару, чтобы ночью при подаче машины назад к месту по­ грузки и разгрузки видеть состояние дороги и предотвратить повреждение шин различными предметами, которыми, как правило, захлам­ лены стройплощадки. Задними фарами были оборудованы и другие автомобили,что спасло от повреждений сотни шин, снизило затраты на их ремонт, сократило простои машин.

В последние годы получило широкое рас­ пространение продление срока службы авторезины методом наложения нового протектора. Этот замечательный метод дает шинам вто­ рую жизнь — продолжительностью до 15 ты­ сяч километров пробега. Немало случаев, ког­ да их восстанавливают дважды. Это уж их третья жизнь.

За 1962 год в нашей АТК № 3 было вос­ становлено путем наложения протекторов

49



1500 шин, что дало 40 тысяч рублей экономии. И добились мы этого благодаря шоферам.

Дело в том, что восстановить названным способом можно не всякую шину, а лишь ту, у которой цел каркас, протектор изношен только до стертости рисунка, нет серьезных сквозных повреждений и она не пропитана нефтепродуктами, разрушающими резину. А такую сохранность шин могут обеспечить опять-таки только водители.

В настоящее время среди шоферов нашей страны развернулось движение за то, чтобы, борясь за увеличение срока службы шин, экс­ плуатировать их не до полного износа, а со­ хранять для восстановления методом наложе­ ния нового протектора. Все больше водителей Пермского совнархоза включаются в это дви­ жение. Сделать его подлинно массовым — зна­ чит сберечь миллионы рублей народных средств.

БЕРЕЧЬ «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО»

Мы знаем, как добывается нефть и как по­ том из нее получают горюче-смазочные мате­ риалы. Это очень сложный, трудоемкий и до­ рогостоящий процесс. Однако наше отношение к нефтепродуктам, например, к бензину, нель­ зя назвать хозяйским. Частенько мы выплес­ киваем его, словно воду, на землю, употреб­ ляем для мытья деталей, а иногда и всей ав­ томашины и, нечего греха таить, немало бен­ зина переливается в баки частных машин.

50

(Доказательство этому можно найти у любой бензораздаточной колонки, где нечестные шо­ феры открыто и безнаказанно торгуют тало­ нами на горючее).

Что бы вы сказали о колхознике, который вылил бы на землю хоть литр молока илистая бы мыть им полы на ферме? Назвали бы его сумасшедшим или преступником. Но ведь бен­ зин не намного дешевле молока.

Так почему же мы так расточительно, как будто к ничего не стоящему «божьему дару», относимся к 'нему? Над этим тревожным во­ просом стоит серьезно задуматься и в первую очередь водителям автотранспорта.

Было бы, конечно, неверным утверждать, что бесхозяйственное отношение к горючему и особенно его разбазаривание представляют собой массовое явление. Напротив,' в нашей стране существует и все шире развивается иное массовое явление — движение среди во­ дителей за экономию горюче-смазочных мате­ риалов. В нем активно участвуют тысячи шо­ феров предприятий и нашего совнархоза, до­ биваясь немалых успехов в этом важном деле.

Но известно, что ложкой дегтя можно ис­ портить бочку меда. Подобно, этому, даже не­ большая часть работников автотранспорта, расточительно расходующая горюче-смазоч­ ные материалы, наносит чувствительный ущерб народному хозяйству*; Ведь если в каж­ дом автохозяйстве хотя бы- два-три водителя систематически станут проливать или перерас­ ходовать, скажем, по литру горючего в день, то в масштабе страны это составит миллионы

51