ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
вышения скоростей и строго соблюдать прави ла движения по дорогам и улицам. Ведь из вестно: чем лучше, опытнее и дисциплиниро ваннее водитель, тем реже он пользуется тор мозами. А у новичков и особенно у лихачей на каждом перекрестке визжат колодки. При этом, естественно, происходит усиленный из нос, а то и поломка в первую очередь деталей самой тормозной системы.
Больше всего от злоупотребления тормо жением страдают шины колес. Но об этом речь пойдет в следующем разделе.
Нельзя обойти и такой важный вопрос, как подготовка автомобиля к рейсу, то есть к сле дующей рабочей смене.
Дело обстояло гораздо проще, когда маши на работала в одну смену и у нее был один хозяин. А с внедрением двухсменной работы положение несколько усложнилось. Теперь во дитель готовит машину не для себя, а для сменщика, и поэтому иногда бывают случаи недобросовестности. Ведь не все еще люди имеют высокий уровень сознания и не всеми забыт дедовский принцип — «своя рубаха бли же к телу».
Но основная масса водителей правильно понимает и необходимость перехода к двух сменной работе автотранспорта, и недопусти мость снижения качества подготовки автомо биля к рейсу лишь потому, что готовишь ты его не для себя. Ведь тут все основано на взаимности: не подводи сменщика, и он не подведет тебя.
36
Сознательный человек-никогда не оставит товарищу неисправную машину. Все замечен ные неполадки или дефекты должны быть устранены в ту смену, во время которой они были обнаружены или допущены. Впрочем,..в наших автохозяйствах такое отношение к делу уже стало правилом. И это одно из важней ших условий увеличения межремонтного про бега автомобилей и повышения их производи тельности.
В АТК № 3 практикуется такой прием. Ес ли водитель по каким-либо не зависящим от него причинам не смог устранить дефект, он оставляет в машине записку своему сменщи ку с указанием характера неисправности и причины ее возникновения. Этим предотвра щается выезд на линию на неисправной маши не. Таким же образом водители сообщают сменщику о своих сомнениях и подозрениях по работе отдельных узлов и агрегатов авто мобиля, например: «Обрати внимание на стук в передней подвеске».
Осуществленное по решению совета на родного хозяйства укрупнение автохозяйств создало более благоприятные условия для ра ционального использования автомобильного парка, а также для коренного улучшения тех нического обслуживания и ремонта. В авто хозяйствах все шире внедряется передовая технология технического обслуживания авто мобилей. Для этой цели созданы и создаются поточные линии с современным оборудовани ем, которые намного ускоряют и улучшают обслуживание и ремонт машин.
37
Например, в нашей АТК № 3 действует профилакторий централизованного техниче ского обслуживания автомобилей поточным методом.
Все это позволяет добиваться больших успехов в увеличении межремонтных пробегов машин.
Но ведущая роль все-таки принадлежит тем, кто сидит за рулем. Творческий труд и инициатива водителей — вот что нужно для того, чтобы новая технология и передовые ме тоды обслуживания дали свои плоды.
Передовые водители и в первую очередь ударники коммунистического труда доказали на деле, что в заботливых руках автомобиль может служить гораздо дольше установлен ных норм. В автохозяйствах Пермского сов нархоза насчитываются сотни машин разных марок, межремонтный пробег которых уже пе ревалил за 200—250 тысяч километров и они еще находятся в хорошем техническом состоя нии.
Имена водителей, добившихся поистине «марафонских» межремонтных пробегов, мы уже называли. Это экипаж коммунистическо го труда Г. И. Соломатова и А. М. Осколкова (230 тысяч километров), ударник коммунисти ческого труда А. И. Лузин (250 тысяч кило метров) — все из АТК № 3; экипаж из АТК № 5 в составе М. А. Маслакова и В. М. Гри вы (180 тысяч километров) и многие другие. Приведенные цифры не являются пределом, так как автомобили названных водителей про должают работать.
36
ШИНАМ ВТОРУЮ ж и з н ь
Автомобильные шины образно называют обувью машины. И надо сказать, что «обувь» эта пока очень дорога и дефицитна. Например, цена одного комплекта шин для грузового ав томобиля ЗИЛ -164 равна чуть ли не половине стоимости самой машины.
А за свой век она изнашивает в среднем девять комплектов шин, которые стоят почти столько же; сколько четыре новеньких ЗИЛа. Недаром расходы на авторезину занимают 25—30 процентов всех затрат на эксплуата цию грузового автомобиля.
Теперь прикиньте, какую экономию можно было получить, если бы все водители нашей страны увеличили срок службы шин хотя бы на один процент. Около 7—8 миллионов руб лей новыми деньгами! Вот где таится богатей ший источник экономии средств. Любой води тель горячо скажет:
— Так давайте будем беречь авторезину! Давайте.
Продлить срок службы шин можно не на один, а на все 40—50 и более процентов. Это доказано на деле многолетним опытом наших водителей. Вот свежие примеры.
Водитель Н. Д. Чередниченко проехал на одних шинах 65 тысяч километров, да еще со хранил их для восстановительного ремонта ме тодом наложения нового протектора — эконо мия 800 рублей; водитель И. Н. Анишкин (АТК № 3) довел пробег шин до 71 тысячи километров, водитель А, И, Лузин (АТК
№3) — до 70 тысяч километров, экипаж в со ставе М. А. Маслакова и В. М. Гривы (АТ1<
№5) •—до 75 тысяч километров. И все они со
хранили шины для восстановления методом наложения протектора, что имеет особую цен ность, так как после такого восстановления шины служат еще 10—15 тысяч километров.
Список водителей, увеличивающих срок службы шин в 1,5—2 раза, занял бы несколь ко страниц. Они насчитываются десятками почти в каждом автохозяйстве. Однако среди нас немало еще и таких, которые не берегут дорогостоящую «обувь» своих машин, а под час относятся к ней, прямо скажем, варварски. Таких водителей можно сравнить с детьми, ко торые иногда нарочно рвут ботинки, чтобы ку пили им новые. А во что они обходятся роди телям — им до этого и дела нет.
Дети делают это по неразумению. А води тели? Видимо, из-за непонимания того, что добро государственное — это наше добро: твое и мое. К сожалению, некоторые осознают эту истину лишь тогда, когда закрепленная за ни ми машина остается «босиком», а сами шо феры— на время без заработка. Но как толь ко получили резину и вновь обули машину, сознание как бы затуманивается и снова по вторяется прежнее отношение к шинам. Дур ная это привычка!
Были случаи, когда шины выходили из строя, не пробежав и 10—15 тысяч километ ров. Анализ причин, как правило, показывал, что в этом повинны водители, систематически
40
не соблюдавшие элементарных правил эксплу атации шин из-за своей непробудной беспеч ности и лености. Есть еще такая категория шоферов-белоручек, которые предпочитают только руль крутить, пока его не заест. Они наносят-немалый ущерб государству и, что до садно, начисто «съедают» то, что сберегли честным трудом их же товарищи.
С подобными расточителями народного добра надо вести непримиримую борьбу—• вплоть до лишения водительских прав, когда не помогают меры убеждения и воспитания. Ведь они, вольно или невольно, тормозят на ше движение вперед.
Рассказ о путях увеличения срока службы шин, который является обобщением опыта на ших передовых водителей, я начну с характер ного разговора, какой нередко можно услы шать в автохозяйствах.
Приходит водитель к начальнику автоко лонны и заявляет:
—Выехать не могу. Давайте резину!
—Как так? — удивляется начальник.— Ведь и тридцати тысяч еще не проехали.
—Это верно... Ну что я сделаю, если они так быстро облысели!
—Беречь надо. Другие вон по пятьдесят тысяч уже отмахали.
—Ну уж, извините. Сие от меня не зави сит. Им просто повезло.
Между прочим, так рассуждают многие. Они считают, что, мол, добиться больших сверхнормативных пробегов автомобильных шин можно лишь случайно или благодаря хо
41
рошим дорогам с усовершенствованным по крытием. А когда приводишь в пример десят ки передовых водителей, увеличивших срок службы шин в 1,5—2 раза, говорят, будто бы для них администрация создает какие-то «осо-
.бые» условия.
У Федорки всегда отговорки, потому что ему не хочется «перегружать» себя заботами по уходу и бережной эксплуатации шин, без чего, конечно же, нельзя продлить срок их службы. Куда легче открутить положенное время баранку — и до свидания.
Что же конкретно должен делать водитель для того, чтобы шины служили дольше? Преж де всего нужно хорошо знать причины, вызы вающие преждевременный износ и поврежде ние шин в различных условиях езды. Вот об этом и о мерах предупреждения их мы и по говорим, основываясь на богатом опыте води телей, достигших прекрасных результатов.
Сильный износ и повреждения вызывает пониженное или повышенное давление возду ха в шинах. И происходит это постепенно, незаметно для глаза. Чаще всего при пони женном давлении образуется кольцевой из лом каркаса. Первым признаком такого из лома является появление темного кольца на внутренних боковых стенках покрышки. За тем на этом месте появляются расслоившие ся и разлохмаченные нити корда, что приво дит к отслоению протектора и боковины.
Эксплуатация шин с пониженным давле нием воздуха вызывает не только разруше ние каркаса, но и усиленный износ протекто-
42
ра. Непоправимое повреждение покрышке и камере наносит езда при полностью спущен ных шинах. При недостаточно накачанных шинах возможны и крестообразные разрывы каркаса — в случаях наезда на острые кам ни, выступающие рельсы и другие твердые предметы. Как показали исследования, пони жение давления на 15 процентов против нор мального уменьшает пробег шин на 20 про центов.
При повышенном давлении корд покрышки работает с перенапряжением, шины становят ся более жесткими, легче пробиваются при ударе об острые предметы и протектор быстро изнашивается. Увеличение давления воздуха на 20 процентов выше нормы сокращает срок службы шин на 10—15 процентов.
Как известно, шина работает в условиях непрерывных деформаций различной формы и величины, которые вызывают ее нагрев, а также усталостные напряжения. Эти явления усиливаются при понижении давления возду ха в шинах. Нагрев покрышки сопровождает ся снижением прочности материалов, из кото рых она изготовлена, а также повышением на пряжения в нитях корда и резине.
Поэтому водитель не должен допускать пе регрева шин и вовремя устранять причины, вызывающие его: поддерживать нормальное давление, периодически снижать скорость дви жения и даже делать короткие остановки для охлаждения шин, особенно в летнюю жару.
Нагрев покрышки на больших скоростях движения повышает давление воздуха в ней.
43