Файл: Могила В.П. Что отсчитывает спидометр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вышения скоростей и строго соблюдать прави­ ла движения по дорогам и улицам. Ведь из­ вестно: чем лучше, опытнее и дисциплиниро­ ваннее водитель, тем реже он пользуется тор­ мозами. А у новичков и особенно у лихачей на каждом перекрестке визжат колодки. При этом, естественно, происходит усиленный из­ нос, а то и поломка в первую очередь деталей самой тормозной системы.

Больше всего от злоупотребления тормо­ жением страдают шины колес. Но об этом речь пойдет в следующем разделе.

Нельзя обойти и такой важный вопрос, как подготовка автомобиля к рейсу, то есть к сле­ дующей рабочей смене.

Дело обстояло гораздо проще, когда маши­ на работала в одну смену и у нее был один хозяин. А с внедрением двухсменной работы положение несколько усложнилось. Теперь во­ дитель готовит машину не для себя, а для сменщика, и поэтому иногда бывают случаи недобросовестности. Ведь не все еще люди имеют высокий уровень сознания и не всеми забыт дедовский принцип — «своя рубаха бли­ же к телу».

Но основная масса водителей правильно понимает и необходимость перехода к двух­ сменной работе автотранспорта, и недопусти­ мость снижения качества подготовки автомо­ биля к рейсу лишь потому, что готовишь ты его не для себя. Ведь тут все основано на взаимности: не подводи сменщика, и он не подведет тебя.

36

Сознательный человек-никогда не оставит товарищу неисправную машину. Все замечен­ ные неполадки или дефекты должны быть устранены в ту смену, во время которой они были обнаружены или допущены. Впрочем,..в наших автохозяйствах такое отношение к делу уже стало правилом. И это одно из важней­ ших условий увеличения межремонтного про­ бега автомобилей и повышения их производи­ тельности.

В АТК № 3 практикуется такой прием. Ес­ ли водитель по каким-либо не зависящим от него причинам не смог устранить дефект, он оставляет в машине записку своему сменщи­ ку с указанием характера неисправности и причины ее возникновения. Этим предотвра­ щается выезд на линию на неисправной маши­ не. Таким же образом водители сообщают сменщику о своих сомнениях и подозрениях по работе отдельных узлов и агрегатов авто­ мобиля, например: «Обрати внимание на стук в передней подвеске».

Осуществленное по решению совета на­ родного хозяйства укрупнение автохозяйств создало более благоприятные условия для ра­ ционального использования автомобильного парка, а также для коренного улучшения тех­ нического обслуживания и ремонта. В авто­ хозяйствах все шире внедряется передовая технология технического обслуживания авто­ мобилей. Для этой цели созданы и создаются поточные линии с современным оборудовани­ ем, которые намного ускоряют и улучшают обслуживание и ремонт машин.

37


Например, в нашей АТК № 3 действует профилакторий централизованного техниче­ ского обслуживания автомобилей поточным методом.

Все это позволяет добиваться больших успехов в увеличении межремонтных пробегов машин.

Но ведущая роль все-таки принадлежит тем, кто сидит за рулем. Творческий труд и инициатива водителей — вот что нужно для того, чтобы новая технология и передовые ме­ тоды обслуживания дали свои плоды.

Передовые водители и в первую очередь ударники коммунистического труда доказали на деле, что в заботливых руках автомобиль может служить гораздо дольше установлен­ ных норм. В автохозяйствах Пермского сов­ нархоза насчитываются сотни машин разных марок, межремонтный пробег которых уже пе­ ревалил за 200—250 тысяч километров и они еще находятся в хорошем техническом состоя­ нии.

Имена водителей, добившихся поистине «марафонских» межремонтных пробегов, мы уже называли. Это экипаж коммунистическо­ го труда Г. И. Соломатова и А. М. Осколкова (230 тысяч километров), ударник коммунисти­ ческого труда А. И. Лузин (250 тысяч кило­ метров) — все из АТК № 3; экипаж из АТК № 5 в составе М. А. Маслакова и В. М. Гри­ вы (180 тысяч километров) и многие другие. Приведенные цифры не являются пределом, так как автомобили названных водителей про­ должают работать.

36

ШИНАМ ВТОРУЮ ж и з н ь

Автомобильные шины образно называют обувью машины. И надо сказать, что «обувь» эта пока очень дорога и дефицитна. Например, цена одного комплекта шин для грузового ав­ томобиля ЗИЛ -164 равна чуть ли не половине стоимости самой машины.

А за свой век она изнашивает в среднем девять комплектов шин, которые стоят почти столько же; сколько четыре новеньких ЗИЛа. Недаром расходы на авторезину занимают 25—30 процентов всех затрат на эксплуата­ цию грузового автомобиля.

Теперь прикиньте, какую экономию можно было получить, если бы все водители нашей страны увеличили срок службы шин хотя бы на один процент. Около 7—8 миллионов руб­ лей новыми деньгами! Вот где таится богатей­ ший источник экономии средств. Любой води­ тель горячо скажет:

— Так давайте будем беречь авторезину! Давайте.

Продлить срок службы шин можно не на один, а на все 40—50 и более процентов. Это доказано на деле многолетним опытом наших водителей. Вот свежие примеры.

Водитель Н. Д. Чередниченко проехал на одних шинах 65 тысяч километров, да еще со­ хранил их для восстановительного ремонта ме­ тодом наложения нового протектора — эконо­ мия 800 рублей; водитель И. Н. Анишкин (АТК № 3) довел пробег шин до 71 тысячи километров, водитель А, И, Лузин (АТК

QQ



3) — до 70 тысяч километров, экипаж в со­ ставе М. А. Маслакова и В. М. Гривы (АТ1<

5) •—до 75 тысяч километров. И все они со­

хранили шины для восстановления методом наложения протектора, что имеет особую цен­ ность, так как после такого восстановления шины служат еще 10—15 тысяч километров.

Список водителей, увеличивающих срок службы шин в 1,5—2 раза, занял бы несколь­ ко страниц. Они насчитываются десятками почти в каждом автохозяйстве. Однако среди нас немало еще и таких, которые не берегут дорогостоящую «обувь» своих машин, а под­ час относятся к ней, прямо скажем, варварски. Таких водителей можно сравнить с детьми, ко­ торые иногда нарочно рвут ботинки, чтобы ку­ пили им новые. А во что они обходятся роди­ телям — им до этого и дела нет.

Дети делают это по неразумению. А води­ тели? Видимо, из-за непонимания того, что добро государственное — это наше добро: твое и мое. К сожалению, некоторые осознают эту истину лишь тогда, когда закрепленная за ни­ ми машина остается «босиком», а сами шо­ феры— на время без заработка. Но как толь­ ко получили резину и вновь обули машину, сознание как бы затуманивается и снова по­ вторяется прежнее отношение к шинам. Дур­ ная это привычка!

Были случаи, когда шины выходили из строя, не пробежав и 10—15 тысяч километ­ ров. Анализ причин, как правило, показывал, что в этом повинны водители, систематически

40

не соблюдавшие элементарных правил эксплу­ атации шин из-за своей непробудной беспеч­ ности и лености. Есть еще такая категория шоферов-белоручек, которые предпочитают только руль крутить, пока его не заест. Они наносят-немалый ущерб государству и, что до­ садно, начисто «съедают» то, что сберегли честным трудом их же товарищи.

С подобными расточителями народного добра надо вести непримиримую борьбу—• вплоть до лишения водительских прав, когда не помогают меры убеждения и воспитания. Ведь они, вольно или невольно, тормозят на­ ше движение вперед.

Рассказ о путях увеличения срока службы шин, который является обобщением опыта на­ ших передовых водителей, я начну с характер­ ного разговора, какой нередко можно услы­ шать в автохозяйствах.

Приходит водитель к начальнику автоко­ лонны и заявляет:

Выехать не могу. Давайте резину!

Как так? — удивляется начальник.— Ведь и тридцати тысяч еще не проехали.

Это верно... Ну что я сделаю, если они так быстро облысели!

Беречь надо. Другие вон по пятьдесят тысяч уже отмахали.

Ну уж, извините. Сие от меня не зави­ сит. Им просто повезло.

Между прочим, так рассуждают многие. Они считают, что, мол, добиться больших сверхнормативных пробегов автомобильных шин можно лишь случайно или благодаря хо­

41


рошим дорогам с усовершенствованным по­ крытием. А когда приводишь в пример десят­ ки передовых водителей, увеличивших срок службы шин в 1,5—2 раза, говорят, будто бы для них администрация создает какие-то «осо-

.бые» условия.

У Федорки всегда отговорки, потому что ему не хочется «перегружать» себя заботами по уходу и бережной эксплуатации шин, без чего, конечно же, нельзя продлить срок их службы. Куда легче открутить положенное время баранку — и до свидания.

Что же конкретно должен делать водитель для того, чтобы шины служили дольше? Преж­ де всего нужно хорошо знать причины, вызы­ вающие преждевременный износ и поврежде­ ние шин в различных условиях езды. Вот об этом и о мерах предупреждения их мы и по­ говорим, основываясь на богатом опыте води­ телей, достигших прекрасных результатов.

Сильный износ и повреждения вызывает пониженное или повышенное давление возду­ ха в шинах. И происходит это постепенно, незаметно для глаза. Чаще всего при пони­ женном давлении образуется кольцевой из­ лом каркаса. Первым признаком такого из­ лома является появление темного кольца на внутренних боковых стенках покрышки. За­ тем на этом месте появляются расслоившие­ ся и разлохмаченные нити корда, что приво­ дит к отслоению протектора и боковины.

Эксплуатация шин с пониженным давле­ нием воздуха вызывает не только разруше­ ние каркаса, но и усиленный износ протекто-

42

ра. Непоправимое повреждение покрышке и камере наносит езда при полностью спущен­ ных шинах. При недостаточно накачанных шинах возможны и крестообразные разрывы каркаса — в случаях наезда на острые кам­ ни, выступающие рельсы и другие твердые предметы. Как показали исследования, пони­ жение давления на 15 процентов против нор­ мального уменьшает пробег шин на 20 про­ центов.

При повышенном давлении корд покрышки работает с перенапряжением, шины становят­ ся более жесткими, легче пробиваются при ударе об острые предметы и протектор быстро изнашивается. Увеличение давления воздуха на 20 процентов выше нормы сокращает срок службы шин на 10—15 процентов.

Как известно, шина работает в условиях непрерывных деформаций различной формы и величины, которые вызывают ее нагрев, а также усталостные напряжения. Эти явления усиливаются при понижении давления возду­ ха в шинах. Нагрев покрышки сопровождает­ ся снижением прочности материалов, из кото­ рых она изготовлена, а также повышением на­ пряжения в нитях корда и резине.

Поэтому водитель не должен допускать пе­ регрева шин и вовремя устранять причины, вызывающие его: поддерживать нормальное давление, периодически снижать скорость дви­ жения и даже делать короткие остановки для охлаждения шин, особенно в летнюю жару.

Нагрев покрышки на больших скоростях движения повышает давление воздуха в ней.

43