ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
Д |
+ А |
В - А |
(1) |
Еще пример: |
упростим |
высказывание |
|
Х -А (А + В ] |
( 2) |
Начинаем с того, что открываем скобки: X |
= А-А + |
+ А • В. Вспомни, что А • А = А, и тогда |
получим: |
X = А + АВ, то есть пример, рассмотренный только что. Следовательно:
Формулы (1) и (2) следует запомнить — иногда упрощение, проводимое по этим формулам, называет
ся п о г л о щ е н и е м . |
Отдельное высказывание, вы |
ступающее в виде |
слагаемого, в сумме поглоща |
ет другие слагаемые, в которые оно входит сомно жителем, — так можно раскрыть содержание фор мулы (1).
Попробуй аналогично раскрыть содержание фор мулы (2).
Еще две полезные и часто используемые при упро щении формулы:
54
(3)
(А+В)(Д+В)=А
Доказательство справедливости этих формул про веди сам — это можно сделать, привлекая таблицу истинности. Упрощение, проводимое по этим форму лам, часто называется с к л е и в а н и е м .
Упрости:
Х= АВ+А X =АВ+АВС
ЗС=А+АВ ЗС =А +АВ +В
ЭС=АВ + А ЭС=АВС+АВС+ Х=А+ДЙ АВС+АВ
Сверь свои ответы с данными в конце книги.
55
РАССКАЗ КИВЕРА
*Л то событие произошло в Стрелецкой бухте, вблизи развалин древнего города Херсонес.
Здесь под Севастополем расположился лагерь Ма лой академии наук школьников Крыма «Искатель». Вместе с математиками, физиками, химиками и аст рономами в лагере отдыхали и занимались юные лю бители кибернетики из различных городов Крыма.
Как всегда, лагерный сбор завершался научной конференцией — подготовили свои сообщения и ки бернетики.
— Предлагайте любую формулу, возможную в ал гебре высказываний, и наш автомат ее упростит, — такими словами начала свое сообщение действитель ный член МАН ялтинская школьница Оля Коробицша.
Как, удивился я, разве можно такую работу, где требуется немало смекалки и опыта, поручить машине?
Да, оказывается, можно, Оля убедила всех в ре альности предлагаемого проекта, который она разра ботала вместе со своей подругой Людой Корчагиной.
— Жаль, что нам не удастся построить этот авто мат, — продолжала Оля, — мы уходим из школы, но, может быть, найдутся ребята и смогут его изго товить.
И автомат изготовлен. Недавно я был на ВД Н Х в Москве и видел в действии этот автомат. Его изго товили симферопольские восьмиклассницы Люба Буд никова и Вера Костина.
Такого автомата еще не делал никто. Это удиви тельный автомат — ведь за формулой алгебры выска зывания скрывается умозаключение, иногда очень сложное, — и автомат помогает его высказать более кратко и четко. Машина, помогающая выражать мысль, — отличный успех юных кибернетиков.
53
IIервым применением алгебры высказываний, с ко торым ты познакомишься, будет решение логиче ских задач и анализ некоторых простейших умоза
ключений.
Обычно решение логических задач требует немало смекалки — алгебра высказываний облегчит тебе ик решение.
Г л ав а
|
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЗАДАЧИ |
|
НЕОБЫКНОВЕННОЙ АЛГЕБРЫ |
Щ ауЧИМСЯ |
Реша1Ь логические задачи. Возьмем, на- |
“ пример, |
такую: |
«Корреспонденту |
удалось узнать, что |
в составе |
экспедиции на Луну |
на должности командира кораб |
|
ля, физика и радиста назначены Сергеев, |
Матвеев |
|
и Алексеев. |
|
|
Он записал предположение, что командиром ко рабля будет Сергеев, Матвеев не будет физиком, а Алексеев, утвержденный радистом, командиром ко рабля быть не может.
Позже выяснилось, что только одно из этих ут верждений оказалось верным.
Какие обязанности на корабле выполняли Сергеев, Матвеев и Алексеев?»
Эту задачу мы предлагаем тебе решить самостоя тельно.
Решил?
А теперь познакомься с тем, как решают такие задачи с помощью алгебры высказываний.
КТО ЧЕМ ПИОН М ИРА?
Еще одна задача: «Идет чемпионат школы по гим настике. Болельщики горячо обсуждают ход борьбы и высказывают немало предположений о будущих победителях.
Один из любителей гимнастики считает, что пер вой будет Наташа, а Майя будет второй.
Другой из болельщиков на второе место прочит
•Лиду, а Рита, по ею мнению, самая слабая — ей он отводит четвертое место.
Третий любитель спорта с ними не согласился.
Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.
59
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих предположений.
Какое место на чемпионате заняли Наташа, Рита, Майя и Лида?»
Итак, нам даны некоторые высказывания (пред положения о результатах чемпионата), и необходимо найти такие высказывания, которые будут ответом на вопрос задачи.
Если в обычной алгебре ты при решении задач буквами обозначал числа (известные и неизвестные количества), то в алгебре высказываний буквами мы будем обозначать высказывания.
В этой задаче высказывания обозначим так: «Первой будет Наташа» — это высказывание обо
значим через Нь
«Майя будет второй» — Мг.
«Рита займет четвертое место» — Р4 и т. д.
Первый болельщик высказал предположение, ко
торое является |
сложным |
высказыванием. |
Формула |
||
его такова: Н 1М |
2 . Это предположение впоследствии |
||||
оказалось |
ложным, то есть Н 1М2 |
= 0. |
|
||
Но в |
условии |
задачи |
сказано, |
что либо |
Н 1 = 1, |
либо М2 = 1, поскольку этот любительспорта был прав в одном из своих предположений и или Наташа заняла первое место или Майя — второе.
Эту мысль можно |
выразить высказыванием: |
Н1М2 |
+ Н1М2— 1 (1) |
Рассуждая таким же образом, составляем форму лы высказываний для второго и третьего болель щика:
6Э
Л2Р4 |
+ Л2Р4 |
= 1 |
(2) |
Н2 Р3 |
+ н 2 Р3 |
= 1 |
(3) |
Эти формулы можно назвать логическими урав нениями — они содержат высказывания, для которых мы разыскиваем их значения (истинность).
Высказывания (1), (2) и (3) правильно отража ют события на чемпионате — именно так все там и происходило. Если из этих грех высказываний обра
зовать логическое произведение, то оно будет истин ным.
Так и поступим. Вот это произведение:
(Н1Мг+Н1М2)(Л2Р4+Л2Р4)(Н2Р3+
н2р3) = 1
Умножим сначала вторую скобку на третью.
Лг Р4НгР3+Л2Р4Н2Р3+ Л2Р4Н21+
Л2Р4Н2Р3= 1
61
Первое слагаемое
Л2Р4 Н2 Р3= 0 т.к. Л2 Н2 = 0
— на втором месте Наташа и Лида одновременно не были.
Четвертое слагаемое
также ложно (равно 0), ибо
Р 4 Р3 = 0
так как Рита заняла какое-то одно место, а не два одновременно.
Исключая эти высказывания, получаем: |
|
|
Л2Р4П2Рз + Л2Р4 |
НгР3=1 |
(4) |
Уравнение (4) умножим |
на уравнение |
(1). |
Н М Л 2Р4 Нг Р3+ н м Л 2Р4Н2Р3+
Н М Л 2 Р4 Н2 Рз+Н 1М2Л2Р4 Нг ^ = 1
62
В этом сложном высказывании нулю равны (лож ны) второе, третье и четвертое высказывания. (Объ ясни почему.)
Первое высказывание истинно:
Н1М2Л2Р4Н2Р3 = 1
Прочтем его:
Н 1 = |
1 |
— |
«Наташа займет первое место». |
||
Лг = |
1 |
— |
«Лида |
займет второе |
место». |
Рз = |
1 |
— |
«Рига |
— третье». И |
Майе остается |
последнее — четвертое место.
Теперь необходимо обязательно проверить, соот ветствует ли решение задачи условиям ее. Определи, кто из болельщиков что угадал.
А вот задача, при решении которой ты сможешь проверить, научился ли ты решать логические задачи:
«При составлении расписания уроков в школе учи тель математики просил, чтобы его урок был первым или вторым; историк мог давать либо первый, либо третий уроки, а преподаватель литературы — только второй или третий.
Как следует составить расписание чтобы удовле творить требования всех учителей? Сколько вариан тов расписания может бытьР»
Еще задача:
«Совершено убийство. Подозрение пало на троих: Брауна, Джона и Смита. В процессе расследования каждый из них сделал по два заявления;
БрлОД . Я НЕ ДЕЯДЛ ©ТОГО.
Д^гой Не дйядя ©того.
63