Файл: Гольдштейн В.Б. Специализация ремонтных мастерских.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лив под него отдельное помещение, примыкающее к монтажному отделению Мелеузовской мастерской. Здесь устано­ вили 13 металлорежущих станков, в том числе и станки универсального назначе­ ния, которые обслуживают не только цех реставрации, но и другие подразделения мастерской.

Прежде чем перейти к некоторым во­ просам технологии реставрационных ра­ бот, нужно перечислить основные техно­ логические операции, которые в цехе проводятся. Вот их неполный перечень:

1.Шлифовка коленчатых валов авто­ мобильных и тракторных двигателей.

2.Расточка и хонингование цилиндров

вблоках автодвигателей.

3.Восстановление посадочных мест цилиндрических деталей виброконтакт­

ной наплавкой и последующей обточкой

ишлифованием.

4.Восстановление блоков тракторных двигателей.

5.Восстановление корпусов коробок перемены передач.

6.Восстаіщвленне передних брусьев рам тракторов ДТ-54.

31

7. Восстановление внутренних и на­ ружных балансиров.

Основные чугунные корпусные и не­ сущие детали приходится восстанавли­ вать сваркой. В условиях мастерских

«Сельхозтехники» предварительный по­ догрев деталей передсваркой затруднен,

и приводится обходиться холодной свар­ кой. Йз всех видов холодной сварки чу­

гуна наиболее экономична, по нашему мнению, электродуговая сварка сталь­ ными электродами с меловой обмазкой методом наложения отжигающих вали­ ков. Этот метод мы у себя и освоили.

Наложением отжигающих валиков можно значительно снизить закалку и отбел чугуна, а также внутренние на­ пряжения в пришовной зоне,, и в самом шве. Получается прочный сварной шов, имеющий сравнительно невысокую твердость, что особенно важно, если не­ обходима дальнейшая обработка. Объ­ ясняется такое явление следующим. Ког­ да на сварной шов накладывают один, два или больше дополнительных швов, называемых «отжигающими валиками», в первый сварной шов дополнительно вносится большое количество тепла. Про­ исходит частичное расплавление первого

32


Перед’ шлифовкой коленчатые валы проверяют на

магнитном дефектоскопе.

4

шва и сваривание его с отжигающим валиком. Тепло, проникающее в гранич­ ную зону шва, вызывает распад цемен­ тита и графитизацию отбеленной части основного металла и уменьшает ее. А в месте сварки самого шва с отжигающим валиком углерода так мало, что ни за­ калки, ни тем более отбела произойти не может.

Количество отжигающих валиков вы­ бирается в зависимости от толщины стенки и назначения детали. Подробно рассказывать о том, как это делается, нет смысла, так как об этом при желании можно прочесть в специальной литера­ туре. Там же можно узнать, как следует предварительно подготавливать к сварке дефектные места деталей.

Методом наложения отжигающих ва­ ликов мы варим блоки двигателей, кор­ пуса коробок передач, передние брусья и балансиры. Две последние детали при изломах восстанавливаем так. Основную деталь и отломанную ее часть с торцов фрезеруем в месте излома на универ­ сально-фрезерном или строгаем на по­ перечно-строгальном станке; на состро­ ганную поверхность накладываем сталь­ ные пластины такой толщины, на какую

34

была проведена фрезеровка (обычно 8— 12 мм), закрепляем болтами и свариваем. Такие детали, как правило, служат не меньше новых.

Одним из наиболее характерных де­ фектов поступающих в ремонт двигате­ лей является износ постелей коренных подшипников в блоке, в результате ко­ торого оси коренных подшипников вза­ имно смещаются. Поскольку коренные вкладыши ремонтного размера (по на­ ружному диаметру) промышленность не выпускает, приходится искать способы восстановления их посадочных мест.

Сначала мы попробовали наплавлять постели электросваркой, но наплавляе­ мый слой получался неровный, неплот­ ный и твердый, трудно поддавался рас­ тачиванию. Тогда мы решили перейти на растачивание изношенных постелей и

, -+

 

чугунных полуколец.

установку

 

мм.

растачиваем

до диаметра

Л Постель0,02

 

105

 

 

Полукольца

точим наруж-

ным диаметром 105-о >8 мм и длиной, соответствующей длине постели. В по­ лукольцах выфрезеровываем пазы для фиксирующих уСиков и сверлим сма­ зочные отверстия, затем укладываем их

2*

35


в расточенные гнезда блоков и крышек h плотно прижимаем с помощью болтов, на стержни которых йод головки одеты трубчатые наставки (используются поршневые пальцы двигателя Д-54). Нужно внимательно проследить, чтобы при этом совпали масляные отверстия полукольца и блока. В каждом собран­

номммтаким образом узле совместно свер­

лим по

одномумм

отверстию диаметром

8

и глубиной в теле блока или крыш­

ки 5—6

и

запрессовываем в них

штифты.

Потом,

обрезав выступающие

концы штифтов заподлицо и проследив, чтобы полукольца выступали над плос­ костями разъема блока и крышек не бо­ лее чем на 0,2 мм, болты с наставками снимаем, крышки ставим на место, за­ крепляем и растачиваем гнезда коренных подшипников на станке РР-4 до нор­ мальных размеров под вкладыши.

Как всегда, в оснащении цеха приня­ ли участие рационализаторы. По пред­ ложению токаря Александра Шмелева сделано приспособление для расточки торцевой поверхности выточки в блоках двигателей Д-54 под буртики гильз ци­ линдров, представляющее собой плаваю­ щую многорезцовую головку. Для рас-

36

Точки цилиндров пусковых двигателей, изготовил установочное приспособление

'и борштангу шлифовщик Михаил Иг­ натьев.

Весной 1963 года мы приобрели и установили в цехе реставрации деталей радиально-сверлильный станок. С его помощью предполагаем освоить такие операции, как восстановление в блоках отверстий под подшипники распредели­

тельного вала, резьбовых отверстий и привалочных плоскостей, реставрацию картеров заднего моста, бортовых пере­ дач и других крупных корпусных дета­ лей.

Шлифовкой коленчатых валов цех об­ служивает всю зону Мелеузовского объ­ единения. Эта операция освоена отлич­ но, и шлифовщик обрабатывает ежесмен­ но 3—3,5 вала. Все валы перед шлифов­ кой проверяются на магнитном дефек­ тоскопе марки М-217. Конечно, шлифов­ ка под ремонтный размер — это еще не реставрация. Но в ближайшее время бу­ дет освоена и наплавка коленчатых ва­ лов под слоем флюса. Наплавочную головку уже получили.

Раз мы уже заговорили о восстанов­ лении валов наплавкой, нельзя не оста-

37


йовйться йа работе установленного в цехе токарного станка с головкой ГМВК-1 для вибродуговой наплавки на­ ружных и внутренних цилиндрических поверхностей, шлицев, шпоночных пазов и т. д. С помощью этой головки у нас в большом количестве наплавляются из­ ношенные шейки осей задних мостов, коленчатых осей, катков, осей качания, шкворней автомобилей, валов муфты сцеплеция и многих других деталей;

Устройство головки ГМВК-1, техноло­ гия наплавки и выбор режимов доста­ точно хорошо описаны в технической литературе. Нужно только отметить, что всякого рода дефекты, возникающие при вибродуговой наплавке (пропуски в наплавленном слое, несплавление слоя с деталью, трещины в нем, раковины и по­ ры, периодические вспышки дуги и раз­ брызгивание электродного материала), объясняются не пороками самого процес­ са, а неправильным выбором либо элек­ трических, либо механических режимов, неудачным расположением мундштука или неисправностью механизмов.

В том, что любой дефект может быть устранен, нам довелось убедиться на собственном опыте.

38


;

t

ь

о*

£соо*

я а.

5_

я

 

ю

S в

S s

* #s

л э о "* ° «а

со £

Я К

X Я

со £

н Э

о g

я 5 •

ö S «

о, * о

S' * « 5 в

с я СО

а е; CQО) с

Ч со h в я <и о я я »я

й СО

О

я ь я

ч и н

я £

я

со £

«о

я я н

СО

н к

Ог?

>*et

Я 05 3 я

о н

&S

с ,

ь 3

н * из а. а. о

я с

S ° 4 я

и *

При виброконтактной наплавке., из­ меняя условия подачи жидкости, можно в широких пределах регулировать твер­ дость наплавленного слоя. Но в любом случае твердость все же остается высо­ кой. Более эффективна для восстановле­ ния ряда деталей, требующих меньшей поверхностной твердости, автоматичес­ кая наплавка под слоем флюса с по­ мощью несколько переоборудованной го­

ловки ГМВК-1.

Сущность этого процесса в том, что электродная проволока из кассеты пода­ ется автоматической головкой через токоподводящий мундштук в зону сва­ рочной дуги, покрытую слоем сухого зернистого флюса. Флюс подается само­ теком из бункера в таком количестве, чтобы толщина слоя постоянно состав­

ляла 50—60 мм.

Электрическая ' дуга, образующаяся между концом проволоки и деталью, пла­ вит, кроме самой электродной проволоки, основной металл и . флюс. Нерасплавив­ шаяся часть флюса засасывается через сопло обратно в бункер. При горении ду­ ги вокруг места сварки образуется пу­ зырь из расплавленного флюса, запол­ ненный газами и парами. Расплавленный

40