Файл: Древнейшие медиа человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно также отметить, что сегодня в полной мере проявляется диалектическое противоречие между количеством доступной отдельному человеку информации и качеством ее представления, с одной стороны, и возможностью личностного восприятия — с другой. СМИ способны как информировать, так и дезинформировать о происходящих событиях. Видоизменяясь, массмедийные институты трансформируются из средства информатизации общества в инструмент и доминирующий фактор формирования общественного сознания.

  1. Направления социологических исследований медиа: изучение аудитории, медиатекстов, редакционной деятельности, анализ эффектов.

Главным объектом исследований внутри информационного рынка является аудитория. Особый интерес в исследованиях аудитории представляет рассмотрение характеристик аудитории, факторов ее привлечения.

На информационном рынке существует следующие направления деятельности: привлечение и удержание аудитории и рекламодателей; прогнозирование деятельности конкурентов и их нейтрализация.

В исследованиях аудитории используют выборочные методы и процедуры. При обозначении принципов отбора основным фактором выступает генерализуемость, возможность переносить полученные выводы на всю совокупность объектов исследования.

- Генеральная совокупность – это совокупность всех объектов, которые необходимо изучить в рамках программы исследования. Если объектом исследования является целевая аудитория конкретных СМИ, то генеральная совокупность включает людей, имеющих характеристики целевой аудитории (избиратели отдельного округа, читатели политических изданий и т.д.).

- Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, которые при помощи специальных приемов отобраны из всей совокупности в целом. Выборка создается с помощью статистических методов и представляет собой микромодель генеральной совокупности.

Существуют следующие виды выборки: вероятностные, или случайные; целенаправленные – отбор объектов происходит на основе их характеристик, определяемых исходя из поставленных целей и задач.

В современных условиях традиционные методы взаимодействия аудитории и СМИ используются редко. Взаимодействие с населением происходит по принципу одностороннего информационного давления со стороны СМИ. Аудитория на процесс может повлиять только, отказавшись от просмотра, прослушивания или покупки средств информации.


Избежать отчуждения со стороны аудитории помогают медиаисследования – социологические исследования аудиторий СМИ, осуществляющие регулярные мониторинги целевой аудитории и реализующие научные проекты.

Опросы и их вопросы

Основным способом исследования аудитории является тот или иной метод опроса. Отдельные группы людей опрашивают для получения разнообразной информации о СМИ, рекламе.

Опрос основан на письменном или устном обращении к целевой аудитории. Результаты опросов зависят от ряда обстоятельств: психологического состояния респондента, ситуации опроса, содержания устного вопроса или анкеты. К разновидностям опроса относятся анкетирование и интервьюирование.

Человек – непосредственный источник информации, участник исследований. Полученная информация непосредственно связана с его интересами и опытом.

Интервьюирование может проводится по месту жительства или месту работы; носить уличный характер; быть массовым или экспертным.

Различают следующие виды интервью: лицом к лицу, с номером в руках, телефонное, Фукус-группа.

Разновидности анкетирования:

- почтовое,

- прессовое,

- раздаточное,

- интернет-опрос.

Вопросы, предлагаемые во время интервью или анкетирования, могут быть:

- основными (собирают информацию о содержании исследуемой проблемы),

- неосновными (вопросы-фильтры и контрольные вопросы);

- открытыми;

- закрытыми (иметь перечень возможных ответов);

- прямыми или личными;

- косвенными или безличными.

Медиаметрические исследования направлены на изучение количественного объема аудитории определенной передачи, программы, издания. Согласно медиаметрическим исследованиям та или иная медиапродукция занимает определенный рейтинг по шкале изменения популярности.

Контент-анализ – методика исследования, предметом анализа которой выступает содержание продуктов коммуникативной корреспонденции и текстовых массивов.

К методам контент-анализа относятся:

- Социально-психологический и социологический эксперимент: изменение заголовка, модели издания, типа публикации; расположение в программе или на полосе; оформление; лабораторные эксперименты с видеоматериалом и последующим наблюдением за аудиторией и/или ее опросом.

- Социопсихолингвистические методы: метод коллажа, ассоциативный метод семантического дифференциала и т.д.



- Изучение статистических данных: число подписчиков, количество тиражей, изучение количества пользователей, исследование динамики этих показателей за определенный период.

К специфическим методам работы с аудиторией относятся:

- Дневниковые методики-панели. Аудитория в специальных дневниках фиксирует некоторые аспекты потребления СМИ: каналы, время просмотра, передачи и т.д. Метод основан на принципе самозаполнения. Он позволяет учитывать аудиторию сразу нескольких каналов и средств информации, получать сведения о потребительском поведении.

- Электронный мониторинг, пиплметрия. Показывают большую точность при проведении исследования.

Изучение аудитории печатных СМИ позволяет исследовать зависимость потребления информации от времени года, времени суток, дня недели; количество читаемых экземпляров за определенный период; как получено печатное издание и т.д. При исследовании данной аудитории сложно фиксировать моменты чтения, нельзя использовать электронные счетчики. Для изучения аудитории печатных СМИ чаще всего используют дневниковые модели, очные интервью.

При изучении телеаудитории учитывается: количество задействованных телевизоров, технический охват телевидения, размер аудитории в разные дни недели, среднее время просмотра телепередач, рейтинг и доля передач и канала, социально-демографические характеристики аудитории. Традиционный метод подсчета телеаудитории- применение дневников, в которых фиксируются: канал, передача, время просмотра и т.д. В настоящее время все более распространенным становится пиплметрия – использование специальных приборов TV-метров, автоматически регистрирующих время просмотра передач и каналы.

Изучение радиоаудитории основывается на исследовании таких показателей, как: аудитория станции, среднесуточная радиоаудитория, доля аудитории станции, рейтинг станции, место слушания и частота, потребительские и демографические характеристики аудитории. Методы исследования радиоаудитории: дневники, телефонный опрос.

При исследовании аудитории Интернета применяют следующие показатели: количество заходов хостов, общее обращение пользователей по хитам, метки кукисы. Используются телефонные опросы и дневники.
  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


Исследования общественного мнения: история и современное состояние.

Общественное мнение — форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

Термин общественное мнение вошел в употребление сравнительно недавно, всего несколько столетий назад, однако, сам феномен наблюдался практически во все исторические эпохи. Об этом могут свидетельствовать исследования механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов, которое провела известный антрополог Маргарет Мид. Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племён. Пророки древнего Израиля иногда оправдывали действия властей в глазах народа, а иногда призывали к сопротивлению правителям. Во всех случаях они обращались к мнению общества.

В демократиях древней Греции мнение граждан имело решающее значение во всех областях общественной жизни. В Древнем Риме существовали стенные газеты, объяснявшие гражданам действия правительства.

В Средние века в Европе взгляды того или иного человека зависели от того слоя, к которому он принадлежал. Однако феномен общественного мнения существовал в среде религиозных и политических элит. Борьба за власть предполагала борьбу за влияние на умы и привлечение сторонников. Например, в 1191 английский епископ Уильям Илийский (William of Ely) подвергся критике оппонентов за то, что нанял трубадуров для собственного восхваления, чтобы люди говорили о нем «как будто равному ему нет на Земле».

Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена.


В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в англии во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

Общественное мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Общественность рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации.

Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель.

Он писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов:

первый - условия существования общественного мнения,

второй - объект (содержание) общественного мнения ,

третий- носитель общественного мнения,

четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения,

пятый - соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

В 1937 Хэмфри Дженнингс, Чарльз Мэдж и Том Харрисон основали в Великобритании Mass Observation, организацию, созданную для выявления общественного мнения. К концу 1937 организация вовлекла 500 неоплачиваемых волонтёров. Сам подход организации можно назвать художественным.

Структура общественного мнения

  1. Объект общественного мнения. В качестве него может выступать, фактически, всё что угодно. Это может быть то или иное явление, отдельное физическое лицо, лидер, партия, ситуация, процесс и всё то, вокруг чего концентрируется внимание общественных масс.

  2. Субъект общественного мнения. Это само общество, обладающее тем или иным отношением к какому-либо явлению.

  3. В структуре общественного мнения имеют место различные стереотипы, шаблоны восприятия, эмоциональные реакции общества, чувства и оценочные суждения