Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заранее известных местах с большой вероятностью возникно­ вения на них случайной опасности для движения поездов, в пер­

вую очередь на пересечениях в одном уровне

железных

дорог

автомобильными дорогами (на

переездах), а

также

на

крупных

искусственных сооружениях (тоннелях) и обвальных

местах при­

меняются з а г р а д и т е л ь н ы е

с в е т о ф о р ы ,

подающие

сигнал

остановки при внезапном возникновении опасности для движения поездов.

М а н е в р о в ы е с в е т о ф о р ы служат для разрешения или запрещения движения на определенные участки стрелочной горло­ вины станции (пути) при маневрах или маневры в определенном районе станции.

Светофоры, подающие машинисту при роспуске составов на сортировочных горках сигналы разрешения или запрещения над­ вига состава на горку, называются г о р о ч н ы м и .

Если по местным условиям выходной, маршрутный или гороч­ ный светофор не виден с места начала движения поезда, то для

оповещения об открытии этих светофоров применяют

п о в т о р и ­

т е л ь н ы е с в е т о ф о р ы .

 

Л о к о м о т и в н ы е с в е т о ф о р ы устанавливают

в кабине

локомотива для подачи сигналов машинисту устройствами авто­ матической локомотивной сигнализации о показании путевого све­ тофора или семафора, к которому приближается поезд.

Светофор может выполнять одновременно два или более наз­ начения, например, выходной светофор может быть и маневровым,

маршрутный выходным и т. д. (Инструкция, § 5).

 

 

 

45. Видимость сигналов и места их установки

 

Светофоры

подразделяют

на

о с н о в н ы е

и п р е д у п р е д и ­

т е л ь н ы е . Для

того

чтобы

иметь

возможность остановить

поезд

перед основным

 

светофором

(семафором), подающим

сигнал —

«Стой», машинист должен либо

видеть непосредственно

сигнал

основного

светофора

(семафора)

на расстоянии не менее тормоз­

ного пути,

либо

предупреждаться

сигналом

другого

светофора

(предупредительного)

также

на

расстоянии

не менее

тормозного

пути (рис.

69)

о том,

что основной

светофор

(семафор)

закрыт.

Тормозные пути при современных скоростях, с которыми

поезда

следуют по перегонам и главным путям станций, обычно превыша­ ют дальность видимости сигналов, подаваемых основными свето­ форами и семафорами. Особенно видимость ограничивается на кривых участках пути, а также в местах с недостаточным обзором пути впереди поезда из-за сложного рельефа местности, леса, строений и др. Поэтому, перед входными и проходными светофо­ рами и семафорами, светофорами и семафорами прикрытия уста­ навливаются предупредительные светофоры (ПТЭ, § 64).

Исключение допускается лишь для входных и проходных сема­ форов на участках, где нет интенсивного движения поездов и не

1.12


Начало Видимости

Рис. 69. Видимость сигналов:

а — дальность видимости входного семафора;

б — видимость основного светофора при

предупредительном светофоре

 

расположенных в районах с частыми туманами, метелями и дру­ гими неблагоприятными условиями, ухудшающими видимость сиг­ налов, и только в том случае, если их сигналы видны на расстоя­ нии не менее, чем тормозной путь при наиболее интенсивном, но плавном (полном служебном) торможении, но не менее 1000 м.

На участках, оборудованных автоблокировкой, каждый про­ ходной светофор является предупредительным по отношению к следующему светофору (ПТЭ, § 64). Входные и маршрутные све­ тофоры главных путей, а также выходные светофоры при автобло­ кировке являются предупредительными по отношению к следую­ щим светофорам на главном пути.

Расстояние, на котором видны сигналы светофора, зависит от времени суток, места расположения (на прямом или кривом уча­ стке пути) и наличия препятствий, заслоняющих огни светофора (лес, горы, выемки, строения и др.). Более высокие требования (ПТЭ, § 63) предъявляются к видимости сигналов светофоров и се­ мафоров на перегонах и главных путях станций. Минимальная дальность видимости сигналов, подаваемых светофорами и сема­ форами, приведена в табл. 3.

Дальность видимости сигналов светофоров и семафоров боко­ вых путей и маневровых светофоров меньше потому, что движение поездов по боковым путям, где обычно поезда останавливаются для обгона, а также при маневрах совершается со значительно меньшими скоростями.

113

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

 

 

 

 

 

 

 

 

На

участках

пути

 

 

 

Назначение светофоров

и семафоров

прямых

не

кривых

не

в

сильно пересе­

 

 

 

 

 

 

 

менее,

м

менее,

ченной местности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не

менее,

м

 

Проходные

и входные светофоры и се­

1000

 

 

400

 

 

 

200

 

 

мафоры с

предупредительными

све­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тофорами,

а также

светофоры

и се­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мафоры прикрытия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предупредительные

светофоры

(на

400

 

 

400

 

 

 

200

 

 

участках,

не

оборудованных

авто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блокировкой)

и сигнальные полосы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на светофорах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Входные и проходные

семафоры, не

Не менее

тормозного

пути,

определенно­

имеющие

предупредительных

свето­

го для

данного места

при

полном

слу-

форов

 

 

 

 

 

жебном

торможении

и

максимальной

 

 

 

 

 

 

реализуемой

скорости,

но

не

менее

Маршрутные и выходные светофоры и

1000

м

 

400

 

 

 

400

 

 

400

 

 

 

 

 

 

 

семафоры

главных

путей

 

200

 

 

200

 

 

 

200

 

 

То же, боковых

путей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маневровые

светофоры

(маневровые

200

 

 

200

 

 

 

200

 

 

сигналы маршрутных

и выходных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

светофоров)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый проходной светофор автоблокировки является преду­ предительным и, следовательно, должен указывать машинисту о положении следующего светофора не менее чем на расстоянии, не­ обходимом для остановки поезда. Поэтому на линиях, оборудован­ ных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, расстояние между светофорами должно быть не менее тормозного пути, опре­ деленного для данного места при полном служебном торможении и максимальной реализуемой скорости, но не менее 1000 м, на дей­

ствующих участках это расстояние может быть 800

м.

 

На участках с

автоматической

локомотивной

сигнализацией,

сигналы которой

передаются на

локомотив

в кабину

машиниста,

к длине блок-участков предъявляется еще

одно

дополнительное

требование: длина

блок-участка должна быть не

менее

тормозно­

го пути, необходимого для принудительной остановки поезда уст­ ройствами автоматической локомотивной сигнализации и авто­ стопа.

На линиях, не оборудованных автоблокировкой, для повышения пропускной способности необходимо, чтобы предупредительные светофоры устанавливались как можно ближе к станции. Поэтому предупредительные светофоры устанавливают от основных свето­ форов и семафоров на расстоянии не менее тормозного пути, опре­ деленного для данного места при экстренном торможении и мак­ симальной реализуемой скорости (ПТЭ, § 64).

Для верного и быстрого восприятия сигналов, подаваемых све­ тофорами и семафорами, необходимо правильное взаимное их раз-

114


Рис. 70. Установка входного светофора.

мещение и единый порядок установки относительно пути, по кото­ рому движется поезд. Порядок предусматривает, что светофоры и семафоры устанавливаются с правой стороны по направлению дви­

жения поездов, т. е. со стороны

машиниста.

Кроме

того, на двух­

путных участках расположение

справа

соответствует

установке

светофоров с внешней стороны

пути,

что

позволяет

легко со­

блюдать требование установки

их по

габариту. В

тех

случаях,

когда ширина междупутья, в том числе на многопутных перегонах или на двухпутных с двусторонним движением, не позволяет уста­ новить мачтовый светофор, применяют консоли или мостики. В этих случаях светофоры могут находиться над осью ограждае­ мого ими пути. Относительно друг друга светофоры должны уста­ навливаться так, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принимать с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям (ПТЭ, § 66).

Входные светофоры и семафоры (рис. 70) должны быть уста­ новлены от первого входного стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 м, считая от остряка противошерстного или предель­

ного

столбика

пошерстного

стрелочного

 

перевода

(ПТЭ, §

70).

Это

позволит

локомотиву с

несколькими

вагонами

выехать

за

первый входной стрелочный перевод без

выхода за границу стан­

ции

при маневрах.

 

 

 

 

 

На электрифицированных участках граница станции отодви­ гается в сторону перегона на 300 м за воздушные промежутки кон­ тактной сети, расположенные перед первыми стрелочными перево­ дами.

Выходные светофоры и семафоры устанавливаются для каждо­ го отправочного пути впереди места, предназначенного для стоянки локомотива отправляющегося поезда (ПТЭ, § 71).

46. Сигналы, подаваемые светофорами

и семафорами

При движении поездов применяется три вида сигнализации: двух-, трех- и четырехзначная. При д в у х з н а ч н о й с и г н а л и ­ з а ц и и сигналы основных светофоров и семафоров только за­ прещают или разрешают с определенной скоростью движение по­ ездов на ограждаемый ими участок пути.

115


Такие простейшие сигналы подают входные семафоры и их пре­ дупредительные светофоры (Инструкция, § 3 0 ) .

Входной семафор либо разрешает движение по главному пути

сигналом

«Путь

свободен»

( д н е м

п о д н я т ы м в в е р х

к р ы ­

л о м

п о д у г л о м

135° к

мачте,

а н о ч ь ю

о д н и м

з е л е н ы м

о г н е м ) ,

либо

запрещает движение сигналом «Стой!

Запрещается

проезжать

сигнал»

( д н е м

г о р и з о н т а л ь н ы м

п о л о ж е н и ­

е м к р ы л а

с е м а ф о р а , а н о ч ь ю

к р а с н ы м

о г н е м )

(рис.

71).

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнал входного семафора не указывает положения следующе­ го выходного светофора или семафора.

Если же необходимо заранее предупредить о том, закрыт или открыт основной светофор (семафор), то такое предупреждение подается сигналами предупредительных светофоров и сигналами сквозного прохода.

Предупредительный светофор, находящийся перед этим сема­

фором,

предупреждает

сигналом

о д и н з е л е н ы й

о г о н ь ,

что «Основной

семафор

открыт

и разрешает проследование

его с

установленной

скоростью» или указывает сигналом •— о д и н

ж е л ­

т ы й о г о н ь ,

что «Основной семафор закрыт».

 

 

Об

открытом положении

выходного светофора (семафора) ма­

шинист

предупреждается у

входного

семафора сигналом

сквозно­

го прохода (Инструкция, § 33). Этот

сигнал, означающий

«Выход­

ной светофор (семафор) открыт; поезд пропускается по главному

пути без

остановки»,

подается

светофорной головкой ( о д и н зе ­

л е н ы й

м и г а ю щ и й о г о н ь ) или диском сквозного

прохода

( д н е м — р е б р о

д и с к а ,

н о ч ь ю — з е л е н ы й

о г о н ь ) .

Все остальное время у светофорной головки сигнальный огонь не горит, а у диска сквозного прохода днем виден диск, окрашенный

 

 

О зеленый

огонь

желтый

огонь

/Mi-У/,:

77Я&777 ///>^У///

Ш желтый

мигающий огонь

нрасный

огонь

 

Р

 

 

 

 

Рис. 71.

Двухзначная сигнализация

 

 

 

116


в ж е л т ы й ц в е т ,

ночью—

а)

 

 

 

 

ж е л т ы й

о г о н ь ,

которые

,

 

,

 

 

при приеме поезда на глав-

i—о

 

i—@

 

 

ный путь означают, что вы­

ff)

 

 

 

 

ходной светофор

(семафор)

 

 

 

 

закрыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

При следовании на боко-

 

h _ Q

i__o@

, @

, %

вой путь

станции

 

входные

 

 

(

 

 

семафоры

двумя

поднятыми

Рис. 72.

Сигнализация:

 

 

КрЫЛЬЯМИ ПОД уГЛОМ 135° К а, — трехзначная; б — четырехзначная

мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью сигнализируют «Разрешается поезду

следовать на станцию на боковой путь с готовностью остановиться па станции». Этот сигнал входного семафора также не указывает

положение

следующего выходного светофора

(семафора); сигнал

сквозного прохода по боковому пути не применяется.

Сигнализация называется

т р е х з н а ч н о й

в том случае, ког­

да каждый

основной светофор

главных путей

является предупре­

дительным к следующему светофору, а его сигналы, разрешающие следование поезда на ограждаемый им участок пути, одновремен­ но указывают открыт или закрыт следующий светофор.

На основных светофорах при трехзначной сигнализации приме­ няют три сигнала: один зеленый огонь «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт»; один жел­ тый огонь «Разрешается движение с готовностью остановиться; сле­ дующий светофор закрыт»; один красный огонь «Стой! Запре­ щается проезжать сигнал». Такая сигнализация предусматривает, что между попутными смежными светофорами имеется расстояние не менее требуемого тормозного пути (рис. 72).

На линиях с интенсивным движением (пригородные участки крупных городов) для пропуска большого числа поездов необходи­ мо сокращать время между их отправлением. Для этого уменьша­ ют расстрояние между смежными светофорами, чтобы впереди от­ правленный поезд за меньшее время прошел более короткие блокучастки и дал возможность скорее отправить, следующий поезд. Для того чтобы при уменьшении расстояния между смежными све­ тофорами было известно о закрытом светофоре на расстоянии не менее требуемого тормозного пути от него, машинист предупреж­ дается о сигнале — «Стой» за два блок-участка, встречая при при­ ближении поезда к закрытому светофору два предупредительных светофора. Из них первый по ходу поезда находится не менее чем на тормозном пути от закрытого светофора и подает предупреди­ тельный сигнал — один желтый и один зеленый огни, указываю­ щий, что впереди свободны два, но коротких блок-участка, а сигнал второго светофора — один желтый огонь указывает, что свободен один блок-участок (Инструкция, § 19). Такая сигнализация назы­ вается ч е т ы р е х з н а ч н о й , поскольку, кроме трех сигналов при трехзначной — зеленого, желтого и красного, появляется чет­ вертый сигнал — один желтый и один зеленый (рис. 72, б).

117