Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 4
А В Т О М А Т И К А , ТЕЛЕМЕХАНИКА И С В Я З Ь
ГЛАВА 10. |
А В Т О М А Т И К А И Т Е Л Е М Е Х А Н И К А Н А Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г А Х |
41. Назначение сигнализации, централизации
и блокировки
Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) предназначаются для того, чтобы правильно и четко организовать движение поездов, а также маневровую работу, повысить пропуск ную способность железнодорожных линий и безопасность движения.
Средства автоматики и телемеханики позволяют вести центра лизованное командование и управление движением поездов на больших расстояниях. Основное назначение устройств СЦБ — ре гулировать движение поездов на перегонах путем их разграничения таким образом, чтобы на каждом перегоне (блок-участке) нахо дился только один поезд. Соблюдение этого важного принципа возможно только в том случае, когда пункты, разделяющие дви жущиеся поезда, разрешают или запрещают движение их с одно го перегона на другой с применением технических средств.
Устройства сигнализации, централизации и блокировки позво ляют повысить производительность труда за счет уменьшения чис ла работников, занятых на производстве, улучшить использова ние подвижного состава, что в конечном итоге ведет к снижению себестоимости перевозок.
42. Виды устройств СЦБ
Наиболее совершенным и распространенным средством сигна лизации и связи на железных дорогах, служащим для разграниче ния поездов раздельными пунктами, является путевая блокировка. На станциях при путевой блокировке устанавливают выходные светофоры или семафоры и поезд отправляется при открытом их положении без затраты времени на вручение машинисту особого разрешения.
При скрещении или обгоне поездов на станциях обгоняемый или прибывший встречный поезд останавливается на боковом пу ти, обгоняющий или встречный поезд пропускается по главному пути без остановки. Все эти поезда движутся на станции по раз
ным |
маршрутам, которые устанавливают |
переводом входящих в |
них |
стрелок, чтобы направить поезд на |
определенный приемо- |
108
отправочный путь или отправить с него поезд. Применяемые при этом технические средства управления стрелками и сигналами светофоров из одного пункта называют ц е н т р а л и з а ц и е й стрелок и сигналов.
Система видимых и звуковых сигналов для передачи прика зов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работы, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются, является единой сигнализацией на желез
ных дорогах |
(Инструкция по сигнализации на железных дорогах |
||
Союза ССР1 , Введение). |
|
||
Устройства |
сигнализации, централизации и блокировки |
под |
|
разделяют на перегонные и станционные. |
|
||
ГЛАВА 11. |
С И Г Н А Л И З А Ц И Я |
|
|
43. |
Назначение сигналов |
|
|
Сигнал — это |
условный видимый или звуковой знак, при |
помо |
щи которого передается определенный приказ (ПТЭ, Термины).
Сигналы служат для обеспечения безопасности |
движения, а |
|||||||||
также для |
четкой |
организации движения |
поездов |
и |
маневровой |
|||||
работы. «Сигнал |
является |
приказом |
и подлежит |
|
беспрекословному |
|||||
выполнению. |
Работники |
железнодорожного |
транспорта |
должны |
||||||
немедленно |
выполнять |
требования |
сигнала |
всеми |
|
возможными |
||||
средствами» |
(ПТЭ, § |
60). |
|
|
|
|
|
|
|
|
На железнодорожном |
транспорте применяются |
только сигна |
||||||||
лы, утвержденные Министром путей сообщения |
(ПТЭ, |
|
§ 62), еди |
|||||||
ные для всех железных дорог страны, установленные |
Инструкци |
|||||||||
ей по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. |
|
|
||||||||
Каждый |
видимый |
и звуковой сигнал должен |
иметь |
какое-то |
условное отличие. В качестве признаков, которыми отличают друг от друга видимые сигналы, используется цвет огней, их число и характер горения (мигающие и немигающие), форма, окраска и положение сигнальных элементов, характер движения флага или фонаря.
Видимые сигналы подаются светофорами, семафорами, диска
ми, |
щитами, фонарями, флагами, факел-свечами, |
сигнальными |
||||
указателями и сигнальными знаками. |
|
|
|
|
||
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков |
||||||
различной продолжительности. Для подачи звуковых |
сигналов |
|||||
служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов |
и автодре |
|||||
зин, |
ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки силовых |
уста |
||||
новок, станционные колокола и петарды. |
|
|
|
|||
1 |
В дальнейшем в этом |
разделе ссылка |
(Инструкция, § |
) |
будет |
отно |
ситься |
только к Инструкции |
по сигнализации на |
железных дорогах |
Союза |
ССР. |
109
Видимые сигналы по времени их применения разделяются на дневные, подаваемые в светлое время суток, ночные, подаваемые огнями в темное время суток, и круглосуточные, подаваемые оди
наково в светлое и темное время суток огнями, а также |
сигналь |
|
ные знаки (Инструкция, § 1, 2 и 3). |
|
|
В сигнализации, связанной с движением поездов, |
применяются |
|
следующие основные сигнальные цвета: |
|
|
а) зеленый, разрешающий движение с установленной |
скоро |
|
стью; |
|
|
б) желтый, разрешающий движение и требующий |
уменьшения |
|
скорости; |
|
|
в) красный, требующий остановки (ПТЭ, § 61). |
|
|
Зеленый, желтый и красный цвета приняты в |
сигнализации |
для движения поездов потому, что они резко отличаются друг от друга и от огней обычного освещения и, кроме того, источники света этих цветов при сравнительно малом расходе энергии обес печивают достаточную дальность видимости сигналов. Цвета сиг нальных стекол и линз должны строго соответствовать установ ленным стандартам и образцам (ПТЭ, § 62).
Помимо трех основных цветов, главным образом в сигнализа ции маневровыми светофорами, применяются огни еще двух цве тов: лунно-белый и синий. Кроме того, в ручных и поездных фо нарях, стрелочных и других указателях применяются прозрачнобелые и молочно-белые огни.
Сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на же лезных дорогах Союза ССР, составляют несколько групп, в зави симости от того, где и когда они применяются, т. е. от их основно
го назначения: |
|
|
|
п о с т о я н н ы е |
с и г н а л ы — светофоры и |
семафоры, применя |
|
емые в основном при движении поездов, а также |
при маневровой |
||
работе; |
|
|
|
п е р е н о с н ы е |
с и г н а л ы , применяемые |
при |
временном ог |
раждении мест, опасных для движения поездов во время работ на путях или внезапном возникновении препятствий (подаются щита ми, фонарями, флагами и факел-свечами);
с и г н а л ь н ы е у к а з а т е л и и з н а к и , применяемые для указания маршрутов следования, положения стрелок, гидравличе ских колонок, воздушных промежутков и других связанных с ними устройств, которые могут занимать несколько положений, а также
обозначать места, требующие определенных |
действий от |
маши |
|||
ниста (фонари, |
щиты, столбики и т. п.); |
|
|
|
|
р у ч н ы е с и г н а л ы , применяемые работниками железных |
до |
||||
рог при движении поездов и маневровой |
работе (подаются |
фла |
|||
гами, фонарями и дисками); |
|
|
|
|
|
п о е з д н ы е |
с и г н а л ы , применяемые |
для |
обозначения |
поез |
|
дов, снегоочистителей, автодрезин и других |
подвижных |
единиц |
|||
(подаются фонарями, флагами и дисками); |
|
|
|
||
з в у к о в ы е |
с и г н а л ы , применяемые |
при |
движении поездов и |
маневровой работе. ПО
44. Классификация светофоров |
|
|
Места установки светофоров являются |
началом |
перегонов, |
блок-участков, станций и др., т. е. границами |
различных |
огражда |
емых светофорами участков пути, что позволяет подразделять све тофоры по назначению. Так, светофор у станции, разрешающий или запрещающий своими сигналами вход поездам на станцию,
называют |
входным (рис. 68); |
светофор, |
разрешающий |
или |
запре |
||||
щающий |
отправление (выход) |
поездам |
со станций |
на |
перегон,— |
||||
в ы х о д н ы м ; |
если светофор стоит |
на границе блок-участков или |
|||||||
межпостовых |
перегонов, |
разрешая |
или |
запрещая |
проход |
поезду |
|||
с одного |
блок-участка |
(перегона) |
на |
другой, то его |
называют |
||||
п р о х о д н ы м ; |
светофор, |
разрешающий |
или запрещающий |
пере |
|||||
ход поезда по определенному |
маршруту |
из одного |
района станции |
вдругой, — м а р ш р у т ны м.
Вместах пересечения железной дороги в одном уровне с дру гой железной дорогой, трамвайными путями, троллейбусными ли ниями или водным путем с разводным мостом разрешение или за прещение движения поезда через пересечения подается светофо рами п р и к р ы т и я . Эти светофоры в закрытом положении как бы прикрывают транспорт, запрещая одновременное движение по другой пересекающейся дороге. Между светофорами имеется та
кая взаимозависимость, при которой открытие светофоров |
одного |
|||||
из пересекающихся |
путей возможно только при запрещающих пока |
|||||
заниях светофоров |
прикрытия других |
пересекающихся путей. На |
||||
разводных |
мостах |
открытие светофоров |
прикрытия |
должно |
быть |
|
возможно |
только при наведенном положении моста |
(ПТЭ, |
§ |
75) |
Рис. 68. Светофоры различного назначения
111