Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А В Т О М А Т И К А , ТЕЛЕМЕХАНИКА И С В Я З Ь

ГЛАВА 10.

А В Т О М А Т И К А И Т Е Л Е М Е Х А Н И К А Н А Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г А Х

41. Назначение сигнализации, централизации

и блокировки

Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) предназначаются для того, чтобы правильно и четко организовать движение поездов, а также маневровую работу, повысить пропуск­ ную способность железнодорожных линий и безопасность движения.

Средства автоматики и телемеханики позволяют вести центра­ лизованное командование и управление движением поездов на больших расстояниях. Основное назначение устройств СЦБ — ре­ гулировать движение поездов на перегонах путем их разграничения таким образом, чтобы на каждом перегоне (блок-участке) нахо­ дился только один поезд. Соблюдение этого важного принципа возможно только в том случае, когда пункты, разделяющие дви­ жущиеся поезда, разрешают или запрещают движение их с одно­ го перегона на другой с применением технических средств.

Устройства сигнализации, централизации и блокировки позво­ ляют повысить производительность труда за счет уменьшения чис­ ла работников, занятых на производстве, улучшить использова­ ние подвижного состава, что в конечном итоге ведет к снижению себестоимости перевозок.

42. Виды устройств СЦБ

Наиболее совершенным и распространенным средством сигна­ лизации и связи на железных дорогах, служащим для разграниче­ ния поездов раздельными пунктами, является путевая блокировка. На станциях при путевой блокировке устанавливают выходные светофоры или семафоры и поезд отправляется при открытом их положении без затраты времени на вручение машинисту особого разрешения.

При скрещении или обгоне поездов на станциях обгоняемый или прибывший встречный поезд останавливается на боковом пу­ ти, обгоняющий или встречный поезд пропускается по главному пути без остановки. Все эти поезда движутся на станции по раз­

ным

маршрутам, которые устанавливают

переводом входящих в

них

стрелок, чтобы направить поезд на

определенный приемо-

108


отправочный путь или отправить с него поезд. Применяемые при этом технические средства управления стрелками и сигналами светофоров из одного пункта называют ц е н т р а л и з а ц и е й стрелок и сигналов.

Система видимых и звуковых сигналов для передачи прика­ зов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работы, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются, является единой сигнализацией на желез­

ных дорогах

(Инструкция по сигнализации на железных дорогах

Союза ССР1 , Введение).

 

Устройства

сигнализации, централизации и блокировки

под­

разделяют на перегонные и станционные.

 

ГЛАВА 11.

С И Г Н А Л И З А Ц И Я

 

43.

Назначение сигналов

 

Сигнал — это

условный видимый или звуковой знак, при

помо­

щи которого передается определенный приказ (ПТЭ, Термины).

Сигналы служат для обеспечения безопасности

движения, а

также для

четкой

организации движения

поездов

и

маневровой

работы. «Сигнал

является

приказом

и подлежит

 

беспрекословному

выполнению.

Работники

железнодорожного

транспорта

должны

немедленно

выполнять

требования

сигнала

всеми

 

возможными

средствами»

(ПТЭ, §

60).

 

 

 

 

 

 

 

На железнодорожном

транспорте применяются

только сигна­

лы, утвержденные Министром путей сообщения

(ПТЭ,

 

§ 62), еди­

ные для всех железных дорог страны, установленные

Инструкци­

ей по сигнализации на железных дорогах Союза ССР.

 

 

Каждый

видимый

и звуковой сигнал должен

иметь

какое-то

условное отличие. В качестве признаков, которыми отличают друг от друга видимые сигналы, используется цвет огней, их число и характер горения (мигающие и немигающие), форма, окраска и положение сигнальных элементов, характер движения флага или фонаря.

Видимые сигналы подаются светофорами, семафорами, диска­

ми,

щитами, фонарями, флагами, факел-свечами,

сигнальными

указателями и сигнальными знаками.

 

 

 

 

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков

различной продолжительности. Для подачи звуковых

сигналов

служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов

и автодре­

зин,

ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки силовых

уста­

новок, станционные колокола и петарды.

 

 

 

1

В дальнейшем в этом

разделе ссылка

(Инструкция, §

)

будет

отно­

ситься

только к Инструкции

по сигнализации на

железных дорогах

Союза

ССР.

109



Видимые сигналы по времени их применения разделяются на дневные, подаваемые в светлое время суток, ночные, подаваемые огнями в темное время суток, и круглосуточные, подаваемые оди­

наково в светлое и темное время суток огнями, а также

сигналь­

ные знаки (Инструкция, § 1, 2 и 3).

 

 

В сигнализации, связанной с движением поездов,

применяются

следующие основные сигнальные цвета:

 

 

а) зеленый, разрешающий движение с установленной

скоро­

стью;

 

 

б) желтый, разрешающий движение и требующий

уменьшения

скорости;

 

 

в) красный, требующий остановки (ПТЭ, § 61).

 

 

Зеленый, желтый и красный цвета приняты в

сигнализации

для движения поездов потому, что они резко отличаются друг от друга и от огней обычного освещения и, кроме того, источники света этих цветов при сравнительно малом расходе энергии обес­ печивают достаточную дальность видимости сигналов. Цвета сиг­ нальных стекол и линз должны строго соответствовать установ­ ленным стандартам и образцам (ПТЭ, § 62).

Помимо трех основных цветов, главным образом в сигнализа­ ции маневровыми светофорами, применяются огни еще двух цве­ тов: лунно-белый и синий. Кроме того, в ручных и поездных фо­ нарях, стрелочных и других указателях применяются прозрачнобелые и молочно-белые огни.

Сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на же­ лезных дорогах Союза ССР, составляют несколько групп, в зави­ симости от того, где и когда они применяются, т. е. от их основно­

го назначения:

 

 

 

п о с т о я н н ы е

с и г н а л ы — светофоры и

семафоры, применя­

емые в основном при движении поездов, а также

при маневровой

работе;

 

 

 

п е р е н о с н ы е

с и г н а л ы , применяемые

при

временном ог­

раждении мест, опасных для движения поездов во время работ на путях или внезапном возникновении препятствий (подаются щита­ ми, фонарями, флагами и факел-свечами);

с и г н а л ь н ы е у к а з а т е л и и з н а к и , применяемые для указания маршрутов следования, положения стрелок, гидравличе­ ских колонок, воздушных промежутков и других связанных с ними устройств, которые могут занимать несколько положений, а также

обозначать места, требующие определенных

действий от

маши­

ниста (фонари,

щиты, столбики и т. п.);

 

 

 

 

р у ч н ы е с и г н а л ы , применяемые работниками железных

до­

рог при движении поездов и маневровой

работе (подаются

фла­

гами, фонарями и дисками);

 

 

 

 

п о е з д н ы е

с и г н а л ы , применяемые

для

обозначения

поез­

дов, снегоочистителей, автодрезин и других

подвижных

единиц

(подаются фонарями, флагами и дисками);

 

 

 

з в у к о в ы е

с и г н а л ы , применяемые

при

движении поездов и

маневровой работе. ПО


44. Классификация светофоров

 

 

Места установки светофоров являются

началом

перегонов,

блок-участков, станций и др., т. е. границами

различных

огражда­

емых светофорами участков пути, что позволяет подразделять све­ тофоры по назначению. Так, светофор у станции, разрешающий или запрещающий своими сигналами вход поездам на станцию,

называют

входным (рис. 68);

светофор,

разрешающий

или

запре­

щающий

отправление (выход)

поездам

со станций

на

перегон,—

в ы х о д н ы м ;

если светофор стоит

на границе блок-участков или

межпостовых

перегонов,

разрешая

или

запрещая

проход

поезду

с одного

блок-участка

(перегона)

на

другой, то его

называют

п р о х о д н ы м ;

светофор,

разрешающий

или запрещающий

пере­

ход поезда по определенному

маршруту

из одного

района станции

вдругой, — м а р ш р у т ны м.

Вместах пересечения железной дороги в одном уровне с дру­ гой железной дорогой, трамвайными путями, троллейбусными ли­ ниями или водным путем с разводным мостом разрешение или за­ прещение движения поезда через пересечения подается светофо­ рами п р и к р ы т и я . Эти светофоры в закрытом положении как бы прикрывают транспорт, запрещая одновременное движение по другой пересекающейся дороге. Между светофорами имеется та­

кая взаимозависимость, при которой открытие светофоров

одного

из пересекающихся

путей возможно только при запрещающих пока­

заниях светофоров

прикрытия других

пересекающихся путей. На

разводных

мостах

открытие светофоров

прикрытия

должно

быть

возможно

только при наведенном положении моста

(ПТЭ,

§

75)

Рис. 68. Светофоры различного назначения

111